Технологическая карта урока по религиоведению "Мировые религии и их конфессии"
план-конспект урока на тему
Рассмотрение основных видов религий, их распространенность в мире и их конфессии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 400.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта (план) занятия
Учебная дисциплина: Религиоведение
Тема занятия: Мировые религии и их конфессии
Вид занятия (тип занятия): Урок – лекция с применением информационных технологий (презентация)
Цели занятия:
Дидактическая: дать представление о классификации религий, их распространенности и видах
Развивающая: развивать умение слушать и задавать вопросы; умение выступать перед аудиторией, умение выделять главное и запоминать, умение работать с информационными источниками
Воспитательная: подвести студентов к пониманию важности религии в современном обществе, как источника нравственного развития человека и общества в целом. Сформировать отношение к религии, религиозному сознанию, толерантное отношение к представителям различных религиозных конфессий.
Межпредметные связи
Обеспечивающие: внутрипредметные связи – социальная работа с представителями религиозных сообществ
Обеспечиваемые: с предметами: история, теория, методика и практика социальной работы, социальная работа с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, философия
Обеспечение занятия
- Наглядные пособия: таблица и понятия
- Раздаточный материал________________________________________
________________________________________________________________
- Технические средства обучения: мультимедиа
- Учебные места (для практ. занятий, лаб.работ)__________________
________________________________________________________________
5. Литература
Основная: А.Е Кулаков Религии в России
Дополнительная : С.Ф.Панкин История мировых религий
Ильин В.В, Кармин А.С. Религиоведение
Конспект урока
I этап: организационный.
Здравствуйте!
Тема нашего урока: Мировые религии и их конфессии
При изучении этой темы мы рассмотрим классификацию религий, основные понятия, связанные с религиями, виды религий, их распространенность.
Урок я хочу начать со слов известного писателя Н. Гумилева:
…Есть Бог, есть мир, они живут во век,
А жизнь людей мгновенна и убога,
НО ВСЁ В СЕБЕ ВМЕЩАЕТ ЧЕЛОВЕК,
Который любит мир и верит в Бога
Что означают слова этого писателя?
И каким образом изучение данной темы поможет вам в вашей профессиональной деятельности? (можно ответить в конце урока).
II этап: проверка домашнего задания.
Проверка происходит при помощи фронтального опроса, вопросы передаются через презентацию.
Дополнительные вопросы:
- Имеет ли место религия в современном мире? (Она продолжает воздействовать на умы людей, их нравы, обычаи, взаимоотношения.)
- Приведите примеры, подтверждающие влияние религии на политику, экономику стран. Примеры:
Ряд общественных организаций и партий имеют религиозную окраску: христианско-демократические, христианско-социальные партии, христианские профсоюзы, необуддиские организации и прочее.
Почти во всех “горячих точках” планеты замешаны религиозные различия между людьми. Бывшая Югославия проживали сербы – православные, хорваты – католики, боснийцы – мусульмане. В Грузии абхазы являются мусульманами, а грузины – православные. В Палестине арабы – мусульмане воюют с иудеям. Конфликтная ситуация между Индией и Пакистаном за штаты Джамму и Кашмир обусловлена проживанием на индийской стороне сикхов, приверженцев ислама. Жестокость войны в Чечне основывается на религиозной почве.
Принадлежность к той или иной религии определяет социальное положение отдельных групп населения, что также определяет жесткое противостояние, например, между католическое меньшинством в Ольстере и протестантами Великобритании, или, наоборот, между протестантским меньшинство и католиками Испании.
- Определите роль религии в жизни человека и общества.
III этап: изучение нового материала:
Итак, давайте откроем тетради и запишем тему нашего урока: Мировые религии и их конфессии
На уроке должны рассмотреть:
- Классификация религий
- Родоплеменные религии
- Национальные религии
- Мировые религии
Во время урока вы самостоятельно составляете хронологическую таблицу: Распространение религий.
Религия | Количество верующих (млн.чел.) | Территория распространения | Особенности религии |
- Классификация религий
Составляют классификацию мировых религий и их конфессий на основе лекции преподавателя
В мире существует множество религий. Точных сведений об их количестве нет, но можно полагать, что число различных конфессий (считая и сектантские) доходит до сотни, а если учитывать исторически возникающие почти во всех религиях их разновидности, то, вероятно, можно говорить о нескольких тысячах. Существуют разные классификации религии. Принимая во внимание историческую судьбу религии, целесообразно разделить ее на 3 основных типа: 1. Древние религии
- Традиционные религии
- Нетрадиционные религии
Древние религии – существовавшие в давние времена. К ним относятся верования, бытовавшие в эпоху Древней истории (например, древнеегипетская, древнекитайская, древнегреческая и т.д.).
Все древние религии были политеистическими, их называли языческими. В них существовало представление о духах, богах, о бессмертной душе, о загробном мире. Общей чертой их обязательно было проведение магических ритуалов, требовавших жертвоприношений богам. Кое-где эти верования дожили до наших дней в виде так называемых местных или родоплеменных религий.
Традиционные религии - возникшие столетиями назад и существующие доныне. Характерно то, что все они утверждают бессмертие душ и загробный мир, однако отказываются от принесения человеческих жертв богам. Традиционные религии принято разделять на национальные и мировые.
Национальные религии – это религии, являющиеся специфичными для национальной культуры определенного народа. Такие религии, как правило, в значительной степени определяют особенности быта, поведения, народных обычаев.
Мировые религии в отличие от национальных, возникнув первоначально в культуре какого-то одного народа, затем распространились по всему миру. Таких религий в настоящее время 3: буддизм, христианство, ислам.
