Реализация модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров для судостроительной отрасли Санкт-Петербурга
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._praktika_rabrty_rts.docx | 99.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Реализация модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров для судостроительной отрасли Санкт-Петербурга».
Зав. ресурсным центром
СПб ГБПОУ КСиПТ Боталова Я.В.
Внедрение передовых подходов к подготовке рабочих и инженеров — один из ключевых вопросов для технологического и экономического прорыва страны, а также повышения качества жизни и реальных доходов граждан, о чем неоднократно заявлял президент России Владимир Путин. Он отметил, что и инженерные, и рабочие профессии требуют высочайшей компетенции, для чего выстраивается система современных профессиональных стандартов, которая должна включать в себя все звенья — дополнительное образование, среднее профессиональное образование и высшее инженерное образование. При этом большая роль отводится сотрудничеству бизнеса и профессиональных образовательных организаций, при которых образовательная организация дает теоретическую подготовку, а практической занимается предприятие - прямо в цехах, на своем оборудовании.
В условиях импортозамещения и реализации программ модернизации предприятий судостроительной отрасли возникает потребность в рабочих кадрах высокого уровня квалификации, быстро адаптирующихся на предприятии. Решению этой проблемы способствует модель дуального обучения, реализуемая в процессе профессионального обучения и при реализации образовательных программ среднего профессионального образования.
Организатором такого обучения в Санкт-Петербурге выступает Колледж судостроения и прикладных технологий. Совместно с Колледжем в реализации модели дуального обучения принимают участие АО «Адмиралтейские верфи», ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» и др.
Реализация модели дуального обучения может быть полезной всем профессиональным образовательным организациям, имеющим прочные связи с социальными партнерами, изъявившими желание принять участие в такой форме реализации программ профессионального обучения и профессионального образования.
Реализация модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров позволяет повысить качество подготовки выпускников ПОО благодаря созданию системы наставничества на предприятии и организации практико-ориентированного обучения на базе Колледжа, а обучающимся получить необходимую квалификацию на конкретном рабочем месте и легче адаптироваться в трудовом коллективе.
Основной целью реализации модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, является содействие решению проблемы кадрового обеспечения судостроительных предприятий города и подготовка рабочих, максимально ориентированных на запросы производства.
Преимущества данной системы обучения следующие:
- устраняется разрыв между теорией и практикой;
- создается высокая мотивация получения знаний, умений и практического опыта в работе, т.к. качество знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;
- заинтересованность руководителей предприятий в практическом обучении своего работника;
- образовательное учреждение, работающее в тесном контакте с заказчиком, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам, в ходе обучения.
Практическая значимость внедрения элементов дуального обучения заключается в том, что ее реализация даст:
- дополнительные возможности повышения эффективности подготовки рабочих и специалистов среднего звена;
- диверсификацию профессионального образования;
- более разностороннее профессиональное развитие обучающихся;
- социализацию и адаптацию молодых рабочих в производственных условиях.
Для обеспечения организационных мероприятий, мониторинга, координации и контроля реализации программы организации дуального обучения, приказом директора Колледжа создана рабочая группа из педагогических работников колледжа, других ОУ, а также из сотрудников судостроительных предприятий. Задачи, поставленные перед рабочей группой, заключаются в разработке мероприятий по внедрению дуальной модели обучения.
Основные направления взаимодействия образовательной организации и предприятий в области профессионального образования при реализации данного проекта:
- участие работодателей в разработке образовательных программ;
- организация профессиональной практики обучающихся с использованием технологической базы предприятий, стажировок преподавателей специальных дисциплин и специалистов;
- тесное взаимодействие сторон по вопросам подготовки специалистов и содействия их трудоустройству;
- привлечение к процессу обучения специалистов, имеющих опыт профессиональной деятельности в соответствующих производственных подразделениях;
- участие в организации контроля над качеством подготовки специалистов при поведении итоговой аттестации обучающихся;
- консолидация ресурсов образовательных учреждений и работодателей для совершенствования системы профессионального образования;
- подготовка мастеров производственного обучения на предприятиях - участниках программы, в том числе посредством стажировок на зарубежных предприятиях;
- создание и апробация программы вовлечения специалистов - носителей навыков и компетенций в процесс обучения новых кадров;
- создание условий для социализации и саморазвития студентов.
