Методическая разработка: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВИДУ СПОРТА «ВОЛЕЙБОЛ»
методическая разработка на тему
1.Пояснительная записка
1.1. Характеристика вида спорта волейбола
1.2. Структура системы многолетней подготовки
2.Нормативная часть образовательной программы
2.1. Порядок комплектования и наполняемость учебных групп
2.2. Режим учебно-тренировочной работы
3.Методическая часть образовательной программы
3.1. Организационно-методические указания
3.2. Учебный план
3.3. План-схема годичного цикла подготовки
3.4. Программный материал для практических занятий
3.4.1. Теоретическая подготовка
3.4.2. Физическая подготовка
3.4.3. Техническая подготовка
3.4.4. Тактическая подготовка
3.5.Медико-психологическое сопровождение образовательной программы.
3.6. Воспитательная работа
3.7. Инструкторская и судейская практика
4.Система контроля и зачетные требования
5.Информационное обеспечение дополнительной предпрофессиональной программы по виду спорта «Волейбол».
6. Календарный план спортивно-массовых мероприятий отделения волейбола
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predprofessionalnaya_programma_po_voleybolu_2.doc | 349.5 КБ |
Предварительный просмотр:
|
Методическая разработка:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВИДУ СПОРТА «ВОЛЕЙБОЛ»
Программа разработана в соответствии федеральными государственными требованиями и на основе : ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА ВОЛЕЙБОЛ
(утв.приказом Министерства спорта РФ от 30 августа 2013 г. № 680 )
Срок реализации Программы: 8 ЛЕТ
Год составления Программы: 2016
Программу составил : тренер-преподаватель
МБОУ ДО ДЮСШ В.А. Лукашенко
Год составления Программы: 2016
Содержание:
1.Пояснительная записка
1.1. Характеристика вида спорта волейбола
1.2. Структура системы многолетней подготовки
2.Нормативная часть образовательной программы
2.1. Порядок комплектования и наполняемость учебных групп
2.2. Режим учебно-тренировочной работы
3.Методическая часть образовательной программы
3.1. Организационно-методические указания
3.2. Учебный план
3.3. План-схема годичного цикла подготовки
3.4. Программный материал для практических занятий
3.4.1. Теоретическая подготовка
3.4.2. Физическая подготовка
3.4.3. Техническая подготовка
3.4.4. Тактическая подготовка
3.5.Медико-психологическое сопровождение образовательной программы.
3.6. Воспитательная работа
3.7. Инструкторская и судейская практика
4.Система контроля и зачетные требования
5.Информационное обеспечение дополнительной предпрофессиональной программы по виду спорта «Волейбол».
6. Календарный план спортивно-массовых мероприятий отделения волейбола
1. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»,29.12.212.N273-ФЗ
- Федеральным законом «О физической культуре в Российской Федерации»,
- приказа Минспорта России от 12.09.2013 г. № 730 «Об утверждении Федеральных
государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации
дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и
спорта и срокам обучения по этим программам»,
- приказа Минспорта России от 30.08.2013 г. №680 «Об утверждении Федерального
стандарта спортивной подготовки по виду спорта волейбол»,
- приказа Минспорта России от 27.12.2013 г. №1125 «Об утверждении
особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и
методической деятельности в области физической культуры и спорта»,
Основной целью данной программы является организация спортивной подготовки детей по волейболу в соответствии с главной функцией дополнительного образования: массового общефизического оздоровления детей школьного возраста с различными физическими способностями с предоставлением им равных возможностей.
Образовательная программа базируется на следующих методических принципах:
- принцип комплектности предполагает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-
тренировочного процесса (все виды подготовки, медико-психологического
сопровождения, восстановительных мероприятий и комплексного контроля освоения
программы обучающимися) в оптимальном соотношении;
- принцип преемственности определяет системность изложения программного
материала по этапам годичного и многолетнего циклов и его соответствия требованиям
спортивного мастерства, при обеспечении преемственности задач, методов и
средств обучения и подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок,
роста показателей уровня подготовленности;
- принцип вариативности предусматривает вариативность программного материала
в зависимости от этапа многолетней подготовки, возрастных индивидуальных
особенностей обучающихся.
Программа является основным регламентирующим документом
обеспечивающим эффективное построение образовательного процесса в системе
многолетней спортивной подготовки и содействует успешному решению задач
физического воспитания детей.
1.1.Характеристика программы.
Характеристика волейбола. Значение и место игры в системе физического воспитания. Волейбол в России. Этапы развития волейбола. Изменения в технике и тактике волейбола в связи с изменением правил. Соревнования по волейболу на первенство России и матчи сборных команд краёв, республик. Международные встречи российских волейболистов. Задачи волейбола в России.
Программа составлена для работы в МБУ ДО ДЮСШ в соответствии с типовым положением о детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) и на основании опыта работы общеобразовательных школ и научных исследований.
Данная программа призвана соответствовать следующим приоритетным идеям дополнительного образования:
- Свободный выбор ребёнком вида и сферы деятельности;
- Ориентация на личностные интересы, потребности и способности ребёнка. Ребёнку даётся возможность самому определить свой образовательный путь, и в случае, если он быстрее и лучше справляется с заданиями, возможность дальнейшего своего совершенствования. Кто же медленнее продвигается в своих достижениях, не должен восприниматься как отстающий. Достижения и того, и другого должны расцениваться по шкале их собственных возможностей, а не в сравнении с другими.
- Единство обучения, воспитания и развития;
- Практико-деятельностная основа образовательного процесса. Учащийся должен иметь возможность лично принимать участие в конкретной деятельности, направленной на получение им новых знаний и умений, решая при этом жизненно важные для него проблемы, которые могут быть связаны с общением с друзьями, людьми старшего возраста, организацией досуга, поиском повышения своего статуса в группе.
1.2. Структура системы многолетней подготовки
В системе подготовки юных волейболистов основополагающим является взаимосвязь
процессов обучения (получения знаний), тренировки (формирования и совершенствования умений, навыков и технических приемов) и соревнований (практического применения знаний, умений, навыков в условиях реальной игры).
Эффективность построения системы подготовки юных волейболистов зависит от
реализации закономерностей их развития с учетом способностей и возможностей на
каждом возрастном уровне.
Основными задачами многолетней подготовки являются:
1. Содействие всестороннему физическому развитию организма ребенка, устойчивости против неблагоприятных сил природы, укреплению здоровья, воспитанию навыков и привычек соблюдения правил личной гигиены.
2. Формирование школы движений, практических двигательных умений и навыков, сознательное управление своим телом, сообщение теоретических знаний из области физической культуры и здорового образа жизни.
3. Формирование интереса, потребности к систематическим занятиям волейболом.
4. Формирование навыков и привычек к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Овладение учащимися методиками для самостоятельных занятий.
5. Достижение возможного для каждой возрастной группы уровня развития физических и игровых качеств.
6. Развитие специальных физических качеств и способностей, необходимых при совершенствовании техники и тактики игры волейбол.
7. Создание в процессе обучения атмосферы доброжелательности, сотрудничества, включение в активную деятельность, создание комфортной обстановки, ситуации успеха.
Основными формами организации образовательного и тренировочного процессов являются:
-тренировочные занятия с группой, сформированной с учетом уровня подготовленности,
гендерных и возрастных особенностей;
- индивидуальные тренировочные занятия, проводимые согласно учебному плану с одним
или несколькими обучающимися;
- самостоятельная работа обучающихся по индивидуальным планам;
- учебно-тренировочные сборы;
- инструкторская и судейская практика;
- промежуточная и итоговая аттестация обучающихся.
