Студент как субьект образовательного процесса
статья по теме
- Общая характеристика развития личности в юношеском возрасте.
- Социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности, новообразования, кризис юношеского возраста.
- Особенности развития когнитивной и эмоциональной сферы в юношеском возрасте.
- Центральные новообразования юности: профессиональное самоопределение, формирование мировоззрения и становление самосознания.
- Рекомендации преподавателям в процессе организации обучения и воспитания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В.Е. Ястребова
Ессентукский филиал ГБОУ ВПО СтГМУ Министерства здравоохранения РФ
г. Ессентуки, февраль. 2016 год
Студент как субъект образовательного процесса
План
- Общая характеристика развития личности в юношеском возрасте.
- Социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности, новообразования, кризис юношеского возраста.
- Особенности развития когнитивной и эмоциональной сферы в юношеском возрасте.
- Центральные новообразования юности: профессиональное самоопределение, формирование мировоззрения и становление самосознания.
- Рекомендации преподавателям в процессе организации обучения и воспитания.
Термин « студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает « усердно работающий», т. е. овладевающий знаниями.
Студенчество – это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Исторически эта социально-профессиональная категория сложилась со времени возникновения первых университетов в XI-XII вв. Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых, как предполагается, усердным учебным трудом. Как социальная группа оно характеризуется профессиональной направленностью и сформированностью отношения к будущей профессии, которые суть следствие правильности профессионального выбора и адекватности и полноты представления студента о выбранной профессии.
Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:
1 с психологической, которое представляет собой единство психологических процессов, состояния и свойств личности. Главное в психологической стороне – психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований.Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого индивида, его психических процессов и состояний.
2 с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т. д.
3 с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т. д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.
Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Так, если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны такие психофизические показатели, как наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастными особенностями в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач, комплексный характер мысленных операций при высоком уровне интеграции различных видов мышления и т. д. Величины уровневых показателей развития объема, переключения и избирательности внимания у взрослых нарастают постепенно в пределах возраста от 18 до 33 лет. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития. (Л.А. Шварц и С.В. Кравков).
Если же изучить студента как личность, то возраст 18 – 20 лет- это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны, интенсивной формирование специальных способностей в связи с профессионализацией – с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.
В социально-психологическом плане студенчество характеризуется:
- наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровень познавательной мотивации;
- наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. В русле личностно-деятельного подхода студент-активный, самостоятельно организующий свою деятельность субъект педагогического взаимодействия, с присущей специфической направленностью познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных профессионально- ориентированных задач. Основной формой обучения для студенчества является знаково-контекстное ( А.А. Вербицкий).
- формированием относительной экономической самостоятельности, отход от родительского дома и образование собственной семьи.
-центральным периодом становления человека, личности в целом, проявлением самых разнообразных интересов. Это время установления спортивных рекордов, художественных, технических и научных достижений, интенсивной и активной социализации человека как будущего « деятеля», профессионала, что учитывается преподавателем в содержании, проблематике и приёмах организации учебной деятельности и педагогического общения в учебном заведении.
В исследованиях, посвящённых личности студента, показывается противоречивость внутреннего мира, сложность нахождения своей самобытности и формирования яркой, высококультурной индивидуальности.
Студенческий возраст характеризуется и тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но нередко одновременно проявляются « ножницы» между этими возможностями и их действительной реализацией. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться « вечно», что вся лучшая жизнь ещё впереди, что всего задуманного можно легко достичь.
Время учёбы совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт – процесс, проанализированный в работах таких учёных, как Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, З.Ф., Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).
Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В.Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет – это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.
Психологи отмечают, что поздней юности (18-25 лет) присущи следующие психологические новообразования:
- зрелость в умственном, нравственном отношениях;
- убежденность, сложившееся мировоззрение;
- чувство нового – смелость, решительность;
- способность к увеличению – оптимизм;
- самостоятельность – прямолинейность;
- критичность и самокритичность.