Задачи, решаемые при реализации модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров для судостроительной отрасли Санкт-Петербурга:
1. Реализация программ профессионального обучения на основании заявок организаций и предприятий на основе модели дуального обучения;
2. Внедрение элементов дуальной модели обучения в образовательные программы среднего профессионального образования;
3. Педагогическое сопровождение ускоренной адаптации обучающихся, участвующих в реализации дуальной модели обучения;
4. Разработка и реализация дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации) для производственного персонала предприятий, участвующего в образовательном процессе, и педагогических работников колледжа с целью реализации модели дуального обучения;
5. Диссеминация опыта реализации инновационной образовательной программы в массовую практику профессионального образования города.
Дуальная система подготовки кадров характеризуется как образовательный процесс, сочетающий практическое обучение с частичной занятостью на производстве и обучение в традиционном образовательном учреждении. Вместе с тем, дуальное образование – это больше, чем практикориентированные образовательные технологии. Это иной, более гибкий и мобильный способ взаимодействия двух систем: образования и труда; метод, позволяющий сократить дисбаланс между качеством образования и актуальными требованиями высокотехнологичных производств.
Для достижения поставленной цели рабочей группой определены поэтапно следующие задачи:
I этап
1. Анализ рабочих программ, в которые будут внедряться элементы дуального обучения.
2.Разработка программ профессионального обучения (подготовки, переподготовки и повышения квалификации) с использованием элементов дуального обучения.
3. Изучение опыта пилотных регионов, участвующих в реализации дуального обучения.
II этап
1. Реализация программ профессионального обучения (подготовки, переподготовки и повышения квалификации) различных групп населения.
2. Реализация программ профессионального обучения (подготовки, переподготовки и повышения квалификации) в виде модулей в основных профессиональных образовательных программах с использованием элементов дуального обучения.
3. Разработка модели учебного процесса с использованием элементов дуального обучения по основным профессиональным образовательным программам с новыми модулями.
4. Разработка методических рекомендаций по технологии внедрения в учебно-методический комплекс элементов дуального обучения.
III этап
1. Проведение анализа реализации инновационной образовательной программы.
2. Корректировка программ профессионального обучения (подготовки, переподготовки и повышения квалификации) различных групп населения.
3. Корректировка программ профессионального обучения (подготовки, переподготовки и повышения квалификации) в виде модулей в основных профессиональных образовательных программах с использованием элементов дуального обучения.
4. Корректировка методических рекомендаций по технологии внедрения в учебно-методический комплекс элементов дуального обучения.
На предварительном этапе рабочей группой проекта возникла потребность в проведении мониторинга лучших практик и опыта внедрения дуального обучения в России и за рубежом.
Рабочей группой была разработана Модель внедрения дуального обучения в образовательные программы среднего профессионального образования (ППКРС).
Структурно-функциональная модель практики включает:
1) Колледж и работодателей - судостроительные предприятия города. Колледж является исполнителем заказа на подготовку кадров. Функции колледжа для решения этой задачи заключаются в следующем: разработка совместно с представителями предприятий образовательных программ профессионального обучения и образовательных программ среднего профессионального образования с использованием дуальной модели обучения; заключение договоров с предприятиями о совместной реализации образовательных программ; заключение ученических договоров; разработка материалов для проведения квалификационного экзамена и государственной итоговой аттестации, а также проведение итоговой аттестации выпускников совместно с представителями предприятий; мониторинг трудоустройства выпускников в течение года после выпуска. Работодатели являются заказчиками на подготовку кадров, в связи с чем они определяют потребность в необходимых рабочих, участвуют в разработке модели учебного процесса, учитывающей принципы дуального обучения и специфику предприятия, обеспечивают наставничество на рабочих местах при проведении производственной практики, совместно с Колледжем разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся с учетом исходного уровня их образования и производственного опыта.
2) Реализации модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена осуществляется на основе нормативно-правовой базы, которая включает в себя:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Трудовой кодекс Российской Федерации;
- Приказ Минобрнауки России от 18.04.2013 № 292 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;
- Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;
- Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования;
- Профессиональные стандарты;
- Устав колледжа.