Основными показателями выполнения программных требований на спортивно-оздоровительном этапе: стабильность состава занимающихся; посещаемость тренировочных занятий; динамика индивидуальных показателей развития физических качеств занимающихся; уровень освоения основ гигиены и самоконтроля, выполнение контрольно-переводных нормативов по общей и специальной физической подготовке и участие в соревнованиях. В конце учебного года обучающиеся сдают контрольно-переводные нормативы по общей физической подготовке и специальной физической подготовке. Тесты принимаются в виде зачета на занятии и заносятся в журнал.
2. Нормативная часть
Нормативная часть программы определяет основные требования по ее структуре и содержанию: по возрасту, численному составу занимающихся, объему отдельных видов подготовки (физической, технико-тактической, игровой) и нагрузок разной направленности, а также по структуре многолетней подготовки юных хоккеистов.
2.1. Порядок комплектования и наполняемость групп.
Многолетняя подготовка юных волейболистов включает в себя следующие этапы: начальной подготовки, тренировочный (спортивной специализации).
Этап начальной подготовки. На этот этап зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься волейболом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на укрепление здоровья, разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники и тактики волейбола, выполнение контрольных нормативов для зачисления па учебно-тренировочный этап подготовки.
Тренировочный (спортивной специализации) этап. На этом этапе формируется группа учащихся на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых детей, прошедших необходимую подготовку в течение 1 года и более и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимся контрольно-переводных нормативов по общефизической и специальной подготовке.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ
ЭТАПОВ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ, МИНИМАЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ЛИЦ
ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ НА ЭТАПЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ И МИНИМАЛЬНОЕ
КОЛИЧЕСТВО ЛИЦ, ПРОХОДЯЩИХ СПОРТИВНУЮ ПОДГОТОВКУ В ГРУППАХ
НА ЭТАПАХ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА ВОЛЕЙБОЛ
Этапы спортивной подготовки | Продолжительность этапов (в годах) | Минимальный возраст для зачисления в группы (лет) | Наполняемость групп (человек) |
Этап начальной подготовки | 3 | 9 | 14 - 25 |
Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | 5 | 12 | 12 - 20 |
СООТНОШЕНИЕ
ОБЪЕМОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ВИДАМ СПОРТИВНОЙ
ПОДГОТОВКИ НА ЭТАПАХ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ
СПОРТА ВОЛЕЙБОЛ
Разделы спортивной подготовки | ||||
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | |||
1 год | Свыше года | До двух лет | Свыше двух лет | |
Общая физическая подготовка (%) | 28 - 30 | 25 - 28 | 18 - 20 | 8 - 12 |
Специальная физическая подготовка (%) | 9 - 11 | 10 - 12 | 10 - 14 | 12 - 14 |
Техническая подготовка (%) | 20 - 22 | 22 - 23 | 23 - 24 | 24 - 25 |
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка, медико-восстановительные мероприятия (%) | 12 - 15 | 15 - 20 | 22 - 25 | 25 - 30 |
Технико-тактическая (интегральная) подготовка (%) | 12 - 15 | 10 - 14 | 8 - 10 | 8 - 10 |
Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика (%) | 8 - 12 | 10 - 12 | 10 - 14 | 13 - 15 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВИДУ СПОРТА ВОЛЕЙБОЛ
Виды соревнований (игр) | ||||
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | |||
До года | Свыше года | До двух лет | Свыше двух лет | |
Контрольные | 1 - 3 | 1 - 3 | 3 - 5 | 3 - 5 |
Отборочные | - | - | 1 - 3 | 1 - 3 |
Основные | 1 | 1 | 3 | 3 |
Всего игр | 20 | 20 - 25 | 40 - 50 | 50 - 60 |
2.2. Режим учебно-тренировочной работы:
Учебный год в школе начинается 1 сентября и составляет 46 недель на этапе начальной подготовки и на тренировочном этапе, не менее 6 недель отводится на учебные занятия в условиях оздоровительного лагеря физкультурно-спортивного профиля, учебно-тренировочных сборов по месту жительства и (или) по индивидуальным планам обучающимся на период их активного отдыха.
Праздничные дни:
4 ноября
6 ноября 8 марта
1-5 января 1-2 мая
7 января 9 мая
31 августа
Занятия проводятся в любой день недели, включая выходные дни и каникулярное время общеобразовательных учреждений. Семь учебных дней в неделю.
Регламентирование образовательного процесса в неделю:
период: согласно расписания занятий;
продолжительность занятий:
- НП (до 1 года) 6 часов в неделю
- НП (свыше 1 года) 9 часов в неделю
- Т(СС)- 1 12 часов в неделю
- Т(СС) - 2 12 часов в неделю
- Т(СС) -3 16 часов в неделю.
- Т(СС) -4-5 18 часов в неделю.
Сроки проведения отбора детей в Учреждение:
Комплектование групп начальной подготовки свыше года обучения и в учебно-тренировочных группах производится до 15 сентября.
Продолжительность летнего оздоровительного периода:
Учебно-тренировочные сборы 3-6 недель;
Спортивно - оздоровительный лагерь по месту жительства или выездной 3-6 недель;
Основными условиями перевода обучающихся на следующий год является:
-выполнение требований контрольно-переводных нормативов по всем разделам, выполнение спортивных разрядов и условий инструкторской и судейской практики в соответствии с этапом подготовки.
3.Методическая часть
3.1 Организация учебно-воспитательного процесса.
Обучение проводится в форме учебно-тренировочных и теоретических занятий, тестирования развития общефизической и специальной подготовки занимающихся, медицинского контроля, участий в соревнованиях, судейской и инструкторской практики. Занятия проходят на спортивных площадках в свободное от занятий учащихся в школе время. Недельная нагрузка и количество часов зависят от уровня и года обучения группы. Работа тренеров с воспитанниками организована в течение календарного года. Учебный план также рассчитан на календарный год, т.к. учебно-тренировочный процесс не прерывается с уходом тренера в очередной отпуск. Тренер составляет индивидуальный план для каждого воспитанника. В летний каникулярный период организовывается учебно-тренировочный сбор для воспитанников школы, как на базе школы в лагере дневного пребывания, так и с выездом в загородные оздоровительные лагеря в профильные смены.
Учебно-воспитательный процесс включает в себя обучение по программам двух образовательных ступеней: начальной подготовки и учебно-тренировочной (НП и УТ).
Обучение в группах ГНП носит характер универсальности в подготовке учащихся с постепенным введением в курс простейших элементов техники и тактики игры волейбол. Основной задачей работы здесь является содействие правильному физическому развитию детей, привитие интереса к регулярным занятиям спортом и подготовка учащихся к следующей ступени обучения. В группах УТГ, сформированных из учащихся, прошедших подготовку в группах ГНП, уделяется большое внимание развитию специальных физических способностей, овладению основами техники и тактики волейбола и дальнейшему их совершенствованию.
Каждый ребенок может пройти обучение только по программе одной образовательной ступени или последовательно переходить со ступени на ступень по результатам выпускных контрольных нормативов в конце каждого учебного года. Юные волейболисты имеют право выступать в соревнованиях за свой коллектив.
Основным документом, регламентирующим учебно-воспитательный процесс, является учебный план, составленный для каждого года обучения и вида физической подготовки.
Медицинский контроль за здоровьем учащихся осуществляется дважды в течение года: у групп ГНП по месту жительства либо в школьном медицинском кабинете, у групп УТГ в ЦРБ. В случае удачного прохождения осмотра ученики получают допуск к дальнейшим занятиям.
Система профилактико-восстановительных мероприятий носит комплексный характер и включает в себя средства психолого-педагогического и медико-биологического воздействия.
