Обобщение опыта работы
учебно-методический материал на тему

Обобщение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kogrusheva_n.e.doc331 КБ

Предварительный просмотр:

Когрушева Надежда Евгеньевна

учитель начальных классов

МБОУ СШ № 6

имени Героя Советского Союза И.А.Омельченко

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

На современном этапе развития общества перед общеобразовательной школой ставятся все более сложные задачи, требующие постоянного совершенствования образовательного процесса. В связи с принятием новых стандартов начальной школы утверждается курс на   такое построение учебно-воспитательного процесса, которое основывается в первую очередь на развитии и саморазвитии личности ребенка.

  В результате реформирования образования за последние годы значительно изменился подход к образованию. В новой экономической и социокультурной ситуации органы управления образованием, методические службы, педагогические коллективы общеобразовательных учреждений направляют свои усилия на сохранение единства и целостности образовательной системы, опираясь на традиции и проверенный временем педагогический опыт организации учебно-воспитательной работы, осуществляют качественное обновление содержания, форм и методов образования и воспитания детей. Современная теория обучения и воспитания детей все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые вызываются у него деятельностью, общением и специальными педагогическими влияниями [1].

Познавательный интерес проявляется не только во внешнем, видимом плане деятельности, которая становится активной, самостоятельной, творческой, углубленной и радостной.  Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности. Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий:

  • уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью);
  • характером (многосторонними, широкими интересами, локальными- стержневыми либо многосторонними интересами с выделением стержневого); местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием; своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характера); связью с жизненными планами и перспективами.

Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность школьника. Вполне объяснимо, поэтому внимание, оказываемое современными педагогическими исследованиями познавательным интересам, которые в становлении личности играют роль ценных мотивов деятельности, а при известных условиях становятся устойчивой чертой личности и обнаруживают себя в любознательности, пытливости, в постоянной и неистощимой жажде знаний. Поэтому проблема познавательного интереса требует своего развития.

        Необходимость обращения к  проблеме развития познавательного интереса на современном этапе образования обусловливается несколькими причинами:

• актуальностью проблемы познавательного интереса, которая возросла в связи с существующими в системе образования противоречиями между: необходимостью усвоения увеличивающегося объёма знаний и неспособностью учащихся к их усвоению; между уровнем развития познавательного интереса и возрастом школьника; между целями учебной деятельности, которые ставит педагог, и потребностями ребёнка;

• необходимостью рассмотрения феномена познавательного интереса как целостного образования с точки зрения его природосообразности, акцентирования внимания исследователей на зачатках познавательного интереса, проявляющихся у новорождённых в качестве «элементарной ориентировки, связанной с новизной ситуации»;

• зависимостью успешной учебной деятельности учащихся на протяжении всего периода обучения в школе от развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте в связи со следующими особенностями младшего школьника: открытость для взаимодействия с окружающим миром и людьми; отношение к миру как к целому; ещё не потерянная естественная увлечённость процессом познания.  

       В настоящее время идет активный поиск эффективных путей повышения качества обучения, развития у учащихся познавательных сил, способностей, активности. Успешность обучения во многом зависит от того, как       ученики относятся к учебной деятельности. Чем больше они увлечены ею, тем продуктивнее их труд. Создание положительного эмоционального фона процесса обучения и, в частности, урока достигается при взаимодействии многих факторов.  Каждый учебный предмет имеет свои возможности в развитии интереса к учебной деятельности. Уроки литературного чтения в этом отношении занимают особое место, так как в силу своей эстетической природы способны воздействовать на эмоционально-чувсвтенную сферу личности младшего школьника и делать его активным участником событий, описываемых автором художественных произведений [2].

В процессе работы мной были использованы следующие методы:  анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме; теоретическое и практическое моделирование процесса развития познавательного интереса младших школьников  в процессе литературного образования. Практические данные получены с помощью диагностических методов: анкет, интервью, бесед,   наблюдения, фиксирования реальной учебной деятельности; анализа продуктов деятельности учащихся.

Познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.

Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.

В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, к познавательной деятельности одного, а может быть, и ряда учебных предметов

Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся, в том числе и младших школьников:

  1. Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития, подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.
  2. Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.

3. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса — третье важное условие.

Благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения ученика [3].

Оба эти источника не изолированы друг от друга, они всё время переплетаются в учебном процессе, и вместе с тем стимулы, поступающие от них, различны, и различно влияние их на познавательную деятельность и интерес к знаниям, другие — опосредованно.

Общение учащихся друг с другом и с учителем создаёт многообразную гамму отношений, опосредованное влияние которых очень велико.

Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению познавательного интереса..

Таким образом, первый и самый основной параметр показателей познавательного интереса, который может обнаружить учитель без достаточных усилий, — это интеллектуальная активность школьника, в которой как в фокусе собираются все её проявления в познавательном интересе.

