РАБОЧАЯ ПРОГРАММА обучения по дополнительной предпрофессиональной программе для тренировочных групп 5-го года обучения по виду спорта «Футбол» на 2015-2016 учебный год
рабочая программа на тему

Данная рабочая программа предусмотрена для обучения детей в возрасте от 15 до 16 лет. В группу Т-5 зачисляются учащиеся, сдавшие контрольно-переводные нормативы.

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые занятия,  тренировки по индивидуальным планам,  учебные, тренировочные и товарищеские игры, тренировочные сборы, восстановительно-профилактические и оздоровительные мероприятия.

Занятия проводятся в одновозрастных и разновозрастных группах. При объединении в одну группу учащихся разной подготовленности разница в уровнях их спортивного мастерства не должна превышать двух разрядов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №5

(МБУ ДО  СДЮСШОР №5)

СОГЛАСОВАНО                                                                                     УТВЕРЖДАЮ

на заседании методического совета                                                Директор МБУ ДО         «    »  сентября 2015 года                                                                      СДЮСШОР №5    

Протокол №

________А.В. Прохоров                                                              Приказ №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

обучения по дополнительной предпрофессиональной программе для тренировочных групп 5-го года обучения по виду спорта «Футбол»

на 2015-2016 учебный год

Тренер-преподаватель: Отрохов Михаил Михайлович

Смоленск

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Увлечение спортом – удел преимущественно молодежи. Именно для нее характерны стремление к соревнованию, азарт и жажда победы. Эти свойства человеческой личности лучше всего реализуются в спортивных играх, особенно в футболе, популярность которого не может сравниться ни с каким другим видом спорта.    

Доступность этой игры, простота инвентаря и оборудования, огромная эмоциональность, разнообразие игровых ситуаций, необходимость проявления в них большой воли, мужества и физической силы делают футбол важным средством физического и нравственного воспитания подрастающего поколения. Игра в футбол позволяет без больших материальных затрат достигать высокой степени физической подготовленности, развивать силу, быстроту, выносливость, ловкость и многие другие двигательные способности.          

Образовательная программа по футболу для учащихся СДЮСШОР №5 составлена на основе нормативно-правовых документов,  регламентирующих деятельность спортивных школ,  устава школы,  Приказ Министерства спорта РФ от 27 марта 2013г. №147 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта футбол»  и обобщения многолетнего опыта работы  школы.

Педагогическому коллективу удалось определиться в выборе актуальных форм и методов в работе, позволяющих положительно решать задачи программы. Программа адаптирована к особенностям всепогодного климата средней полосы и учитывает возможности материальной базы школы.

Основной целью данной программы является вовлечение детей и подростков в систематические занятия спортом и подготовка спортивного резерва футболистов высокой квалификации.

Задачи программы

  1. Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности.
  2. Обучение основам техники и тактики игры в футбол.
  3. Обучение навыкам коллективного действия в составе одной команды для достижения высоких спортивных результатов.
  4. Формирование творческой, самостоятельной личности, адаптированной к жизни в современном обществе.
  5. Организация содержательного досуга учащихся.

Данная рабочая программа предусмотрена для обучения детей в возрасте от 15 до 16 лет. В группу Т-5 зачисляются учащиеся, сдавшие контрольно-переводные нормативы.

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые занятия,  тренировки по индивидуальным планам,  учебные, тренировочные и товарищеские игры, тренировочные сборы, восстановительно-профилактические и оздоровительные мероприятия.

Занятия проводятся в одновозрастных и разновозрастных группах. При объединении в одну группу учащихся разной подготовленности разница в уровнях их спортивного мастерства не должна превышать двух разрядов.

Наполняемость групп и режим тренировочной работы

Этапы подготовки

Период обучения (возраст)

Минимальный состав (чел.)

Наполняемость групп*  (чел.)

Максимальный объем тренировочной работы (час/нед)

Тренировочный*

5 год (15 лет)

8

18

18

* В командных игровых видах спорта максимальный состав группы определяется на основании правил проведения официальных спортивных соревнований и в соответствии с заявочным листом.

Продолжительность одного учебного часа в тренировочных группах 45 минут, продолжительность одного занятия не должна превышать 3-х часов      (135 минут).

Методические особенности занятий с футболистами 15-16 лет

В возрасте 15 лет (тренировочные группы 5 года обучения) скорость повышается главным образом благодаря возрастанию скоростно-силовых качеств и мышечной системы, поэтому значительное место в составе средств воспитания быстроты занимают скоростно-силовые упражнения типа прыжков, многоскоков, быстрых выпрыгиваний, переменных ускорений в беге. Применяются упражнения с отягощением равным 50% собственного веса.

