Организация групповых занятий студентов
статья на тему
статья посвещенна огранизации групповых занятий студентов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
организация групповых занятий студентов | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Куракина М.А., преподаватель
СПб ГБ ПОУ «Колледж Петербургской моды»
Организация групповой работы студентов на занятии (из опыта работы)
На протяжении нескольких лет современный колледж нуждался в коренных качественных изменениях в отношении обучения и воспитания. В последние годы произошли большие перемены в жизни современного колледжа изменились учебные планы; разрабатываются и успешно вводятся в обучение альтернативные программы и учебники; изучается опыт зарубежных образовательных учреждений.
Качество знаний студентов при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую тревогу. Сохранение традиционной классно-урочной системы приводит к формализму в оценке деятельности студентов и преподавателей, в невозможности решения многих жизненно важных задач обучения и воспитания. Совершенствование урока - основной формы процесса обучения - призвано обеспечить органическое единство. Качественно новое содержание обучения студентов предполагает качественно новые формы усвоения. Исходной формой освоения любого культурного содержания является сотрудничество. Классно-урочная система не в полной мере дает возможность приобретать навыки коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи, самостоятельности, а, следовательно, сдерживает процесс развития студентов.
Всё вышеупомянутое побудило меня взять темой исследования групповые технологии в организации учебного процесса.
Цель моей работы заключается в исследовании эффективности разработанного плана занятий при групповой форме обучения, как одного из важнейших показателей учебной мотивации.
Задачи этой работы:
1) изучить литературу по теме исследования;
2) провести экспериментальную работу;
3) проанализировать результаты экспериментальной работы.
Я считаю, что тема актуальна, поскольку традиционное предпочтение преподавателем фронтальной и индивидуальной форм привело в известной степени к деформации отношений не только между преподавателем и студентом, но и между самими студентами. Эти формы обучения почти исключали общение студентов в процессе работы, что не могло не отразиться на их интересе к учебе.
Предметом моей работы являются групповые технологии в обучении - форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога, стимулирует согласованное взаимодействие между студентами, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.
Феномен групповой работы
В мировой школе используются три организационные формы обучения: индивидуальная, групповая и фронтальная. На разных исторических этапах предпочтение отдавалось то одной, то другой из них. Примерно до XVI в. основной была индивидуальная форма. Затем ее заменяет групповая, а с XIX века, когда ведущей в массовой школе стала классно-урочная система, преобладает фронтальная.
В двадцатые годы в советской школе была групповая форма обучения. Позаимствовав у американцев основанный на принципе индивидуального обучения Дальтон-план, наши исследователи внесли в него ряд корректив, имеющих целью развитие у учащихся коллективистских черт, так появился бригадно-лабораторный метод. Для выполнения определенного задания сроком на одну-две недели учащихся в классе делили на бригады. В условленное время бригадир отчитывался перед учителем за все сделанное. Однако очень скоро этот метод показал свою неэффективность, и в начале 30-х годов вновь вернулись к классно-урочной системе, для которой характерно преобладание фронтальной формы. Эта форма и по сей день является в нашей школе основной, а вот обучающие и воспитательные возможности групповой работы явно недооцениваются. К тому же она строится совсем на других принципах. Эстонский ученый X.И. Лийметс относит к ним следующие:
1) Класс разбивается на несколько небольших групп - от 3 до б человек;
2) Каждая группа получает свое задание. Задания могут быть одинаковыми для всех групп либо дифференцированными;
3) Внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли;
4) Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;
5) Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.
Как видим, для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между студентами, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.
При отборе учебного материала для групповой работы необходимо уточнить, какие виды знаний будут представлены в предлагаемом для совместного выполнения задании (понятия, факты, законы, методические знания, оценочные знания и т.д.). Надо помнить, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования. Первое - по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было бы расчленить на отдельные подзадачи и подпункты. Второе - быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать разные точки зрения, несовпадение позиций. Чем более трудным оно является, чем больше информации необходимо для его правильного выполнения, тем интенсивнее идет взаимодействие между участниками группы.
Надо отметить, что преимущественно групповой работы в том, что студент учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контроля над действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение, дискуссия оживляют поисковую активность учащихся.
