ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
материал на тему
В статье предпринята первая попытка обобщить собственные изыскания и опыт работы классного руководителя в проектной деятельности с позиции воспитателя. Статья будет интересна кураторам педагогических групп СПО и классным руководителям старших классов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ефимина Оксана Евгеньевна,
ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
Роль педагога, его нравственный и профессиональный авторитет имеет ключевое значение в деле формирования человеческой личности. Поэтому в систему подготовки современных преподавателей и воспитателей должно быть включено лучшее из нашего национального и мирового опыта и, не в последнюю очередь, нравственное измерение, созидающее целостную и этически ответственную личность».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:
(Из приветственного слова на
XVIII Международных Рождественских
образовательных чтениях).
Современная система образования обращена к возрождению духовно-нравственных традиций дореволюционного отечественного образования и воспитания.
Великий педагог К. Д. Ушинский говорил: "Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем наполнение головы познаниями...", а следовательно, для успешной реализации задач по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения необходимы, прежде всего, условия для формирования и развития социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях. Воспитание справедливо рассматривается как одно из важнейших условий успешного обучения, поэтому воспитательная сторона является неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущих педагогов. И комплексный подход к процессу подготовки будущих педагогов не ограничивается целью передачи и усвоения знаний, умений и навыков, а становится важнейшим средством формирования личности с определенными моральными, этическими и, прежде всего, гражданскими качествами.
Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Особые возможности открываются в этом направлении в проектной деятельности студентов во внеурочной деятельности по дисциплинам «Управление дошкольным образовательным учреждением» и «Менеджмент». В основу комплекса компетентностной подготовки будущих специалистов дошкольного образования ложатся выше обозначенное определение духовно-нравственного воспитания. Учитывая особенности познавательных интересов студентов 4 курса, роль общих компетенций и требования Стандарта по подготовке будущих воспитателей создаю условия для формирования активной гражданской позиции, расширению представлений о традициях народов России, толерантного отношения к окружающим и окружающему через вовлечение студентов в проектную деятельность.
Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. А социально-ориентированная тематика педагогических проектов , на мой взгляд, в полной мере способствует решению задач духовно-нравственного воспитания и личностного развития будущих воспитателей. Помимо этого, проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в процессе обучения, способствует развитию у студентов и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
Исходя из позиции комплексного подхода профессионального становления и формирования духовно-нравственных основ будущих педагогов во внеурочной деятельности студентам предлагается участие в проектах «Детский сад будущего» и «Реализация ФГТ дошкольного образования»
Работа над проектом проходит согласно классическим канонам :
I этап:
- Определение темы проекта.
- Постановка цели и задач: общий замысел и идея.
- Определение основных направлений работы над проектом.
- Жеребьёвка (выбор направления для работы в микрогруппах).
IIэтап:
- Работа по направлениям в микрогруппах (по графику):
- разработка теоретической концепции: идея, замысел;
-планирование практического содержания проекта по выбранному направлению
- Консультации у руководителя.
- Промежуточные результаты
III этап:
- Защита творческих проектов:
2. Получение продукта проекта .
В результате такой работы происходит более глубокое осмысление студентами задач современного дошкольного образования и роли педагога в воспитании подрастающего поколения уже на «дошкольной» ступени. В качестве продукта студенты получили:
-единую модель детского сада ( проект «Детский сад будущего»);
- матрицу НОД (проект «Реализация ФГТ дошкольного образования»).
В этих продуктах отражены все стороны воспитания маленького гражданина России. А в качестве духовно-нравственной основы формирования активной гражданской позиции порастающего поколения проявляется целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
- уважения к людям труда;
- формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
- элементарных знаний о правах человека;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
- толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
- расширение представлений о России, ее столице;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, труде, быту и т.д. Таким образом, патриота в ребенке воспитывает вся жизнь в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, вовлекая студентов педагогического колледжа в проектную деятельность социально - ориентированного плана, мы, преподаватели колледжа, являясь связующей нитью поколений и идеологами - создаём условия и возможности для возрождения духовности и нравственности подрастающего поколения России и личностного развития будущих воспитателей и их воспитанников.
Список использованной литературы:
- Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с молодежью в рамках Х111 Всемирного русского народного собора// Внешкольник, 2009 №4
- Полат Е.С.Педагогическое проектирование:от методологии к реалиям // Методология учебного проекта: Материалы методического семинара. М., 2001. - с.123.