Для воспитания выносливости следует использовать кроссовый бег в равномерном и переменном темпе с постепенным увеличением длины дистанции до 2-3,5 км; повторный бег на отрезках 30-40-50 м с короткими интервалами отдыха (15-30 секунд).

В старших тренировочных группах(4-5 год) большое внимание уделяется воспитанию быстроты, которая наиболее трудно поддается развитию. Чтобы избежать преждевременной стабилизации достигнутого уровня развития быстроты, необходимо широко использовать скоростно-силовые и собственно силовые упражнения (на тренажерах, со штангой и т.д.).

В группах спортивного совершенствования вследствие увеличения общего объема применяемых средств тренировки и соревнований все большее значение получает использование одного упражнения для решения нескольких задач с учетом сопряженных воздействий.

 В процессе тренировки упражнения подбираются:

- по направленности, характеризующей структуру и содержание игры (совершенствование техники и тактики, развитие физических качеств);

- по воздействию на отдельные функции организма (аэробные, анаэробные и смешанные);

- по продолжительности и интенсивности упражнений, количеству повторений, величине пауз и т.д.

Применяя специальные упражнения с мячом с учетом величины и направленности нагрузок можно совершенствовать технико-тактическое мастерство и развивать целенаправленно физические качества.

Ожидаемые результаты на этапах подготовки и способы их проверки

Обучающиеся в тренировочных группах 5 года обучения должны совершенствовать всестороннюю физическую подготовку с преимущественным развитием силы, быстроты, общей и специальной выносливости; совершенствовать технические приемы игры, довести до уровня высокого их выполнения в условиях ограниченного пространства и времени, с активным сопротивлением противника; совершенствовать индивидуальную, групповую и командную тактику игры, изучить «стандартные» положения, продолжать развивать тактическое мышление в сложных игровых ситуациях; определить игровые места в составе команды, приобрести опыт участия во всероссийских соревнованиях, выполнить требования I юношеского разряда; усвоить основные положения методики спортивной тренировки  футболистов; овладеть навыками судейства, воспитывать инструкторские навыки, совершенствовать навыки самостоятельных занятий.  

Прием контрольных нормативов осуществляется в каждой учебной группе не менее трех раз в течение учебного года (сентябрь-октябрь, январь-февраль, май-июнь) в соответствии с Положением школы «О промежуточной аттестации и переводе учащихся».

Присвоение разрядных норм проводится в соответствии с требованиями спортивной классификации.

Медицинский контроль за состоянием здоровья обучающихся осуществляется врачебно-физкультурным диспансером и врачом школы.

Решение о переводе учащихся на следующий этап подготовки производится на основании решения педагогического совета.

Отдельные футболисты, не выполнившие установленное число нормативов, но являющиеся перспективными, решением педагогического совета, в порядке исключения, переводятся на следующий год обучения.

Контрольно-нормативные требования программы даны в Приложении 1.

Требования техники безопасности в процессе реализации Программы

Общие требования безопасности

  1. К занятиям по футболу допускаются обучающиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.
  2. Опасность возникновения травм:

- при падении на скользком грунте или твердом покрытии;

- при нахождении в зоне удара;

- при наличии посторонних предметов на поле;

- при слабо укрепленных воротах;

- при игре без надлежащей формы (щитки, бутсы и т.д.)

  1. У тренера-преподавателя должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.
  2. Занимающиеся должны быть в спортивной форме, предусмотренной правилами игры.

Требования безопасности перед началом занятий

  1. Надеть спортивную футбольную форму и специальную обувь.
  2. Тщательно проверить отсутствие на поле посторонних предметов.
  3. Провести физическую разминку.
  4. Внимательно прослушать инструктаж по ТБ при игре в футбол.

Требования безопасности во время занятий

  1. Во время занятий на поле не должно быть посторонних лиц.
  2. При выполнении прыжков, столкновениях и падениях футболист должен уметь применять приемы самостраховки.
  3. Соблюдать игровую дисциплину, не применять грубые и опасные приемы.
  4. Знать правила игры.

Требования безопасности по окончании занятий

  1. Убрать спортивный инвентарь в места для его хранения.
  2. Снять спортивную форму и спортивную обувь.
  3. Принять душ и тщательно вымыть лицо и руки с мылом.
  4. О всех недостатках, отмеченных во время занятия-игры, сообщить тренеру-преподавателю.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

  1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом тренеру-преподавателю.
  2. При получении травмы немедленно сообщить о случившемся тренеру-преподавателю.
  3. Все обучающиеся должны знать меры профилактики спортивных травм и уметь оказывать первую доврачебную помощь.

