Обобщение опыта работы
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Когрушева Надежда Евгеньевна
учитель начальных классов
МБОУ СШ № 6
имени Героя Советского Союза И.А.Омельченко
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
На современном этапе развития общества перед общеобразовательной школой ставятся все более сложные задачи, требующие постоянного совершенствования образовательного процесса. В связи с принятием новых стандартов начальной школы утверждается курс на такое построение учебно-воспитательного процесса, которое основывается в первую очередь на развитии и саморазвитии личности ребенка.
В результате реформирования образования за последние годы значительно изменился подход к образованию. В новой экономической и социокультурной ситуации органы управления образованием, методические службы, педагогические коллективы общеобразовательных учреждений направляют свои усилия на сохранение единства и целостности образовательной системы, опираясь на традиции и проверенный временем педагогический опыт организации учебно-воспитательной работы, осуществляют качественное обновление содержания, форм и методов образования и воспитания детей. Современная теория обучения и воспитания детей все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые вызываются у него деятельностью, общением и специальными педагогическими влияниями [1].
Познавательный интерес проявляется не только во внешнем, видимом плане деятельности, которая становится активной, самостоятельной, творческой, углубленной и радостной. Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности. Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий:
- уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью);
- характером (многосторонними, широкими интересами, локальными- стержневыми либо многосторонними интересами с выделением стержневого); местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием; своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характера); связью с жизненными планами и перспективами.
Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность школьника. Вполне объяснимо, поэтому внимание, оказываемое современными педагогическими исследованиями познавательным интересам, которые в становлении личности играют роль ценных мотивов деятельности, а при известных условиях становятся устойчивой чертой личности и обнаруживают себя в любознательности, пытливости, в постоянной и неистощимой жажде знаний. Поэтому проблема познавательного интереса требует своего развития.
Необходимость обращения к проблеме развития познавательного интереса на современном этапе образования обусловливается несколькими причинами:
• актуальностью проблемы познавательного интереса, которая возросла в связи с существующими в системе образования противоречиями между: необходимостью усвоения увеличивающегося объёма знаний и неспособностью учащихся к их усвоению; между уровнем развития познавательного интереса и возрастом школьника; между целями учебной деятельности, которые ставит педагог, и потребностями ребёнка;
• необходимостью рассмотрения феномена познавательного интереса как целостного образования с точки зрения его природосообразности, акцентирования внимания исследователей на зачатках познавательного интереса, проявляющихся у новорождённых в качестве «элементарной ориентировки, связанной с новизной ситуации»;
• зависимостью успешной учебной деятельности учащихся на протяжении всего периода обучения в школе от развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте в связи со следующими особенностями младшего школьника: открытость для взаимодействия с окружающим миром и людьми; отношение к миру как к целому; ещё не потерянная естественная увлечённость процессом познания.
В настоящее время идет активный поиск эффективных путей повышения качества обучения, развития у учащихся познавательных сил, способностей, активности. Успешность обучения во многом зависит от того, как ученики относятся к учебной деятельности. Чем больше они увлечены ею, тем продуктивнее их труд. Создание положительного эмоционального фона процесса обучения и, в частности, урока достигается при взаимодействии многих факторов. Каждый учебный предмет имеет свои возможности в развитии интереса к учебной деятельности. Уроки литературного чтения в этом отношении занимают особое место, так как в силу своей эстетической природы способны воздействовать на эмоционально-чувсвтенную сферу личности младшего школьника и делать его активным участником событий, описываемых автором художественных произведений [2].
В процессе работы мной были использованы следующие методы: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме; теоретическое и практическое моделирование процесса развития познавательного интереса младших школьников в процессе литературного образования. Практические данные получены с помощью диагностических методов: анкет, интервью, бесед, наблюдения, фиксирования реальной учебной деятельности; анализа продуктов деятельности учащихся.
Познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.
Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.
В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, к познавательной деятельности одного, а может быть, и ряда учебных предметов
Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся, в том числе и младших школьников:
- Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития, подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.
- Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.
3. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса — третье важное условие.
Благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения ученика [3].
Оба эти источника не изолированы друг от друга, они всё время переплетаются в учебном процессе, и вместе с тем стимулы, поступающие от них, различны, и различно влияние их на познавательную деятельность и интерес к знаниям, другие — опосредованно.
Общение учащихся друг с другом и с учителем создаёт многообразную гамму отношений, опосредованное влияние которых очень велико.
Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению познавательного интереса..
Таким образом, первый и самый основной параметр показателей познавательного интереса, который может обнаружить учитель без достаточных усилий, — это интеллектуальная активность школьника, в которой как в фокусе собираются все её проявления в познавательном интересе.
Исходя из анализа понятия познавательный интерес для нашего исследования важным показателем познавательного интереса будет познавательная активность. С самого начала обучения необходимо формировать познавательную активность учеников, что должно стать неотъемлемой чертой обучения младших школьников.
