Формирование конкурентоспособного специалиста на уроках спецдисциплин
статья на тему
Предварительный просмотр:
Формирование конкурентоспособного специалиста на уроках спецдисциплин
Китаева Лариса Геннадьевна,
преподаватель специальных дисциплин,
Учреждение "Костанайский экономический
колледж Казпотребсоюза",
г.Костанай, Республика Казахстан
Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2016-2019 годы, определены современные требования к профессиональному образованию, которые побуждают к поиску новых путей в решении задач обновления содержания образования. Включение профессионального образования в число приоритетных национальных проектов с целью системного улучшения отечественного образования, повышения удовлетворенности общества его качеством, а в конечном итоге переход к реальной конкурентоспособности казахстанского образования с мировыми лидерами в этой сфере вносит изменения в характер деятельности педагогов. Педагогическая деятельность становится все более сложной и многогранной, возрастают требования к качественным характеристикам профессионализма преподавателей колледжа.
Динамика социально-экономических изменений, происходящих в Казахстане, обусловили качественно новые требования к кадровому ресурсу. Сегодня успешная профессиональная и социальная карьера специалиста невозможна без готовности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к иным условиям труда, постоянно "доводить" свой профессиональный уровень до качества, необходимого при решении новых профессиональных задач.
В новых условиях всё более очевидным становятся противоречия между:
уровнем общего и профессионального образования и возможностью трудоустройства молодёжи в обществе с развивающейся рыночной структурой;
свободой обучающихся в выборе содержания и форм обучения и обеспечением государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования.
Для преодоления этих противоречий необходим новый подход, способствующий формированию специалиста, способного к самореализации, к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности, к решению жизненных и профессиональных проблем.
"Новый подход означает постепенный переход с трансляции знаний и формирования навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, включающих потенциал и способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно - экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства"» [2, с. 45].
Разные авторы выделяют различные компетенции, вместе с тем, можно выделить компетенции, охватывающие наиболее важные сферы жизнедеятельности будущего специалиста ТиПО: профессиональная компетенция; ценностно-смысловая компетенция; общекультурная компетенция; учебно-познавательная компетенция; информационная компетенция; коммуникативная компетенция; социально-трудовая компетенция; компетенция личностного самосовершенствования.
Все перечисленные компетенции важны, но самую большую роль в становлении специалиста играет профессиональная компетенция. Профессиональная компетенция является основной составляющей современного специалиста и включает в себя: профессиональные интересы; профессиональную направленность; профессиональную мотивацию; готовность к профессиональной деятельности.
Задачей преподавателя специальных дисциплин является создание условий для овладения наибольшим количеством компетенций, так как именно это и является основой подготовки конкурентоспособного специалиста в современных условиях.
Поиски ответа на вопрос "как учить результативно?" привели к необходимости использования в работе преподавателя специальных дисциплин современных педагогических технологий.
Какие из технологий можно считать современными? Если подходить к вопросу с общепринятых позиций, то современным считается то, что создано при жизни действующего зрелого поколения. С другой стороны, есть технологии, созданные раньше, но осваиваемые по-настоящему только сейчас. Третью группу можно составить из технологий, довольно давно созданных и культивируемых за рубежом, но лишь недавно попавших в наши пределы и осваиваемых сейчас.
При выборе современных педагогических технологий я руководствуюсь таким критерием, как формирование у обучающихся социально адекватных ценностей - потребность в получении знаний; умение самостоятельно организовывать работу по усвоению знаний; выбор наиболее оптимальных путей для решения учебных задач; своей образовательной деятельности; самооценка.
Изучение научно-теоретических основ педагогических технологий позволило выделить группу интерактивных технологий обучения как особенно значимую при изучении экономических дисциплин. "Интерактивные технологии - это вид информационного обмена обучающихся с окружающей информационной средой"[4, с. 125]. Можно выделить три вида информационного обмена.
Экстраактивный режим: информационные потоки направлены от субъекта обучающей системы к объекту обучения, но циркулируют в основном вокруг него, не проникая внутрь объекта. Обучающийся выступает в роли пассивного слушателя. Этот режим характерен для обзорных лекций, традиционной технологии. Учение представлено в основном активностью обучающей среды.
Интраактивный режим: информационные потоки идут на обучающегося или группу, вызывают их активную деятельность, замкнутую внутри них. Обучающиеся выступают здесь как субъекты учения, учащие себя. Этот режим характерен для технологий самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития.
Интерактивный режим: в этом случае информационные потоки проникают в сознание обучающегося, вызывают его активную деятельность и порождают обратный информационный поток. Информационные потоки, таким образом, или чередуются по направлению, или имеют двухсторонний (встречный) характер: один поток исходит от преподавателя, другой - от обучающегося. Этот режим и характерен для интерактивных технологий.
Интерактивные технологии позволяют мне реализовывать следующие целевые ориентации: активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся; возбуждение внутреннего диалога обучающегося; обеспечение пониманию информации, являющейся предметом обмена; индивидуализация педагогического взаимодействия; вывод обучающегося на позицию субъекта обучения; достижение двухсторонней связи преподавателя и обучающегося.
Самой общей задачей преподавателя в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией: выявление многообразия точек зрения; обращение к личному опыту участников; поддержка активности участников; соединение теории и практики; взаимное обогащение опыта участников; облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников; поощрение творчества участников.
