Лексика и фразеология
план-конспект урока на тему
Методическая разработка по русскому языку посвящена разделу Лексика. Целесообразно провести данный урок в качестве обобщения и систематизации материала. Обучающимся интересно работать в группе, что способствует сплочению коллектива и формурует дух соперничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_leksiki.docx | 42.06 КБ |
Предварительный просмотр:
План занятия
ОДБ. 01 Русский язык.
Раздел 1. «Лексика и фразеология».
Тема: Обобщающий урок по разделу «Лексика и фразеология».
Цель: обобщить и систематизировать теоретический материал по теме двум разделам: Лексике и фразеологии.
Задачи:
обучающая: закрепление и углубление знаний обучающихся по теме, организуя работу в группах, фронтальную беседу; с помощью выполнения практических заданий корректировать пробелы в ЗУН; повысить предметные и общеучебные компетенции; с помощью тестовых заданий выявить типичные ошибки с целью планирования дальнейшей работы по теме.
развивающая:
-развитие навыков учебной практической деятельности;
-развитие умения самостоятельно делать выводы по изученному материалу;
-развитие памяти, внимания, познавательного интереса к предмету;
-выявление и развитие способности студентов использовать знания в новых нестандартных ситуациях.
воспитательная:
-формирование навыков работы в коллективе и самостоятельное определение задач профессионального и личностного развития
-воспитание уважительного отношения к богатству словарного запаса русского языка.
Ожидаемые результаты:
Студент должен знать:
- основные лексические понятия, анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.
Студент должен уметь:
- применять в практике речевого общения основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Студент должен владеть опытом:
- приобретения необходимой информации с целью повышения расширения профессионального кругозора, лексикона.
Формирование общих и профессиональных компетенций
Формируемые компетенции | Показатель оценки результата |
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | -применяет полученные знания в любой ситуации, связанной с профессиональными задачами. |
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | -находит и использует информации для эффективного выполнения профессиональных задач, извлекает, систематизирует и обобщает ее для профессионального и личностного развития. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с одногруппниками и педагогами. | -взаимодействует с обучающимися, преподавателями в ходе обучения; - демонстрирует навыки организации собственной деятельности, организации работы в коллективе. |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях. | - демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | - проявление интереса к дополнительной информации по специальности, расширению кругозора; - планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня |
Тип урока: урок обобщения знаний.
Форма проведения: практико – ориентированный урок
Материальное обеспечение: раздаточный материал (тесты, карточки с пословицами), рисунки к фразеологизмам, карточки «Узнай омоним», Толковый словарь С. Ожегова, иллюстрации.
Методы обучения:
-групповой метод;
-наглядный метод;
-фронтальная беседа;
-частично-поисковый, проблемный: решение практических задач.
Приёмы обучения:
- мотивация: актуализация темы учебного занятия; значимость темы при изучении последующего учебного материала; применение обучающимися получаемых знаний в практической деятельности; определение обучающимися целей занятия; создание проблемной ситуации;
-организация самостоятельной деятельности обучающихся: выполнение заданий; решение практических задач;
- самооценка полученных знаний;
- рефлексия.
Межпредметные связи:
Общим материалом для объединения предметов служит межпредметный лексический минимум, в результате работы над которым познается не только предметное, прямое значение слова, которое можно проверить по словарю, но и комплекс значений, с которыми обучающиеся знакомятся благодаря художественным и научно-популярным текстам.
Литература, изобразительное искусство, история.
Внутрипредметные связи:
тема: «Морфология»; «Синтаксис»; «Орфография».
Структура урока:
1) Организационный этап. Эмоциональный настрой.
2) Постановка темы и целей учебного занятия.
3-4) Актуализация знаний. Закрепление опорных знаний (теоретических).
5) Закрепление изученного материала.
6) Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок.
7) Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Ход занятия:
- Организационный момент:
Добрый день, мои дорогие друзья! Психологи рекомендуют новый день начинать с улыбки. Давайте сейчас улыбнёмся друг другу, чтоб от наших улыбок в мире стало теплее и светлее! Спасибо!
Сегодня у нас не совсем обычное занятие! Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми! Показывать, что мы знаем и как умеем работать. В каждой группе есть эксперт, который будет моим помощником! Наше занятие я начну стихотворением!
Всему название дано – и зверю и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, И безымянных нету!
И всё, что может видеть глаз над нами и под нами.
И всё, что в памяти у нас – означено словами.
Язык и стар, и вечно нов, и это так прекрасно,
В огромном море-море слов купаться ежечасно!!!
- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком море слов говорится в стихотворении? О лексике.
- Откройте тетради, запишите тему. (запись на доске)
2. Постановка темы и целей. Актуализация знаний (5 минут)
- Мы повторили интересный раздел языка – лексику и фразеологию. На итоговом уроке мы, организуя работу в группах, с помощью выполнения практических заданий закрепим и обобщим изученный материал, который вам пригодится в дальнейшем! А перед практикой давайте вспомним главные лексические термины.
3-4. Актуализация знаний (5 минут). Закрепление опорных знаний (теоретических)
Фронтальная беседа по вопросам:
- Что изучает лексика? (Словарный состав языка)
- На какие две группы делятся слова по лексическому значению? (Однозначные и многозначные.)
-Какие слова называют многозначными? игла для шитья, лист хвои, иглы ежей. кисть- посмотрите иллюстрации к слову кисть.
- Приведите примеры прямого и переносного значения слов! (каменное здание – каменное сердце, золотые руки, железная воля)
- Что такое синонимы? (алфавит - азбука, дорожка-тропинка)
– Как называются слова, противоположные по значению: север - юг, далекий – близкий?
- Какие слова можно назвать близнецами? (Омонимы: брак, ключ, косяк журавлей и косяк двери, коса девичья и коса – орудие труда)
- Послушайте стихотворение и скажите, сколько значений у слова ключ?
Много разных есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной. (Д. Лукин). Ответ - 3.
- Послушайте текст и найдите в нём омонимы:
Встретились Саша и Миша. Саша и говорит:
- А у меня дома овсянка!
- Эка невидаль! – усмехнулся Миша. – И у меня овсянка.
- Люблю я ее, - добавил Саша. Она жёлтая такая, красивая!
- И вкусная, особенно с молоком!
- Да ты о ком говоришь? – всплеснул руками Миша.
- Как о ком? О ком и ты – об овсянке.
- О той, что в саду песни пела?
- Каша в саду песни пела? – изумился Саша. – Ты в своем уме?
- Какая каша! – вскричал Миша. – Не каша, а птица. Бежим ко мне мою овсянку слушать!
- Ответы ребят: овсянка – это омоним. У птицы золотисто-жёлтое оперение на голове и груди. (картинка с птицей)
-Дайте определению фразеологизму? (бить баклуши - бездельничать, сломя голову - быстро.) До начала урока вы принесли рисунки. Давайте по рисунку узнаем фразеологизм!
- Спасибо за проявленную фантазию!
- Вспомните, какие слова называют профессионализмами (интеграл, уравнение, косинус).
5) Закрепление изученного материала.
- Молодцы! Термины вы знаете! Этот материал нужно помнить для сдачи экзамена! Сейчас предстоит работа над практической частью урока. Первое задание тест для всей группы. Работаете коллективно, эксперт записывает в тетрадь ответы. За каждый верный ответ -1 балл.
Ответы:
1 | 1А | 2Д | 3В | 4Г | 5А | 6Д | 7-3 | 8: ¼, 2/5, 3/1, 4/2, 5/3. | 9-3 |
2 | 1Б | 2Г | 3В | 4Г | 5Б | 7Г | 8В | 6: 1/3, 2/1, ¾, 4/5, 5/ 2 | 9В |
3 | 1аб | 2аг | 3б | 4а | 5а | 6б | 7в | 8а | 9вг |
-Проверка тестов и выставление баллов. Выполненный вами тест показал пробелы в знаниях, поэтому на последующих уроках мы будем уделять внимание лексическим разминкам.