Самооценка противоречива, что вызывает внутреннюю неуверенность, сопровождающуюся резкостью и развязностью;
- скептическое, критическое, ироническое отношение к преподавателям и режиму учебного заведения;
- сохраняется максимализм и критичность, отрицательное отношение к мнению старших;
- неприятие лицемерия, ханжества, грубости, стремления воздействовать окриком;
- пик интеллектуальных и познавательных возможностей;
- принятие ответственных решений: выбор и овладение профессией, выбор стиля и своего места в жизни;
- выбор спутника жизни, создание своей семьи, активность в сексуальной сфере.
Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений.
Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям: 1) уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений; 2) размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен; 3) размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности;
4) формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образов для подражания.
Оперируя в основном клиническими данными, Эриксон не пытался выразить описываемые явления количественно. Канадский психолог Джеймс Марша в 1966 г. выделил четыре этапа развития идентичности, измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения молодого человека.
1. «Неопределенная, размытая идентичность» характеризуется тем, что индивид еще не выработал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности.
2. «Досрочная, преждевременная идентификация» имеет место, если индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого кризиса и испытания, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету.
3. Этап «моратория» характеризуется тем, что индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития тот единственный, который может считать своим.
4. « достигнутая, зрелая идентичность» определяется тем, что кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к практической самореализации.
Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты.
- Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни; первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.
- Второй курс – период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируется их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.
- Тритий курс – начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности. Отныне формы становления личности в основных чертах определяются фактором специализации.
- Четвертый курс –для проведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры. Перспектива скорого окончания вуза – формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы, и т.п. студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.
Поиски друга жизни играют на II-IV курсах большую роль, оказывая влияние и на успеваемость, и на общественную деятельность студентов. Интерес к противоположному полу занимает значительное место в мыслях и поведении студентов. Но было бы ошибкой видеть в этом негативное влияние. Интимные отношения нередко способствуют повышению желания лучше учиться, рабочему настроению, творческой активности. Данные социологов говорят, что, как правило, после некоторого «затишья» семейные пары не остаются в стороне от общественной работы и не выпадают из коллектива. Вступление в брак большинства студентов к концу учёбы не ведёт к распаду студенческих коллективов, хотя число непосредственных межличностных и межгрупповых контактов среди его членов несколько уменьшается.
В целом же развитие личности студента как будущего специалиста со средним специальным образованием идёт в ряде направлений:
-укрепляются идейная убеждённость, профессиональная направленность, развиваются необходимые способности;
-совершенствуются, «профессионализируются» психические процессы, состояния, опыт;
-повышаются чувство долга, ответственность за успех профессиональной деятельности, рельефнее выступает индивидуальность студента;
-растут притязания личности студента в области своей будущей профессии;
-на основе интенсивной передачи социального и профессионального опыта и формирования нужных качеств растут общая зрелость и устойчивость личности студента;
-повышается удельный вес самовоспитания студента в формировании качеств, опыта, необходимых ему как будущему специалисту;
-крепнут профессиональная самостоятельность и готовность к будущей практической работе;
-психологическое развитие личности студента-диалектический процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой.
Литература
- Белошицкий А.В., Бережная И.Ф.Становление субъективности студентов в образовательном процессе ВУЗа\\ Педагогика.-2014-№5.-С. 60-66.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А.. Психология высшей школы.-Мн.:Тессей, 2013.-351 с.
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений.-М.: Издательский центр « Академия», 2015.-176 с.
Предварительный просмотр:
В.Е. Ястребова
Ессентукский филиал ГБОУ ВПО СтГМУ Министерства здравоохранения РФ
г. Ессентуки, февраль. 2016 год
Комплексное методическое обеспечение математических дисциплин
Введение.