Одно из самых важных условий эффективной организации групповой работы- правильное, продуманное комплектование групп. Зачастую преподаватели неверно делят на группы студентов. Если работа парная, то, как правило, в эту пару включают студенты, сидящие за одним столом. Если работа рассчитана на четыре человека, то впереди сидящие студенты поворачиваются к сидящим сзади и совместно выполняют задание. Такое произвольное комплектование снижает эффективность совместной работы. При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов студентов и характер межличностных отношений. Студентов можно объединить в группы или по однородности (гомогенная группа), или по разнородности (гетерогенная группа) учебных успехов. Гомогенные группы могут состоять либо из сильных, либо из средних, и даже слабых студентов (естественно, группа, состоящая только из слабых студентов, себя не оправдывает). Решение обучающих и воспитательных задач лучше всего осуществляется в гетерогенной группе, где и создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. Сильный студент, являющийся лидером, ведет за собой остальных. Но, возможно, что лидер подменит всю группу, сведя участие остальных в коллективном выполнении задания до минимума. Поэтому при комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений студентов. Психологи по этому поводу утверждают, что в группу должны подбираться студенты, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае в группе возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх.
Как я вижу и применяю этот алгоритм на моих уроках по специальным дисциплинам парикмахерского искусства:
мы начинаем с того, что создаем папку для практических и лабораторных работ, в которую вкладываем свои работы – портфолио. Коллектив студентов делится на группы по два, четыре, шесть, восемь человек в зависимости от заданной цели на данном уроке, как правило для таких работ у нас идут парные уроки по 45 минут. Студенты создают инструкционные технологические карты по диагностике волос, коллажи с помощью модных журналов, клея, ножниц, акварельных красок. Студенты втягиваются в такую групповую работу и у них развивается виртуальное мышление, что очень важно для такой профессии как парикмахер, так как профессионалу нужно развивать вкус и абстрактное мышление которые помогут создать ему свои новые модные образы. Например, придумывая кроссворд, студенты лучше запоминают различные термины и легко усваивают пройденный лекционный материал. Студенты рисуют схемы стрижек и укладок, переходят на манекены и создают новые образы не только на бумаге ,но и на волосах манекена, таким образом обучаясь воплощать созданные ранее схемы на волосах. Работая в группе, студенты осваивают новые технологии, изучают разные методики стрижки и укладки.
Наиболее эффективной является групповая работа студентов при изучении МДК.03.01. Окрашивание волос. Колористка - очень сложный технологический процесс парикмахерского искусства, который требует большого технического навыка. Создание глоссария, термины- мордансаж , предпигментирование или декапирование, таблицы фона осветления и уровней глубины тона могут эффективно усваиваться только в групповой игровой форме .Студенты решают разные сложные задачи, изучают очень подробно строение волоса, это требует сосредоточенности и знаний, приобретенных на теоретических лекциях. Когда студенты решают эти задачи не индивидуально, а в группах, то более сильные подтягивают более слабых, они быстро втягиваются в процесс и обучение проходит более продуктивно, студенты раскрепощаются, идут смелее на контакт. Групповые занятия дают колоссальный скачок в сближении студентов между собой и преподавателем. Преподаватель в свою очередь быстрее узнает своих подопечных и по имени и по характеру и по восприятию знаний и может индивидуально распределить группы так, что каждый студент получит максимум знаний как на лекциях, так и на практических занятиях. Преподаватель может увеличить их интерес к своей будущей профессии. Когда человек занимается любимым делом и оно приносит успех и материальные блага, то и продуктивность людей в целом увеличивается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОГО ОБЩЕНИЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку с точки зрения группового общения. Предметом исследования являются особенности организации группового общения на уроке английс...
Мотивация обучения. Проблемная лекция. Организация групповой работы и самостоятельной работы студентов во время учебных занятий.
Одной из проблем современного образовательного процесса является недостаточная мотивация обучения учащихся. Известно, что успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологическо...
Организация групповой работы на занятиях танцами
организация групповой работы на уровне физической культуры...
Организация групповой работы студентов колледжа на уроке
В данной статье расмотрены вопросы по организации студентов на уроке...
Методические рекомендации по организации практических занятий студентов в процессе изучения учебной дисциплины ОУД.08 Русский язык
Методические рекомендации по организации практических занятий студентов в процессе изучения учебной дисциплины ОУД.08 Русский язык...
Адаптированная рабочая программа курса коррекционных занятий «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ» (групповые занятия 1- 4 класс)
Адаптированная рабочая программа курса коррекционных занятий «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ» (групповые занятия ...
Развитие навыков организации группового обучения при проведении учебного занятия
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на формирование общих учебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция студента для решения учебной задачи. В услов...