Концепция технологического образования
статья на тему

Концепция развития технологического образования в системе общего образования Российской Федерации

В настоящее время по многим учебным предметам и предметным областям разрабатываются концепции.

В проекте Концепции развития технологического образования в системе общего образования Российской Федерации представлена система взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные направления развития технологического образования в организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. Также в проекте Концепции определены цели и задачи, значение технологического образования, обозначены основные проблемы технологического образования, намечены основные направления реализации Концепции.

Целью Концепции является обеспечение лидирующих позиций России в области технологической грамотности и технологической одаренности обучающихся, необходимых для инновационного общества и инновационной экономики.

Профессионально-общественные консультации по доработке проекта Концепции были проведены на основании письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации № 08-2516 от 22 ноября 2016 года.

В выступлениях президента РФ В.В. Путина и руководителей правительства неоднократно отмечалась важность технологического развития нашей страны.

В послании президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию в апреле 2007 г. говорится: «Перед нами стоит задача формирования научно-технологического потенциала, адекватного современным вызовам мирового технологического развития. В связи с этим хочу особо подчеркнуть необходимость создания эффективной системы исследований и разработок в области нанотехнологий, основанных на атомном и молекулярном конструировании». Реализуются федеральные целевые программы технологического развития страны.

Подготовка кадрового потенциала для решения научно – технологических задач, стоящих перед нашей страной должна начинаться с изучения образовательной области «Технология» в общеобразовательной школе.

Важность изучения технологии в школе отмечалась в резолюции «Образование для инновационных обществ в XXI веке» саммита Большой восьмерки, проведенного в г. Санкт – Петербурге 16 июля 2006 г., где говорилось:

«Мы будем содействовать внедрению высоких стандартов, особенно в сфере изучения математики, естественных наук, технических прикладных наук и иностранных языков на всех уровнях образования. Учебные программы начальной и средней школы должны стимулировать более интенсивное изучение математики, естественных наук и инженерии, а также развитие критического мышления и способности решения проблем. Мы также приветствуем усилия развивающихся стран по повышению качества преподавания математики, естественных наук и технических дисциплин в начальной и средней школе».

Образовательная область «Технология» при наличии материального, методического и кадрового обеспечения является основной практико–ориентированной образовательной областью в школе, в которой практически реализуются знания, полученные при изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.

Эта образовательная область отличается от трудового обучения более глубоким интеллектуальным содержанием и ориентацией на творческое развитие учащихся, в том числе при выполнении проектов.

Концепции технологического образования школьников.

Утверждает триединую задачу образовательной области технологии.

1.     Повысить интеллектуальный потенциал, образовательный и профессиональный уровень будущих членов общества, способных не только освоить, но и творчески использовать достижения науч­но-технического прогресса;

2.     Обеспечить творческий подход к формированию системы обу­чения, учитывая познавательные способности и возможности школьника;

3.     Воспитать учащегося, как личность, способную добиться успе­ха в профессиональной деятельности (сделать карьеру).

Образование — это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенным государством.

В современных условиях основополагающую роль в деятельности человека занимает его научная подготовка, которая обеспечивается усвоением общеобразовательных и специальных знаний: образцом, ориентиром образования сегодня во многих странах является технология. Поэтому и важен переход к технологическому образованию, целью которого является подготовки учащихся к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний. Объективная необходимость технологического образования обусловлена рядом факторов:

·         научное знание по традиционным предметам (математика, физика, химия) сами по себе не обеспечивают подготовку человека к преобразовательной деятельности. Эту задачу могут решить интегрированные проблемно-ориентированные дисциплины, такие как эргономика, инженерная экология, технология, информатика, т.е. необходим переход от предметно-ориентированного к проблемно-ориентированному обучению.

·         научно-технологическая эпоха требует обеспечения, преобладающего значения методов и средств над результатом деятельности, который не должен достигаться любой ценой. Нужно предвидеть результаты этой деятельности в настоящее время и в будущем, необходимо уметь прогнозировать развитие содержания и форм деятельности, для этого сейчас каждому человеку необходимо овладеть технологической культурой.

