Статья на тему: "Немного о работе с дистанционным обучением"
статья на тему
Дистанционное обучение (ДО) - это обучение на расстояние, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно и когда все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Дистанционное обучение через Интернет - это обучение, при котором предоставление обучаемым существенной части учебного материала и большая часть взаимодействия с преподавателем осуществляются с использованием технических, программных и административных средств глобальной сети Интернет. Курс ДО - это не только сам текст занятий, а целостный процесс, включающий поиск подходящей информации в сетях, обмен письмами, как с кураторам курса, так и с другими учащимися, обращение к базам данных, периодическим информационным изданиям, распространяемых посредством Интернет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
do_1427543290_116029.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
- ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ и ИНТЕРНЕТ
В последние годы все больше говорят об использовании Интернет технологий в качестве технологической основы дистанционного обучения (ДО), что связано с возросшими возможностями технических средств связи и распространением компьютерной сети Интернет.
Интернет устранил или заметно снизил временные, пространственные и финансовые барьеры в распространении информации, создал собственные интегрированные информационные структуры. Естественно, это имеет огромное значение для образовательной системы, ведь информация - "среда обитания" всех образовательных программ.
- ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Полноценный проект онлайнового обучения состоит из: инструктивного блока, информационного блока(системы информационного наполнения ресурса), контрольного блока(механизма тестирования и оценки), коммуникативного блока (системы интерактивного преподавания) и управляющей системы, объединяющей все это воедино.
Курс ДО - это не только сам текст занятий, а целостный процесс, включающий поиск подходящей информации в сетях, обмен письмами, как с кураторам курса, так и с другими учащимися, обращение к базам данных, периодическим информационным изданиям, распространяемых посредством Интернет.
При создании курсов ДО необходимо учитывать следующие требования:
- Мотивация. Мотивация - необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения.
- Постановка учебной цели. Учащийся с самого начала работы за компьютером должен знать, что от него требуется. Задачи обучения должны быть четко и ясно сформулированы в программе.
- Создание предпосылок к восприятию учебного материала.
- Подача учебного материала.
- Обратная связь. Оценка.
Курс дистанционного обучения разрабатывается на модульной основе: каждый модуль это стандартный учебный продукт, включающий четко обозначенный объем знаний и умений, предназначенный для изучения в течение определенного времени, или – зачетная единица, качество работы с которой фиксируется курсовыми и контрольными работами, а также тестовыми, зачетными и экзаменационными средствами.
В настоящее время широко используется следующая структура курсов ДО:
- Авторы курса, с фотографиями автора и тьютора.
- Введение(Информация о курсе).
- Основной текст в виде модулей.
- Вопросов для самотестирования
- Справочные материалы по предметной области курса.
- Литература - список рекомендованной основной и дополнительной литературы, адреса Web-сайтов в сети Интернет с информацией, необходимой для обучения с аннотацией каждого ресурса.
- Электронная библиотека – электронные книги по тематике курса, ссылки на сайты электронных библиотек и т. д.
- Средства сотрудничества обучаемого с преподавателем и другими обучаемыми (электронная почта, телеконференции(форум), чат).
- Практические и лабораторные работы.
- Творческие задания.
- Блок проблемных ситуаций(тексты задания на выявление глубины понимания).
- База данных рефератов, курсовых работ, проектов, рефератов других студентов, презентаций.
- Web- работы студентов(или файлы презентаций, размещенные в Интернет).
- Блок с файлами(презентаций, рефератов, ….)
- Наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них.
- Заключительный тест.
- Блок мониторинга результатов учебной работы.
- Практикум для выработки умений и навыков применения теоретических знаний с примерами выполнения заданий и анализом наиболее часто встречающихся ошибок.
- Виртуальный лабораторный практикум.
- КОМПОНЕНТЫ КУРСА ДО
Информация о курсе(Syllabus)
- Какие предварительные знания ожидаются от студента. Краткое описание учебного материала и методологии курса.
- Введение в курс.
- Краткая общая информация и структура учебного материала.
Цели курса
Какие знания и навыки ожидаются от студента по окончании курса. По смыслу, это скорее цели студента при изучении курса.