Под психолого-педагогическими средствами подразумевают творческое использование учебных и соревновательных нагрузок; применение средств общей физической подготовки с целью переключения форм двигательной активности и создания благоприятных условий для восстановительного процесса. К медико-биологическим средствам относятся: распорядок дня; спортивный массаж; водные процедуры. Применение восстанавливающих средств необходимо осуществлять на фоне гигиенически целесообразного распорядка дня юных спортсменов и рационального питания. Режим дня и питание могут иметь специальную восстанавливающую направленность. Восстановительный пищевой рацион учащихся должен быть построен на основе сбалансированности, в соответствии калорийности рациона суточным энергозатратам ученика.
Основы применения восстановительных мероприятий входят в теоретический курс данной программы.
3.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Весь учебный материал излагается по следующим этапам: начальной подготовки (I ступень), учебно-тренировочный (II ступень), что позволяет тренерам-преподавателям дать единое направление в учебно-тренировочном процессе. На каждом этапе решаются определенные задачи.
Основой структуры образовательного процесса является группа, комплектуемая из числа детей образовательных учреждений.
Основными формами образовательной деятельности с учащимися являются:
Учебно-тренировочные занятия (индивидуальные или групповые).
Участие в соревнованиях.
Спортивно-оздоровительный лагерь.
Медико-восстановительные мероприятия.
Теоретические занятия.
Тестирование.
Медицинский контроль.
Судейская практика.
Учебный год в ДЮСШ начинается с 1 сентября. Учебно-тренировочные занятия в отделениях проводятся по учебным программам, рассчитанным на 46 недель.
Обучение в школе многоступенчатое проводится по 3 ступеням в течение 8 лет. Гибкость структуры обеспечивает преемственность в совершенствовании умений и навыков в избранном виде спорта..
Каждая ступень имеет четкие целевые установки, определяющие структуру и содержание образовательного процесса.
Учебный материал распределяется в соответствии с возрастным принципом, комплектования учебно-тренировочных групп и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков.
Процесс подготовки квалифицированных спортсменов включает техническую, тактическую, физическую, психологическую, морально-волевую, теоретическую виды подготовки. Соотношение средств общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП) в тренировочном процессе изменяются в зависимости от квалификации спортсмена и этапа подготовки.
Учебный план на 46 недель учебно-тренировочных занятий в ДЮСШ
Виды подготовки | НП | Т | Форма отчетности | |||||
до года | Св. года | |||||||
1-й | 2-й | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | ||
Теоретическая | 8 | 8 | 18 | 18 | 22 | 25 | 25 | Сдача контроль-ных нормативов и переводных экзаменов |
Общая физическая подготовка | 94 | 114 | 94 | 94 | 99 | 109 | 104 | |
Специальная физическая подготовка | 51 | 67 | 80 | 80 | 102 | 112 | 117 | |
Техническая | 62 | 85 | 100 | 100 | 144 | 173 | 173 | |
Тактическая | 25 | 38 | 80 | 80 | 110 | 125 | 125 | |
Игровая | 33 | 60 | 70 | 70 | 90 | 90 | 90 | |
Контрольные и календарные игры | - | 30 | 32 | 32 | 65 | 70 | 70 | Участие в соревнованиях |
Восстановительные мероприятия | - | - | 31 | 31 | 42 | 52 | 52 | |
Инструкторская и судейская практика | - | - | 31 | 31 | 42 | 52 | 52 | |
Контрольные испытания | 18 | 12 | 16 | 16 | 20 | 20 | 20 | |
Медицинское обследование | Вне сетки урока | |||||||
В спортивно-оздоровительном лагере | 36 | 54 | 72 | 72 | 96 | 108 | 108 | |
Всего часов за 46 + 6 недель | 312 | 468 | 624 | 624 | 832 | 936 | 936 | |
Группы | 1 | 1 | 2 | 1 |
3.3. ПЛАН-СХЕМА ГОДИЧНОГО ЦИКЛА ПОДГОТОВКИ
Построение годичного цикла подготовки волейболистов в спортивных школах является одним из важных компонентов программы. Основная суть сводится к рациональному распределению программного материала по основным структурным компонентам: этапам, мезоциклам и микроциклам, которое определяется задачами, стоящими перед каждым конкретным годичным циклом, календарем соревнований и закономерностями становления спортивной формы.
В определенной мере эта структура годичного цикла, с незначительными изменениями, связанными со спецификой подготовки юных волейболистов, практикуется в детских и юношеских спортивных школах на учебно-тренировочном этапе и этапе спортивного совершенствования. Что же касается этапов начальной подготовки, то построение подготовки с позиции периодизации в этих возрастных этапах нецелесообразно. В этом случае при построении подготовки изначально весь учебный материал конкретного года обучения целесообразно распределить по месяцам, а затем по недельным циклам, в которых проводятся занятия комплексного характера с преимущественной направленностью на те или иные виды подготовки.
Этап начальной подготовки 1-го года обучения. Особенность этого этапа -работа с неподготовленными детьми, с разным уровнем физического развития, поэтому распределение учебного материала в годичном цикле целесообразно проводить по месячным и недельным циклам, не придерживаясь концепции периодизации. Учебно-тренировочный процесс целесообразно начинать с августа и заканчивать в мае. В августе и сентябре преобладает общая физическая подготовка с акцентом на развитие гибкости, ловкости, быстроты, а также гармоническое развитие всех мышечных групп. В течении всего года проводится широкий круг средств и методов игровой подготовки, направленных на развитие игрового и оперативного мышления юных спортсменов. Задачей этого этапа будет являться набор в первый год максимально большего количества юных волейболистов и формирование у них стойкого интереса к занятиям волейбола, а также всестороннее гармоничное развитие физических способностей и овладение основами техники и тактики волейбола, подготовка наиболее одаренных из них к переходу на этап начальной подготовки 2 года обучения.