Исходя из анализа понятия познавательный интерес для нашего исследования важным показателем познавательного интереса  будет познавательная активность. С самого начала обучения необходимо формировать познавательную активность учеников, что должно стать неотъемлемой чертой обучения младших школьников.  
Понятие
«активность познавательной деятельности» комплексное, многогранное, охватывает все сферы жизни ребенка. В зависимости от понимания сущности, структуры и компонентов активность познавательной деятельности выявляется её основные критерии и параметры:
- прилежание  к учению (самостоятельность в  выполнении заданий учителя),   интерес к предмету (эмоциональная активность на уроках,  направленность интереса на объект изучения, проявление любознательности  и   устойчивости волевых устремлений).

Чтение художественной литературы – процесс творческий, и таким он должен быть в начальной школе для младшего школьника – начинающего читателя. Следовательно, на сегодняшний день    уроки литературного чтения  должны решать следующие задачи:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

-   учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

-  помогать накапливать эстетический опыт слушания произведений художественной словесности, воспитывать художественный вкус;

-  формировать потребность в постоянном самостоятельном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству;

-  обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

-  обеспечивать речевое развитие ребенка.  

В структуре работы по методу творческого чтения выделено три основных этапа:

-  знакомство с текстом литературного произведения;

- выражение читателями впечатлений от прочитанного в процессе создания вторичных художественных образов;

- обсуждение вторичных художественных образов.

Модель творческого чтения может быть представлена следующей схемой:

ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

словесное

развёртывание образов произведения

изобразительная

творческая

деятельность

по созданию

вторичных

художественных образов

музыкальная творческая

деятельность

по созданию

вторичных

художественных образов

театральная творческая

деятельность

по созданию

вторичных

художественных образов

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

СИНТЕЗИРОВАННЫЙ ОБРАЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 В процессе творческого чтения используется 4 группы приёмов в зависимости от вида творческой деятельности:

Словесное развёртывание образов произведения включает в себя следующие приёмы:  вопрос учителя, пересказ в изменённой форме, воспоминания о случаях из своей жизни, рассказ по аналогии, амплификацию, сопоставление двух или нескольких произведений, словесное рисование,  вычитывание, придумывание вопроса к произведению, представление книги.

Изобразительная творческая деятельность подразумевает приёмы: рисование эпизода, который больше понравился, рисование заданного эпизода, предмета, серию рисунков, рисование персонажа, изображение настроения эпизода, произведения или персонажа,  аппликацию, лепку, изготовление макета книги, рассматривание и обсуждение иллюстраций художников. 

Музыкальная творческая деятельность использует приёмы: сочинение мелодии к стихотворению (песня, вокализ-настроение), сочинение мелодии к прозаическому произведению (вокализ-настроение), сочинение песни персонажа (песня персонажа), музыкальная характеристика персонажей (вокализ-характеристика), создание музыкальных реплик и диалогов (музыкальная реплика, музыкальный диалог), прослушивание и обсуждение музыкальных иллюстраций композиторов.

Театральная творческая деятельность предусматривает чтение в образе  (радиотеатр), чтение в лицах, разыгрывание  эпизодов, инсценирование с помощью кукол, немые сцены, пантомима.

Задача 1-ой ступени: включить детей в общение друг с другом, вызвать интерес друг к другу.

Средство: “Игра”.

Дети делятся на 2 команды. Придумывают предложения из нескольких слов. Выбирают капитана из другой команды. Мимикой и жестами передают своей команде содержание предложения.

Цель: сохранить непосредственное восприятие и обогатить его понимание.

1 ступень

Задача: включить детей в коллективные творческие игры. Актуализировать, сформировать (если нет) готовность и способность играть.

Приращение - желание участвовать в коллективных играх. Способность к самооценке по критерию “я хорошо играю”. Средства: используя дошкольную игровую активность, учитель вовлекает первоклассника в любые игры с художественными средствами. (Крокодил). Кто услышал за 1 минуту, кто лучше подметил.

Педагогическая оценка. Мы  поощряем любую активность ребенка, даже если она непродуктивна.

Критерии завершения: дети активно вступают в игру поначалу, но затем активность уменьшается, игра приедается, надоедает, появляется стремление к усложнению игры за счет правил, ограничивающих активность.

2 ступень

Педагогические задачи: развивать у школьников практические умения и навыки игрового владения художественными средствами, т.е. способами организации словесного материала и тем самым объективировать для детей эти средства в качестве особых игрушек, средств и материала игры (например, урок секрета звукописи, почти хромающие строчки - рифма, или похожие хвосты).

Педагогические средства имеют вид правил игры, но более определенные, требующие более сложного оперирования художественными средствами.

Педагогическая оценка: объективация художественных средств в качестве средств игры.

Освоение критерия самооценки “я играю по правилам”.

Критерий завершения: ребенок хорошо играет по правилам и непроизвольно эмоционально реагирует на случайные непреднамеренные художественные удачи своих товарищей. Все ступени формируются на фоне постоянной работы, направленной на сохранение непосредственного восприятия.

3 ступень

Задачи: сформировать объективацию художественных средств в качестве средств художественного общения.