СООТНОШЕНИЕ ОБЪЕМОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ВИДАМ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ НА ЭТАПАХ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА ФУТБОЛ

Разделы спортивной подготовки

Этапы и годы спортивной подготовки

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

Т-5

Общая физическая подготовка (%)

20-21

Специальная физическая подготовка (%)

10-11

Техническая подготовка (%)

28-29

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%)

24-25

Технико-тактическая (интегральная) подготовка (%)

46-47

Участие в соревнованиях, тренерская и судебная практика (%)

7-8

Учебно-тематический план образовательной программы по футболу

 

пп

Разделы подготовки

Тренировочные группы

5-ый год

1

Общая физическая подготовка 

174

2

Специальная физическая подготовка

90

3

Техническая подготовка

248

4

Тактическая подготовка

158

5

Теоретическая подготовка

54

6

Приемные и переводные нормативы

14

7

Учебные и тренировочные игры

60

8

Участие в соревнованиях

56

9

Инструкторская и судейская практика

10

10

Восстановительные мероприятия

По специальному плану (включая самостоятельную работу)

11

Общее количество часов

864

Годовой план рабочей программы по футболу для тренировочного этапа 5 года обучения (в часах)

пп

Разделы подготовки

Тренировочный этап

5-й  год

Теоретическая подготовка

1

Физическая культура и спорт в России

1

2

Развитие футбола в России и зарубежом

1

3

Сведения о строение и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся.

2

4

Гигиенические знания и навыки. Закаливание, режим, питание спортсмена.

-

5

Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание первой помощи. Спортивный массаж.

2

6

Физиологические основы спортивной тренировки.

1

7

Общая и специальная физическая подготовка.

2

8

Техническая подготовка.

3

9

Тактическая подготовка.

7

10

Морально-волевая и психологическая подготовка.

2

11

Основы методики обучения и тренировки.

3

12

Планирование спортивной тренировки и учёт.

2

13

Правила игры. Организация и проведение соревнований.

4

14

Установка перед играми и разбор игр.

22

15

Места занятий, оборудование и инвентарь.

-

16

Зачеты

2

Итого часов

54

Практические занятия

1

Общая физическая подготовка 

174

2

Специальная физическая подготовка

90

3

Техническая подготовка

248

4

Тактическая подготовка

158

5

Приемные и переводные нормативы

14

6

Учебные и тренировочные игры

60

7

Участие в соревнованиях

56

8

Инструкторская и судейская практика

10

9

Восстановительные мероприятия

По специальному плану (включая самостоятельную работу)

10

Общее количество часов

864

                                                                       

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

(для всех учебных групп)

Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций и непосредственно в процессе тренировке. Она органически связана с физической, технико-тактической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических знаний. Футболист, как и любой другой спортсмен, должен обладать высокими моральными и волевыми качествами, быть достойным гражданином России, с честью представлять свою спортивную школу, клуб, свой город, страну на соревнованиях любого ранга.  

Воспитание морально-волевых качеств начинается с первых шагов, когда в секции, в школе нужно научиться подчинять свои интересы общественным, выполнять все требования тренера, болеть душой за честь коллектива. Необходимо воспитать у юных футболистов правильное, уважительное отношение к товарищам по спортивной школе, к соперникам, к тренеру, к судьям, к зрителям.  

На этапе НП необходимо ознакомить учащихся с правилами гигиены, спортивной дисциплины и соблюдением чистоты в спортивном сооружении. Большое внимание необходимо уделять рассказам о традициях футбола, его истории и предназначению. Причем, в группах НП знакомство детей с особенностями вида спорта проводится непосредственно перед занятиями или в ходе разучивания каких-либо двигательных действий. Основное внимание при построении бесед и рассказов направлено на то, чтобы привить детям гордость за выбранный вид спорта и желание добиться высоких спортивных результатов.  

В УТ группах учебный теоретический материал распространяется на весь период обучения. Знакомство с требованиями спортивных занятий проводится в виде бесед перед началом тренировочных занятий. Темами таких бесед, в зависимости от возраста, должны стать история физической культуры в целом, история футбола, методические особенности построения тренировочного процесса и закономерности подготовки к соревнованиям и т.д.  

В теоретической подготовке этих групп необходимо большое внимание уделять системе контроля и самоконтроля за уровнем различных сторон подготовленности и состоянием здоровья. Желательно познакомить юных спортсменов с принципами ведения спортивного дневника, личными картами тренировочных заданий и планами построения тренировочных циклов.  