Календарный план график для НП группы-1 по волейболу
Календарный план график для ГНП-2 и ГНП-3 по волейболу
Содержание занятий | Всего часов | Сент | Окт. | Ноя. | Дек. | Янв. | Фев. | март | Апр | май | июн | июл |
Теоретические занятия. | 8 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
-ОФП | 106 | 10 | 12 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 4 |
-СФП | 70 | 6 | 8 | 8 | 7 | 6 | 8 | 6 | 6 | 8 | 4 | 3 |
техническая подготовка | 84 | 8 | 8 | 6 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 9 | 5 |
тактическая подготовка | 51 | 8 | 6 | 4 | 4 | 6 | 4 | 4 | 4 | 3 | 5 | 3 |
Интегральная подготовка | 48 | 2 | 6 | 2 | 8 | 6 | 4 | 3 | 3 | 8 | 8 | |
Инструкторская и судейская подготовка | 7 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
Контрольные испытания | 10 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||
Товарищеские встречи | 12 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||
Участие в соревнованиях | 18 | 4 | 4 | 6 | 4 | |||||||
-всего часов: | 414 | 40 | 42 | 38 | 40 | 46 | 35 | 39 | 40 | 42 | 39 | 15 |
Календарный план график для УТГ-1, УТГ-2 по волейболу
Календарный план график для УТГ-3 по волейболу
Содержание занятий | Всего часов | Сент | Окт. | Ноя. | Дек. | Янв. | Фев. | март | Апр | май | июн | июл |
Теоретические занятия. | 16 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | ||
-ОФП | 95 | 7 | 8 | 8 | 7 | 7 | 10 | 10 | 10 | 7 | 8 | 13 |
-СФП | 109 | 15 | 11 | 5 | 15 | 12 | 4 | 7 | 4 | 13 | 14 | 9 |
техническая подготовка | 80 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 8 | 9 |
тактическая подготовка | 80 | 5 | 7 | 10 | 10 | 7 | 10 | 10 | 9 | 7 | 5 | |
Воспи. и псих-еская подготовка | 16 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Контрольные испытания | 16 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Игровая подготовка | 70 | 7 | 8 | 9 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 5 | 6 | |
Контрольные и календарные игры | 35 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 4 | |
Инструкторская и судейская под. | 35 | 2 | 4 | 4 | 2 | 3 | 4 | 5 | 5 | 4 | 2 | |
-всего часов: | 552 | 51 | 54 | 51 | 54 | 51 | 51 | 54 | 51 | 53 | 49 | 33 |
Содержание занятий | Часы | Сент | Окт | Нояб | Дек. | Янв. | Фев. | Март | Апр | Май | Июнь | Июль |
1.Теория | 20 | 4 | 4 | 3 | 4 | 2 | 1 | 2 | ||||
ОФП | 99 | 9 | 10 | 9 | 9 | 10 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 7 |
СФП | 95 | 9 | 9 | 9 | 10 | 10 | 9 | 9 | 9 | 9 | 8 | 4 |
Техника | 140 | 12 | 13 | 13 | 13 | 14 | 13 | 13 | 13 | 13 | 14 | 9 |
тактика | 90 | 8 | 8 | 8 | 8 | 9 | 7 | 8 | 9 | 9 | 9 | 7 |
игровая | 90 | 7 | 8 | 8 | 8 | 9 | 8 | 9 | 9 | 9 | 8 | 7 |
Контрольные игры | 50 | 2 | 3 | 4 | 6 | 6 | 5 | 6 | 4 | 6 | 4 | 4 |
Нормативы | 12 | 3 | 3 | 4 | 2 | |||||||
Восстан. Мер. | 28 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 |
Инстр.и суд.практ | 20 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Всего часов: | 644 | 58 | 59 | 58 | 62 | 68 | 56 | 59 | 59 | 66 | 57 | 42 |
Календарный план график для УТГ-4, УТГ-5 по волейболу
Содержание занятий | Всего часов | Сент | Окт. | Ноя. | Дек. | Янв. | Фев. | март | Апр | май | июнь | Июль |
Теоретические занятия. | 25 | 3 | 3 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 4 | 4 | |
-ОФП | 104 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 9 | 9 | 9 | 10 | 7 |
-СФП | 117 | 10 | 10 | 10 | 10 | 12 | 5 | 7 | 4 | 10 | 24 | 15 |
Техника | 173 | 15 | 15 | 17 | 15 | 15 | 15 | 15 | 18 | 15 | 15 | 18 |
тактика | 125 | 8 | 10 | 15 | 15 | 10 | 15 | 15 | 14 | 10 | 8 | 5 |
Восп. и псих-кая подготовка | 52 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 2 |
Контрольные испытания | 20 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Игровая подготовка | 90 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | |
Контрольные и календарные игры | 70 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | |
Инстр. и судейская под. | 52 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 2 |
-всего часов: | 828 | 74 | 76 | 81 | 79 | 77 | 76 | 76 | 75 | 76 | 85 | 53 |
3.4. Программный материал для практических занятий
3.4.1. Теория.
Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций и непосредственно в тренировке, органически связана с физической, технико -тактической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических знаний. Теоретические знания должны иметь определенную целевую направленность:
- вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий.
Учебный материал распределяется на весь период обучения учебно -тренировочного этапа. При проведении теоретических занятий следует учитывать возраст занимающихся и излагать материал в доступной им форме. В зависимости от конкретных условий работы в план теоретической подготовки можно вносить коррективы. В данном разделе программы приводится примерный перечень тем теоретических занятий и краткое их содержание.
В плане теоретических занятий следует отразить и такие темы, как врачебный контроль и самоконтроль, профилактика травм и заболеваний, восстановительные мероприятия при занятиях спортом.
Знакомство с планом работы ДЮСШ и группы. Правила поведения в ДЮСШ. История развития волейбола. Соблюдение правил безопасной работы в спортивном зале. Спорт и здоровье. Соблюдение гигиены спортсменом. Распорядок дня юного волейболиста. Правила волейбола.
3.4.2. Физическая подготовка.
Общая физическая подготовка.
Средствами общей физической подготовки являются общеразвивающие упражнения, направленные на развитие различных качеств, необходимых для дальнейших занятий в спортивных группах, в процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний, а также упражнения на снарядах, тренажёрах, занятия другими видами спорта.
Гимнастические упражнения:
Для мышц туловища и живота
1. Различные упражнения с набивными мячами: броски с участием мышц живота, спины, рук, ног; с поворотами туловища в стороны; со сгибанием и разгибанием туловища.
2. Подъем прямых ног из положения виса.
3. Подъем ног и касание ими пола за головой из положения лежа на спине.
4. Ноги на ширине плеч. Наклоны туловища вперед, назад, в стороны.
5. Ноги на ширине плеч. Вращение корпуса.
6. Упражнения 4 и 5 с отягощениями — гантелями, набивными мячами, мешочками с песком или дробью.
7. Ноги на ширине плеч. Повороты туловища.
8. Из положения виса размахивание в стороны прямыми, сведенными вместе ногами.
9. Лечь лицом вниз. Подъем туловища вверх (прогибание).
10. Лечь на спину, левую ногу согнуть в колене, правую выпрямить. Смена положения ног - «велосипед».
11. Стать на колени, туловище выпрямить. Отклонить туловища назад.
12. Сесть на пол, ноги врозь. Наклоны туловища вперед и в стороны.
13. Сесть на пол, ноги врозь. Повороты туловища в стороны.
14. Лечь на пол, положив ноги под какой-нибудь предмет. Поднять туловище до положения сидя на полу.
15. Из положения лежа на спине:
а) поднимать согнутые в коленях ноги и опускать, разгибая их;
б) круговые движения ногами;
в) закинуть ноги назад до касания носками пола за головой;
г) поднимать ноги под углом 45—90° и выше;
д) поднимать одновременно ноги и туловище.
16. Лечь на спину, руки развести в стороны, не отрывая от пола. Медленно поднимать ноги и поочередно доставать прямыми ногами руки.
17. Упор присев. Выбросить ноги до положения упора лежа, прыжком вернуться в упор сидя.
18. Встать на левое колено, правую ногу вытянуть в сторону, руки сцепить над головой. Пружинистые наклоны вправо. То же в левую сторону.
19. Из основной стойки наклонить туловище вперед, руки в стороны, одновременно отвести поднятую ногу назад — «ласточка». То же другой ногой.
20. Встать на колени, руки вытянуть вперед. Одновременно с наклоном влево сесть на пол вправо. Вернуться в исходное положение. С наклоном туловища сесть влево.
21. Сидя на полу, выполнять скрестные движения поднятыми ногами.
Для мышц рук и плечевого пояса
1. Круговые движения в лучезапястных и плечевых суставах.
2. То же с отягощениями.
3. Сгибание и разгибание рук в упоре; туловище прямое.
4. Броски набивных мячей, легкоатлетических ядер с разгибанием рук в локтевых и лучезапястных суставах.
5. Упражнения с гимнастическими палками.
6. С булавами.
7. С эспандером и амортизатором.
8. Отталкивание руками от стены, пола.
9. Жим веса лежа на спине.
10. Ходьба на руках (с поддержкой партнера).
11. Из положения руки в стороны сгибание их в локтевых суставах с сопротивлением партнера (в парах).
12. Наматывание на валик веревки с подвешенной гирей весом 16 кг.
13. Сгибание и разгибание рук (со страховкой партнера) в стойке на кистях у стены.
14. Ноги врозь, туловище наклонено вперед под прямым углом, руки в стороны. Повороты туловища рывком вправо и влево.
15. Исходное положение: первый партнер — ноги врозь, руки в стороны; второй — стоит сзади. Положив руки на предплечья первого, второй медленно давит вниз; первый противодействует давлению.