В связи с отсутствием федеральной и региональной нормативной базы в Колледже совместно с работодателями, участниками реализации практики, были разработаны следующие локальные нормативные акты:
- Положение о порядке реализации дуального обучения при подготовке рабочих кадров в СПБ ГБПОУ «Колледж судостроения и прикладных технологий» - определяет порядок организации и проведения обучения с использованием дуального обучения;
- Положение о предприятии, учитывающем требования методики реализации модели дуального обучения – закрепляет обязанности предприятия и колледжа при реализации модели дуального обучения.
- Положение о рабочей группе по реализации инновационной программы «Внедрение элементов дуального образования в образовательный процесс при подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена на примере судостроительной отрасли в рамках реализации основных профессиональных программ» на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Колледж судостроения и прикладных технологий».
- Положение о наставничестве в рамках дуального образования.
- Положение о производственном экзамене.
- Договор об организации производственной практики с использованием дуального обучения.
-Договор об организации стажировки на базе предприятия.
-Ученический договор о дуальном обучении.
Для внедрения дуальной модели обучения были выбраны две наиболее востребованные в судостроении профессии - «Слесарь-монтажник судовой» и «Судостроитель-судоремонтник металлических судов». Для этих профессий были разработаны учебно-методические комплексы, включающие в себя:
-Учебные планы (26.01.03 «Слесарь-монтажник судовой» и 26.01.01. «Судостроитель-судоремонтник металлических судов»):
- Календарные графики;
-Рабочие программы дисциплин и практик;
- Контрольно-оценочные средства и др.
3) Внедрение элементов дуального обучения в основные профессиональные образовательные программы для профессии «Слесарь-монтажник судовой» начинается на 2-ом курсе обучения (2017-2018 учебный год), а для профессии «Судостроитель-судоремонтник металлических судов» - на 3-ем курсе (2018-2019 уч. год). Такое распределение связано с особенностью ФГОС по данным профессиям. При реализации учебного плана по профессии «Слесарь-монтажник судовой» на втором курсе проводилась концентрированная производственная практика по ПМ.01 «Выполнение слесарных операций при демонтаже, ремонте, сборке, монтаже судовых конструкций и механизмов» на ПАО СЗ «Северная верфь» в объеме 490 часов. На 3 курсе на производственную практику по ПМ 02 «Гибка труб в цехах и на судах» отведено 612 часов. Такое большое количество часов на производственную практику по данным модулям объясняется тем, что данные модули участвуют в формировании компетенций, по которым потом выпускникам присваиваются квалификации.
4) Для реализации образовательных программ среднего профессионального образования (ППКРС) на период прохождения производственной практики заключается трехсторонний договор об организации производственной практики с использованием дуального обучения между Колледжем, предприятием и обучающимся (законным представителем обучающегося, если он несовершеннолетний).
5) После заключения договоров педагогические работники и сотрудники верфей, участвующие в образовательном процессе, разрабатывают или корректируют образовательные программы с учетом требований дуального обучения и специфики конкретного предприятия.
6) Разработка или обновление образовательных программ состоит из следующих шагов:
а) анализ профессиональных стандартов по выбранным профессиям и определение результатов обучения;
б) разработка процедур и средств оценки результатов обучения по программе;
в) разработка структуры и содержание программ, удовлетворяющей требованиям профессиональных стандартов и требованиям организаций-работодателей;
г) разработка учебного плана и календарного графика, синхронизированного с деятельностью предприятия. В связи с тем, что Колледж готовит рабочие кадры для современных высокотехнологичных судостроительных производств, соотношение между теоретической подготовкой и практикой ориентировано на существенное превышение практического обучения по отношению к теоретическому: ~70% и ~30%. Именно на такое соотношение направлено дуальное обучение;
д) экспертиза образовательной программы с участием всех заинтересованных сторон.
7) Для организации образовательного процесса в Колледже издаются приказы об организации производственной практики с использованием дуального обучения.
8) На предприятии за каждым обучающимся приказом по подразделению назначается наставник. Каждый обучающийся обеспечивается средствами обучения, расходными материалами, спецодеждой.