Основу комплексного методического обеспечения предметов и профессий составляют средства обучения, являющиеся одним из важнейших компонентов учебно-воспитательного процесса. Основные общие дидактические функции средств обучения как компонента учебно-воспитательного процесса заключаются в следующем:
- · повышение степени наглядности, доступности для учащихся учебного материала, который без применения средств обучения недоступен вообще или труднодоступен;
- · удовлетворение и в максимальной степени развитие познавательной деятельности учащихся, интенсификация труда учащихся, позволяющая повысить темп изучения учебного материала;
- · источник информации, освобождающий преподавателя, мастера от большего объёма чисто технической работы и тем самым высвобождающий время его творческого уровня;
- · средство управления познавательной деятельностью учащихся со стороны преподавателя, мастера.
Подбор и применение средств обучения должны осуществляться комплексно, с учётом основных характеристик и компонентов учебного процесса. Рассмотрим основные критерии комплексности подхода к методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса средствами обучения.
Исходным документом для разработки комплекса методического обеспечения предмета (профессии) является учебная программа, определяющая содержание процесса обучения в соответствии с требованиями современного производства, научно-технического прогресса к подготовке квалифицированных рабочих. Комплекс средств обучения должен охватывать все основное содержание программного материала, Комплексность в данном случае выражается в том, что изучение каждой темы учебной программы должно быть обеспечено необходимым минимумом средств обучения.
Разные средства обучения имеют различное назначение и возможности и выполняют различные дидактические функции. Комплексность в методическом основании учебно-воспитательного процесса предполагает выбор соответствующих средств обучения с учетом их преимущественных дидактических функций и учебных ситуаций.
Комплексный подход к методическому оснащению учебно-воспитательного процесса требует, чтобы средства обучения обеспечивали обучающую деятельность преподавателя, мастера и учебно-позновательную деятельность учащихся, причем на всех этапах учебно-воспитательного процесса: на этапе подачи и восприятия учебного материала, на этапе закрепления и совершенствования знаний и умений, на этапах применения и контроля.
Учебно-воспитательный процесс включает три основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Комплексность в методическом отношении учебно-воспитательного процесса предполагает реализацию через средства обучения всех функций процесса обучения.
И наконец, оcнащая учебно-воспитательный процесс средствами обучения, необходимо учитывать экономический фактор, имея в виду выбор и планирование создания таких средств обучения (при оптимальных затратах на их приобретение, разработку и приготовление), которые позволяют бы успешно решать учебно-воспитательные задачи.
Система (комплекс) учебно-методической документации и средств по предмету (профессии) включает:
- · учебную документацию: учебный план, учебную программу, комплект перспективно-тематических планов по всем темам предмета, планы уроков, перечень учебно-производственных работ по профессии и т.д.
- · средства для учащихся: учебные пособия (при отсутствии- конспекты лекций, подготовленные преподавателями), справочники, сборники задач и заданий для упражнений и самостоятельных работ, руководства для выполнения лабораторно-практических работ, комплексы инструкционно-технологической документации и т.д.
- · дидактические средства на уроке: натуральные и изобразительные пособия (наглядные), технические средства обучения, демонстративное оборудование, тренажеры, тренировочные устройства для программированного обучения, программное обеспечение для учебных средств ЭВТ, дидактические материалы и т.д.
- · средства для преподавателя, мастера: частные методики по предмету (профессии), методические разработки по темам программы, методические рекомендации, информационные материалы о передовом педагогическом и производственном опыте и т.д.
КМО предполагает решение следующих задач:
- систематизация нормативных документов, методических материалов и средств обучения;
- развитие творческого потенциала педагогических коллективов;
- интенсификация образовательного процесса в учреждениях профессионального образования;
- интегрирование, дифференцирование и профилизацию образовательных программ;
- внедрение современных образовательных технологий.
Основные критерии комплексного подхода к методическому обеспечению процесса обучения:
1. Исходным документом для разработки КМО учебной дисциплины является учебная программа;
2. КМО должно охватывать все основное содержание учебной программы;
3. Комплексность выражена в том. что изучение каждой темы учебной программы должно быть обеспечено средствами обучения (хотя бы минимальными);
4. Разные средства обучения имеют разное назначение и выполняют различные дидактические функции;
5. КМО учебного процесса требует, чтобы средства обучения обеспечивали познавательную деятельность студентов на всех этапах обучения:
-подачи и воспроизведения учебного материала:
-закрепления и совершенствования знаний;
-контроля и изменения умений и навыков;
6. КМО должны реализовывать три функции учебного процесса: обучающую, развивающую, воспитывающую.