Понятие «активность познавательной деятельности» комплексное, многогранное, охватывает все сферы жизни ребенка. В зависимости от понимания сущности, структуры и компонентов активность познавательной деятельности выявляется её основные критерии и параметры:
- прилежание к учению (самостоятельность в выполнении заданий учителя), интерес к предмету (эмоциональная активность на уроках, направленность интереса на объект изучения, проявление любознательности и устойчивости волевых устремлений).
Чтение художественной литературы – процесс творческий, и таким он должен быть в начальной школе для младшего школьника – начинающего читателя. Следовательно, на сегодняшний день уроки литературного чтения должны решать следующие задачи:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- помогать накапливать эстетический опыт слушания произведений художественной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном самостоятельном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- обеспечивать речевое развитие ребенка.
В структуре работы по методу творческого чтения выделено три основных этапа:
- знакомство с текстом литературного произведения;
- выражение читателями впечатлений от прочитанного в процессе создания вторичных художественных образов;
- обсуждение вторичных художественных образов.
Модель творческого чтения может быть представлена следующей схемой:
ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ | |||
словесное развёртывание образов произведения | изобразительная творческая деятельность по созданию вторичных художественных образов | музыкальная творческая деятельность по созданию вторичных художественных образов | театральная творческая деятельность по созданию вторичных художественных образов |
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА | |||
СИНТЕЗИРОВАННЫЙ ОБРАЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ |
В процессе творческого чтения используется 4 группы приёмов в зависимости от вида творческой деятельности:
Словесное развёртывание образов произведения включает в себя следующие приёмы: вопрос учителя, пересказ в изменённой форме, воспоминания о случаях из своей жизни, рассказ по аналогии, амплификацию, сопоставление двух или нескольких произведений, словесное рисование, вычитывание, придумывание вопроса к произведению, представление книги.
Изобразительная творческая деятельность подразумевает приёмы: рисование эпизода, который больше понравился, рисование заданного эпизода, предмета, серию рисунков, рисование персонажа, изображение настроения эпизода, произведения или персонажа, аппликацию, лепку, изготовление макета книги, рассматривание и обсуждение иллюстраций художников.
Музыкальная творческая деятельность использует приёмы: сочинение мелодии к стихотворению (песня, вокализ-настроение), сочинение мелодии к прозаическому произведению (вокализ-настроение), сочинение песни персонажа (песня персонажа), музыкальная характеристика персонажей (вокализ-характеристика), создание музыкальных реплик и диалогов (музыкальная реплика, музыкальный диалог), прослушивание и обсуждение музыкальных иллюстраций композиторов.
Театральная творческая деятельность предусматривает чтение в образе (радиотеатр), чтение в лицах, разыгрывание эпизодов, инсценирование с помощью кукол, немые сцены, пантомима.
Задача 1-ой ступени: включить детей в общение друг с другом, вызвать интерес друг к другу.
Средство: “Игра”.
Дети делятся на 2 команды. Придумывают предложения из нескольких слов. Выбирают капитана из другой команды. Мимикой и жестами передают своей команде содержание предложения.
Цель: сохранить непосредственное восприятие и обогатить его понимание.
1 ступень
Задача: включить детей в коллективные творческие игры. Актуализировать, сформировать (если нет) готовность и способность играть.
Приращение - желание участвовать в коллективных играх. Способность к самооценке по критерию “я хорошо играю”. Средства: используя дошкольную игровую активность, учитель вовлекает первоклассника в любые игры с художественными средствами. (Крокодил). Кто услышал за 1 минуту, кто лучше подметил.
Педагогическая оценка. Мы поощряем любую активность ребенка, даже если она непродуктивна.
Критерии завершения: дети активно вступают в игру поначалу, но затем активность уменьшается, игра приедается, надоедает, появляется стремление к усложнению игры за счет правил, ограничивающих активность.
2 ступень
Педагогические задачи: развивать у школьников практические умения и навыки игрового владения художественными средствами, т.е. способами организации словесного материала и тем самым объективировать для детей эти средства в качестве особых игрушек, средств и материала игры (например, урок секрета звукописи, почти хромающие строчки - рифма, или похожие хвосты).
Педагогические средства имеют вид правил игры, но более определенные, требующие более сложного оперирования художественными средствами.
Педагогическая оценка: объективация художественных средств в качестве средств игры.
Освоение критерия самооценки “я играю по правилам”.
Критерий завершения: ребенок хорошо играет по правилам и непроизвольно эмоционально реагирует на случайные непреднамеренные художественные удачи своих товарищей. Все ступени формируются на фоне постоянной работы, направленной на сохранение непосредственного восприятия.
3 ступень
Задачи: сформировать объективацию художественных средств в качестве средств художественного общения.
Дети пишут стихи.