Материалы курса
Наряду с основным учебником, материалы курса в некоторых случаях включают перечень отдельных публикаций для изучения, требование приобретения аудио- и видеокассет, лабораторного оборудования.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов
Процедура оценки успеваемости
Например:
- Промежуточный экзамен 10%
- Финальный экзамен 30%
- Участие в обсуждении 10%
- Индивидуальный проект 20%
- Групповой проект 10%
- Задания для самостоятельной работы 20%
- Оценка А (четыре балла, высшая оценка) – выше 90%
- Оценка В (три балла) - выше 80% и т.п.
Описания проектов
Проект может представлять собой четко очерченную преподавателем самостоятельную деятельность студента, в которой практически используются полученные при изучении курса знания и навыки.
Расписание курса
Пример типичного расписания:
- Сроки прохождения курса
- График прохождения тем и разделов по данной дисциплине
- Формы и время отчетности
- График прохождения практических и семинарских занятий
- График консультаций
- ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ МАТЕРИАЛОВ КУРСОВ ДО
При создании курса ДО необходимо учитывать особенности Интернет технологий. Учитывая слабость каналов Интернет в России, не рекомендуется делать Web-страницы очень большими. По возможности не следует использовать рисунки во весь экран. Рекомендуются большие по объему загрузки страницы разбивать на несколько страниц и соединять их гиперссылками.
При создании курса необходимо использовать итерационный подход. Курс должен изменяться и дорабатываться по результатам работы с материалами курса Web-мастера и других специалистов.
После создания курса проводятся тестирование и проверка курса автором курса и пилотные испытания курса, по результатам которых проводится доработка курса.
Для организации дистанционных курсов разрабатывается специальный Web-сайт. На сайте размещается система для управления процессом дистанционного обучения, информация по организации обучения, представлен список предлагаемых курсов и сами курсы. Каждый курс размещается в своем разделе сайта.
На сайте также размещаются:
- Общие сведения о курсе, его назначения, цели, задачи, содержание, структура.
- Условия приема в группы обучения, итоговые документы. Эти сведения полностью открыты на сайте для ознакомления.
- Могут быть открыты и сами курсы или первые главы курса, но лишь регистрация и оплата обучения дает право получить
тьютора.
- Пакет анкет для предварительного тестирования абитуриентов (определение исходного состояния знаний по данному предмету,
теме).
- Справочные материалы по предметной области курса.
- Блок мониторинга успешности самостоятельной деятельности обучаемых, контроля результатов их работы.
- Новости, доска объявлений.
- Координаты для связи.
- Тесты.
- Телеконференции(Форум).
- Электронные библиотеки.
- FAQ (Наиболее часто задаваемые вопросы и ответы).
- Система контроля знаний.
Размещение курса делается многоуровневое. На первом уровне показывается структура курса и аннотация разделов. Каждый раздел курса разбивается на отдельные модули (web-страницы).
В пределах каждой web-страницы студент имеет возможность: отправить письмо преподавателю с вопросом, информацией; общаться со своими коллегами по обучению через форум (вопросы, обмен мнениями, выполнение совместных работ); обратиться к глоссарию; получить список литературы по данному вопросу или адреса сайтов в Интернете наиболее важных и полезных документов.
По каждому курсу определяется календарь курса: срок обучения, сроки прохождения разделов, сроки тестирования, даты виртуальных семинаров, написания рефератов, предельные сроки сдачи контрольных заданий и т.д.
В курсах дистанционного обучения более, чем в каких-либо других курсах, должен использоваться дружественный интерфейс, стимулирующий учащихся к продолжению работы, успешному ее завершению.
- СЦЕНАРИЙ РАЗРАБОТКИ КУРСА ДО
1.Определить цели и задачи курса.
2.Учесть особенности целевой группы, для которой создается этот курс и выбрать методику дистанционного обучения с учетом особенностей технического обеспечения обучаемого и целей курса.
3.Организация учебного процесса, методы взаимодействия преподавателя и обучаемого, виды и формы занятий.
4.Определить средства доставки курса и информационные носители.
5.Структуризация и подготовка учебного материала. Провести разбивку курса на разделы и разбивку содержания раздела на небольшие смысловые части – занятия (модули). Каждый раздел и каждое занятие модуля должны иметь заголовок. Курс должен быть не только хорошо изложен, но и удобно структурирован на сайте.
Моделирование познавательной деятельности обучаемых при изучении раздела и использование результатов при его составлении (определяется основная последовательность перехода от одной web-страницы к другой, при этом основные web-страницы могут иметь гиперссылки на дополнительные страницы курса, не включенные в основную последовательность).