16. Исходное положение то же. Первый старается опустить руки вниз, второй препятствует этому.
17. Двое стоят лицом друг к другу, руки вытянуты вперед: первый отводит руки второго в стороны, второй препятствует ему.
18. Первый партнер стоит, разведя ноги, руки на поясе. Второй сзади сводит локти первого назад, первый противится этому.
Для мышц ног
1. Приседания на одной и на двух ногах с быстрым вставанием.
2. Выпрыгивания из положения седа,
3. То же, но с отягощением.
4. Прыжки на одной ноге с продвижением вперед.
5. Перескоки с ноги на ногу.
6. Прыжки на двух ногах.
7. Те же прыжковые упражнения, но с отягощением.
8. Подъем на носки с отягощением.
9. Спрыгивание с последующим, без пауз, впрыгиванием на предмет различной высоты.
10. То же, но с отягощением.
11. Перепрыгивание через гимнастическую скамейку со стороны на сторону, стараться выпрыгнуть как можно выше, чтобы ноги перенести прямыми.
12. Выпрыгивание с гирей весом 32 кг на параллельных гимнастических скамейках.
13. Комбинированные прыжки в стороны и вперед через различные препятствия: гимнастические скамейки, набивные мячи, барьеры для бега и т. п.
14. Стойка со скрещенными ногами, руки вперед или за головой. Садиться на пол и вставать в исходное положение.
15. Ноги широко врозь. Глубоко присесть на левой ноге. Сгибая правую ногу, переносить тяжесть туловища на нее. Далее — попеременное сгибание ног. При переносе туловища с ноги на ногу таз не поднимать.
Для мышц задней поверхности бедра
1. Лежа на груди на гимнастическом столе, поднимать прямые ноги.
2. То же, но с отягощением.
3. Лежа на груди, поднимать руки вверх. Прогнуться, отделяя от пола прямые руки и ноги.
4. Ходьба в полуприседе широкими выпадами. Туловище прямое.
5. То же, но с отягощением.
6. Лежа на бедрах поперек гимнастического коня лицом вниз, стопами ног зацепиться за гимнастическую стенку. Подъем туловища вверх.
7. Лежа на спине, отбивать ногами набивной мяч.
8. В выпаде — прыжком менять положение ног.
9. Стоя на коленях, стопами ног зацепиться за рейку гимнастической стенки. Медленное опускание туловища вперед, без сгибания в тазобедренных суставах.
Акробатические упражнения:
1. Группировки в приседе, сидя, лёжа на спине.
2. Перекаты в группировке лёжа на спине (вперёд, назад), из положения сидя, из упора присев и из основной стойки.
3. Перекаты в сторону из положения лёжа и в упоре стоя на коленях.
4. Перекаты вперёд и назад прогнувшись, лёжа на бёдрах, с опорой и без опоры руками.
5. Перекат в стороны согнувшись с поворотом на 180 гр. Из седа ноги врозь с захватом ноги.
6. Из положения стоя на коленях перекат вперёд прогнувшись.
7. Перекаты назад в группировке и согнувшись в стойку на лопатках.
8. Стойка на лопатках с согнутыми и прямыми ногами.
9. Стойка на руках с помощью и опорой о стенку (для мальчиков).
10. Кувырок вперёд из упора присев и из основной стойки.
11. Кувырки вперёд с трёх шагов и небольшого разбега.
12. Кувырки вперёд из стойки ноги врозь в сед с прямыми ногами.
13. Длинный кувырок вперёд.
14. Кувырок назад из упора присев и из основной стойки.
15. Соединение нескольких кувырков вперёд и назад.
16. Кувырок назад прогнувшись через плечо (с 14 лет).
17. Подготовительные упражнения для моста у гимнастической стенки.
18. Мост с помощью партнёра и самостоятельно.
19. Переворот в сторону (вправо и влево) с места и с разбега (с 14 лет)
20. Комплексы вышеуказанных упражнений.
Легкоатлетические упражнения:
1. Бег с ускорением до 50-60 м.
2. Низкий старт и стартовый разбег до 60 м.
3. Повторный бег 2-3 Х 30-40 м (12-14 лет), 3-4 Х 50-60 м (15-17 лет).
4. Эстафетный бег с этапами до 60 м.
5. Бег с препятствиями от 60 до 100 м (кол-во препятствий от 4 до 10). В качестве препятствий – набивные мячи, учебные барьеры, условные окопы.
6. Бег или кросс до 500 м (девочки) и до 1000 м (мальчики).
7. Прыжки в высоту через планку с места и с разбега способом «перешагивание».
8. Прыжки в длину с места, тройной прыжок с места и с разбега (мальчики).
9. Метание малого мяча с места в стену или щит на дальность отскока и на точность.
10. Метание гранаты.
11. Многоборье. Спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные от3 до 5 видов.
Спортивные игры.
1. Баскетбол 7 на 7. Ловля, передача, ведение мяча, основные способы бросков в корзину.
2. Гандбол 7 на 7. Ловля, передача, ведение мяча, основные способы бросков по воротам.
3. Мини-футбол.
Индивидуальные тактические действия в защите и нападении и простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении.
Подвижные игры.
1. «Гонка мячей»
2. «Салки»
3. «Рыбак и рыбки»
4. «Метко в цель»
5. «Подвижная цель»
6. Эстафеты с бегом, прыжками, с мячами и пр.
7. «Картошка»
8. «Охотники и утки»
9. «Катающаяся мишень» и др.
Ходьба на лыжах и катание на коньках.
1. Основные способы передвижения, поворотов, спусков, подъёмов и торможений.
2. Передвижения на скорость до 3 км.
5. Эстафеты, игры.
3.4.3-4.Специальная физическая подготовка.
Упражнения для развития силы и скоростных качеств
1. В упоре лёжа отталкивание от пола и хлопок руками перед грудью.
2. Вращательные движения туловищем с отягощением.
3. Подъём штанги на грудь и тяга.
4. Приседания и вставание со штангой на плечах (6-8 раз в подход).
5. Полуприседания и быстрые вставания с подъёмом на носки со штангой на плечах. Вес – не более 50% от максимального. (10-15 раз за подход).
6. Выпрыгивание из полуприседа и приседа со штангой на плечах. Вес – не более 50% от максимального. (6-8 раз за подход).
7. Сидя на гимнастической скамейке наклоны назад с помощью партнёра, который держит за голеностопные суставы.
8. То же, но с отягощением.
9. Прыжки через скакалку.
10. Прыжки через барьеры, с разбега и с места с касанием предметов, подвешенных на оптимальную и максимальную высоту.
11. Прыжки на одной и двух ногах на дальность.
Упражнения для развития выносливости
1. Серии прыжков 15-20 сек. В первой серии выполняется максимальное количество прыжков, во второй – на максимальной высоте и т.д.
2. Перемещение в низкой стойке в различных направлениях 1-1,5 мин, отдых 40 сек. Выполнять сериями по 4-5 раз.
3. Последовательная имитация нападающего удара (блокирования). По 10-15 раз в серию.
4. Серия падений и кувырков.
5. Эстафеты с различными перемещениями и чередованием кувырков вперёд и назад.
6. Челночный бег.
7. Игра в волейбол 2 на 2, 3 на 3, 4 на 4.
8. Игра в волейбол без остановок; как только мяч вышел из игры, тут же вводится новый.
Упражнения для развития ловкости
1. Одиночные и многократные кувырки вперёд и назад.
2. Одиночные и многократные прыжки с места и с разбега с поворотом на 180, 270, 360 градусов.
3. Прыжки через различные предметы и снаряды с поворотами и без.
4. Прыжки с подкидного мостика с различными движениями и поворотами в воздухе.
5. Эстафеты с преодолением препятствий.