Дети пишут стихи.

Для первоклассника включить средства учебной деятельности, учебно -художественной или вообще любой освоенной деятельности в игру, в качестве средств. Если учебные средства - понятие. Стихотворный размер - средство.

Непосредственное эмоциональное реакция класса на неожиданное возникновение художественного образа возможно лишь в том случае, если дети сохраняют непосредственное восприятие. Такая реакция может и должна быть использована учителем, как педагогическое средство, обеспечивающего осознание ребенком авторитета своего коллектива [4].

Критерии завершения: ребенок осуществил двойное открытие:

  1. он открыл авторов в себе;
  2. он открыл коммуникативные возможности художественных средств, которыми раньше только играл.

Признак сформированности: дети начинают ориентироваться не на процесс, а на коммуникативный результат.

Оценивание:

1. По сравнению, что сделано раньше (относительное).

2. Абсолютное - по сравнению с творчеством мастеров.

Алгоритм подготовки к уроку.

1. Вчитаться в рассказ.

2. Сформировать гипотезу о возможном и значимом для меня сегодня (для моих учеников сегодня) авторском замысле, чтобы он хотел, чтобы со мной (с ними) произошло в результате этого рассказа.

3. Проверка гипотезы:

в соотнесении своих переживаний и образа замысла, который у нас (у меня) возник, с элементами отношений структуры произведения, с помощью литературоведческого анализа текста и анализа собственных переживаний.

обращение к литературоведческой литературе, консультация с коллегами, критика. Рискнуть и попытаться осмыслить произведение с детьми.

4. Проектирование урока, т.е. переводческая работа: перевожу с языка литературоведения на методический язык. Ход восприятия произведения, помню при этом, что моя задача заключается не в том, чтобы передать детям свое восприятие, а в том, чтобы сформировать способ воспроизведения произведения:

- актуализировать непосредственное переживание произведения.

- предложить или сформировать гипотезу об авторском замысле.

- помочь или проверить гипотезу в (соответствии) отношении с произведением.

Планирование урока.

Толчковый вопрос (задание): чтобы ребенок вернулся к переживаниям, соотнесся с гипотезой и начал говорить. Предлагаем дальнейший ход урока.

Заранее ищем критерии оценки своей педагогической работы: удалось ли мне обеспечить способ восприятия каждому ребенку своей, а вовсе не мое восприятия. Проводим урок, далее непременно самостоятельно или с коллегами  мы рефлексируем этот урок и фиксируем предложения по совершенствованию урока. Желательно на других детях повторить урок.

Желательно продумать от 3 -5 вариантов урока, тогда мы будем готовы импровизировать и 6 – 7 вариантов.

 Итак, познавательный интерес положительно влияет на все психические процессы и функции, но особенно велика связь интереса с вниманием, что особенно актуально для младших школьников. Внимание, связанное с интересом, бывает длительным и глубоким. Интерес способствует значительному повышению работоспособности и лучшему запоминанию учебного материала.

Чтобы творчески, осмысленно овладевать знаниями, чтобы учиться думать, чтобы появилась внутренняя мотивация (удовольствие от деятельности, познавательный интерес), нужна деятельность самого ученика. Наряду с репродуктивными методами необходимы поисковые, проблемные.

Литература:

  1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение. 2007. - 334 с.
  2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности /Л.И. Божович. - М.: Педагогика. 2007. – 324 с.
  3. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя /А.К. Маркова. - М.: Просвещение. 2009. - 196 с.
  4. Щукина, Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе  / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение. 2009. – 197 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Обобщение опыта работы"

Презентация посвящена обобщению опыта работы на тему "Формирование универсальных учебных действий путем применения кейс-технологии на уроках общественных дисциплин"...

Обобщение опыта работы

Способы повышения познавательного интереса у студентов к занятиям гуманитарного цикла путем использования методов активного обучения,проблемного обучения, ИКТ и интернет-ресурсов. Примеры заданий для ...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

Доклад на тему: "Выполнение курсовой работы студентами техникума в условиях ФГОС"...

Обобщение опыта работы

Современный этап развития образования характеризуется поиском педагогических направлений, отвечающих современных потребностям общества. Одним из направлений решения задачи реформирования, модернизации...

Самостоятельная работа слушателей в Ессентукском филиале СтГМУ. Обобщение опыта работы преподавателя Смирновой В.А.

Самостоятельная работа слушателей является неотъемлемой частью обучения при повышении фельдшерами-лаборантами своих профессиональных знаний и умений в специализированных учебных заведениях....

Обобщение опыта работы учебной фирмы ГБПОУ "НГК"

Представлен анализ работы учебной фирмы, созданной  на базе специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), который позволит преподавателям использовать данный опыт работы в своей про...

Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности в воспитательной работе. Отчетные материалы по учреждению.

Елена Никулина Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности в воспитательной работе. Отчетные материалы по учреждению. Сборник проектов социальных инициатив подготовлен с целью пе...