- Сухомлинский В.А. О воспитании / В.А.Сухомлинский.-М.,1973.-242с.
- Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч. 3. Духовный мир человека /Гл. редактор Е. Ананьева. - М.: Аванта +, 2004.
- Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. - http://schools.keldysh.ru/labmro
Предварительный просмотр:
Ефимина Оксана Евгеньевна, преподаватель ГБПОУ
«Саткинский политехнический колледж имени А.К. Савина»
Опыт использования веб-квестов в профессиональном образовании
В «Стратегии развития образования Российской Федерации до 2020 года», подчеркивается необходимость развития неформального и информального медийного образования.
Это относительно новые модели профессионального развития, которые описывают множество разных форм обучения, протекающие независимо от программ под руководством преподавателей, в том числе чтение литературы, самообучение, участие в сетевых образовательных сообществах.
Неформальное (НФО) и информальное (ИФО) обладает следующими характеристиками:
–проходят вне образовательных учреждений,
– обычно не следуют установленному расписанию, часто завязываются внезапно и происходят от случая к случаю, по необходимости или в связи с какими-то событиями;
–напрямую связаны с содержанием и течением повседневной жизни и работы [1].
Интернет и социальные сети сегодня на пике популярности у современной молодёжи, особенно в организации общения по интересам и поиска различной информации, в том числе и обучающего характера.
Профессиональный стандарт и современные реалии требуют становления компетентного специалиста в области образования, способного осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. А также, специалиста, способного к эффективной коммуникации при решении профессиональных задач.
Одним из перспективных направлений формирования информационных и коммуникационных компетенций с помощью социальных сетей является технология образовательных web-квестов.
Основа кроется в понятии «Quest», которое рассматривается как приключенческая игра, которая имеет сюжетную линию, для прохождения
которой необходимо решить несколько логических задач» [3].
Образовательный web-квест – это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которой используются информационные ресурсы интернета.
Разрабатываются web - квесты для максимальной интеграции всевозможных интернет - ресурсов в различные учебные предметы и программы. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и междисциплинарными.
При работе над квест -проектом развивается ряд компетенций:
- использование информационных технологий для решения профессиональных задач;
- самообучение и самоорганизация;
- работа в команде;
- умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
- навык публичных выступлений.
Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом может являться публикация работ.
Веб-квест включает в себя в качестве обязательных следующие части:
- введение (тема и обоснование ценности проекта).
- задание (цель, условия, проблема и пути ее решения).
- процесс (поэтапное описание хода работы, распределение ролей, обязанностей каждого участника, ссылки на интернет-ресурсы, конечный продукт).
- оценка (шкала для самооценки и критерии оценки преподавателя).
- заключение (обобщение результатов, подведение итогов) [3].
Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п.
Этапы работы над квестом:
1. Начальный этап (командный)
Студенты знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.
2. Ролевой этап
Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания.
3. Заключительный этап
По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения.
Одним из условием организации работы является одновременная возможность участия в проекте преподавателя и студентов. В нашем случае, мы использовали популярную среди студентов социальную сеть «В контакте». Где по инициативе учителя была создана «беседа по квесту», выложены необходимые для студентов материалы: карта квеста, с прописанным заданием для группы в целом и выполнения ролевого задания, представлен перечень информационных ресурсов, обязательных к изучению, требования к оформлению материалов и критерии оценки результатов работы, сроки выполнения задания. Важным условием являлось создание каждой микрогруппой «закрытой ролевой группы» в сети. При выполнении этого условия на стадии сбора и обработки учебной информации ролевого этапа участники других микрогрупп не имеют представления о результатах работы по другой роли.
На стадии решения профессионально ориентированных задач (через имитацию ситуации или профессиональной проблемы, задания) происходит смена рабочих групп, объединяющая представителей всех ролей в одну команду.