6. Игра в кругу двумя-тремя мячами.
7. Игра в защите один против двух.
8. Нападающие удары из трудных положений.
Упражнения для развития быстроты ответных действий.
1. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м из исходных положений: стойки волейболиста (лицом, спиной, боком к стартовой линии) сидя, лежа на спине и на животе в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.
2. Бег с остановками и изменением направления. Челночный бег на 5 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20 – 30 м). Челночный бег, но отрезок вначале пробегается лицом вперёд, а обратно – спиной и т. д. По принципу челночного бега передвижение приставными шагами. Тоже с набивными мячами в руках (весом от 2 до 5 кг), с поясом-отягощением.
3. Бег (приставные шаги) – в колонне по одному (в шеренге) вдоль границ площадки. По сигналу – выполнение определённого задания: ускорение, остановка, изменение направления или способа передвижения, поворот на 360 градусов – прыжок вверх, падание и перекат, имитация передачи в стойке, с падением, в прыжке, имитация подачи, нападающих ударов, блокирования и т.д.То же, но занимающиеся перемещаются по одному, по двое, по трое от лицевой линии к сетке.
Упражнения для развития прыгучести.
1. Приседание и резкое выпрямление ног с взмахом рук вверх. То же, но с утяжелением.
2. Из положения стоя на гимнастической стенке, правая (левая) нога сильно согнута, левая (правая) опущена вниз, держаться руками на уровне лица – быстрое разгибание ноги (от стенки не отклоняться). То же, но с отягощением.
3. Упражнение с отягощением (до 10 кг для девочек и до 20 кг для мальчиков). Приседания, выпрыгивание вверх из приседа и полуприседа, прыжки на двух ногах.
4. Многократные броски набивного мяча 1-2 кг над собой в прыжке и ловля после приземления.
5. Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперёд, боком и спиной вперёд. То же в отягощении.
6. Напрыгивание на сложенные стопкой гимнастические маты. Спрыгивание в глубину с матов с последующим выпрыгиванием из приседа.
7. Прыжки на одной и двух ногах с преодолением препятствий.
8. Прыжки вверх с доставанием подвешенного предмета.
9. Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки.
10. Бег по крутым склонам.
11. Бег через рвы и канавы. Бег по песку без обуви.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёма и передачи мяча.
1. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями.
2. Сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперёд, в стороны, вверх, на месте и в сочетании с различными перемещениями.
3. Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание в лучезапястных суставах (ладони располагаются на стене пальцами вверх) в стороны, вниз, пальцы вместе или расставлены, расстояние от стены постепенно увеличивается.
4. То же, но упираясь в стену пальцами.
5. Упор лёжа. Передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног на месте.
6. Из упора присев, разгибаясь вперёд-вверх, перейти в упор лёжа (при касании руками пола руки согнуть).
7. Вращение кистями палки, наматывая на неё шнур, к концу которого подвешен груз (5-15 кг).
8. Передвижение на руках в упоре лёжа, ноги за голеностопный сустав удерживает партнёр (с 13 лет для мальчиков).
9. Тыльное сгибание кистей (к себе) и разгибание, держа набивной мяч двумя руками у лица.
10. Многократные броски набивного мяча от груди и ото лба двумя руками (вперёд и над собой) и ловля. Особое внимание уделить заключительному движению кистями и пальцами.
11. Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевым экспандером.
12. Многократные «волейбольные» передачи в стену баскетбольного, футбольного мячей, набивного мяча над собой и партнёрам.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча.
1. Круговые движения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой.
2. Упражнения с резиновыми амортизаторами. Стоя спиной к гимнастической стенке в положении наклона вперёд, руки назад (амортизаторы укреплены на уровне коленей), движение руками вниз-вперёд). То же, но одной рукой с шагом. Круговые движения и т.д.
3. Упражнения с набивным мячом. Броски двумя руками из-за головы с максимальным прогибанием при замахе.
4. Броски набивного мяча снизу одной и двумя руками.
5. Броски набивного мяча через сетку левой и правой рукой.
6. Броски набивного мяча через сетку одной и двумя руками на точность и на дальность.
7. Упражнения с волейбольным мячом. Подача в стену, Подача слабейшей рукой.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.
1. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверхувниз – стоя на месте и в прыжке.
2. Броски набивного мяча в прыжке из-за головы двумя руками через сетку.
3. Имитация нападающего удара, держа в руках утяжелитель.
4. Метание малых мячей в цель на стене с расстояния 5-10 м. Выполняется с места, в прыжке, с разбега, обеими руками, в соревновательном режиме.
5. Совершенствование ударов по зафиксированному на игровой высоте учащихся мячу. В прыжке без разбега, с разбегом, с отягощением.
6. Спрыгивание с высоты (до 50 см) с последовательным прыжком и ударом по зафиксированному мячу.
7. Многократное выполнение нападающего удара с собственного подбрасывания.
8. То же, но с наброса партнёра.
Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании.
1. Прыжковые упражнения, описанные ранее в сочетании с подниманием рук вверх с касанием подвешенного мяча. С места, после перемещения, после поворота и пр.
2. Стоя у стены с баскетбольным мячом в руках, подбросить мяч вверх, подпрыгнуть и двумя руками отбить мяч в стену, приземлившись, поймать мяч. Мяч отбивать в высшей точке полёта.
3. Бросить мяч вверх назад, повернуться на 180 градусов и в прыжке отбить мяч в стену.
4. То же, но мяч набрасывает партнёр. Партнёр с мячом может менять высоту подбрасывания, выполнять обманные движения.
5. То же, поворот блокирующего по сигналу партнёра. Вначале мяч подбрасывается после поворота, затем во время, а потом и до поворота.
6. То же с поворотами, перемещениями.
7. Многократные прыжки с доставанием ладонями отметки на стене (щите).
8. Передвижение вдоль сетки лицом к ней приставными шагами правым и левым боком вперёд, остановка и принятие исходного положения для блокирования.
9. То же, но в положении спиной к сетке и с поворотом на 180 градусов.
10. То же, но в 1-1,5 м от сетки. Принятие исходного положения после шага вперёд.
11. Двое занимающихся стоят у сетки лицом к ней на противоположных сторонах площадки. Один двигается приставными шагами с остановками и изменением направления. Другой старается повторить его действия.
12. То же, но с прыжком, стараться над сеткой коснуться ладоней партнёра.
13. Нападающий имитирует разбег на нападающий удар. Блокирующий на другой стороне площадки выбирает место и время для блокирования. Повторяется многократно, сериями.
Интегральная подготовка
1. Упражнения на переключение в выполнении технических приемов.
Первое: нападающий удар-блокирование. Учащийся в зоне 4 (3,2) выполняет определенным способом и в определенном направлении, затем блокирует известные ему способы и направление удара. Один удар и одна постановка блока составляют серию. Учитываются точность нападающего удара и качество блокирования.
Второе: блокирование-вторая передача. Учащийся блокирует в зоне 3 нападающий удар из зоны 4 в диагональном направлении, после чего выполняет вторую передачу в зону 4 или 2 (стоя спиной)-по заданию, снова блокирует. Учитывается качество блокирования и второй передачи.
Третье: прием мяча снизу двумя руками - верхняя передача. Учащийся в зоне 2 принимает мяч от скидки из зоны 4 и после этого выполняет верхнюю передачу в зону 4. Учитываются качество приема и точность передачи. В каждом задании необходимо выполнить определенное количество серий.
2. Упражнения на переключение в тактических действиях.
Испытания направлены на то, чтобы выявить умение учащихся перестраивать свои действия в соответствии с требованиями. Даются два упражнения.
