Доклад на тему: "Формирование ЗОЖ у подростков".
материал на тему
Данный доклад рекомендован преподавателям физической культуры, работающих с подростками. Основной темой является: формирование мотивации на здоровыйобраз жизни у обучающихся. В докладе освещён вопрос по комплексу действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_zozh.docx | 31.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Тульской области
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Тульской области
«Тульский государственный машиностроительный колледж им. Н. Демидова»
(ГПОУ ТО «ТГМК им. Н. Демидова)
ДОКЛАД
Тема: «Формирование ЗОЖ у подростков»
Подготовил: Матвеев Ю.А.
преподаватель физической культуры
г. Тула 2016г.
Формирование ЗОЖ у подростков.
Формирование мотивации на здоровый образ жизни
«Образ жизни каждого человека определяет его представления о смысле жизни, его дела, поступки, отношение к окружающему миру, к себе, к своему здоровью» (академик В.П. Казначеев).
"Нужно поддерживать и продвигать инициативы, которые реально повышают мотивацию граждан к здоровому образу жизни", - заявил президент РФ Владимир Путин на встрече с членами фракции "Справедливой России".
На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека приобретают особое значение.
Что лежит в основе таких страшных явлений нашей жизни, как особая жестокость подростков, которые собравшись в группы, утрачивают всякое ощущение ценности чужой жизни и здоровья, избивая и убивая, только за то, что кто-то не хочет отдать свой телефон, имеет не такой, как у них, цвет кожи, разрез глаз, говорит на другом языке? Что лежит в основе чудовищного пренебрежения друг к другу на наших дорогах, огромного количества суицидов среди молодёжи?
При кажущейся разнородности этих явлений их причина одна - отсутствие какого бы то ни было уважения к чужому и собственному здоровью, к чужой и своей жизни.
Важно с детства привить человеку привычку к здоровому образу жизни, который напрямую связан с его здоровьем - это одинаково важно для обеих сторон учебного процесса, обучающихся и преподавателей.
Так что же такое «мотивация на здоровый образ жизни»?
На первый взгляд – это формирование индивидуальной системы разумного поведения человека: оптимальный двигательный режим, закаливание, рациональное питание, рациональный режим жизни, отсутствие болезней и вредных привычек.
Забота о здоровье, его укрепление – должны стать ценностными мотивами, формирующими, регулирующими и контролирующими образ жизни.
Формирование мотивации на здоровый образ жизни у обучающихся - это создание личностно развивающей образовательной среды, формирующей систему ценностных ориентаций и установок активной жизненной позиции, позитивной мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию, принятию ответственности за свою судьбу, заинтересованности в поддержке собственного здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни — это реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой; если говорить конкретнее, то речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды.
Доказано, что никакие пожелания, приказы, наказания не могут
заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если всем этим не управляет осознанная мотивация здоровья.
Формирование мотивации здоровья должно базироваться на двух важных принципах: возрастном и деятельностном.
Первый принцип гласит:
*воспитание мотивации здоровья необходимо начинать с раннего детства.
Второй принцип утверждает:
*мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе, т.е. формировать новые качества путем упражнений. На этом принципе была основана вся социальная эволюция человека. Человечество жизнедействовало, учась жизнедействию исключительно на своем опыте.
На основе этой осознанной мотивации и формируется собственный стиль здорового поведения. Стиль здоровой жизни определяется разными мотивами:
- мотивация самосохранения - формулировка этого мотива сводится к тому, что человек не совершает того или иного действия, т.к. он знает, что оно угрожает его здоровью и жизни. Например, человек не будет прыгать с моста в реку, если он не умеет плавать, ибо заведомо знает, что утонет.
- мотивация подчинения этнокультурным требованиям - полезные привычки передавались от поколения к поколению в виде требований или традиций определенного этноса. Например, исходя из гигиенических, эстетических и этических требований, человека с раннего детства приучают отправлять свои физиологические потребности в определенных закрытых местах, специально оборудованных для этого. Нарушение этих норм чревато негативными последствиями.
- мотивация получения удовольствия от здоровья - дети и подростки любят бегать, прыгать, танцевать, т.к. эти занятия улучшают в их организме кровообращение, повышают обмен веществ, вызывают положительные эмоции, повышают настроение. Все это способствует формированию мотивации, побуждающей к максимизации двигательной активности такого характера, а позже к формированию интереса к систематическим занятиям танцами или физической культурой.
- мотивация возможности самосовершенствования - формулировка: «Если я буду здоров, я могу подняться на более высокую ступень общественной лестницы». Эта мотивация весьма существенна для выпускников, когда необходимо быть конкурентоспособным, чтобы добиться высокого уровня общественного признания. У здорового выпускника больше шансов на успех!
- мотивация возможности маневрировать - формулировка: «Если я буду здоров, то смогу по своему усмотрению изменять свою роль в сообществе и свое местоположение». Здоровый человек может менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую, он чувствует себя свободным, независимо от внешних условий.
-мотивация достижения максимально возможной комфортности -формулировка: «Я здоров, меня не беспокоит физическое и психологическое неудобство».