Примерные темы теоретических занятий

(для всех учебных групп)

 

Физическая культура и спорт в России

 

Физическая культура — важное средство физического развития и укрепления здоровья человека.

Физическая культуры в системе образования. Коллективы физической культуры, спортивные секции, СДЮСШОР и общеобразовательные школы- интернаты спортивного профиля.  

Единая всесоюзная спортивная классификация и ее значение для развития спорта в России.

Разрядные нормы и требования по футболу.  Олимпийские игры. Российские спортсмены в борьбе за завоевание мирового первенства.

 

Развитие футбола в России и за рубежом

 

Развитие футбола в России. Значение и место футбола в системе физического воспитания.  

Всероссийские соревнования по футболу. Участие российских футболистов в международных соревнованиях (первенство Европы, мира, олимпийские игры). Всероссийские и международные юношеские соревнования («Кожаный мяч», «Юность», «Надежда», молодежные игры и т.д.; турниры «Дружба», УЕФА; чемпионаты Европы и мира).

Современный футбол и пути его дальнейшего развития. Федерация футбола России,  лучшие российские команды, тренеры, игроки.

Сведения о строении и функциях организма человека.

Влияние физических упражнений на организм занимающихся

 

Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Ведущая роль центральной нервной системы в деятельности всего организма.  

Влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся. Совершенствование функций мышечной системы, органов дыхания, кровообращения под воздействием регулярных занятий футболом. Значение систематических занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья, развития физических способностей и достижения высоких спортивных результатов.

Гигиенические знания и навыки. Закаливание.  Режим и питание спортсмена

 

 Гигиена. Общее понятие о гигиене. Личная гигиена: уход за кожей, волосами, ногтями, ногами. Гигиена полости рта. Гигиеническое значение водных процедур (умывание, баня, купание). Гигиена сна.  

Гигиенические основы режима учебы, отдыха и занятий спортом. Режим дня. Значение правильного режима для юного спортсмена. Гигиенические требования, предъявляемые к местам занятий по футболу.  

  Закаливание. Значение закаливания для повышения работоспособности и увеличения сопротивляемости организма простудным заболеваниям, роль закаливания в занятиях спортом. Гигиенические основы, средства закаливания и методика их применения. Использование естественных природных сил (солнца, воздуха и воды) для закаливания организма.  

 Питание. Значение питания как фактора борьбы за здоровье. Понятие о калорийности и усвояемости пищи. Примерные суточные пищевые нормы футболистов в зависимости от объема и интенсивности тренировочных занятий и соревнований. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность спортсмена.  

 

Врачебный контроль и самоконтроль.

Оказание первой помощи. Спортивный массаж

 

Врачебный контроль и самоконтроль при занятиях футболом. 3начение и содержание самоконтроля. Объективные данные самоконтроля: вес, динамометрия, спирометрия, кровяное давление. Субъективные данные: самочувствие, сон, работоспособность, настроение. Дневник самоконтроля. Понятие о «спортивной форме», утомлении, переутомлении. Меры предупреждения переутомления. Значение активного отдыха для спортсмена.  

Понятие о травмах. Особенности спортивного травматизма. Причины травм и их профилактика применительно к занятиям футболом. Оказание первой помощи (до врача). Раны и их разновидности.  

Спортивный массаж. Общее понятие. Основные приемы массажа (поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, потряхивание). Массаж до, во время и после тренировки и соревнований. Противопоказания к массажу.  

 

Физиологические основы спортивной тренировки

 

Мышечная деятельность как необходимое условие физического развития, нормального функционирования организма, поддержания здоровья и работоспособности.  

Тренировка как процесс формирования двигательных навыков и расширения функциональных возможностей организма.  

Физиологические закономерности формирования двигательных навыков, фазы формирования двигательных навыков.  

Утомление и причины, влияющие на временное снижение работоспособности.  

Восстановление физиологических функций организма после различных по объему и интенсивности тренировочных нагрузок. Повторяемость нагрузок, интервалы отдыха между ними. Показатели динамики восстановления работоспособности футболиста.  

 

Общая и специальная физическая подготовка

Значение всесторонней физической подготовки как важного фактора укрепления здоровья, повышения функциональных возможностей органов и систем и воспитания двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости) спортсмена.  

Общая и специальная физическая подготовка. Краткая характеристика средств общей и специальной физической подготовки, применяемых в процессе тренировочных занятий с юными футболистами.  

Взаимосвязь между развитием основных двигательных качеств.  

Утренняя зарядка, индивидуальные занятия, разминка перед тренировкой и игрой.  

Круглогодичность занятий по физической подготовке.  