Первое: учащиеся располагаются в защитной позиции: три у сетки – для блокирования, три – на задней линии. Из зоны 1 игрок выполняет подачу, после чего с противоположной стороны игроки выполняют удары из зон 4 и 2 в диагональном направлении (с передачи из зоны 3), затем по команде «доигровка» бросают мяч через сетку со стороны «нападающих». Защищающиеся принимают мяч и первой передачей направляют его игроку задней линии, который выходит к сетке (из зоны 1 или 5) и выполняют вторую передачу кому-либо из трех игроков передней линии. После трех ударов подряд снова блокирование. Выполняется 3 серии, затем линии меняются местами, еще 3 серии: одна подача, два блокирования и три удара в одной серии. Учитываются правильность выполнения действий и техническое качество исполнения.
Второе – после приема подачи команда разыгрывает мяч в нападении, после чего выполняет защитные действия (блокирует или страхует). По команде «доигровка» выполняет нападающие удары. Выполняются по три серии в двух расстановках. В одной серии: прием подачи, нападающий удар, два защитных действия, два нападающих удара. Учитываются количество правильно выполненных заданий и ошибки.
3. Определение эффективности игровых действий.
Эффективность игровых действий волейболистов определяется на основании результатов наблюдений в календарных и контрольных игра. Для этого применяют различные системы записи игр. На каждого занимающегося должны быть данные наблюдений в нескольких играх – календарных и контрольных, главным образом в соревновательном периоде.
Успешное решение задач подготовки резервов волейболистов высших разрядов невозможно без соревновательной практики, без участия в соревнованиях. Каждый занимающийся должен участвовать в определенном количестве соревнований. В разделах интегральной подготовки указано количество соревнований на каждый год в системе многолетней подготовки. Этот минимум должен быть обеспечен для каждого занимающегося.
3.5 Морально-волевая (психологическая) подготовка.
Требования, предъявляемые тем или иным видом спортивной деятельности к человеку, развивают и различные психические функции, волевые качества, которые приобретают определенную конкретную специфику. Для волейбола характерна высокая эмоциональная и интеллектуальная насыщенность.
Основные виды двигательных актов волейболистов — быстрые перемещения, прыжки, броски при приеме мяча. Их выполнение связано с определенным риском и требует от игроков смелости и самообладания. На тренировках волейболисту приходится овладевать целой системой двигательных навыков, которые складываются из большого количества игровых приемов в защите и нападении. Сложность игровых действий заключается в том, что этот арсенал технических приемов приходится применять в различных сочетаниях и условиях, требующих быстрого переключения с одних форм движений на другие, совершенно иные по режиму, скорости и характеру.
Внезапность, молниеносность и точность действий в волейболе вызывают необходимость развития скорости реакции, быстроты движений. Под влиянием тренировки у игроков до минимума сводятся такие составные части латентного периода, как момент различения, узнавания и особенно выбора действия за счет выработки соответствующего динамического стереотипа. Но в волейболе нельзя доверяться только одной скорости реакции. Необходимо вырабатывать и умение предвидеть, предвосхищать возможные игровые моменты, что связано с вероятностным прогнозированием будущих ситуаций.
Тактические действия в волейболе крайне многообразны. Создание ситуаций для осуществления заранее задуманных приемов, маскировка собственных намерений и действий — все это предъявляет высокие требования к психике волейболистов, особенно к их мышлению.
Быстрый темп игры, ее напряженность, чередование успехов и неудач, готовность к выполнению ответных действий в условиях дефицита времени и ответственность за каждое действие, каждый прием, бурная реакция зала — все это вызывает столь же сильные, сколь и разнообразные эмоции игроков. Одни эмоции оказывают положительное влияние на игру волейболистов, другие — отрицательное. Преодолению отрицательных воздействий помогают самообладание, выдержка.
Морально-волевая подготовка включает:
1. Лекции, беседы, диспуты на политические и этические темы.
2. Личный пример тренера.
3. Убеждение.
4. Побуждение к деятельности.
5. Поощрение.
6. Наказание.
7. Поручение.
8. Обсуждение в коллективе (не только в команде, но и в производственном коллективе, к которому она относится).
9. Приучение к условиям соревнований.
10. Проведение совместных занятий менее подготовленных волейболистов с более сильными (детских с молодежными, молодежных со взрослыми и т. д.).
11. Контрольные игры с «гандикапом».
12. Действия в условиях, более сложных, чем на соревнованиях.
13. Соревновательный метод.
14. Составление волейболистом плана тренировочного занятия и самостоятельное проведение.
15. Превышение какого-то задания по сравнению с предыдущим занятием. Знание тренером основ методики обучения и тренировки позволит ему правильно планировать учебно-тренировочный процесс, добиваться быстрого и правильного овладения волейболистами рациональной техникой и, в конечном счете, добиваться успеха на соревнованиях.
3.6. Воспитательная работа
1. РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССОВ ВОСПРИЯТИЯ
Зрительные восприятия. Умение видеть положение и перемещение игроков по площадке, не выпускать из поля зрения мяч, быстро ориентироваться в сложившихся условиях — важнейшие качества игрока.
Восприятие движений. В восприятии движений как целостного действия приема, так и его отдельных частей отражаются различные их особенности и свойства: характер, форма, амплитуда, направление, продолжительность, скорость, ускорение.
В спортивной деятельности мышечно-двигательная чувствительность — это основа совершенного овладения техникой физических упражнений и приемов, тончайшего регулирования спортсменом своих движений. Кинестетическая чувствительность является одним из основных компонентов такого сложного специализированного восприятия, как «чувство мяча».
2. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
Успешное выполнение технических и тактических действий волейболистами в значительной степени определяется высоким уровнем развития у них таких свойств внимания, как объем, интенсивность, устойчивость, распределение и переключение.
3. РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ
Внимание, высокая двигательная активность, острая соревновательная борьба, резкая смена успехов и неудач требуют от волейболистов большого напряжения воли. Волевые качества спортсмена проявляются в его действиях, направленных на преодоление трудностей и препятствий, специфичных для данного вида спорта.
Целеустремленность и настойчивость
Эти качества выражаются в ясном осознании целей и задач, стоящих перед волейболистами, активном и неуклонном стремлении к повышению спортивного мастерства, в трудолюбии.
Прежде всего, необходимо выработать у игроков сознательное отношение к овладению техникой и тактикой игры, заинтересовать этой работой, поставить перед игроком конкретные задачи на определенный срок с тем, чтобы непременно решить их. В занятия следует включать упражнения, различные по сложности и трудности, и обязательно контролировать их выполнение. Проводить занятия нужно при любых условиях.
Выдержка и самообладание.
Эти волевые качества необходимы волейболистам для успешного преодоления неблагоприятных эмоциональных состояний: чрезмерной возбудимости, растерянности, подавленности, для преодоления нарастающего утомления.
Чтобы преодолеть утомление и болевые ощущения, следует добиваться точного выполнения любого задания. Развить специальную выносливость, тренироваться и играть в усложненных условиях. Особое значение имеет воспитание у игроков чувства дружбы и товарищества, умения подчинять личные интересы интересам коллектива. Только в таком случае игрок будет твердо уверен в том, что товарищи всегда поддержат его в трудные моменты.
4. Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям
Психологическая подготовка волейболистов к предстоящему соревнованию или отдельной игре осуществляется на основе общей психологической подготовки и связана с задачами, возникающими перед спортсменами в конкретном соревновании. К этим задачам относят:
1. Осознание игроками особенностей предстоящей игры.
2. Осознание конкретных условий (время, место, освещенность, температура и т. п.).
3. Изучение сильных и слабых сторон противника и подготовка к встрече, а также оценка собственных возможностей.
4. Твердая уверенность в своих силах и возможностях в выполнении поставленных задач.
5. Преодоление отрицательных эмоций, вызванных предстоящей игрой.
