ПРОФИЛАКТИКА НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
статья

В данной статье представлены результаты исследования особенностей организации профилактики наркотической зависимости у подростков.  

А так же представлен опыт работы по формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения в процессе организации занятий со старшеклассниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл repkina_sgprofilaktika_narkomanii.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Репкина С.Г.

Преподаватель ГБПОУ ВО «Владимирский педагогический колледж»

ПРОФИЛАКТИКА НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области «Владимирский педагогический колледж»

Аннотация: в данной статье представлены результаты исследования особенностей организации профилактики наркотической зависимости у подростков.   А так же представлен опыт работы по формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения в процессе организации занятий со старшеклассниками.

Ключевые слова: «аддиктивное поведение», «наркомания», «профилактика наркотической зависимости».

С точки зрения психологии, наркомания рассматривается как проблема личности, принимающей наркотики. Традиционная наркология рассматривает наркоманию как неизлечимую хроническую болезнь, в течение которой возможны более или менее продолжительные периоды ремиссии. Считается, что по мере приема наркотиков развивается клинический феномен -  психическая зависимость[2]. Наркозависимость является одним из видов аддиктивного поведения. Аддиктивное поведение (от англ.addiction – пагубная привычка, порочная склонность) – одна из форм отклоняющегося, девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Отношение к наркотику не существует изолированно от отношений к другим сторонам жизни, поэтому, когда подросток начинает употреблять наркотические вещества, то это влечет изменение личности в целом [ 1 ].

И. В. Аксючиц, В. А. Хриптович, И. П. Корчевская выделяют следующие причины употребления наркотических препаратов подростками [ 2 ], [3]:

- Удовлетворение некоторых потребностей: желание повеселиться, создать приподнятое настроение. Систематическое принятие наркотика, изменяя состояние организма, создает особый, психофизиологический фон, на который мощно проецируются психологические ожидания.

- Желание избавиться от каких – либо проблем, так как наркозависимость снижает способность к восприятию, уменьшает объем воспринимаемой информации

- Иллюзорно-компенсаторная деятельность, направленная  на создание и поддержание искомого эмоционального состояния

- Поддержание самооценки, самоуважения

- Возможность (иллюзорная) удовлетворения желаний и разрешения конфликтов

- Как элемент общения, времяпрепровождения в группе сверстников

- Как элемент проявления  взрослости, как признак особой силы и мужественности, отличающей лидера   в референтной группе

Для большинства подростков первая проба дурманящих веществ остается единичным случайным эпизодом. Но часть из них становится на путь систематического употребления данных веществ. На что должна быть направлена профилактическая работа? Большинство исследователей приходят к выводу, что вся первичная профилактика должна иметь целью развитие личностного потенциала, умение взаимодействовать с обществом, находить оптимальные пути реализации своих потребностей.

В своей практической части мы осуществили попытку найти один из путей первичной профилактики наркотической зависимости среди подростков.        

Сферой наших научных интересов является вопрос о возможности профилактики наркомании среди подростков  в процессе организации занятий,  направленных на развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.

В процессе реализации цели исследования, были  проанализированы теоретические источники по проблеме распространения наркомании среди молодежи и подростков, выделены причины употребления наркотических препаратов старшеклассниками, разработаны и проведены занятия направленные на формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.

Исследование проходило на базе одной из школ города Владимира и включало два взаимосвязанных этапа. Участниками стали  27 учащихся в возрасте 15 – 18 лет, условно разделенные на две подгруппы: средние  и старшие подростки

 На первом этапе были выявлены склонности к употреблению наркотических веществ с помощью наблюдения за поведением подростков, тестирования, беседы со старшеклассниками и учителями.  

Анализ полученных результатов показал, что, более 58% старших подростков восхищают люди, которые склонны к риску, не считаются с нормами общества средние же -  равняются на общественные правила. 75% отметили, что  часто не находят дела по душе и не знают чем себя занять, 50 % - не верят, что есть абсолютное счастье, и не знают как его достичь. Больше половины испытуемых часто употребляют алкоголь, причем сами понимают, что при этом теряют контроль над своим поведением. Около 80% из обеих групп знакомы с понятием наркотик и наркоман, но сами убеждены, что эта зависимость им не грозит. Об этом свидетельствует тот факт, что   все без исключения испытуемых понимают, что эти средства опасны для здоровья. 50% - готовы искать компромиссное решение в конфликтной ситуации, 75%  -готовы взять себя в «ежовые рукавицы», если это будет необходимо.  Однако, большинство старшеклассников не имеют четкой цели, не могут и не умеют отстаивать свои позиции, планировать свое свободное время, подвержены конформизму. Особенно ярко это проявляется у средних подростков.

