Статья
статья на тему

Смирнова Галина Николаевна

Особенности взаимодействия молодежи и старшего поколения

при обучении по профессии  «Портной» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности взаимодействия молодежи и старшего поколения

при обучении по профессии  «Портной»

За мою многолетнюю практику работы в качестве преподавателя специальных дисциплин по профессии «Портной» я столкнулась с особенностями обучения молодежи и старшего поколения в одной учебной группе, где наряду с молодыми обучающимися в группу  были приняты обучающиеся в возрасте от 50 до 60 лет. Так как я являюсь педагогом с многолетним стажем, поэтому с особенностями обучения знакома, что называется не понаслышке. Практика всегда позволяет корректировать теорию, когда в жизни сталкиваешься с индивидуальными особенностями  своих студентов. Ну и, кроме того, немало педагогической литературы посвящено именно обучению и проблеме  взаимодействия поколений в  обучении. 

 Что касается возрастного поколения, речь идет о людях до 60 лет  и старше, то сфера образования совместно с геронтологией в нашей стране стоит пока только на начальном этапе развития этого направления.  Отчасти повышенное внимание к теме образования старшего поколения связано с увеличением продолжительности жизни и старением населения. Кроме того, качество жизни в постсоветский период значительно изменилось и сегодня старшее поколение, получив больше свободного времени, делает запрос на новый вид услуг. В век компьютерных технологий многие из них не хотят отставать от своих внуков, и намерены идти в ногу со временем. Такое явление как «бабушки на лавочках» безвозвратно уходит в прошлое. Пока самой популярной обучающей программой среди пенсионеров является компьютерная грамотность.

В  созданной разновозрастной  группе  по профессии «Портной» поначалу  было непросто  справиться с разновозрастным  коллективом.  Возникла  проблема  взаимоотношений в обучении  между молодежью и старшим поколением.  Однако в каждый конкретный период времени содержание данной проблемы имело свой характер и свои нормы отношений между поколениями. Нынешнее время требует от молодого поколения формирования современного типа личности, молодежь действует, исходя из данной ситуации, доставшихся в наследство от предыдущих поколений, однако отношение к бабушкам  у них избирательное, ревностное,  т.к. они «молодежь» идут в ногу со временем,  решают проблемы новыми подходами. Они моделируют, придумывают новые идеи и воплощают их в жизнь, в то время, им навязывая то, что было и как делать со стороны старшего поколения  уже совсем устарело и утратило всякий смысл.

Стоит отметить, что взрослые обучающиеся требовали повышенного внимания к себе, что, безусловно, вызывало ревность у младших. Мне как преподавателю приходилось учитывать особенности восприятия материала людьми пожилого возраста. Как правило, это и замедленная реакция, быстрая утомляемость и меньшие возможности памяти, кроме того,  пожилые люди не могут долго сосредотачиваться на одном и том же материале. В связи с этим, приходилось повторять материал несколько раз, помогать закреплять его на практике и напоминать некоторые моменты из занятия в занятие. Данная ситуация не всегда устраивала молодежь, так как быстро они быстро усваивали новый материал и возникала необходимость двигаться вперед. И я как преподаватель предпринимала маленькие шаги к сближению поколений, чтобы  обучение было качественным.  Стала привлекать  молодежь   в оказании помощи старшему поколению,  например, помочь вставить нитку в иглу.  

Также причиной  конфликта между молодежью и старшим поколением  служили   несовместимость интересов сторон, мода, вкус, дизайн, особенности культуры поведения, разные ценности молодого и старшего поколений, борьба за внимание. Конфликты  происходили   из-за того, что молодежь не хочет признать, что у старшего поколения много опыта и жизненных ситуаций в решении той или иной проблемы. Взрослое поколения полагает, что возраст и опыт позволяют им диктовать более молодому поколению свои права, делать замечания, требовать следовать их советам. Молодежь в свою очередь считает, что возраст в данном случае не играет особой роли. Но сохранить целостный разновозрастный коллектив в обучении – это не менее важная задача, стоявшая передо  мной. Я старалась  мотивировать  студентов  на общение друг с другом, создать теплые дружеские отношения между ними и уютную атмосферу на занятиях. В личных беседах   пыталась узнать жизненные проблемы и ожидания слушателей, выяснить, чем они увлекаются, проявляя к своим ученикам внимание и психологическую наблюдательность. Наряду с  практическими  занятиями  по профессии  давала  неограниченную  возможность  для  развития  творческой активности - это участие  в конкурсах. Организовывала студентов в рабочие группы,  где  молодежь  выступала  в роли  педагога,  помогала  переснять  выкройки, составить последовательность обработки  изделия,  контролировать ход работы.  Процесс обучения такой  группы  людей, развитие интереса поколений, сотрудничества и взаимодействия   это сложный процесс,  включающий  интеллектуальные, эмоциональные и волевые элементы в определенном сочетании   и взаимосвязи.

Установив, тем самым мост, между старшим и молодым поколениями, начавшийся с некоторых трудностей, учебный год прошел в атмосфере взаимовыручки и конструктивного сотрудничества. Обе группы пришли к выводу, что могут быть полезными друг другу. Так, представительницы старшего поколения, оказались весьма неплохими кулинарами. Совместные чаепития с домашней выпечкой сблизили разновозрастных студентов, старшие с удовольствием делились рецептами с молодежью. В ответ, получая внимание на занятиях. Процесс обучения удалось  наладить, вовлекая  старшее  и  молодое поколение в общий процесс обучения. Группа успешно закончила обучение защитой отличных дипломов.

Фамилия, имя, отчество: Смирнова Галина Николаевна

Должность и звание: преподаватель, почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации

Наименование образовательного учреждения: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Костромской машиностроительный техникум»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Формирование эстетической культуры студентов педагогического колледжа

     Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к снижению общего культурного уровня населения, разрушению культурной среды,...

Статья: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения  в условиях внедрения  стандартов нового поколения является психо...

Статья: «Культура диалоговых отношений учителя и учащихся как критерий эффективности качества образования»

Воспитание тогда успешно, когда оно качественно решает свою главную задачу - пробуждает в подростке устремленность к сознательному личностному позитивному самоизменению....

Деловая игра "Кто хочет стать бухгалтером"

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать бухгалтером?" может быть использована как рубежный контроль знаний по дисциплинам «Теория бухгалтерского учета» и «Основы бухгалтерского учета», определить и пос...

Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание подростков». (Статью подготовила мастер производственного обучения Михейчик Елена Михайловна, КПК им. Л.Б. Васильева).

Что бы раскрыть такой важный и сложный вопрос «Духовно-нравственное воспитание подростков», надо понять, что такое духовно-нравственное воспитание....

Статья «ХОТИТЕ СТАТЬ ПОБЕДИТЕЛЕМ — ПРИХОДИТЕ К НАМ!»

Учащийся «Колледжа судостроения и прикладных технологий» Юрий Зайцев занял I место на Региональном Чемпионате по стандартам WorldSkills в компетенции «Фрезерные работы на станках с ЧПУ»....