3.7.Инструкторская и судейская практика.
Представленная программа имеет целью подготовить не только игроков высокого уровня, но и грамотных спортсменов, досконально знающих правила игры волейбола, правила поведения на игровой площадке и вне её, а также начинающих судей и инструкторов-общественников.
1. Тестирования и проведение тестов по правилам мини-волейбола.
2. Тестирования и проведение тестов по официальным правилам волейбола.
3. Составление комплексов упражнений по общей физической подготовке, по обучению перемещениям, приёму и передаче мяча, нижней и верхней прямой подаче.
4. Судейство на учебных играх в своей группе (по упрощённым правилам).
5. Составление комплексов упражнений специальной физической подготовке.
6. Составление комплексов упражнений по технической подготовке своего и более младшего года обучения.
7. Составление комплексов упражнений по тактической подготовке своего и младших годов обучения.
8. Проведение составленных комплексов со своей группой и группами младших годов обучения.
9. Судейство на учебных играх, на соревнованиях в общеобразовательных школах, в своём спортивном клубе. Выполнение обязанностей первого и второго судей, секретаря и судьи на линии.
10. Проведение подготовительной и основной частей занятия по начальному обучению технике игры.
11. Проведение занятий в общеобразовательной школе по обучению навыкам игры в мини-волейбол.
12. Тестирования и проведение тестов по официальным правилам пляжного волейбола
13. Проведение соревнований по мини-волейболу и волейболу в общеобразовательной школе и своём спортивном клубе. Выполнение обязанностей главного судьи, заместителя главного судьи, секретаря. Составление календаря игр.
14. Проведение соревнований по пляжному волейболу. Выполнение обязанностей главного судьи, заместителя главного судьи, секретаря. Составление календаря игр.
15. Упражнения повышенной трудности в процессе проведения физической подготовки, техническо-тактической и интегральной подготовки.
16. Участие в соревнованиях с использованием установок на игру, разборов проведённых игр.
17. Изучение соревновательного метода (в процессе физической и других видов подготовки)
18. Ведение игр во время соревнований младших групп.
4.Система контроля и зачетные требования
Контрольно-переводные нормативы по физической подготовке по годам обучения (юноши)
№ | Контрольные нормативы | Группы начальной подготовки | Учебно-тренировочные группы | ||||||
1-й год | 2-й год | 3-й год | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | 5-й год | ||
1 | Длина тела, см | 160 | 164 | 170 | 175 | 180 | 186 | 192 | 195 |
2 | Бег 30 м, с | 5,5 | 5,3 | 5,1 | 5,0 | 4,8 | 4,7 | 4,6 | 4,6 |
3 | Бег 30м (5х6 м), с | 12,0 | 11,5 | 11,0 | - | - | - | - | - |
4 | Бег 92 м с изменением направления «Елочока», с | - | - | - | 26,0 | 25,5 | 24,9 | 24,2 | 24,0 |
5 | Прыжок в длину с места, см | 185 | 200 | 208 | 216 | 230 | 240 | 248 | 255 |
6 | Прыжок вверх с места толчком двух ног, см | 40 | 45 | 54 | 58 | 63 | 70 | 75 | 80 |
7 | Метание набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками, м - сидя -стоя | 5,8 11,0 | 6,6 11,5 | 7,0 12,5 | 7,7 13,0 | 8,2 13,8 | 9,0 15,0 | 9,5 17,0 | 11,0 17,5 |
8 | Становая сила, кг | 70 | 86 | 95 | 106 | 117 | 126 | 135 | 140 |
Контрольно-переводные нормативы по физической подготовке по годам обучения (девушки)
№ | Контрольные нормативы | Группы начальной подготовки | Учебно-тренировочные группы | ||||||
1-й год | 2-й год | 3-й год | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | 5-й год | ||
1 | Длина тела, см | 157 | 162 | 168 | 174 | 176 | 178 | 180 | 182 |
2 | Бег 30 м, с | 5,9 | 5,8 | 5,7 | 5,7 | 5,6 | 5,6 | 5,5 | 5,4 |
3 | Бег 30м (5х6 м), с | 12,2 | 11,9 | 11,5 | - | - | - | - | - |
4 | Бег 92 м с изменением направления «Елочока», с | - | - | - | 28,7 | 28,0 | 27,4 | 26,8 | 26,2 |
5 | Прыжок в длину с места, см | 155 | 165 | 177 | 190 | 200 | 210 | 220 | 225 |
6 | Прыжок вверх с места толчком двух ног, см | 30 | 35 | 44 | 46 | 50 | 52 | 55 | 60 |
7 | Метание набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками, м - сидя -стоя | 4,0 8,0 | 5,0 9,0 | 5,4 10,0 | 5,7 10,8 | 6,5 13,5 | 7,2 14,5 | 7,5 15,2 | 7,9 15,5 |
Становая сила, кг | 55 | 61 | 75 | 84 | 94 | 98 | 102 | 112 |
Контрольно-переводные испытания по технической подготовки (волейбол)
(юноши, девушки 9-17 лет)
№ | Контрольные испытания | Год занятий | |||||||
1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | 6-й | 7-й | 8-й | ||
1 | Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4 | 3 | 3 | 4 | 5 | 5 | 5 | 6 | 6 |
2 | Подача на точность: 10-12 лет – верхняя прямая; 13-15 лет – верхняя прямая по зонам; 16-17 лет – в прыжке | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 5 | 2 | 2 |
3 | Нападающий удар прямой из зоны 4 в зону 4-5 (в 16-17 лет с низкой передачи) | - | - | - | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 |
4 | Приемы подачи из зоны 6 в зону 3 на точность | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 6 | 6 |
5.Информационное обеспечение дополнительной образовательной программы по виду спорта «Волейбол».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско- юношеских школ олимпийского резерва.-М: Советский спорт, 2009 г.-112 с.
- Ю.Д. Железняк Юный волейболист М. ФиС 1988г.
- А.С. Эдельман Волейбол М.ФиС 1984г.
- Ю.Д.Железняк Поурочная программа для ДЮСШ Волейбол (Учебно- тренировочные группы) М. 1983г.
- 4. Ю.Д.Железняк К мастерству в волейболе М. ФиС 1978г.
- Е.В.Фомин «Физическая подготовка юных волейболистов» М.1994г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка и реализация общеобразовательных программ по виду спорта "шахматы"
Разработка и реализация общеразвивающих и предпрофессиональных программ по виду спорта "шахматы" в учреждении дополнительного образования. Доклад отражает специфику программ по виду спорта, включает с...
З) Дополнительная предпрофессиональная программа по виду спорта "Бокс"
https://komdush.ru/?page_id=134Ссылка на полную версию программы сайт образовательной организации...
И) Учебно - методический комплекс к дополнительной предпрофессиональной программе по виду спорта "Бокс"
В этом разделе представлены: учебно-методический комплекс к дополнительной предпрофессиональной программе по виду спорта "Бокс", годовое планирование...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВИДУ СПОРТА «БАСКЕТБОЛ» спортивно-оздоровительный этап
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Общие положения Рабочая программа (далее - Программа) по виду спорта «баскетбол» для Детско-юношеской спортивной школы городского округа Власи...
Олимпийские виды спорта. Волейбол Часть1
Презентация по дисциплине физическая культураТема: «Волейбол»Составитель: преподаватель физической культуры Целовальников Е.В....
Олимпийские виды спорта. Волейбол часть 2
Презентация по дисциплине физическая культураТема: «Волейбол» Часть2Составитель: преподаватель физической культуры Целовальников Е.В....
Дополнительная общеразвивающая программа по виду спорта «Хоккей»
Дополнительная общеразвивающая программа по виду спорта «Хоккей»...