7. КМО должно учитывать экономический фактор (возможность употребления, разработку и изготовление).
Основу комплексно-методического обеспечения составляют средства обучения, являющиеся одним из важнейших компонентов учебно-воспитательного процесса.
Основой для составления комплексно-методического обеспечения является Федеральный Государственный образовательный стандарт, который включает в себя общие требования к системе образования, его структуре, к основным основная профессиональная образовательная программа, условия их реализации, классификатор направлений и специальностей (2, с. 128).
Основные общие дидактические функции средств обучения:
1. Повышают степень наглядности, делают доступным для учащихся учебный материал, который без применения средств обучения недоступен или труднодоступен.
2. Помогают удовлетворить и в максимальной степени развить познавательные интересы учащихся, интенсифицируют труд учащихся и тем самым позволяют повысить темп изучения учебного материала.
3. Являются источником информации, освобождая преподавателя от чисто технической работы и тем самым способствуют повышению его творческого уровня.
4. Являются средством управления познавательной деятельности учащихся со стороны преподавателя, мастера.
Рабочая программа учебной дисциплины является основным документом, регламентирующим организацию и содержание обучения по конкретной дисциплине. Рабочая программа входит в состав комплексно-методического комплекса дисциплины (УМКД), который включает также другие учебно-методические материалы - методические указания к занятиям различного рода, материалы по промежуточному контролю знаний по дисциплине, экзаменационные билеты, примерные темы заданий по самостоятельной работе студентов и примеры их выполнения, карточки обеспеченности учебной литературы и др.
Календарно-тематический план (КТП) -это учебно-методический документ, составленный на основании рабочей программы дисциплины, рабочего учебного плана.
План учебного занятия-учебно-методический документ, разрабатываемый преподавателем на каждое учебное занятие для обеспечения эффективной реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития учащихся, формирования у них прочных знаний, умений и навыков.
При разработке комплексно-методического обеспечения рекомендуется использовать системный подход как особую исследовательскую позицию, для которой характерно:
- рассматривать анализируемый объект как систему (целостности);
- делать основной акцент для выявления всего многообразия связей и отношений как внутри, так и с внешним окружением;
- описание элементов с учетом их места и функции внутри целого.
Сущность системного подхода в решении проблем комплексно-методического обеспечения процесса преподавания предмета дидактических средств обучения состоит в управлении взаимосвязей между средствами обучения и другими компонентами методической системы .
Средства обучения комплексного учебно-методического обеспечения составляют различные по назначениям и функциональным возможностям средства обучения. Для создания и рационального использования средств обучения важно знать все их многообразие, а для этого все средства обучения необходимо классифицировать по определенным признакам. По учебной дисциплине средства обучения можно систематизировать и группировать по виду познавательной информации. Согласно этому признаку все методы обучения подразделяют на словесные, нагляднее и практические методы.
Средства обучения - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития .
Учебно-наглядные пособия - это такой класс дидактических средств, который формирует у студентов точные и конкретные образы изучаемых предметов и явлений действительности. Учебно-наглядные пособия предназначены для реализации зрительных форм наглядности. В качестве учебно-наглядных пособий могут служить как реальные предметы, так и изображения предметов и явлений действительности.
Исходя из этого, складываются следующие две группы учебно-наглядных пособий: изобразительные и натуральные пособия.
- Изобразительные пособия состоят из плоскостных и объемных пособий и соответственно включают плакаты, схемы, рисунки, фотографии, таблицы и диаграммы, макеты, разрезы, модели, муляжи.
- Натуральные пособия представляют собой реальные предметы, рассматриваемые вне их естественных условий и приспособленные к процессу обучения. К этому виду учебно-наглядных пособий относятся приборы, механизмы, инструменты, детали, материалы и др.