На основе методических рекомендаций была составлена серия занятий на основе методических рекомендаций Макартычевой Г.А.[ 4 ], были составлены и проведены 10 занятий, которые  имели традиционную структуру: введение, основная часть и заключение (рефлексия) и включали различные формы работы, а именно: деловые игры, лекции, тренинговые упражнения, проигрывания ситуаций, беседы, упражнения на снятие психологического напряжения.  Особое внимание уделялось упражнениям на осознание целостности и многогранности личности, сходства и различия отдельных людей (упражнения «Волшебные ладошки», «Круг субличностей», «Налаживание отношений», «Комплименты»).  Успешными в плане профилактики наркотической зависимости являются упражнения, направленные на понимание собственных эмоций и чувств,  формирование навыков контроля своего эмоционального состояния (упражнения «Передай маску», «Какое чувство возникает», «Перышко», «На что похоже мое настроение», «Толкалки», «Выражение настроения»)

Наиболее значимым для подростков является знание  и осознание причин  возникновения зависимости. С этой целью были разработаны интерактивные занятия, включающие переработку и обсуждение  информации в группах, с включением упражнений «Узел проблем», «Послание миру», «Вещи, дарящие радость».  ролевой игры «Мой друг — наркоман».

                Наблюдение за поведением подростков показало, что большинство из них  стали более адекватно относиться к ситуации планирования своего свободного времени, объективно оценивать влияние  наркотических препаратов на организм человека. Часть старшеклассников стали позитивно смотреть на перспективу своего будущего, планировать профессиональную деятельность.

Подводя итог, хотелось бы отметить успешность использования занятий, направленных на  развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения как средства профилактики наркотической зависимости подростков. Данная форма работы может быть рекомендована учителю основной школы, социальному педагогу для внеурочной деятельности с подростками.

Литература

1 Аксючиц, И. В. Профилактика наркотической и табачной зависимости в школе: пособие для педагогов-психологов, педагогов учреждений общего среднего образования [Текст]/ И. В. Аксючиц, В. А. Хриптович. — Мозырь : Белый Ветер, 2015. — 215 с. Барановский, Н. А. Актуальные проблемы предупреждения и противодействия наркомании среди молодежи / Николай Барановский // Юстиция Беларуси. — 2016. — № 11. — С. 52—55

2 Барановский, Н. А. Концепция антинаркотической политики: сущность и основные направления / Николай Барановский // Юстиция Беларуси. — 2017. —№ 8. — С. 20—24.

3 Корчевская, И. П. Приглашение на дискуссионные качели «Опасность по имени спайс!»: формирование у учащихся умения принимать альтернативные решения в сложных жизненных ситуациях / И. П. Корчевская // Народная асвета. — 2015. — № 7. — С. 57—58

4 Макартычева, Г.И Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. [Текст]/ Г.И. Макартычева. – Речь.- 2007. 57с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте

В подростковом возрасте могут с чрезмерной скоростью происходить изменения, связанные с ростом организма. В этом случае подростку трудно справиться с ситуацией. В лучшем слу­чае он взывает о пом...

Проблемы подросткового возраста

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Важным новообразованием этого возраста является формирование своеобразного чувства взрослости, выраж...

2019 Доклад на ЦМК Профилактика вредных зависимостей у студентов

2019 Доклад на   ЦМК Профилактика вредных зависимостей у студентов...

Системная профилактика девиаций в подростковом возрасте

исследования состоит в предположении о том, что систематическая работа по профилактике девиантного поведения минимизирует риски ее проявления у учащихся подросткового возраста....

Банк материалов для проведения текущего контроля по МДК 02.03 Разделы: «Сестринский уход за пациентами при нарушениях мозгового кровообращения»,«Сестринская помощь пациентам с алкогольной зависимостью и наркотической зависимостью»

Комплект контрольно – оценочных материалов по ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах созданы для обеспечения выполнения требований Федерального государственного об...

Профилактика буллинга (травли) в подростковой среде.

Данный материал поможет обьснить обучающимся, чем отличается буллинг и травля от дразнилок, как с ними бороться и как добиваться помощи от окружающих. А также в доступной форме поможет разъяснит какие...