Для первоклассника включить средства учебной деятельности, учебно -художественной или вообще любой освоенной деятельности в игру, в качестве средств. Если учебные средства - понятие. Стихотворный размер - средство.
Непосредственное эмоциональное реакция класса на неожиданное возникновение художественного образа возможно лишь в том случае, если дети сохраняют непосредственное восприятие. Такая реакция может и должна быть использована учителем, как педагогическое средство, обеспечивающего осознание ребенком авторитета своего коллектива [4].
Критерии завершения: ребенок осуществил двойное открытие:
- он открыл авторов в себе;
- он открыл коммуникативные возможности художественных средств, которыми раньше только играл.
Признак сформированности: дети начинают ориентироваться не на процесс, а на коммуникативный результат.
Оценивание:
1. По сравнению, что сделано раньше (относительное).
2. Абсолютное - по сравнению с творчеством мастеров.
Алгоритм подготовки к уроку.
1. Вчитаться в рассказ.
2. Сформировать гипотезу о возможном и значимом для меня сегодня (для моих учеников сегодня) авторском замысле, чтобы он хотел, чтобы со мной (с ними) произошло в результате этого рассказа.
3. Проверка гипотезы:
в соотнесении своих переживаний и образа замысла, который у нас (у меня) возник, с элементами отношений структуры произведения, с помощью литературоведческого анализа текста и анализа собственных переживаний.
обращение к литературоведческой литературе, консультация с коллегами, критика. Рискнуть и попытаться осмыслить произведение с детьми.
4. Проектирование урока, т.е. переводческая работа: перевожу с языка литературоведения на методический язык. Ход восприятия произведения, помню при этом, что моя задача заключается не в том, чтобы передать детям свое восприятие, а в том, чтобы сформировать способ воспроизведения произведения:
- актуализировать непосредственное переживание произведения.
- предложить или сформировать гипотезу об авторском замысле.
- помочь или проверить гипотезу в (соответствии) отношении с произведением.
Планирование урока.
Толчковый вопрос (задание): чтобы ребенок вернулся к переживаниям, соотнесся с гипотезой и начал говорить. Предлагаем дальнейший ход урока.
Заранее ищем критерии оценки своей педагогической работы: удалось ли мне обеспечить способ восприятия каждому ребенку своей, а вовсе не мое восприятия. Проводим урок, далее непременно самостоятельно или с коллегами мы рефлексируем этот урок и фиксируем предложения по совершенствованию урока. Желательно на других детях повторить урок.
Желательно продумать от 3 -5 вариантов урока, тогда мы будем готовы импровизировать и 6 – 7 вариантов.
Итак, познавательный интерес положительно влияет на все психические процессы и функции, но особенно велика связь интереса с вниманием, что особенно актуально для младших школьников. Внимание, связанное с интересом, бывает длительным и глубоким. Интерес способствует значительному повышению работоспособности и лучшему запоминанию учебного материала.
Чтобы творчески, осмысленно овладевать знаниями, чтобы учиться думать, чтобы появилась внутренняя мотивация (удовольствие от деятельности, познавательный интерес), нужна деятельность самого ученика. Наряду с репродуктивными методами необходимы поисковые, проблемные.
Литература:
- Аникеева, Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение. 2007. - 334 с.
- Божович, Л.И. Проблемы формирования личности /Л.И. Божович. - М.: Педагогика. 2007. – 324 с.
- Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя /А.К. Маркова. - М.: Просвещение. 2009. - 196 с.
- Щукина, Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение. 2009. – 197 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Обобщение опыта работы"
Презентация посвящена обобщению опыта работы на тему "Формирование универсальных учебных действий путем применения кейс-технологии на уроках общественных дисциплин"...
Обобщение опыта работы
Способы повышения познавательного интереса у студентов к занятиям гуманитарного цикла путем использования методов активного обучения,проблемного обучения, ИКТ и интернет-ресурсов. Примеры заданий для ...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
Доклад на тему: "Выполнение курсовой работы студентами техникума в условиях ФГОС"...
Обобщение опыта работы
Современный этап развития образования характеризуется поиском педагогических направлений, отвечающих современных потребностям общества. Одним из направлений решения задачи реформирования, модернизации...
Самостоятельная работа слушателей в Ессентукском филиале СтГМУ. Обобщение опыта работы преподавателя Смирновой В.А.
Самостоятельная работа слушателей является неотъемлемой частью обучения при повышении фельдшерами-лаборантами своих профессиональных знаний и умений в специализированных учебных заведениях....
Обобщение опыта работы учебной фирмы ГБПОУ "НГК"
Представлен анализ работы учебной фирмы, созданной на базе специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), который позволит преподавателям использовать данный опыт работы в своей про...
Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности в воспитательной работе. Отчетные материалы по учреждению.
Елена Никулина Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности в воспитательной работе. Отчетные материалы по учреждению. Сборник проектов социальных инициатив подготовлен с целью пе...