При дальнейшей классификации учебно-наглядных пособий необходимо выделить широкий набор раздаточных дидактических материалов, предназначенных для использования их учащиеся во время аудиторных занятий и при выполнении домашних заданий (8, с. 158).
К числу такого рода источников учебной информации относят различные учебные карточки-задания, дидактические материалы для выполнения самостоятельных, лабораторных и практических работ и курсовых проектов, заданий на проектирование изделий и технологических процессов, развивающих у учащихся творческое мышление в конструкторской, технологической и экономической областях.
Рабочие тетради - инструмент для самостоятельной работы учащихся. Она способствует активизации и систематизации материала, представленного в учебнике. Как правило, ее структура соответствует структуре учебника.
Таким образом, ведущим принципом такого обеспечения должен быть принцип комплектности. Методическое обеспечения должно постоянно трансформироваться в комплексное методическое обеспечение (КМО). Это позволит осуществить подлинно научный подход к планированию, разработке, созданию, учету и контролю комплексно-методической оснащенности процесса обучения (9, с. 304).
2. Современные требования к разработке комплексно- методического обеспечения дисциплины
Система требований, предъявляемых к учебно-программной документации, учебно-методической литературе, ко всем средствам производственного обучения, должна, обеспечивать их соответствие ФГОС и включать как общие, так и специфические требования:
- психолого-дидактические, определяющие основные дидактические функции и возможности средств обучения;
- гигиенические;
- эргономические;
- экологические;
- социально-экономические и другие требования.
Современное оснащение учебных кабинетов комплексным учебно-методическим обеспечением, методически правильное их применение являются важнейшими факторами эффективности процесса обучения.
Входящие в состав комплекса дидактические средства должны выполнять свои основные функции, а их совокупность позволяет достичь цели урока.
Комплексы средств обучения представляют определенное и необходимое сочетание, составляющее одно целое и имеющее конкретную дидактическую направленность, присущую только тому или иному средству обучения. комплекса является самостоятельным свойством. Дидактическая направленность, характеризующим рассматриваемый комплекс и осуществляемую с его помощью методику преподавания. Важно, чтобы все средства обучения, входящие в комплекс по тому или иному предмету, взаимно дополняли друг друга, не дублируя содержания. Роль связующего звена в функционировании составляющих комплекс средств обучения играет преподаватель.
Важным условием для выбора оптимального сочетания и разработки комплексного учебно-методического обеспечения является определение и учет ряда педагогических требований, в соответствии с которыми разрабатываются все виды средств обучения, и оценивается их педагогическая эффективность в условиях деятельности преподавателя и учащихся.
Анализ научно-методической литературы позволил выделить следующие требования к комплексному учебно-методическому обеспечению:
1. Определение состава средств, входящих в комплекс, возможно лишь путем тщательного анализа процесса преподавания отдельных уроков по данной учебной теме. Только после этого понятие «комплекс» можно распространить на учебную тему и весь учебный предмет.
2. Комплексное учебно-методическое обеспечение должно включать в себя отдельные виды дидактических средств, объединенных общностью цели и содержания обучения, методологического подхода и методикой преподавания, способствовать формированию у учащихся необходимых прочных знаний, умений и навыков. Многообразие целей и задач обучения и воспитания требует применения совокупности различных средств их достижения.
3. Все средства обучения, входящие в комплекс, должны полностью соответствовать содержанию учебной программы, дидактическим принципам обучения. Необходим также учет психологических особенностей и закономерностей процесса усвоения учащимися, связанных с их возрастом и общим развитием, в целях совершенствования их творческих и познавательных способностей, логического мышления (11, с. 608).
4. Средства обучения, входящие в комплекс, должны быть согласованы с основными компонентами учебно-воспитательного процесса на уроке: цель, задачи, содержание, формы и методы обучения. Для этого требуется установить их взаимосвязь с основными компонентами учебного процесса в каждом конкретном случае.