Так например, в Web – квесте «Секреты писателей –природоведов»(который стал традиционным при изучении студентами литературного материала по МДК 03.02. Теория и методика развития речи у детей по специальности 04.02.01. «Дошкольнон воспитание»), изначально преподавателем определено три роли : воспитатель (задача- подобрать или разработать конспекты по ознакомлению детей дошкольного возраста с произведениями писателей- природоведов для каждой возрастной группы. Перечень писателей дан.), библиограф (задача – разработать материалы для детей дошкольного возраста по ознакомлению с биографией и творчеством писателей природоведов. Перечень писателей дан.), библиотекарь (задача – подобрать произведения писателей природоведов для детей с 3 до7 лет. Перечень писателей дан.). По истечении определённого времени, на сбор и обработку информации, выполнении ролевого задания в учебной аудитории, оснащённой компьютерами с доступом в сеть локальную и глобальную, мультимедийным оборудованием и необходимой орг. техникой учителем организуется имитационная и презентационная стадии ролевого этапа. То есть, студентам предлагается объединиться в группы по 3 человека по 1 представителю от каждой роли с помощью жеребьёвки ( в данном случае цвет жребия определял фамилию писателя ). Вновь образованная группа получает групповое задание- из найденной на предыдущем этапе информации: 1) произвести подборку конспектов, биографии и произведений, рекомендованных для работы с детьми дошкольного возраста, оформив её в электронную папку-комплект , в состав которой входит: презентация и «вордовские» документы с конспектами и произведениями выпавшего по жребию писателя; 2) презентовать результаты своей работы аудитории 3) сделать вывод о секрете писателя –природоведа. Таким образом, студенты имеют возможность продемонстрировать личные результаты и результаты работы в команде, произвести обмен информацией, необходимой для решения профессиональных задач. И что не мене важно, такая работа учит студентов выстраивать конструктивный диалог, способствует становлению эффективного и профессионального общения будущих специалистов.
Заключительный этап направлен на подведение итогов работы над квестом и оформление выводов , предложений.
За период 2015-2017г.г. разработаны и апробированы аналогичные Web – квесты по ознакомлению дошкольников с устным народным творчеством , миром сказки, поэзией и формированию временных представлений у детей дошкольного возраста. Замечено, что общее владение материалом по этим темам более качественное (студенты стали разрабатывать и апробировать на практике более интересные конспекты занятий с детьми, свободно осуществляют диагностический этап педагогической деятельности).Более того, ряд студентов проявили значительный интерес к возможности использования ИКТ в профессиональной деятельности воспитателя- в качестве учебных проектов по ИКТ в профессиональной деятельности представили свои варианты оформления «методической копилки воспитателя» с включением виртуальных консультаций для коллег (родителей) с элементами веб-квеста. Конечно, это обясняется рядом преимуществ этой технологии перед традиционным подходом:
- привычная среда для студентов;
- широкий диапазон возможностей и форм взаимодействия;
- однозначная идентификация пользователей;
- возможность фильтрации поступающей информации;
- широкие возможности совместной деятельности;
- возможность организации непрерывного обучения;
- широкие демонстрационные возможности»
- бесплатный ресурс.
Веб-квест является комплексным заданием, в связи с этим оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата. Берни Додж
( автор «квест» технологии) рекомендует использовать 4-8 критериев, которые могут включать оценку: исследовательской и творческой работы, качества аргументации, оригинальности работы, навыков работы в микрогруппе, устного выступления, мультимедийной презентации, письменного текста и т.п.[2]
Итак, использование квест – технологии позволяет построить образовательный процесс с ориентацией на практическое и профессиональное применение знаний и создать условия для раскрытия всех потенциальных возможностей будущего специалиста, для его самореализации и самосовершенствования.
Таким образом, самостоятельная работа, организованная через социальные сети в форме Web – квеста ориентирована на поиск, фиксацию, осмысление информации и порождение и изучение нового контента, что делает квест –технологии мощным образовательным инструментом.
1. Постановление Правительства Российской Федерации О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы» от 23 мая 2015 г. № 497 http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2015/06/FCPRO_2016-2020.pdf (дата обращения: 23.11.2017)
2.Критерии методической оценки веб-квестов https://nsportal.ru/vu/fakultet-inostrannykh-yazykov/obrazovatelnaya-tehnologiya-veb-kvest/kriterii-metodicheskoy-ocenki (дата обращения :11.10.2015)
3. Технология веб-квеста http://www.docme.ru/doc/126583/tehnologiya-veb-kvesta (дата обращения : 23.11.2017)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Саткинский политехнический колледж имени А.К. Савина»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
по дисциплине:
«Теория и методика математического развития»
на тему: «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста»
Выполнил: Ефимина Оксана Евгеньевна,
преподаватель ГБПОУ
«Саткинский политехнический колледж имени А.К. Савина»
Челябинск
2017
Предмет: «Теория и методика математического развития»
Тема: «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста»
Цель занятия: обобщение и систематизация знаний обучающихся
Дидактические задачи:
- формировать у каждого обучающегося полные представлений о времени, его свойствах, способах измерении;
- обобщить и закрепить знания методических приёмов, направленных на ознакомление детей дошкольного возраста со временем, способах его измерении, формированию чувства времени у ребёнка.