- Второе задание связано с лексическим значением слова. Вам нужно по названному лексическому значению определить слово. По очереди, каждой группе по 3 слова. За каждый верный ответ -1 балл
- Инструмент для вычерчивания окружности (циркуль)
- Варенье из фруктов или ягод (джем)
- Животный мир в биологии (фауна)
- Краткое изложение содержания книги или статьи (конспект)
- Часть самолета для передвижения по лётному полю, для взлёта и посадки (шасси)
- Беседа журналиста с человеком (интервью)
- Раздел языка, изучающий правила написания слов (орфография)
- Часть речи, обозначающая действие предмета (глагол)
- Учащийся среднего или высшего образовательного учреждения (студент)
- Запомните, уважаемые студенты, чтобы употреблять слова точно, нужно знать их лексическое значение и при сомнении обращаться к толковым словарям! Показать имеющиеся словари!
- Чтобы речь была яркой выразительной, мы употребляем синонимы и фразеологизмы, пословицы и поговорки, которых существует множество! Перед выполнением задания вспомним некоторые пословицы! Вместе дружно продолжите:
Любишь кататься - люби и саночки возить, ученье – свет, а неученье - тьма, слово не воробей – вылетит - не поймаешь. Рыбак рыбака видит издалека. Щи да каша пища наша. В трёх соснах заблудиться. Семь пятниц на неделе, солдат спит – служба идёт. Достаточно! Молодцы!
-Предлагаю вам нужно собрать рассыпанные пословицы!
- Проверим, правильно ли вы собрали. Эксперт группы читает пословицы!
- Сейчас задание для экспертов – «Подскажи словечко».
1 группа | 2 группа | 3 группа |
Воды в рот (набрал) | Заморить (червячка) | Медвежья (услуга) |
Зарубить на (носу) | Уйти в свою (скорлупу) | Душа уходит (в пятки) |
2 сапога (пара) | Подлить масло (в огонь) | Положить зубы (на полку) |
Работали засучив (рукава) | Делать из мухи (слона) | Тянуть кота (за хвост) |
Как снег (на голову) | Овчинка выделки (не стоит) | Мастер на (все руки) |
Ушки (на макушке) | Жизнь бьет (ключом) | Кто в лес, Кто (по дрова) |
- Дорогие друзья, завершающее задание «Узнайте омоним». Раздаю вам тексты, в которых спрятались омонимы. Прочтите, коллективно обсудите и дайте ответ!
-Проверим, удалось ли отыскать омонимы!
Ответы: 1 группа (очки, ядро, произведение), 2 группа (площадь, мышка, том), 3 группа (молния, дневник, глава)
- Ребята, наша игра подошла к логическому завершению, сумма баллов в группах такова……Оценки.
- Вашим Д/з будет творческая работа: составить словарик на темы «Осень», «День рождение», «Море». Количество слов от 15. Сделать нужно на отдельном листе и оформить красочно.
РефлЕксия:
- Попрошу вас на листочках к готовым фразам выбрать из скобки слово, соответствующее вашим эмоциям:
- Работать в группе….. (интересно, полезно, хорошо)
- Наибольший интерес вызвало задание…. (тест, угадывание слов, сбор пословиц, «узнай омоним»)
- Своей группе я желаю……, а себе….
- Я искренне благодарю всех за проделанную работу! Каждый из вас внёс свой вклад в этот урок. Вы показали умение работать в команде, проявили активность, находчивость, сосредоточенность и знание материала. Цель нашего занятия достигнута: мы повторили, обобщили и закрепили изученный материал.
