Доклад на тему: "Значение здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании студентов"
статья на тему
Доклад на тему: "Значение здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании студентов". Проблемы сохранения здоровья стали особенно актуальными на современном этапе. Социально-экономические изменения в обществе, кризисные явления повлекли за собой изменения мотиваций у детей в общеобразовательной деятельности, снижение их творческой активности, изменение социального поведения. Здоровьесберегающие технологии должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью учеников и учителей и всех участников общеобразовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_zdorovesberegayushchnh_tehnologiy_v_obuchenii_i_vospitanii_studentov.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ
Коровина Татьяна Владимировна
ГОБПОУ «Усманский многопрофильный колледж»
В настоящее время проблема сохранения здоровья касается всех областей общественной жизни, в том числе и образования. Уже ни для кого не секрет, что получение образования связано с потерей здоровья в той или иной мере. И хотя традиционно считается, что основная задача - дать необходимое образование, не менее важная задача - сохранить в процессе обучения здоровье обучающихся. Студенческий период жизни - не изолированная пространственно-временная ниша, а часть целостного цикла, в рамках которой завершается формирование фундамента здоровья человека и осуществляется процесс его профессионального образования.
Здоровье студенчества является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. Внедрение инновационных технологий, информатизация и «интернетизация» обучения, увеличение учебной нагрузки приводят к значительному снижению двигательной активности, следствием чего становится ухудшение состояния здоровья, снижение адаптационных возможностей организма студента. Высокий профессионализм вчерашнего студента, крепкое здоровье и творческое долголетие должны стать основными стержнями жизненного успеха специалиста. Погоня за образованием, за обладание дипломом специалиста, а в последствии получение высокооплачиваемой работы приводит к переутомлению в учебе, несоблюдение режима дня (10-12 часов занятий и короткая продолжительность сна), а также несовершенство отечественной системы образования делает проблему сохранения здоровья среди студенчества особенно острой и актуальной. Объем и интенсивность нагрузок, испытываемых сегодня студентами, приближается к тому уровню, который некоторые авторы называют "пределом физиологических возможностей организма". В связи с этим в последнее десятилетие появилась тенденция к развитию так называемых здоровьесберегающих технологий. Здоровьеформирующие образовательные технологии, по определению Н. К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, на формирование представления о здоровье как ценности, то есть создают мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Особенно велика роль в процессе здоровьесбережения учителя- предметника. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного студента больше, чем врач. Это не значит, что преподаватель должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто он должен работать так, чтобы обучение не наносило ущерба здоровью. То есть создавать условия для физического, психического, социального и духовного комфорта обучающихся.
Для преподавателя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. Очень интересными, на мой взгляд, являются проблемный метод и метод проектов. Они всегда ориентированы на самостоятельную деятельность студентов через организацию индивидуальной, парной, групповой форм работы. Ведь, анализируя фактический материал и оперируя им, расширяются и углубляются знания при помощи ранее усвоенной информации. А поэтапная смена деятельности является лучшим видом отдыха. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы продукции той или иной отрасли мирового хозяйства. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, например: в теме «Глобальные проблемы человечества» уместно стихотворения И.И. Ландо «Будь милосерден человек», в результате анализа которого происходит повторение темы, затрагиваются вопросы взаимодействия человека и природы. В этот момент процесс обучения как бы скрыт от обучающихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение.
Большую роль в решении различных педагогических задач, в том числе, и в вопросах здоровьесбережения, играют технические средства обучения. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному подростку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.
Охрана здоровья предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека ответственно относиться к своему здоровью, то у него больше шансов жить, не болея. В рамках работы студенческого научно- исследовательского кружка «Народная экология» мы работаем над такими проблемами: «Чернобыльский след: здоровье населения Усманского района», «Экологические проблемы атмосферы Липецкой области и их влияние на состояние здоровья населения», «Проблемы использования генетически модифицированных организмов» и др. Такие исследования позволяют не только акцентировать внимание студентов на региональных проблемах, но и самим подобрать необходимые рекомендации по выходу из сложившейся ситуации.
Будущее, как в России, так и в мире, безусловно, за молодым поколением, которое в настоящее время заявило о себе в полный голос, а новые успехи предопределены не только профессионализмом и теми знаниями, которые они получат в стенах учебных заведений, но и состоянием их здоровья. Здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь! «Надо, чтобы ум был здравым в теле здоровом»- Децим Ювенал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический доклад "Разработка занятий с использованием технологий диалектического обучения (вопросов-суждений)"
Рекомендуется для использования преподавателям специальных дисциплин....
ДОКЛАД «РОЛЬ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ»
Успех обучения и воспитания студентов ГБУ ПО РМ «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум им. А.П. Байкузова»» в первую очередь зависит от мастеров производственного обучения, преподавателей, и...
Доклад на тему: «Формирование общих и профессиональных компетенций в физическом воспитании студентов в ходе использования здоровьесберегающих технологий в обучении»
Главная цель работы преподавателей физкультуры – обеспечить студентам возможность сохранения здоровья за период обучения в колледже. Для этого необходимо:-...
ЗНАЧЕНИЕ ПЛЕНЭРА В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДИЗАЙН» УЛЬЯНОВСКОГО КОЛЛЕДЖА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
Пленэрная практика как дисциплина является важной составляющей учебного процесса в Ульяновском колледже культуры и искусства, логическим продолжением обучения и закрепления знаний по композиции, живоп...
Выступления на методическом семинаре: "Мастер производственного обучения - центральная фигура в обучении и воспитании студентов".
Мастер производственного обучения - центральная фигура в обучении и воспитании студентов.В современном, развивающимся бешеными темпами, мире каждый человек старается во всём преуспеть. Чтобы эффективн...
ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: «ЗНАЧЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА»
В современных условиях, когда экономика находится под воздействием постоянно ужесточающихся санкционных ограничений, эффективность реформирования системы среднего профессионального образования целесоо...
Здоровьесберегающие технологии в обучении
Главная задача - формирование здоровой личности, способной к сотрудничеству в поликультурной среде. Используя видео таблицы, картинки, фразы, обучающийся легче воспринимает подаваемый материал, ...