Для организации работы наставника на каждом предприятии, с которыми сотрудничает Колледж, разработаны и активно применяются положения о наставничестве, учитывающие специфику каждого конкретного предприятия. Согласно положениям, работа наставников дополнительно оплачивается предприятием, поэтому наставник отвечает за качество практической подготовки. К наставничеству привлекаются опытные работники-профессионалы, которые непосредственно на рабочем месте передают свои знания и опыт практикантам, знакомят их с производством, а также способствуют формированию взаимоотношений в новом коллективе. Для каждого обучающегося в зависимости от уровня его подготовки и рабочего места, на которое он принимается на работу, сотрудниками Колледжа совместно с наставником разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты.
9) Важным этапом реализации модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров является оценка результатов обучения. Для определения соответствия полученных знаний, умений и практического опыта профессиональным стандартам для осваивающих программы профессионального обучения и требованиям ФГОС для осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования и установления на этой основе выпускникам квалификационных разрядов, разрабатываются контрольно-оценочные средства.
Реализация модели дуального обучения требует дополнительных усилий и от предприятия и образовательного учреждения. Колледж несет полную ответственность за качество теоретической подготовки, методическое обеспечение образовательного процесса, предоставляя обучающимся доступ к электронным образовательным ресурсам, лабораториям и учебно-производственным мастерским. Занятия в Колледже ведут педагогические работники образовательного учреждения и специалисты предприятий. Для качественной теоретической подготовки преподавателями и мастерами производственного обучения Колледжа разрабатываются программы обучения, в которых учитываются требования работодателей и профессиональных стандартов. Педагогические работники, участвующие в реализации модели дуального обучения, в обязательном порядке проходят стажировки в цехах предприятий, чтобы быть постоянно в курсе процесса модернизации производства.
Предприятие отвечает за практическую составляющую обучения, обеспечивая обучающихся квалифицированным наставником, рабочим местом, расходными материалами, спецодеждой и др. При прохождении практического обучения на предприятии используется материально-техническая база цехов и участков, за которыми закреплены обучающиеся. Реализация образовательных программы с применением дуальной модели полностью финансируется предприятием, при этом часть средств, затраченных на обучение, возвращается предприятию в рамках реализации целевой городской программы опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения. Несмотря на существенные финансовые затраты на обучение, предприятия заинтересованы в нем, так как выпускники по окончании обучения сразу без «доучивания» приступают к производственной деятельности, показывая хорошие результаты, при этом значительно снижается текучесть кадров.
Работники предприятий, привлекаемые к процессу обучения, получают консультационную помощь по вопросам педагогики, психологии общения с практикантами и др. от сотрудников образовательного учреждения и профильных образовательных организаций, с которыми у Колледжа заключены договора.
Для оценки эффективности применения модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров в Колледже были разработаны критерии, из которых наиболее значимыми являются: доля завершивших обучение в СПб ГБПОУ КСиПТ по программам профессионального обучения с использованием модели дуального обучения от общего количества обученных; доля в общем количестве обучающихся лиц, осваивающих программы профессионального обучения, по договорам с предприятиями; доля трудоустроившихся по окончании обучения в общей численности лиц, завершивших обучение, доля трудоустроенных выпускников, продолжающих работу на предприятии в течение года, доля реализуемых программ профессионального обучения, прошедших экспертизу отраслевых работодателей (профессиональных объединений работодателей), количество разработанных и реализованных образовательных программ для реализации модели дуального обучения и др.
Результаты реализации модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров, приведенные в таблице, свидетельствуют о том, что реализуемая Колледжем практика дает положительные результаты.
№ | Профессия | Результаты квалификационных экзаменов по модулям | % успевающих на «4» и «5» | Результаты дифференцированных зачетов по МДК | % успевающих на «4» и «5» | ||||
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | ||||
1 | 26.01.02 «Судостроитель судоремонтник неметаллических судов» | 9 | 8 | 8 | 68% | 9 | 4 | 12 | 52% |
2 | 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» | 12 | 11 | 4 | 85% | 9 | 11 | 7 | 74% |
3 | 26.01.03. «Слесарь-монтажник судовой» (реализуются элементы дуальной модели обучения) | 9 | 13 | 2 | 96% | 12 | 11 | 1 | 96% |
При реализации модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров для судостроительной отрасли Санкт-Петербурга были отмечены также:
1) высокие результаты промежуточной и итоговой аттестации;
2) высокая мотивация у обучающихся к обучению, так как результаты обучения напрямую влияют на трудоустройство и уровень заработной платы выпускников;
3) заинтересованность руководителей предприятий в программах профессионального обучения для своих работников;
4) заинтересованность образовательного учреждения в получении дополнительного дохода, который позволяет улучшать условия для реализации образовательного процесса.