Основные требования по физической подготовке, предъявляемые к юным футболистам различного возраста. Контрольные упражнения и нормативы по общей и специальной физической подготовке для юных футболистов.

 

Техническая подготовка

 

Понятие о спортивной технике. Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки футболистов. Классификация и терминология технических приемов.  

Высокая техника владения мячом — основа спортивного мастерства. Качественные показатели индивидуальной техники владения мячом — рациональность и быстрота выполнения, эффективность применения в конкретных игровых условиях. Анализ выполнения технических приемов и их применения в различных игровых ситуациях: ударов по мячу ногами и головой, остановок, ведения, обводки и ложных движений (финтов), отбора мяча, вбрасывания мяча; основных технических приемов игры вратаря. Контрольные упражнения и нормативы по технической подготовке для юных футболистов.  Основные недостатки в технике футболистов и пути их устранения.

                             

Тактическая подготовка

 

Понятие о стратегии, системе, тактике и стиле игры. Характеристика и анализ тактических вариантов игры с расстановкой игроков 1- 4- 3- 3,  1- 4- 4- 2, 1-3-5-2.Тактика отдельных линии и игроков команды (вратаря, защитников, полузащитников, нападающих). Коллективная и индивидуальная игра, их сочетание. Перспективы развития тактики игры.  

Тактика игры в нападении: высокий темп атаки, атака широким фронтом, скоростное маневрирование в глубину обороны противника или по фронту в чужую зону, с переменой местами, усиление темпа атаки в ее завершающей фазе, использование скоростной обводки, реальных возможностей для обстрела ворот. Атакующие комбинации флангом и центром.  

Тактика игры в защите: «зона», «опека», комбинированная оборона. Создание численного преимущества в обороне, закрывание всех игроков атакующей команды в зоне мяча, соблюдение принципов страховки и взаимостраховки (расположение игроков при обороне). Тактика отбора мяча. Создание искусственного положения «вне игры».  

Тактические комбинации (в нападении и защите) при выполнении ударов: начальном, от ворот, угловом, свободном, штрафном, при вбрасывании мяча из-за боковой линии.  

Значение тактических заданий, которые даются футболистам на игру, и умение играть по плану-заданию. Зависимость тактического построения игры своей команды от тактики противника, индивидуальной подготовки игроков, от размера поля, метеорологических условий и других факторов. Разбор кинограммы по технике и тактике игры футболистов высокой квалификации.

 

Морально-волевой облик спортсмена.

Психологическая подготовка

 

Моральные качества, присущие человеку: добросовестное отношение к труду, смелость, решительность, настойчивость в достижении цели, умение преодолевать трудности и чувство ответственности перед коллективом, взаимопомощь, организованность.  

Понятие о психологической подготовке футболиста. Значение развития волевых качеств и психологической подготовленности для повышения спортивного мастерства футболистов.

Основные методы развития волевых качеств и совершенствования психологической подготовки футболистов в процессе спортивной тренировки. Умение преодолевать трудности, возникающие у футболистов в связи с перенесением больших физических нагрузок.  

Непосредственная психологическая подготовка футболиста к предстоящим соревнованиям.

Основы методики обучения и тренировки

Понятие об обучении и тренировке (совершенствовании)  как едином педагогическом процессе.

Методы словесной передачи знаний и руководства действиями занимающихся: объяснение, рассказ, беседа.

Методы обучения и совершенствования техники и тактики: демонстрация (показ), разучивание технико-тактических действий по частям и в целом, анализ действий (своих и противника), разработка вариантов технико-тактических действий, творческие задания в процессе тренировки и соревнований.

Методы выполнения упражнений для развития физических качеств: повторный, переменный, интервальный, равномерный, темповый, контрольный и «до отказа», с максимальной интенсивностью, с ускорением, круговой, игровой, соревновательный.

Тесная взаимосвязь между физической, технической и тактической подготовкой юных футболистов и единство процесса их совершенствования.

Систематематическое участие в соревнованиях - важнейшее условие непрерывного роста и совершенствования технической и тактической подготовленности юных футболистов.

Урок - основная форма организации и проведения занятий. Понятие о построении урока:

задачи, содержание его частей и нагрузка в уроке. Понятие о комплексных и тематических занятиях, их особенности.  Индивидуальная, групповая и командная тренировка.

Планирование спортивной тренировки и учет

 

Роль и значение планирования как основы управления процессом тренировки. Перспективное и оперативное планирование.  

    Периодизация учебно-тренировочного процесса в годичном цикле. Сроки, задачи и средства этапов и периодов.