В колледже выполнен ряд исследований, в которых мотивация на здоровый образ жизни рассматривается как интегративная характеристика, ядро направленности личности обучающегося на жизнедеятельность с позиции ценностей здоровья и является приоритетной целью образования.
Анализ ответов обучающихся первого курса на вопросы предложенной анкеты показал, что:
1.Как обучающиеся оценивают состояние своего здоровья?
-хорошее-50,6%
-удовлетворительное-24,6%
-затрудняются ответить-22,2%
2.Для чего нужно быть здоровым?
-чтобы быть сильным-13,5%
-чтобы хорошо выглядеть-22,2%
-чтобы быть успешным в жизни-38,2%
3.Какие темы о здоровье интересуют обучающихся?
-физическая культура и спорт-28,3%
-рациональное питание-11,1%
-о вреде табакокурения-24,6%
-о вреде алкоголя-32%
-злоупотребление наркотиков-20,9%
-половое воспитание-7,4%
-никакие-1
4.Помогает ли тебе колледж заботиться о здоровье?
-да, помогает-25,9%
-немного помогает-19,7%
-совсем не помогает-8,6%
-не знаю-9,8%
Анализ анкет показал, что обучающиеся понимают важность сохранения и укрепления собственного здоровья и выявил такие проблемы, как :
— отсутствие знаний об индивидуальных особенностях своего организма, не позволяет построить рациональный режим жизни (включая режим дня,
двигательной активности, питания, психофизической тренировки, закаливания, выбора профессии, вида спорта и других, важнейших для человека сторон его жизнедеятельности).
— низкая мотивация на здоровую жизнедеятельность, так как у подростка не создается представление о жизненных приоритетах. Недостаточный уровень знаний о путях достижения здоровья в повседневной жизни отодвигает роль этого приоритета в пользу других. При этом слабо прогнозируются отдаленные последствия такой жизни, сопровождаемой постепенным накоплением в организме признаков нарушений здоровья.
— низкий уровень знаний о здоровом образе жизни, средствах и методах его достижения, приводит к тому, что человек не умеет оценить уровень своего здоровья, свое состояние в настоящий момент и в зависимости от этого — определить для себя оптимальный режим жизнедеятельности. Обучение здоровому образу жизни должно проходить красной нитью в течение всей жизни человека.
Таким образом только формирования установки (готовности) вести здоровый образ жизни недостаточно. Необходимо реализовать эту установку. Это – одна из важнейших целей жизни обучающегося, ибо она определяет здоровое поведение на многие годы.
Здоровьесберегающие технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые ориентированы на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представлений о здоровье как ценности и мотивации на ведение здорового образа жизни.
Хочется верить, научившись ценить и беречь своё здоровье, обучающиеся в нашем колледже будут внимательнее относиться к окружающим их близким и даже незнакомым людям, никогда не пройдут мимо человека, попавшего в беду, и будут твёрдо убеждены в неприкосновенности как собственного, так и чужого достоинства и благополучия.
В соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» и Государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2020 году должна достигнуть 40%, а среди– 80%. Сейчас две трети российских детей в 14 лет уже страдают от хронических болезней, половина обучающихся имеет отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, а — 40% призывников не могут выполнить физкультурный минимум, предусмотренный для военнослужащих. Исправить ситуацию и достичь
указанных целей, призван ряд мер, принимаемых на государственном уровне. Ключевой из них стало введение в действие с 1 сентября 2014 г. в Российской Федерации Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), главной целью данной меры является охват всего населения страны общим спортивным движением.
Главные цели Комплекса ГТО:
- увеличение продолжительности жизни населения и уровень его физической подготовки;
- гармоничное и всестороннее развитие личности и воспитание патриотизма.
Сегодня на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы, как неблагоприятные социальные и экологические условия. Неблагоприятная экологическая обстановка существенно повышает их заболеваемость и снижает потенциальные возможности образовательного процесса. Причиной ухудшения здоровья обучающихся является и нарушение правил здорового образа жизни. Ученые полагают, что многие факторы риска, создающие психоэмоциональное напряжение, обусловлены технократическим развитием нашего государства, когда все внимание уделено развитию техники, а человек остается без необходимой защиты. Факты говорят о том, что в стране наблюдается тенденция физической деградации подрастающего поколения. Подростки в наше время по мышечной силе и выносливости на 12-18% уступают своим сверстникам
60-х годов XX века. Акселерация заменяется децелерацией, отставанием психофизического развития организма от паспортного возраста.
В последние годы, в российском обществе нарастает тревога за судьбу детей и подростков, что выражается:
- в снижении образовательного и культурного потенциала;
- дальнейшей нравственной деградации поколения;
- с резким взлетом наркомании, пивным алкоголизмом;
- в реальном разрыве преемственности поколений не только по идеологическим, но и по нравственным характеристикам.
Комплекс ГТО будет важным этапом в развитии системы физического воспитания, способствующим дальнейшему внедрению физической культуры в повседневную жизнь людей. Он создаст необходимые возможности для всесторонней физической подготовки населения к труду и обороне Родины.
