Семинар :"Профилактика срыва алко и нарко зависимых".
консультация на тему
Семинар :"Профилактика срыва алко и нарко зависимых".Предназначен для практикующих психологов, работающих с зависимым поведением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_sryva.docx | 17.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика срыва у нарко и алко зависимых.
1. Процесс срыва.
У зависимого есть пограничный уровень психологического напряжения, выше которого психика не справляется без ПАВ (психоактивные вещества – наркотики, алкоголь).
Процесс срыва – накопление напряжения (ухудшение психологического состояния) до такого уровня, когда психика не сможет с ним справиться без употребления.
Часто различают: процесс срыва – ухудшение психологического состояния, который приводит к употреблению; срыв – единичное употребление с возвратом в выздоровление; рецидив – полный возврат в употребление.
Употребление – не внезапный акт, ему предшествует процесс развития срыва. Меры по предотвращению употребления можно предпринять задолго до самой ситуации употребления.
Профилактика срыва: отследить процесс развития срыва и предпринять меры по его остановке (тем самым избежав последующего употребления).
Основные причины, запускающие развитие срыва: а.) стрессовые события; б.) ПАС (постабстинентный синдром); в.) внутренний психологический конфликт.
2. Фазы развития срыва и меры по предотвращению
Выделяется шесть фаз развития срыва.
1. Нарушение психологической стабильности. Признаки: появление внутреннего напряжения; небольшие ухудшения в мышлении, желаниях, эмоциях, поведении; появление беспокойства о себе и отрицание его факта; появление скрытности; вера в то, что все идет отлично. Меры по предотвращению: развитие личностных качеств, помогающих не накапливать напряжение. Главная цель этой фазы – личностный рост.
2. Развитие внутренних изменений. Признаки: развитие напряжение; избегание близких людей (которые могут заметить изменения во мне); самозащита (оборонительная позиция против обратной связи); вера в то, что никогда не сорвусь; сосредоточение на других, а не на себе; появление чувства одиночества и грусти; трудность в связывании событий друг с другом (видна лишь часть проблемы); компульсивное и импульсивное поведение (непродуманные поступки). Меры по предотвращению: обучение методам справляться с напряжением (релаксации и т.д.) Главная цель этой фазы – обучение навыкам управления стрессом.
3. Изменения поведения. Признаки: Сильное нежелание заниматься выздоровлением, невозможность рассмотреть жизненные проблемы с разных сторон (сужение кругозора), плохое планирование будущего, скатывание в эмоциональные состояния, из которых сложно выйти. Меры по предотвращению: самоанализ – анализ своих вредных стереотипов поведения, желаний, эмоционального реагирования, мышления и их последующее исправление. Главная цель для этой фазы – анализ и коррекция своей реакции (внешней и внутренней) на стресс.
4. Нарастание личностного кризиса. Признаки: ощущение бесконечного потока непрерывных проблем; ощущения тупика (невозможность найти приемлемое решение проблемы); проблемы с ясностью мышления; проблемы с эмоциональным реагированием (совершаю под действием эмоций поступки, о которых потом жалею); трудности с нравственной ориентаций (определения что хорошо, а что плохо); нарушение режима дня, сна, еды, появление эмоциональных состояний депрессии, вины, стыда, раздражения, или наоборот – эйфории, неадекватной радости и т.д.Меры по предотвращению: анализ ситуации, вызывающих стресс и выход из них. Главная цель – исключение факторов стресса.
5. Потеря личностного контроля. Признаки: неспособность контролировать свои мысли, чувства, желания, поведение; ощущения бессилия и беспомощности; отказ от помощи; скрытие своих проблем; прекращение работы по программе выздоровления (безуспешные попытки ее применения в конкретных ситуациях); сознательная ложь; признание потери контроля перед самим собой и безуспешные попытки его вернуть; разрушение системы ценностей; крайняя степень эмоционального напряжения. Меры по предотвращению: использование системы поддержки трезвости – посетить собрания АА/НА, терапевтические группы, поговорить с товарищами по выздоровлению, психологом, священником и т.д. Главная цель для этой фазы – снятие психологического напряжения.