   Индивидуальные планы тренировки. Методы контроля за уровнем подготовленности спортсменов. Значение, содержание и ведение дневника тренировки спортсмена. Учет работы:

предварительный, текущий, итоговый.

Правила игры. Организация и проведение соревнований

 

Разбор правил игры. Права и обязанности игроков. Роль капитана команды, его права и обязанности.  

Обязанности судей. Способы судейства. Выбор места судьей при различных игровых ситуациях. Замечания, предупреждения и удаления игроков с поля. Роль судьи как воспитателя.  

Значение спортивных соревнований. Требования, предъявляемые к организации и проведению соревнований. Особенности организации и проведения соревнований по мини-футболу.  

Виды соревнований. Системы розыгрыша: круговая, с выбыванием, смешанная, их особенности. Положение о соревнованиях. Составление календаря игр. Оценка результатов игр. Заявки, их форма и порядок представления. Назначение судей. Оформление хода и результатов соревнований.

 

Установка перед играми и разбор проведенных игр

 

Значение предстоящей игры и особенности турнирного положения команды.  

Сведения о сопернике: тактика игры команды и отдельных звеньев, сильные и слабые стороны игры, примерный состав, характеристика игроков.  

Определение состава своей команды. Тактический план предстоящей игры. Задания отдельным игрокам и звеньям. Возможные изменения тактического плана в процессе соревнований.  

Руководящая роль капитана команды в процессе игры. Использование 10-минутного перерыва для отдыха и исправления допущенных ошибок в игре команды.  

Разбор прошедшей игры. Анализ игры всей команды, отдельных звеньев и игроков. Положительные и отрицательные моменты в ходе игры команды, звеньев и отдельных игроков, связанных с выполнением задания. Причины успеха или невыполнения заданий. Проявление морально-волевых качеств.

         

Места занятий, оборудование и инвентарь

 

       Футбольное поле для проведения занятий и соревнований по футболу и требования к его состоянию. Уход за футбольным полем.  

Тренировочный городок для занятий по технике. Оборудование тренировочного городка.

Подсобное оборудование (щиты, стойки для обводки, кольца-мишени и т. п.) и его назначение.  

Уход за футбольными мячами, подготовка их к тренировочным занятиям и играм.      Требования к спортивной одежде и обуви, уход за ними.

ИЗУЧЕНИЕ ТЕХНИКИ И ТАКТИКИ ИГРЫ

На этапе  учебно-тренировочном групп 5-го года обучения

(15 лет)

 

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Техника передвижения. Совершенствовать различные приемы техники передвижения в сочетании с техникой владения мячом.  

Удары по мячу ногой. Совершенствовать точность ударов (в цель, в ворота, двигающемуся партнеру). Уметь соразмерять силу удара, придавать мячу различную траекторию полета, точно выполнять длинные передачи, выполнять удары из трудных положений (боком, спиной к направлению удара, в прыжке, с падением).  

Совершенствовать умение точно, быстро и неожиданно для вратаря производить удары по воротам.  

Удары по мячу головой. Совершенствовать технику ударов лбом, особенно в прыжке, выполняя их с активным сопротивлением, обращая при этом внимание на высокий прыжок, выигрыш единоборства и точность направления полета мяча.  

Остановка мяча. Совершенствовать остановку мяча различными способами, выполняя приемы с наименьшей затратой времени, на высокой скорости движения, приводя мяч в удобное положение для дальнейших действий.  

Ведение мяча. Совершенствовать ведение мяча различными особами правой и левой ногой на высокой скорости, изменяя направление и ритм движения, применяя финты, надежно контролируя мяч и наблюдая за игровой обстановкой.  

Обманные движения (финты). Совершенствовать финты с учетом развития у занимающихся двигательных качеств и игрового места в составе команды, обращая особое внимание на совершенствование «коронных» финтов (для каждого игрока) в условиях игровых упражнений, товарищеских и календарных игр.  

Отбор мяча. Совершенствовать умение определять (предугадывать) замысел противника, владеющего мячом, момент для отбора мяча и безошибочно применять избранный способ овладения мячом.  

Вбрасывание мяча. Совершенствовать точность и дальность вбрасывания мяча, изменяя расстояние до цели, вбрасывание мяча партнеру для приема его ногами и головой.  

    Техника игры вратаря. Совершенствовать технику ловли, переводов и отбивания различных мячей, находясь в воротах и на выходе из ворот, обращая внимание на быстроту реакции, на амортизирующее (уступающее) движение кистями предплечьями при ловле мяча, на мягкое приземление при ловле мяча в падении. Совершенствовать броски руками и выбивание мяча ногами на точность и дальность.