Если обратиться к исторической справке:
«Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) — программа физкультурной подготовки в общеобразовательных,
профессиональных и спортивных организациях в СССР, основополагающая в единой и поддерживаемой государством системе
патриотического воспитания молодёжи существовала с 1931 по 1991 год. Охватывала население в возрасте от 10 до 60 лет. В 1931 году был принят единый для всей страны государственный комплекс «Готов к труду и обороне СССР», включавший 24 обязательные и общедоступные физкультурные нормы. Комплекс ГТО состоял из одной ступени, которая включала 15 нормативов по различным физическим упражнениям (бег, прыжки, метания, плавание, лыжи и др.). Кроме того, сдающие комплекс должны были знать основы советского физкультурного движения и военного дела.
Высокая идейная и политическая направленность комплекса ГТО, простота и общедоступность физических упражнений и видов спорта, включенных в его нормативы, их очевидная польза для укрепления здоровья и развития навыков и умений, необходимых в повседневной жизни, сделали комплекс ГТО популярным среди населения и особенно среди молодежи. В 1931 году значкистами ГТО стали 24 тысячи физкультурников, в 1932-м — 465 тысяч и в 1933 году 835 тысяч физкультурников. В 1932 году была введена 2-я ступень комплекса ГТО, содержащая 25 норм: 3 теоретических требования и 22 практических испытания по различным видам физических упражнений. Она была значительно сложнее. Сдать все нормативы можно было только при условии систематических тренировок.
Те, кто освоил и выполнил специальные нормативы, награждались значком ГТО. Позже были введены нормативы ГТО II ступени – повышенной трудности, а в 1934 году – облегченный комплекс «Будь готов к труду и обороне СССР», предназначенный для юношей и девушек.
Таким образом, три ступени комплекса ГТО стали основой советской государственной системы физического воспитания трудящихся. С тех пор степень освоения физкультурниками комплекса ГТО стала одним из важнейших показателей качества массовой физкультурной работы на фабриках и заводах, в колхозах и совхозах, в школах, вузах и других учебных заведениях, в воинских частях и на кораблях. О популярности и роли комплекса ГТО в жизни нашего государства свидетельствует тот факт, что к началу Великой Отечественной войны более 8 миллионов советских граждан успешно сдали все нормы комплекса и были награждены значком ГТО первой или второй ступени.
В 2014 году Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ о возвращении системы «Готов к труду и обороне». По словам министра образования Дмитрия Ливанова, начиная с 2016 года, результаты сдачи комплекса ГТО будут учитываться при поступлении в высшие учебные заведения. Существуют небольшие отличия советского ГТО от современного комплекса. Сейчас 11 тестов, раньше было 25.
На заседаниях РМО рассматривались вопросы о введение комплекса ГТО, нормативы сдачи, методические рекомендации по организации проведения испытаний и другие вопросы. Все спортивные мероприятия,
«Президентские состязания», лыжные гонки, осенне-весенний кросс, легкоатлетическая эстафета, «Весёлые старты» направлены на подготовку сдачи комплекса ГТО.
Как мы знаем, основными принципами Комплекса ГТО являются добровольность и доступность системы подготовки для всех слоев населения. В целях создания равных условий доступа граждан к информации и порядку прохождения испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» введен в эксплуатацию Интернет-портал по адресу: http://www. gto.ru.
Всего до получения знака ГТО нужно пройти пять шагов:
первый-это регистрация на сайте http://www.gto.ru;
второй-подача заявки на выполнение испытаний комплекса;
третий-получение медицинского допуска;
четвертый-выполнение испытаний комплекса;
пятый-получение знака комплекса и удостоверения.
Хочется верить, научившись ценить и беречь своё здоровье, обучающиеся в нашем колледже будут внимательнее относиться к окружающим их близким и даже незнакомым людям, никогда не пройдут мимо человека, попавшего в беду, и будут твёрдо убеждены в неприкосновенности как собственного, так и чужого достоинства и благополучия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: "Формирование здорового образа жизни подростков.Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения."
Родительское собрание на тему: "Формирование здорового образа жизни подростков.Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения."...
Доклад на тему:"Формирование личности будущего специалиста на основе компетентностного подхода"
Доклад...
Доклад на тему: "Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках специальных дисциплин"
Формирование и развитие общих и профессиональных компетенций на уроках специальных дисциплин по профессии «Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования»и их учет при разработке программы...
Доклад на тему: «Формирование общих и профессиональных компетенций в физическом воспитании студентов в ходе использования здоровьесберегающих технологий в обучении»
Главная цель работы преподавателей физкультуры – обеспечить студентам возможность сохранения здоровья за период обучения в колледже. Для этого необходимо:-...
Доклад на тему "Формирование навыков ЗОЖ"
Доклад на тему "Формирование навыков ЗОЖ"...
Доклад на тему "Формирование здоровьесберегающих компетенций у студентов и преподавателей СПО"
Доклад на тему "Формирование здоровьесберегающих компетенций у студентов и преподавателей СПО"...
Доклад на тему "Формирование профессиональной компетентности педагога для работы в инклюзивной образовательной среде"
Доклад на тему "Формирование профессиональной компетентности педагога для работы в инклюзивной образовательной среде"...