№ п/п | Этап занятия | Время | Цели и задачи | Действия преподавателя | Деятельность студента | Результат | ||
1 | Организационный момент. | 1 мин. | Организовать обучающихся | Приветствует, проверяет готовность к занятию | Приветствуют преподавателя, настраиваются на работу | Рабочая обстановка на занятии | ||
2 | Эмоциональный настрой. | 30 сек. | Настроить на позитивные эмоции и деятельность | Предлагает мимикой показать хорошее настроение | Показывают мимикой настрой | Позитивный эмоциональный настрой обучающихся | ||
3 | Актуализация знаний и практических умений. | 5 мин. | Вовлечь в формулирование темы и цели | Вводит в проблему занятия Подводит обучающихся к воспроизведению теоретических понятий Корректирует их ответы | Приводят примеры Отвечают на вопросы | Формулирование темы и цели Ответы студентов | ||
4 | Обобщение и закрепление изученного материала. | 30 мин. | Способствовать деятельности студентов по включению в работу Способствовать правильному выполнению самостоятельной работы | Инструктирует о ходе выполнения заданий Формулирует задание для работы в группах. | Знакомятся с материалами, предоставленными преподавателем Коллективно обсуждают ответы, которые эксперты записывают Отвечают по очереди | Ознакомление с порядком деятельности на занятии и заданием Готовность к работе Ответы уч-ся | ||
5 | Контроль, самопроверка знаний. | 5 мин. | Сформировать умение самостоятельно делать выводы по изученному материалу Способствовать развитию умения обобщать, анализировать, слушать, публично выступать, развивать интерес к специальности | Слушают ответы других студентов | Устное выступление эксперта от группы по итогам работы и их обсуждение | Устные ответы – выводы на поставленные вопросы в тестах, заданиях на карточках | ||
6 | Информация о домашнем задании. | 1 мин. | Информировать студентов о ходе выполнения домашнего задания | Инструктирует о выполнении домашнего задания, разъясняет процесс работы над словарём | Записывают домашнее задание | Понимание содержания и сроков выполнения домашнего задания | ||
7 | Рефлексия | 1-2 мин. | Оценить эмоциональное состояние в конце занятия | Предлагает письменно показать отношение к занятию и эмоциональное состояние | Записывают на отдельных листах | Позитивный эмоциональный настрой обучающихся | ||
8 | Подведение итогов занятия | 1 мин. | Дать качественную оценку работы группы Анализ уровня достижения поставленных целей
| Оценивает, хвалит работу групповую и индивидуальную Анализирует уровень достижения поставленных целей Подчеркивает важность приобретенных знаний и умений в профессиональной деятельности | Слушают результаты деятельности | Оценивание работы на занятии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа « Лексика и Фразеология»
Контрольная работа по разделу Лексика и Фразеология. 1 вариант, 12 вопросов....
Тест по русскому языку по теме: «Лексика и фразеология».
Тест по русскому языку (1 курс)Лексика и фразеология.1. Найдите четвёртое «лишнее»:а) язык без костейб) ужасный языкв) язык подвешенг) язык развязать2. В каком предложении Нет фразеологического оборот...
Контрольная работа по разделу «Лексика и фразеология» (тест) 10 класс
Материал содержит вопросы и тестовые задания по разделу "Лексика и фразеология". Задания разделены на 2 варианта, что позволит увеличить уровень объективности проверочной работы. Материал будет полезе...
Контрольная работа по теме "Лексика. Фразеология"
Материал может быть использован для текущего контроля по теме...
План-конспект урока по русскому языку на тему "Лексика и фразеология"
Урок по русскому языку по теме "Лексика и фразеология" разработан для обучающихся СПО по профессии "Повар, кондитер". Материал содержит методическую разработку плана-конспекта...
Методическая разработка открытого занятия по разделу "Лексика и фразеология"
Методическая разработка открытого занятия по разделу "Лексика и фразеология"...
Конспект лекции по теме " Лексика и фразеология"
Материал может быть использован как преподавателями,так и студентами для подготовки к занятиям...
- Мне нравится (1)