 

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Тактика нападения

Индивидуальные действия. Совершенствовать тактические способности и умения: неожиданное и своевременное «открывание»; целесообразное ведение и обводку, рациональные передачи, эффективные удары. Уметь действовать без мяча и с мячом в атаке на разных игровых местах.  

Групповые действия. Совершенствовать: быстроту организации атак, выполняя продольные и диагональные, средние  и длинные передачи; тактические комбинации со сменой игровых мест в ходе развития атаки; создание численного перевеса в атаке за счет подключения полузащитников и крайних защитников; остроту действия в завершающей фазе атаки.  

Командные действия. Уметь взаимодействовать внутри линии и между линиями при

организации командных действий в атаке по разным тактическим системам.

 

Тактика защиты

 

Индивидуальные действия. Совершенствовать тактические способности и умения: своевременное «закрывание», эффективное противодействие ведению, обводке, передаче, удару.  

Групповые действия. Совершенствовать слаженность действий и взаимостраховку при атаке численно превосходящего соперника, усиление обороны за счет увеличения числа обороняющихся игроков.  

Командные действия. Уметь взаимодействовать внутри линий и между линиями при организации командных действий в обороне по различным тактическим системам. Совершенствовать игру по принципу комбинированной обор  

Тактика вратаря. Совершенствовать умение определять направление возможного удара, занимая в соответствии с этим наиболее выгодную позицию и применяя наиболее рациональные технические приемы. Совершенствовать игру на выходах, быструю организацию атаки, руководство игрой партнеров по обороне.

 

УЧЕБНЫЕ И ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ИГРЫ

 

Уметь переключаться в тактических действиях с одной системы игры в нападении и защите на другую с применением характерных для этой системы групповых действий.

 

ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА

 

В качестве помощника тренера - уметь показать и объяснить выполнение отдельных общеразвивающих упражнений, технических приемов, простейших тактических комбинаций. Уметь составить комплекс упражнений утренней зарядки, подобрать упражнения для разминки и провести их самостоятельно. Практика судейства на соревнованиях внутри школы, района и города.

Система контроля и зачетные требования

НОРМАТИВЫ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В ГРУППЫ НА  ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ

Развиваемое физическое качество

Контрольные упражнения (тесты)

Юноши

Быстрота

Бег на 15 м с высокого старта (не более 2,8 с)

Бег на 15 м с хода (не более 2,4 с)

Бег на 30 м с высокого старта (не более 4,9 с)

Бег на 30 м с хода (не более 4,6 с)

Скоростно-силовые качества

Прыжок в длину с места (не менее 1 м 90 см)

Тройной прыжок (не менее 6 м 20 см)

Прыжок в высоту без взмаха рук (не менее 12 см)

Прыжок в высоту со взмахом рук (не менее 20 см)

Сила

Бросок набивного мяча весом 1кг из-за головы (не менее 6 м)

Техническое мастерство

Обязательная техническая программа.

Нормативные требования для тренировочных групп

пп

Вид упражнения

Возраст

Оценка результатов в баллах

15 лет

1

2

3

4

5

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Для полевых игроков и вратарей

1

Бег 30 м (сек)

4.8

4.7

4.6

4.5

4.4

2

Бег 60 м (сек)

8.9

8.7

8.6

8.5

8.4

3

Бег 100 м (сек)

14.2

14.0

13.8

13.6

13.4

4

Челночный бег 120 м (сек)

26.4

26.2

25.9

25.6

25.4

5

Челночный бег 180 м (сек)

38.6

38.4

38.2

37.8

37.6

6

Бег 400 м (сек)

68

67

66

65

64

7

Тест Купера (напад., защитн.) (м)

2950

3000

3050

3100

3150

8

Тест Купера (полузащитники) (м)

2950

3000

3100

3150

3200

9

Тест Купера (вратари) (м)

2700

2750

2800

2850

2900

10

Выпрыгивание по Абалакову (см)

48

49

50

51

52

11

Прыжок в длину с места (см)

210

215

220

235

255

12

Прыжок в длину 3-х кратный (см)

13

Прыжок в длину 5-ти кратный (см)

10.0

10.5

11.0

11.5

12.0

14

Подтягивание на перекладине

6

8

9

10

12

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Для полевых игроков

15

Бег 5х30 м с ведением мяча (сек)

31.0

30.0

29.0

28.0

27.0

16

Вбрасывание мяча руками (м)

15

16

17

18

19

Для полевых игроков и вратарей

17

Удары по мячу на дальность, сумма ударов левой и правой ногой (м)

60

64

68

70

75

18

Бег 30 м с ведением мяча (сек)

5.5

5.4

5.3

5.2

5.1

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Для полевых игроков

19

Удары по воротам на точность

4

5

6

7

8

20

Ведение мяча с обводкой стоек и удар по воротам (сек)

9.1

9.0

8.9

8.8

8.7

21

Точность передач 25 м

                                40 м

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

22

Жонглирование

Для вратарей

23

Доставание подвешенного мяча кулаком (см)

40

42

45

50

55

24

Удар по мячу ногой с рук на дальность (м)

26

28

30

34

38

25

Вбрасывание мяча рукой на дальность (м)

23

24

25

26

27

Оценочная таблица подготовки спортсменов

Количество упражнений

Сумма баллов

отл.