6. Деградация. Признаки: ощущение безысходности (только три выхода – сойти с ума, покончить жизнь самоубийством, употребление алкоголя) или того, что все абсолютно в порядке; невыносимые чувства депрессии, фрустрации, вины, стыда и т.д. или эмоциональная тупость (ровное отношение к жизненным кризисам), или состояния крайней эйфории; осознанное планирование употребление или неосознанное создание ситуаций, где возможно употребление. Меры по предотвращению: специальная помощь – консультант по химическим зависимостям, психолог-аддиктолог, нарколог, спонсор, опытный член сообщества взаимопомощи и т.д. Возможно изоляция – реабилитационный центр или другое место, где смогут насильно удержать от приема наркотика, пока психологическое состояние не стабилизируется. Главная цель для этой фазы – удержаться от срыва.
Пример развития срыва: Изменился режим работы, начал больше уставать, при этом не признавался сам себе в этом (1 фаза). Впоследствии усталость усиливалась, замечания близких игнорировал, говорил, что все нормально (2-я фаза). Появилось нежелание ходить на группы и что-то делать по выздоровлению, сильно сократил количество посещений, практически исключил самостоятельную работы, предпринимал усилия упорядочить работу, но ничего не получилось (3-я фаза). На работе как будто захватил поток, трудно прийти в себя, дома появились споры, непонимания, на группы захожу только иногда (4-я фаза). Не могу ничего сделать с напряжением, несмотря на все попытки, дома постоянные скандалы, на группу – ничего не помогло (5-я фаза). Полное ощущение тупика, полностью прекратил ходить на группы – не до них, дома отношения разорваны, не вижу выхода (6-я фаза).
3. Функциональный анализ срыва
Функциональный анализ срыва – отслеживание опасных ситуаций, мыслей, эмоциональных состояний, желаний, поведения. После отслеживания необходимо произвести их анализ и найти способы коррекции. Делать это можно с помощью таблицы функционального анализа срыва. В это таблицу со столбиками ситуации, мысли, эмоции, желания, поведение следуем внести свои признаки срыва (можно воспользовавшись описание срыва, можно свои личные). Во второй строке следует проанализировать эти признаки. В третьей выработать способы их коррекции.
Пример функционального анализа процесса срыва:
Ситуации | Мысли | Эмоции | Желания | Поведение | |
Признаки | 1. Излишняя нагрузка на работе. 2.Тяжелые отношения в семье. | 1. Мне не хватает сил на группы, нужно сократить. 2. Я могу со всем справиться сам.
| 1. Усталость 2. Тревога | 1. Прекратить выздоровление | 1. Пропускаю группы. |
Анализ (чем опасно) | 1. Усталость может привести к употреблению. 2.Напряжение опасно | 1. Группы – моя гарантия трезвости, выпью – не будет ничего. 2. Раньше не очень справлялся, приходилось искать помощь у алкоголя | 1. Опасное состояние 2. Тоже опасно | 1. Аналогично желанию начать употребление | 1. Увеличиваю опасность срыва |
Коррекция (как исправить) | 1. Пересмотреть график, убрать ненужные нагрузки. 2. Прорабатывать ситуации с семейным психологом. | 1. Нужно сократить другие дела, чтобы была возможность ходить на группы. 2. Нужно просить помощь | 1. Требуется режим отдыха. 2. Следует прорабатывать тревогу | 1. Моя цель – нормальная трезвая жизнь. | 1. Пересматриваю план выздоровления (вместе с консультантом). |
Профилактику срыва необходимо проводить каждую неделю!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста
Консультация для родителей...
Семинар – практикум «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогической деятельности»
Семинар – практикум«Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогической деятельности»...
Открытый урок по теме: «Зависимое поведение» в рамках реализации программы «Преодоление и профилактика Internet addiction y подростков»
Материал предназначен для студентов 1 курса, носит просвещенческий и профилактический характер, и посвящен определению зависимого поведения, его видам и причинам возникновения....
2019 Доклад на ЦМК Профилактика вредных зависимостей у студентов
2019 Доклад на ЦМК Профилактика вредных зависимостей у студентов...
ПРОФИЛАКТИКА НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
В данной статье представлены результаты исследования особенностей организации профилактики наркотической зависимости у подростков. А так же представлен опыт работы по формированию здорового жизн...
Семинар: "Алкены" Методические рекомендации
В помощь преподавателю...
Основы аэродинамики в вентиляции или почему сильный ветер выворачивает зонтики, а ураган срывает крыши
Методическая разработка доклада для студентов на конференцию по направлению "Аэродинамика и гидрометеорология точки соприкосновения".Считается, что идеальную вентиляцию не возможно соз...