Каждый модуль по максимуму включает в себя:
- Текст психологического настроя
- Цели изучения модуля
- Учебные вопросы
- Учебный материал
- Набор ключевых проблем по теме модуля
- Лучшие работы учеников прошлых групп
- Новые работы учеников
- Вопросы для самопроверки и рефлексии(желательно с ответами, комментариями и рекомендациями).
6.Составление сценария реализации. Подбор для каждого модуля соответствующей формы выражения и предъявления обучаемым заголовка раздела, текстов, рисунков, таблиц, графиков, звукового и видеоряда и т.п. (согласно содержанию).
7.Подготовка медиафрагментов. Разработка рисунков, таблиц, схем, чертежей, видеоряда, согласно требованиям эргономики; компоновку модулей каждого раздела ДО с эргономической точки зрения.
8.Подбор списка литературы и гиперссылок на ресурсы Интернет (аннотированный перечень лучших сайтов по данной тематике, сайты электронных библиотек и электронных магазинов) подбор для каждого модуля гиперссылок на внутренние и внешние источники информации в сети Интернет. Подбор внешних гиперссылок является одной из самых сложных задач автора курса. Тщательный подбор ссылок на документы в сети избавит обучающегося от необходимости блуждать по Интернет в поисках информации. Размещение ссылок с аннотациями и на конкретные страницы сайта - источника при необходимости. Позволяет увязать курс с лучшими мировыми информационными источниками.
9.Система контроля, оценки и сертификации. Подбор тестов, задач, контрольных вопросов, заданий для моделирования, тем рефератов и курсовых работ, составление подсказок. Проектирование способов закрепления знаний и навыков и осуществления обратной связи.
10.Разработка методических материалов по изучению курса, календарь курса.
11.Программирование материалов курса для представления в Интернете.
12.Тестирование курса, в том числе на различных разрешениях экрана и различных браузерах.
13.Опытная эксплуатация курса.
14.Модернизация курса по результат опытной эксплуатации курса.
- ОЦЕНКА КАЧЕСТВА КУРСА
Для оценки качества курса и оценки работы тьютора широко используется анкетирование обучаемых.
На заключительной стадии обучения целесообразно заполнение слушателями анкеты оценки качества курса.
Анкета может включать следующие вопросы:
Оценка эффективности курса.
Сильные и слабые стороны курса.
В какой мере удалось добиться поставленных целей.
Возможность использования полученных знаний в профессиональной деятельности.
Какие формы дистанционного обучения должны быть использованы в большей степени.
Оценка работы тьютора.
Будете ли Вы рекомендовать данный курс своим коллегам?
И другие вопросы.
Для определения эффективности дистанционных курсов используются следующие критерии: субъективная удовлетворенность обучаемых учебным курсом; практические навыки, приобретенные обучаемыми; время, необходимое обучаемым для изучения материалов учебного курса; соотношение между количеством слушателем начавшими обучение и успешно закончившими курс и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: «Дистанционное обучении в государственном профессиональном образовательном учреждении»
В образовательную систему в дополнение к очной и заочной формам обучения вошел новый вид образования - дистанционное, обеспечивающий непрерывность образования граждан. Если существующая система в опре...
СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ: ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ»
Статья по теме:формы контроля при дистанционном обучении дисциплине «математическое моделирование биологических процессов»...
План воспитательной работы на дистанционном обучении
План воспитательной работы на дистанционном обучении 7, 8 класс...
Методика проведения лабораторных работ при дистанционном обучении
В материале представлен опыт проведения дистанционных лабораторных работ по физике...
Статья. Особенности дистанционного обучения с использованием среды Moodle.
В связи с существующей обстановкой и с внедрением новых инновационных технологий изменился подход к организации учебной деятельности, и возросла необходимость активизировать познавательную деятельност...
Статья по проблемам дистанционного обучения в ОУ СПО
Статья по проблемам дистанционного обучения в ОУ СПО...
Статья «Творческая форма отчета театрально- музыкальных, инструментальных коллективов в системе дополнительного образования в условиях дистанционного обучения»
. Наша тема — это дистанционные отчеты в системе доп. образования в виде онлайн-программ, онлайн-концертов, онлайн-конкурсов, онлайн-марафонов, онлайн-флешмобов и т.д....