хор.

удв.

неуд.

2

10-9

8-7

5-4

4-2

3

15-14

13-11

7-5

4-3

4

20-19

18-15

10-7

6-4

5

25-23

22-18

12-9

8-5

6

30-27

26-21

14-10

9-6

7

35-31

30-24

16-11

10-7

8

40-36

35-30

24-19

18-8

        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Искусство подготовки высококлассных футболистов (Текст): Науч.-методич. пособие/ Под. ред. проф. Н.М. Люкшинова. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Советский спорт, ТВТ Дивизион, 2006. – 432 с.
  2. Перепекин В.А. Восстановление работоспособности футболистов. – 2-е изд. – М.: Олимпия Пресс, ТВТ Дивизион, 2006. – 112с.
  3. Поурочная программа подготовки юных футболистов/ Годик М.А., Мосягин С.М., Швыков И.А. – М.: Граница, 2012 – 272 с.
  4. Селуянов В.Н. Физическая подготовка футболистов (Текст): Уч. - методич. пособие / В.Н. Селуянов,  С.К.Сарсания, К.С. Сарсания. – 2-е изд. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 192 с.
  5. Футбол. Учебная программа для спортивных школ.
  6. Чирва Б.Г. Футбол. Базовые элементы тактики  зонного прессинга (текст): Уч. методич. пособие/Б.Г. Чирва. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 80 с.
  7. Чирва Б., Голомазов С. Футбол. Игровые упражнения при сближенных воротах для обучения игре в штрафной площади футболистов 11-15 лет: Методические разработки для тренеров. Выпуск 22. – М., РГУФК, 2004. – 35 с.
  8. Чирва Б.Г. Футбол. Методика совершенствования «техники эпизодов игры» (текст): Уч. методич. пособие / Б.Г. Чирва. – 2-е изд. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 112 с.
  9. Швыков И.А. Подготовка вратарей в футбольной школе. – 2-е изд. – М.: Олимпия Пресс, ТВТ Дивизион, 2006. – 96 с., ил. 

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. dyussh-football.com
  2.  fcmjr.ru
  3. kamenka-dussh.ru
  4. nsportal.ru
  5. 3-liga.ru
  6. vscolu.ru
  7. championat.com
  8. football.yugzone.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВИДУ СПОРТА «ВОЛЕЙБОЛ»

1.Пояснительная записка1.1. Характеристика вида спорта волейбола1.2. Структура системы многолетней подготовки 2.Нормативная часть образовательной программы2.1. Порядок комплектования и наполняемо...

З) Дополнительная предпрофессиональная программа по виду спорта "Бокс"

https://komdush.ru/?page_id=134Ссылка на полную версию программы сайт образовательной организации...

И) Учебно - методический комплекс к дополнительной предпрофессиональной программе по виду спорта "Бокс"

В этом разделе представлены: учебно-методический комплекс к дополнительной предпрофессиональной программе по виду спорта "Бокс", годовое планирование...

Учебно-методический комплекс по предмету РИСУНОК дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусств «Живопись» 6-летний срок обучения

Учебно-методический комплекс по предмету «Рисунок» (далее УМК) это оптимальная система (комплекс) учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной орг...

Рецензия на дополнительную предпрофессиональную программу по учебному предмету "Ансамбль" Заслуженного работника культуры РФ Л.З.Смелянской

Целью программы является развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства....

Рецензия на дополнительную предпрофессиональную программу по учебному предмету "Концертмейстерский класс" Заслуженного деятеля культуры ХМАО-Югры О.Д.Пилецкой.

Программа является методическим пособием и может быть рекомендована для реализации в учебном процессе Детской школы искусств....

«Промежуточная аттестация обучающихся по учебной программе «Хоровой класс» в рамках дополнительных предпрофессиональных программ в области музыкального искусства «Народные инструменты»

В этой методической разработке описаны формы промежуточной аттестации обучающихся на народных инструментах для поющих и непоющих детей...