·         сегодня формирование разносторонне развитой личности из идеальной цели воспитания превращается в реальную практическую задачу. Общее образование без его технологической составляющей не способно решить эту глобальную задачу.

·         проникновение технологии во все сферы человеческой деятельности от промышленности, с/х до досуга и управления обязывает подрастающее поколение иметь хотя бы минимальный уровень технологической культуры, которая является частью общей культуры. Технологическое образование дает возможность перейти '

от традиционного аккумулирования знаний и умений к творческому их использованию в практической деятельности, что повышает мотивация обучения и способствует активизации познавательной деятельности обучающегося.

·         технологическая подготовка позволяет человеку более гармонично сосуществовать в информационном и технологически насыщенном мире и более эффективно реализовывать свой интеллектуальный потенциал.

Т.о. технологическое образование - это организованный процесс обучения и воспитания с целью формирования у человека технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности. Технологическое образование является составной частью общего образования, основным элементом профессиональной подготовки.

Сроки проекта: 23 ноября 2016 года - 25 декабря 2016 года

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Концепция развития технологического образования в системе общего образования Российской Федерации

В настоящее время по многим учебным предметам и предметным областям разрабатываются концепции.

В проекте Концепции развития технологического образования в системе общего образования Российской Федерации представлена система взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные направления развития технологического образования в организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. Также в проекте Концепции определены цели и задачи, значение технологического образования, обозначены основные проблемы технологического образования, намечены основные направления реализации Концепции.

Целью Концепции является обеспечение лидирующих позиций России в области технологической грамотности и технологической одаренности обучающихся, необходимых для инновационного общества и инновационной экономики.

Профессионально-общественные консультации по доработке проекта Концепции были проведены на основании письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации № 08-2516 от 22 ноября 2016 года.

В выступлениях президента РФ В.В. Путина и руководителей правительства неоднократно отмечалась важность технологического развития нашей страны.

В послании президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию в апреле 2007 г. говорится: «Перед нами стоит задача формирования научно-технологического потенциала, адекватного современным вызовам мирового технологического развития. В связи с этим хочу особо подчеркнуть необходимость создания эффективной системы исследований и разработок в области нанотехнологий, основанных на атомном и молекулярном конструировании». Реализуются федеральные целевые программы технологического развития страны.

Подготовка кадрового потенциала для решения научно – технологических задач, стоящих перед нашей страной должна начинаться с изучения образовательной области «Технология» в общеобразовательной школе.

Важность изучения технологии в школе отмечалась в резолюции «Образование для инновационных обществ в XXI веке» саммита Большой восьмерки, проведенного в г. Санкт – Петербурге 16 июля 2006 г., где говорилось:

«Мы будем содействовать внедрению высоких стандартов, особенно в сфере изучения математики, естественных наук, технических прикладных наук и иностранных языков на всех уровнях образования. Учебные программы начальной и средней школы должны стимулировать более интенсивное изучение математики, естественных наук и инженерии, а также развитие критического мышления и способности решения проблем. Мы также приветствуем усилия развивающихся стран по повышению качества преподавания математики, естественных наук и технических дисциплин в начальной и средней школе».

Образовательная область «Технология» при наличии материального, методического и кадрового обеспечения является основной практико–ориентированной образовательной областью в школе, в которой практически реализуются знания, полученные при изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.

Эта образовательная область отличается от трудового обучения более глубоким интеллектуальным содержанием и ориентацией на творческое развитие учащихся, в том числе при выполнении проектов.

Концепции технологического образования школьников.

Утверждает триединую задачу образовательной области технологии.

  1. Повысить интеллектуальный потенциал, образовательный и профессиональный уровень будущих членов общества, способных не только освоить, но и творчески использовать достижения научно-технического прогресса;
  2. Обеспечить творческий подход к формированию системы обучения, учитывая познавательные способности и возможности школьника;
  3. Воспитать учащегося, как личность, способную добиться успеха в профессиональной деятельности (сделать карьеру).