Хотелось бы отметить некоторые особенности организации процесса обучения с использованием интерактивной технологии: информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов. Интерактивное общение способствует умственному развитию. При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Обратная связь способствует значительному повышению эффективности обмена учебной информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи. Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии обучающихся с учебным окружением. Учебная среда выступает как реальность, в которой обучающийся находит себя как область осваиваемого опыта, причем речь идет о не просто о подключении его эмпирических наблюдений, жизненных впечатлений в качестве вспомогательного материала или иллюстративного дополнения. Опыт обучающегося - это центральный активатор учебного познания. В традиционной обучении преподаватель играет роль "фильтра", пропускающего через себя учебную информацию, в интерактивном - роль помощника в работе, одного из факторов, активизирующих взамонаправленные потоки информации.
По сравнению с традиционным, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с преподавателем: его активность уступает место активности обучающихся, задача педагога - создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии обучающиеся выступают полноправными участниками, их опыт не менее важен, чем опыт преподавателя, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает к самостоятельному поиску. Преподаватель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой их них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора - эксперта я излагаю текстовый материал, демонстрирую видеоряд, отвечаю на вопросы, отслеживаю результаты процесса и т.д. В роли организатора - фасилитатора я организую взаимодействие обучающихся с социальным и физическим окружением (разбиваю на подгруппы, побуждаю их самостоятельно собирать данные, координирую выполнение заданий, подготовку мини - презентаций и т.д.). В роли консультанта я обращаюсь к профессиональному опыту участников, помогаю искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.
Эффективность любого процесса, в том числе и процесса использования в своей работе современных педагогических технологий, невозможна без мониторинга. Мониторинг – это систематическое наблюдение, анализ, оценка и прогноз состояния и динамики изменений результатов и условий осуществления образовательных процессов. Для оценки результативности работы по использованию современных педагогических технологий я использовала такие формы мониторинга, как анкеты, тесты и контрольно - измерительные материалы.
Полученные на основании мониторинга результаты свидетельствует о следующем:
- реализовано желание соответствовать современным тенденциям технического и профессионального образования, возрос интерес к экономическим дисциплинам, появилась мотивация осознанного восприятия изучаемого материала как части будущей специальности, повышена эффективность и результативность урока; осуществляется формирование конкурентоспособного специалиста;
- современные педагогические технологии позволили мне повысить качество знаний, в среднем, на 9 %, решить такие проблемы, как: низкий уровень "школьной" подготовки по общеобразовательным дисциплинам, отсутствие интереса к учебной дисциплине, отсутствие осознанной мотивации обучения;
- повысилась познавательная активность обучающихся (на уроках с применением современных педагогических технологий 75 % обучающихся становятся более активными, у 47 % – усиливается познавательная самостоятельность и повышается уровень познавательного интереса);
- использование современных педагогических технологий происходит, в большей степени (т.е. в 4 раза выше), под влиянием стимулирующих факторов - обучение на курсах, новизна деятельности и возможность экспериментирования, интерес к работе, возрастающая ответственность; к препятствующим факторам можно отнести недостаток времени;
- вместе с тем, уровень подготовки обучающихся (базовые знания по общеобразовательным дисциплинам, отсутствие умений работать с литературой, выделять главное, анализировать, обобщать и др.) не позволяет в полной мере использовать возможности педагогики и дидактики, трансформировав их в эффективные инновационные технологии обучении.
Список литературы:
1. Республика Казахстан. Указ Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016 года № 205. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы: офиц. текст. - А.: Собрание актов Президента и Правительства Республики Казахстан, 2016
2. Атанов Г.А. Деятельностный подход в обучении. - Донецк: ЕАИ-Пресс, 2001. - 160 с.
3. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М., 2002.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
5.Смирнов С.Д. Технологии в образовании // Высшее образование в России. - 1999. - № 1. - С. 109-112;. Еще раз о технологиях обучения // Ibid. - 2000.- №6. - С. 113-119.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование профессиональных компетенций на уроках спецдисциплин в КГБОУ СПО Комсомольский-на-Амуре политехнический техникум.
Концепция модернизации российского образования предусматривает введение такой категории как ключевые компетенции выпускника. В образовательной практике категория «квалифицированный специалист» п...
Краткий доклад на педсовете на тему " Формирование конкурентоспособного специалиста в области строительства".
P { margin-bottom: 0.21cm; } Студентами колледжа становится, в основном,15-ти летняя молодежь после окончания 9 классов общеобразовательной школы. Большинство из них поступает на учебу по выбору ...
Практико-ориентированные оценочные средства как метод формированию конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста
Новые стандарты ФГОС включают в себя не только требования к знаниям, но и к уровню воспитанности, развития личности, а также к условиям образования. Вот почему перед нами остро встала и в ...
"Мотивация на занятиях английского языка в колледже как ключевой фактор формирования конкурентоспособного специалиста"
Владение иностранным языком стало настоящей потребностью, так как современный специалист должен обладать профессиональными и общими компетенциями. Иностранные языки становятся одним из главных факторо...
Мотивация на занятиях иностранного языка в ССУЗ как ключевой фактор формирования конкурентоспособного специалиста
Проблема мотивации в изучении иностранных языков становится чрезвычайно актуальной сегодня. В последнее время в нашей стране существенно вырос интерес к иностранным языкам, в первую очередь – к ...
Творческая созидательная деятельность педагогов и ее значение для формирования конкурентоспособности будущего специалиста
Творческая созидательная деятельность педагогов и ее значение для формирования конкурентоспособности будущего специалиста...
применение интенсивных технологий обучения для формирования общих компетенций на урока спецдисциплин по профессии Повар, кондитер
Для повышения качества учебного процесса в СПО огромное значение иммеет правильный подбор педагогических технологий. Интенсивные технологии обучения воссоздают не только предметное, но исоциальное сод...