Значение профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями
статья по теме
Значение профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Значение профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями.
Трудовое воспитание и обучение содержит в себе богатые коррекционные возможности. Благодаря конкретности и доступности чувственному восприятию целей, задач и содержания трудовой деятельности у учащихся развивается мышление, формируется умение соотносить свои действия с целью труда, выбирать наиболее рациональные способы работы.
В процессе трудового воспитания формируется мировоззрение человека, его моральные качества, воспитывается воля и характер. Труд помогает конкретизировать и исправлять нечеткие представления и понятия учащихся об окружающем их мире, социальной значимости труда.
Основой эффективного трудового воспитания является осуществление следующих задач:
- Формирование положительного отношения учащихся к труду;
- Воспитание понимания необходимости труда;
- Развитие интереса к осваиваемой профессии.
Трудовая деятельность наиболее эффективно способствует развитию личности учащихся коррекционных групп.
В процессе труда у них формируются такие ценные черты личности, как коллективизм, трудолюбие, дисциплинированность, настойчивость, самостоятельность. В процессе труда, осуществляемого под руководством и направляющим воздействием мастера или воспитателя, у учащихся происходят значительные сдвиги в умственном развитии, в развитии познавательных, учебных, общественных и иных потребностей и интересов.
Формирование положительного отношения учащихся коррекционных групп к своей будущей профессии, к доступным видам труда часто осложняется тем, что они завышают свои возможности. При гибком и тактичном подходе к воспитанникам можно направить их усилия на овладение доступной специальностью.
Изготовление общественно полезных вещей и выполнение общественно значимых трудовых заданий повышают интерес к работе, активность, способствуют формированию у детей социальных мотивов деятельности.
Нельзя недооценивать важность самообслуживающего труда, являющегося не только фактором, способствующим укреплению порядка и дисциплины, но и средством воспитания положительных качеств личности: чувства коллективизма, взаимопомощи, собранности, аккуратности, добросовестного отношения к общественно полезному труду.
Чтобы поднять мотивацию выбранной профессии и поддержать желание трудиться, можно пригласить для беседы взрослых людей с ограниченными возможностями различных групп, различных профессий, добившихся значительных успехов в своей жизни, чтобы они рассказали о своем трудовом становлении.
Программа профессионально-трудового обучения предлагает формирование у учащихся определенной системы производственных, операционных навыков по труду. Важным и необходимым условием, обеспечивающим самостоятельность учащихся в выполнении заданий по профессиональному обучению, является знание ими технологических особенностей материалов, владение комплексом профессиональных навыков.
Но, к сожалению, учащиеся хотя и усваивают технологические знания, хорошо овладевают комплексом профессиональных навыков, испытывают большие трудности в применении этих знаний, умений и навыков на практике.
Таким образом, ни приобретение производственных навыков, ни усвоение технологических сведений, сами по себе ещё не обеспечивают самостоятельность в работе учащихся.
Отсутствие у учащихся самостоятельности в выполнении задания по профпредмету возникает в силу того, что они не умеют целенаправленно использовать в работе свои навыки и знания. Это выражается в неумении пользоваться инструкциями (устными и письменными), образцами и моделями, в неумении планировать свою работу, выполнять её в определённой последовательности.
При этом конечная цель нашей работы — максимальная социально-трудовая адаптация в здоровую социальную среду. Исключение этих людей из сферы производственной деятельности внутри общества еще более усугубляет недостатки их развития. И наоборот, подготовка и включение таких людей в общественный труд позволяет наиболее успешно компенсировать недостатки их развития.
В нашей работе мы исходим из того, что каждый учащийся имеет свои конкретные проявления и требует индивидуального подхода. Фиксируя отдельные проявления личности, мы рассматриваем их только в целом, стараясь выявить главное, ведущие, определяющие и, безусловно, лучшие положительные черты и качества при взаимодействии её с социумом. Это помогает корректировать проявления личности, способствовать её успешной социализации.
Классификация сфер трудовой деятельности.
Мир профессий сложен и велик, в нем насчитываются тысячи специальностей. Чтобы это не был случайный набор профессий, необходимо некоторым образом систематизировать знания учащихся и мире труда. Кроме того, важно научить детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности соотносить требования, предъявляемые профессиями к человеку, с их собственными особенностями и возможностями.
Необходимо рассмотреть классификацию сфер трудовой деятельности в соответствии с перечнем профессий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации (МО РФ) для лиц с интеллектуальной недостаточностью.
Все профессии в зависимости от особенностей предмета труда можно разделить на пять типов:
Первый тип – «человек-природа» - главный, ведущий предмет труда: растения, животные или микроорганизмы.
Второй тип – «человек-техника» - ведущий предмет труда: технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии.
Третий тип – «человек-человек» - ведущий предмет труда: люди, группы, общности людей.
Четвертый тип – «человек - знаковая система» - ведущий предмет труда: условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.
Пятый тип – «человек – художественный образ» - ведущий предмет труда: художественные образы, условия их построения.
Садово-архитектурный колледж создал условия для обучения детей корреционных групп по профессии: цветовод. Понятно, что по классификации сфер трудовой деятельности мы подходим по первому типу:
«Человек – природа». Профессии, труд которых направлен на объекты живой природы, подразделяют на три подтипа:
1.профессии, труд которых направлен на растительные организмы;
2. профессии, труд которых направлен на животные организмы;
3. профессии, труд которых направлен на микроорганизмы.
В перечень профессий этого типа, рекомендованных МО РФ для учащихся с нарушением интеллекта, можно отнести следующие: цветовод, виноградарь, чаевод, овощевод, садовник, табаковод, хмелевод, цветовод, пчеловод, доярка, плетельщик мебели.
Когда учащиеся выбрали профессию по типу «Человек – природа» важно учесть следующее: особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. Они изменяются по своим внутренним законам: и растения живут, растут, развиваются, болеют, гибнут. Работнику нужно не просто обладать знаниями, умениями и навыками, но и предвидеть возможные изменения в объектах труда. От него требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость и дальновидность. Ведь многие изменения в растительных организмах могут оказаться необратимыми (растения могут завянуть, погибнуть от вредителей, могут начаться болезни и т.д.). Изменчивые условия труда требуют от работника творческого решения возникающих задач.
Методы профессионального обучения должны быть направлены на развитие мышления, умения осуществлять анализ профессиональной деятельности и технологических процессов, наблюдательности, пространственного воображения, умения осуществлять перенос знаний из одной области в другую.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
В Ханты – Мансийском автономном округе создана работоспособная система оказания социальной помощи людям, находящимся в трудных жизненных ситуациях. В структуру учреждений социальной защиты округ...
Дистанционное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в городе Ростове-на-Дону
Во всех странах и любой группе общества есть дети-инвалиды, они составляют значительную часть нашего общества, их число продолжает увеличиваться. Ребено...
Статья: «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Статья:«Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»Воспитатель Антонова И.А.Практ...
Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Сопровождение ребенка с ОВЗ, можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников воспитательно-образовательного процесса и помощь ребёнку и педагогам в решении задач развити...
профессионально ориентированные уроки по математике в средних и старших классах детей с ограниченными возможностями здоровья
Авторская методика преподавания математики по формированию профессионально-трудовых приемов и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья...
Программа логопеда по реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
В последнее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Нарушения речи являются отклонениями речи говорящего от норм языка, которые приняты в данной языковой среде...
Дневник учебной практики УП.01 по профессиональному модулю ПМ. 01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием
Дневник разработан для студентов специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование, является отчетным документном по учебной практике УП 01. В результате выполнения заданий и заполнения рабоче...