Образование — это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенным государством.

В современных условиях основополагающую роль в деятельности человека занимает его научная подготовка, которая обеспечивается усвоением общеобразовательных и специальных знаний: образцом, ориентиром образования сегодня во многих странах является технология. Поэтому и важен переход к технологическому образованию, целью которого является подготовки учащихся к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний. Объективная необходимость технологического образования обусловлена рядом факторов:

  • научное знание по традиционным предметам (математика, физика, химия) сами по себе не обеспечивают подготовку человека к преобразовательной деятельности. Эту задачу могут решить интегрированные проблемно-ориентированные дисциплины, такие как эргономика, инженерная экология, технология, информатика, т.е. необходим переход от предметно-ориентированного к проблемно-ориентированному обучению.
  • научно-технологическая эпоха требует обеспечения, преобладающего значения методов и средств над результатом деятельности, который не должен достигаться любой ценой. Нужно предвидеть результаты этой деятельности в настоящее время и в будущем, необходимо уметь прогнозировать развитие содержания и форм деятельности, для этого сейчас каждому человеку необходимо овладеть технологической культурой.
  • сегодня формирование разносторонне развитой личности из идеальной цели воспитания превращается в реальную практическую задачу. Общее образование без его технологической составляющей не способно решить эту глобальную задачу.
  • проникновение технологии во все сферы человеческой деятельности от промышленности, с/х до досуга и управления обязывает подрастающее поколение иметь хотя бы минимальный уровень технологической культуры, которая является частью общей культуры. Технологическое образование дает возможность перейти '

от традиционного аккумулирования знаний и умений к творческому их использованию в практической деятельности, что повышает мотивация обучения и способствует активизации познавательной деятельности обучающегося.

  • технологическая подготовка позволяет человеку более гармонично сосуществовать в информационном и технологически насыщенном мире и более эффективно реализовывать свой интеллектуальный потенциал.

Т.о. технологическое образование - это организованный процесс обучения и воспитания с целью формирования у человека технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности. Технологическое образование является составной частью общего образования, основным элементом профессиональной подготовки.

Сроки проекта: 23 ноября 2016 года - 25 декабря 2016 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая среда «E-learning»: перспективы и трудности развития технологий образования

Статья о российских особенностях внедрения E-learning в современное профессиональное образование...

Реализация концепции непрерывного профессионального образования в ТОГБПОУ «Тамбовский областной медицинский колледж» на базовом и последипломном уровне.

Представлены методологические аспекты  концепции непрерывного профессионального образования, реализуемые  в ТОГБПОУ "Тамбовский областной медицинский колледж"...

Спицин Ю.С., Супрунова Л.Л. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОНЦЕПЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИСПАНСКОГО ФИЛОСОФА Х. ОРТЕГА-И-ГАССЕТА (статья ВАК)

В статье раскрывается гуманистический потенциал концепции гражданского образования известного испанского философа X. Ортеги-и-Гасcета. Показано, что мыслитель рассматривал образование в качестве важно...

Форсайт «Новое измерение» как элемент развития инженерно-технологического образования в начальной школе

В мире множество профессий:Врач, писатель, детектив.Я хочу стать инженером,У меня есть свой мотив....

Статья - Современная концепция воспитания студенческого коллектива в контексте среднего профессионального образования, г. Уссурийск, 2020

Статья - Современная концепция воспитания студенческого коллектива в контексте среднего профессионального образования...

Мировые педагогические концепции как методологическая и теоретическая основа для разработки концепций дошкольного воспитания

Презентация на тему "Мировые педагогические концепции как методологическая и теоретическая основа для разработки концепций дошкольного воспитания"...

Разработка концепции современного урока с применением ценностно-ориентированного подхода на уроках географии и истории в рамках казахстанского образования

Введение: Ценностно-ориентированный подход в образовании способствует формированию у обучающихся системы ценностей, основанной на национальной идентичности, культурном наследии и традициях казахстанск...