5. Средства обучения, входящие в комплекс, должны корректно моделировать элементы обучающей деятельности преподавателя и учебной деятельности учащихся, обеспечивать их реализацию в требуемом виде во всех случаях внедрения в учебно-воспитательный процесс.
6. Средства обучения, входящие в комплекс, должны иметь каждый свою дидактическую направленность и быть согласованы друг с другом, в отношении методики преподавания темы следует учитывать также возможную взаимозаменяемость дидактических средств в необходимых случаях и отсутствие ненужного дублирования.
7. Отдельные виды средств обучения, входящие в комплекс во всех необходимых случаях должны обладать высокой степенью наглядности: при этом форма выражения наглядности средств должна варьироваться с последующим постепенным уменьшением «подсказки», осуществляемой средствами наглядности.
8. Комплекс дидактических средств обучения должен обеспечивать высокий интерес учащихся к изучаемому предмету, их внимательность и активность, позволять в необходимых случаях индивидуализировать обучение, воспитывать навыки самостоятельной работы.
Для создания совершенного комплексного учебно-методического обеспечения знание его компонентного состава имеет важное значение во многих отношениях. Объективно установленный состав комплексного учебно-методического обеспечения позволяет понять структурное строение такого обеспечения, более полно выявить и систематизировать его содержание и сформулировать требования к его созданию (12, с. 156).
Под составом комплексного учебно-методического обеспечения мы понимаем все те его структурные компоненты, из которых оно слагается как целое, необходимое и достаточное для проектирования и качественной реализации образовательного процесса по учебным дисциплинам и специальностям.
В систему комплексного учебно-методического обеспечения входят: преподаватель, учащийся, методические материалы, материально-технические средства обучения. Поскольку комплексное учебно-методическое обеспечение создает условия для эффективной деятельности преподавателей и учащихся, то в основе его определения лежит деятельностный подход. Комплексное учебно-методическое обеспечение охватывает всю деятельность участников учебного процесса, поэтому его сущность отражает основные стороны их деятельности и соответствует ее структуре. Структура деятельности содержит такие компоненты: цель, мотив, содержание деятельности и результат.
Для обеспечения условий деятельности обучения комплексное учебно-методическое обеспечение должно включать следующие компоненты:
- профессионально-содержательный, отражающий сущность и содержание профессиональной деятельности будущего рабочего;
- ориентировочный, отражающий процесс ориентировки преподавателя и учащихся в деятельности профессионального обучения;
- регулирующе-контрольный - процесс регуляции и саморегуляции деятельности и процесс одновременного контроля и самоконтроля;
- мотивационный - стимуляция деятельности обучения, поддержание интереса к ней;
- тренировочный - процесс овладения профессиональными знаниями и умениями и совершенствование в них;
- оценочный - оценка степени эффективности достижения цели деятельности.
Профессионально содержательный компонент проявляется в использовании преподавателем и учащимися учебников и учебных пособий, соответствующих плакатов, опорных конспектов, карточек-заданий, инструктивно-технологической документации.
- Ориентировочный компонент приобретает выраженность при использовании учебного телевидения, кинофильмов, слайдов, видеофильмов, инструктивно-технологической документации, планов рабочего дня.
- Регулирующе-контрольный компонент проявляется в использовании карт самоконтроля, работе по планам самостоятельной деятельности.
- Мотивационный компонент присутствует при стимулировании профессиональных и познавательных интересов учащихся посредством использования действующих макетов и контрольных образцов оборудования, тренажеров, учебного телевидения, видеофильмов и ЭВМ .
- Тренировочный компонент определяет применение тренажеров, карточек-заданий, инструктивно-технологической документации.
- Оценочный компонент приобретает выраженность при использовании карт самоконтроля, контрольных карточек-заданий.
Комплексное учебно-методическое обеспечение используется педагогом для решения профессиональных задач, при проектировании образовательного процесса и его реализации. Для установления и обоснования всего состава
3. Комплексное методическое обеспечение математики.