Новые (нетрадиционные) религии – появляющиеся в наше время. Большей частью эти религии основываются на возрождении древних культов или являются ересями ответвлениями от традиционных религий. Многие из новых религий имеют сектантский характер.
- Родоплеменные религии
На прошлом уроке мы с вами уже рассмотрели родоплеменные религии. Давайте их вспомним (слайды). Единственный вид родоплеменной религии, который мы не рассмотрели – шаманизм. Запишите себе в тетради.
- Национальные религии (слайды)
Конфуцианство – этико-философское учение великого мыслителя и педагога Конфуция. Основное положение учения – положение о необходимости постоянного совершенства человека, общества, государства. Главный принцип идеологии Конфуция – жесткое распределение социальных ролей и функций: “Пусть отец будет отцом, сын сыном, государь государем, чиновник чиновником”. Важнейшим регулятором жизни общества Конфуций считает строгое, безусловное повиновение старшим.
Даосизм – происходит от слова “Дао” (путь, закономерность, учение, правда). Основатель Лао-Цзы. В даосизме нет веры в бессмертие души как таковой. Смерть тела влечет за собой смерть духа.
Синтоизм – национальная религия японцев. Синто означает “путь богов”. Синтоизм религия политеистическая. Синтоизм сегодня сохраняет связь с архаичными религиозными представлениями – культом предков и почитаем духов, божеств природы.
- Мировые религии (доклад студентов о каждой религии)
Буддизм – мировая религия, зародившаяся в сер. I тыс. до н.э. на севере Индии. В основе этой религии лежит проповедь Будды Сиддхартха Гаутама Шакья –Муни, который учил, что жизнь есть страдание, и указал путь избавления от него.
Конфессии буддизма:
- Ламаизм – разновидность махаянстского направления буддизма, возникло в Тибете. Основателем считается лама Цзонкаба, живший в конце XIV – нач. XV вв. в основе вероучительных положений не отличается от ортодоксального буддизма.
- Махаяна (широкий путь спасения) – одно из главных направлений буддизма, сформировалось и получило распространение в I в. Сторонники этого направления не считают монашескую жизнь единственным путем спасения. Спастись может не только монах, но и любой мирянин, соблюдающий обеты духовного совершенства, возносящий молитвы, творящий заклинания, прибегающий к помощи монахов.
Христианство – мировая религия, возникшая в I в. В восточной провинции Римской империи. В основе этой религии лежит учение о богочеловеке Иисусе Христе, его искупительной жертве, воскресении и грядущем его пришествии.
Конфессии христианства:
Католицизм – одно из направлений в христианстве, противопоставившее себя православию после разделения церквей в 1054г. Католицизм имеет ряд особенностей в вероучении, культе, структуре религиозной организации, в которых нашла отражение специфика социокультурного развития Западная Европа.
Протестантизм – одно из направлений в христианстве, возникшее в XVI вв. в связи с антикатолитическим движением в Европе. Отвергает авторитет Священного Предания, провозглашает принцип спасения личности верой и принцип священства всех верующих. Представляет собой совокупность многочисленных течений, церквей и сект.
Ислам – мировая религия, возникшая в первой половине VII в. На Аравийском полуострове и получившее распространение во многих странах Азии и Африки. Главный догмат ислама провозглашает существование единого и неделимого бога – Аллаха.
Конфессии ислама:
Суннизм – одно из главных направлений в исламе, возникшее во 2 ½ VII в. в Аравии. суннисты наряду с Кораном признают святость Сунны, возвеличивающей помимо пророка Мухамада ряд халифов, отвергаемых шиитами.
Шиизм – 2 по числу приверженцев направление в исламе. Шииты считают, что законным приемником Мухамада могут быть только его прямые потомки, т.е. дети, внуки, правнуки, и т.д.
IVэтап: подведение итогов.
Во время урока вы должны были самостоятельно составить хронологическую таблицу. Давайте сейчас с вами проверим, что у вас получилось. Меняются тетрадями и проверяют.
Решить ситуацию:
Максим К., с детства увлекавшийся мистикой, мечтал вступить в секту сатанистов. Однако войти в ряды дьявольской организации он мог только после того как совершит убийство. Он не решался на злодейство, пока кандидатуру на роль жертвы не выбрала его жена Ирина. Женщина обрекла на смерть своего бывшего любовника Юрия А., которому незадолго до трагедии исполнилось 33 года. Сатанистка заманила несчастного на берег пруда, где их ждал Максим вместе с активистом секты по прозвищу Сатан. Приверженцы дьявола напоили жертву водкой и спиртом дождались, когда он уснет, и начали свой кровавый обряд.
Сразу после окончания обряда Максим раскаялся в содеянном. Он постригся в монахи и стал жить при одном из храмов в Ярославской области. Там его и задержали сотрудники полицииВопросы:
Какие меры профилактики сектантства среди молодежи вы считаете наиболее продуктивными?
Известны ли вам случаи проявления сектантства в вашей местности?
Какую работу предстоит провести социальному работнику в приведенном случае?
V этап: домашнее задание: конспект, термины
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока-исследования по МДК 1 "Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств)"
Профессиональный модуль ПМ 01. Подготовка и ведение технологического процесса обработки цветных металлов.МДК 1 Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств).Тема 1.4...
Технологическая карта урока - плавание. урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
Данная технологическая карта помогает педагогу вобеспечении мотивацией и принятием обучающимися целей учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений на уроке плавания в рамка...
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1...
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2...
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 3
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 3...
Технологическая карта урока "Технологический процесс восстановления, регулировки и сборки несущей системы подвески
урок производственного обучения...