- Воспитательные задачи: воспитывать командный дух
- Развивающие задачи:
- развивать аналитический взгляд при решении педагогических задач;
- развивать умения будущих специалистов по организации знакомства детей со временем, формированию чувства времени;
- развивать умение вести ролевой диалог в деловой атмосфере.
Планируемые результаты
Предметные:
уметь определять цели обучения, воспитания и
развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учётом особенностей возраста;
формулировать задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника в соответствии с поставленными целями.
Личностные:
сформированность внутренней позиции обучающегося;
- соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении; инициативе и ответственности за результаты обучения, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории ценности уважения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере и т.д.
Метапредметные:
1.Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Ведущая технология: проектная
Тип занятия: _комбинированное
Вид занятия: _проект
Методы и приёмы обучения:
1. проблемный диалог,
2. ролевая игра,
3. проектный.
План учебного занятия:
Этап учебного занятия | Время отводимое на этап |
1-й этап. Самоопределение к деятельности | (1-2 мин) |
2-й этап. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности | (5мин.) |
3-й этап. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности | (2 мин.) |
4-й этап. Построение проекта выхода из затруднения | (7 мин.) |
6-й этап. Самостоятельная работа | (50мин) |
7-й этап. Включение в систему знаний и повторение | (20 мин.) |
8-й этап. Рефлексия деятельности | (2 мин.) |
9-й этап. Оценка деятельности | (2 мин.) |
Итого | 90 минут |
Продолжительность учебного занятия:90 минут
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Критерии оценки деятельности обучающихся
Деятельность обучающихся оценивается по балльно-рейтинговой системе:
Критерии оценивания:
1.Сформированность представлений о времени, его свойствах, способах измерении.
2.Владение методическими приёмами, направленных на ознакомление детей дошкольного возраста со временем, способах его измерении, формированию чувства времени у ребёнка.
3.Умение анализировать задачи
4.Способность перенести знания на практику.
5.Умение вести диалог.
6.Работа в команде (согласованность действий).
критерии оцениваются следующим образом
высокая степень сформированности-2б
средняя степень сформированности-1б
низкая степень сформированности- 0,5 б
Итого баллов: 12-11б=«5»(отлично); 10-8б=«4»(хорошо);7-6б=«3»(удовлетворительно); 5 и <б=«2»(неудовлетворительно).
Характеристика методов и приёмов реализуемых в процессе обучения:
проектный метод, включает приёмы деловой игры (определение сценария действий, распределение ролей, мозговой штурм, ролевой диалог) - учат совместно работать ,достигать совместно обозначенной цели, приходить к результату; проблемный диалог (активизирует мыслительно- речевую деятельность обучающихся, учит решать профессионально -ориентированные ситуации, слушать и слышать друг друга; творческое задание способствует развитию креативного мышления; наглядный метод
(демонстрация и визуализация ключевой информации) усиливает восприятие информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению"
В этой статье я поделилась своим опытом организации совместной работы семьи и школы в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к литературе, к книге....
Духовный аспект нравственного воспитания подрастающего поколения. "Коридоры" взаимодействия.
Статья рассказывает о важности духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, о роли создания воспитательного и образовательного пространства, механизмов взаимодействия с партнером, будь то...
педагогический проект: «Духовно-нравственное воспитание школьников, как основа гармонического развития личности в условиях колледжа-интерната».
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение духовно - нравственного здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование высоко - ...
Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения
Обращаем ваше внимание не столько на истребление недостатков и пороков в детях, сколько на наполнение их животворящей любовью: будет любовь – не будет пороков. ...
«Духовно-нравственное воспитание детей через произведение П.П. Ершова «Конек-Горбунок»»
Данное мероприятия было разработано мною для воспитанников Центра содействия семейному воспитанию, обучающихся в начальной школе.Цель мероприятия: Формирование духовно-нравственных представлений и вос...
Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»
Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...