В Ессентукском филиале СтГМУ по дисциплине « Математика» разработаны в 2015 году:
1. Комплект КОС ( контрольные вопросы, тестовые задания, ситуационные задачи, проверочные, самостоятельные и контрольные работы) по всем разделам Рабочих программ по математике отделений 34.02.01. « Сестринское дело», 31.02.01. « Лечебное дело».
2. Теоретический и практический материал, сгруппированный по разделам и темам в соответствии с рабочими программами математике отделений 34.02.01. « Сестринское дело», 31.02.01. « Лечебное дело».
3. Учебно-методические пособия для студентов отделений
34.02.01. « Сестринское дело», 31.02.01. « Лечебное дело» « Практикум по математике».
4. Учебно-методическое пособие к разделу «Основные численные математические методы в профессиональной деятельности среднего медицинского работника» для студентов отделений
34.02.01. « Сестринское дело», 31.02.01. « Лечебное дело».
5. Методические разработки для преподавателей к лекциям и практикумам по математике на отделениях 34.02.01. « Сестринское дело», 31.02.01. « Лечебное дело».
6. Методические разработки для студентов кпрактикумам по математике на отделениях 34.02.01. « Сестринское дело», 31.02.01. « Лечебное дело».
Также разработаны
1. Урок-практикум « Решение клинических задач математическими методами» 2015 г.
2. Методическое пособие для пп. и студентов « Функциональные ряды» 2014 г.
3. Методическое пособие для пп. и студентов « Математичекая статистика и её роль в медицине» 2012 г.
4. Методическое пособие для пп. и студентов «Избранные вопросы теории вероятностей» 2010 г.
В 2016 г. планируется издание курса лекций по математике ( два комплекта) для студентов отделений 34.02.01. « Сестринское дело», 31.02.01. « Лечебное дело».
В 2015-2016 учебном году кабинет математики и информатики № 205оснащён стендами:
- Таблица производных, свойства производной
- Дифференциал функции, свойства дифференциала
- Таблица интегралов
- Способы расчёта питания грудных детей
- Жизненная ёмкость лёгких
- Оценка физического развития детей
- Антропометрические нормы
- Основные распределения и их числовые характеристики
плакатами:
- Показатели сердечной деятельности
- Оценка пропорциональности развития ребёнка
- Коэффициенты детской смертности
- Демографические показатели
- Тригонометрические функции числового аргумента
- Таблица интегралов
- Производная функции и её свойства
- Свойства логических операций
- Формулы расчёта массы, роста, артериального давления и суточной калорийности в педиатрии
- Основные распределения и их числовые характеристики
- Корреляционный и регрессионный анализ
- Поверхности второго порядка
ПРИЛОЖЕНИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение качества знаний студентов, при использовании телевизионных средств обучения в образовательном процессе с целью дополнения информационного пространства учащегося.
Данный материал, рассказывает о образовательных возможностях современного телевидения и вариантах его использования в современном учебной процессе....
Карта самостоятельной работы студентов по профессиональному модулю.04 Методическое обеспечение образовательного процесса
Задания для СРС составлены в соответствии с рабочей программой по указанному профессиональному модулю...
Формирование патриотизма у студентов в рамках в рамках образовательного процесса педагогического колледжа
Статья, посвщенная формированию патриотизма...
Здоровьеобеспечение деятельности студентов колледжа через использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов.
Современное образование готовит детей, подростков, студентов к жизни в мире, полном огромного объема информации, а значит должно обеспечить им высокий уровень реального здоровья, вооружив ...
Студент как субъект образовательного процесса
Тема: Студент как субъект образовательного процесса1. Возрастные особенности студентов ССУЗовДля этого возраста характерно завершение процесса роста, приводящего, в конечном итоге, к расцвету организм...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ СПО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
В статье рассмотрено современное значение проектной деятельности в развитии профессиональных и личностных качеств студентов СПО....
Организация самостоятельной работы студентов - важнейшее направление образовательного процесса при очно - заочной форме обучения
Основная задача современного образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.Решение этой задачи вряд ли ...