В целях диссеминации опыта реализации модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров Колледжем проводились семинары, круглые столы, мастер-классы, видеоконференции, в которых принимали участие педагогические работники профессиональных образовательных учреждений города и представители работодателей.
Сильными сторонами реализации модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров для судостроительной отрасли Санкт-Петербурга являются:
- заключение договоров об обучении по образовательным программам СПО с использованием дуального обучения с крупнейшими судостроительными верфями города (гарантия дальнейшего трудоустройства слушателей);
- возможность подготовки для предприятий рабочих с востребованным набором компетенций;
- возможность сетевого взаимодействия образовательного учреждения и предприятия для использования материально-технической базы предприятия;
- профессиональный рост педагогов и совершенствование методик обучения на основе современных производственных технологий;
- повышение квалификации выпускников за счет формирования профессиональных компетенций, необходимых предприятиям;
- участие социальных партнеров в образовательном процессе в форме согласования образовательных программ, контрольно-оценочных средств, предоставление наставников при проведении производственной практики и т.д. с целью подготовки рабочих, необходимых конкретному предприятию.
Слабые стороны реализации практики применения модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров для судостроительной отрасли Санкт-Петербурга:
- использование дуального обучения сиюминутно влияет на производительность труда за счет отвлечения наставников на обучение практикантов, осваивающих программы профессионального обучения и образовательные программы СПО, но это может минимизироваться за счет высокого качества подготовки кадров и отсутствием в дальнейшем необходимости «доучивать» выпускников на рабочих местах;
- возрастание нагрузки на преподавателей и мастеров производственного обучения Колледжа и наставников от предприятия в связи с необходимостью постоянной корректировки образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, но это компенсируется возможностью дополнительного заработка.
При реализации модели дуального обучения выиграют все стороны социального партнерства: работодатель получит специалиста необходимой квалификации, готового приступить к работе сразу после получения диплома; колледж имеет возможность осуществлять подготовку специалистов, востребованных на рынке труда, что существенно повысит авторитет и престиж учебного заведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Опыт деятельности ресурсного центра в режиме центра профессиональных (прикладных) квалификаций как инновационной образовательной среды для подготовки рабочих кадров судостроительной отрасли»
На основании распоряжения Комитета по образованию №1493-р от 24.06.2013г. ГБОУ НПО Судостроительный лицей №25 Санкт-Петербурга (сейчас это колледж судостроения и прикладных технологий) переведен в ре-...
Методический семинар «Инновационные подходы в подготовке рабочих кадров и специалистов для экономики Тюменской области»
В педагогике понятие «инновационная деятельность» трактуется как деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта с целью достижения более высоких результатов, получения новог...
Пояснительная записка к методическому семинару «Инновационные подходы в подготовке рабочих кадров и специалистов для экономики Тюменской области»
В педагогике понятие «инновационная деятельность» трактуется как деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта с целью достижения более высоких результатов, получения новог...
Наставничество как важный фактор дуального образования в сфере подготовки кадров для судостроительной отрасли
Статья на конкурс в номинации «Наставничество на производстве»...
Презентация для конкурсной работы "Наставничество как важный фактор дуального образования в сфере подготовки кадров для судостроительной отрасли"
Презентация для конкурсной работы "Наставничество как важный фактор дуального образования в сфере подготовки кадров для судостроительной отрасли"...
Методические рекомендации Центр профессиональных (прикладных) квалификаций как инновационная образовательная среда для подготовки рабочих кадров судостроительной отрасли
Методические рекомендации Центр профессиональных (прикладных) квалификаций как инновационная образовательная среда для подготовки рабочих кадров судостроительной отрасли Под науч...
Удостоверение о повышении квалификации ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет» «Проектирование и реализация программ подготовки специалистов среднего звена с учетом российских и международных стандартов подготовки рабочих кадров
Удостоверение о повышении квалификации ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет» «Проектирование и реализация программ подготовки специалистов среднего звена ...