Выступление на методическом совещании по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ"
учебно-методический материал на тему
Выступление на методическом совещании о формировании познавательных универсальных учебных действий при изучении георграфии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spravochnik.docx | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
С позиции современных представлений педагогической психологии и дидактики ключевым аспектом обучения является формирование способов действий, реализуемых через умения. Это может быть сделано только в процессе деятельности. Именно в ходе деятельности учащиеся овладевают ее рациональными приемами и необходимыми для нее знаниями. Сформированные при это приемы деятельности становятся для учащихся умениями, приемами мышления и даже чертами личности, поскольку, по выражению А. Н. Леонтьева, каково строение деятельности, таково и строение создания как психологического отражения реальности.
Согласно формулировке, данной в модели Программы развития универсальных учебных действий А. Г. Асмоловым, понятие «универсальные учебные действия» в широком смысле означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Выделяются личностные, предметные и метапредметные универсальные учебные действия.
Развитие универсальных учебных действий зависит от способа построения содержания учебных предметов. Для каждого учебного предмета ведущим является определенный вид деятельности. Для географии, где ведущую роль играет познавательная деятельность, основные виды учебной деятельности ученика на уроке включают умения классифицировать, сравнивать, вести наблюдение за объектами, процессами и явлениями, проводить эксперименты, давать определения понятиям, моделировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и др.
На процесс развития познавательных универсальных учебных действий (УУД) при изучении географии влияет ряд условий: содержание знаний, последовательность курсов географии, учебное время, отведенное программой, особенности средств обучения, с которыми работают школьники.
В работах методистов-географов развито положение о необходимости усложнения характера деятельности учащихся от класса к классу с различными источниками географической информации. Высказываются положения о связи практической деятельности учащихся с приемами умственной деятельности. Предлагается усложнение практических работ по ступеням обучения на основе аналитико-синтетической деятельности учащихся, развития практических умений и навыков, методов обучения. Проведено уникальное исследование По формированию приемов учебной работы (Т. П. Герасимова, И. И. Баринова, В. А. Коринская, В. А. Щенев, Л. М. Панчешникова, М. К. Ковалевская). Выявлено, что усложнение деятельности учащихся должно идти на основе этапов познания. Так, например, вначале предлагается целенаправленное наблюдение, отбор фактического материала, затем анализ фактов, явлений, поиск и объяснение причин отдельных явлений, далее установление причинно- следственных связей между рядом явлений; сравнение, необходимое для обобщающих выводов. М. К. Ковалевская считает, что каждый из этапов познания требует применения приемов мышления в разных сочетаниях – от менее до более сложных.
Умение усвоено, если ученик:
а) знает область применения , умения или навыка, понимает особенности источников географических знаний - карты, текста учебника и др.;
б) знает содержание и последовательность действий, план работы;
в) практически пользуется этими действиями в любой учебной ситуации, в том числе и новой.
Умения формируются в неразрывной связи со знаниями. Так, в начальном курсе физической географии преобладают общие понятия, на базе которых учащиеся обучаются умению показывать объекты на карте, описывать их, устанавливать простейшие причинные связи и т. п. При изучении физической географии России учащиеся усваивают знания об основных чертах ее рельефа (общий характер рельефа, преобладающие формы земной поверхности, их распределение по территории, направление уклона, наличие или отсутствие вулканов) и одновременно учатся устанавливать их с помощью физической карты. Умением составлять характеристику отрасли промышленности учащиеся овладевают в ходе изучения географии отдельных отраслей промышленности и т. д.
Источники знаний по-разному передают географическую информацию, что также влияет на обучение умениям. Поэтому важно познакомить учащихся с познавательными возможностями каждого источника. Наибольшее внимание в курсах географии отводится изучению карты - ее сущности, математической основе, условным знакам и другим способам передачи географической информации. Умения читать карту весьма разнообразны и соответствуют тем курсам географии, в которых они формируются. Здесь и умение найти на карте изучаемые объекты и явления, и умения развернуто описать их, найти различные, как пространственные, так и причинные связи, и умение характеризовать природный или экономический объект, явление, да и ряд других. Немало времени требуется и для ознакомления с учебником географии, его составными частями, способами работы с ними. Обучение различным приемам работы с текстом - главной частью любого учебника - важнейшая составная часть в деятельности учителя. Учитель знакомит школьников с различными приборами, познавательными возможностями кино: фильмов, стенных картин, графиков, диаграмм и др.
Характерная черта современной методики обучения географии - широкое использование типовых планов описания или характеристики природных или социально-экономических объектов и явлений. Эта черта учитывает типологический подход, характерный для школьной географии в целом. Чаще всего типовые планы применяют при чтении карт различного содержания. Они позволяют обеспечить полноту и правильную последовательность чтения, что положительно сказывается и на качестве знаний. Однако такие планы полезны и при работе текстом учебника, описании содержания кинофильмов, стенных картин и в других случаях. Ведь географические знания, усваиваемые с помощью умения, нередко имеют типовое построение, усвоения типовых планов полезны записи в тетрадях, изготовленные учителем плакаты, инструкции и пр. Содержание планов описания по карте раскрыто в программах (при изложении содержания практических работ), в учебниках, в методической литературе. Типовые планы не произвольны, они вытекают с держания общих географических понятий.
В процессе формирования умений и навыков можно выделить ряд общих этапов. К их числу относятся:
1. Показ значения умения и постановка цели овладения им. в начале курса географии России учитель ставит перед классом цель - научиться читать статистические таблицы. Из них можно узнать много различных сведений (об объеме производства продукции отраслями промышленности, уровне жизни, объеме производства по экономическим районам) и сделать соответствующий вывод.
2. Ознакомление с составом умения, осознание учащимися последовательности выполнения действий. Учитель говорит, что при чтении таблицы нужно найти в ней соответствующую графу или строчку, сопоставить цифровые данные (либо по графе, либо по строке), а затем сделать вывод, в котором указать, как растет объем производства, каковы его размеры. Сделанный вывод полезно объяснить.
3. Показ учителем образца выполнения действий. На этом этапе полезно предупредить школьников о возможных ошибках при использовании умения.
4. Тренировочные упражнения для овладения умением. При этом школьники сначала могут повторять действия по указанию учителя на том же материале, а затем переходить к применению приема на материале, аналогичном изученному.
5. Самостоятельное применение умения, «перенос» его на новый материал и использование для решения новой задачи.
Успех в обучении умениям во многом определяется преемственностью, развитием умений от одного курса географии к другому. Так, в начальном курсе физической географии школьники учатся описывать по физической карте отдельные формы рельефа - равнины и горы, выявлять особенности их расположения на земной поверхности, протяженность, высоту и др. На этой основе в курсе географии материков и океанов учащиеся начинают описывать рельеф территории в целом, пользуясь теперь двумя картами - физической и тектонической. По существу описание рельефа здесь превращается в его характеристику. В курсе географии России характеристика рельефа становится более подробной.
В целом проблема формирования умений относится к числу наиболее сложных в практике работы любого учителя географии. Одна из причин этого положения состоит в том, что овладение умениями во многих случаях объективно труднее дам учащихся, чем усвоение знаний, и от учителя здесь требуется, особенно хорошее знание методики и целенаправленная работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ»
Методическая разработка...
Методическая разработка по теме: "Формирование позитивной мотивации обучающихся колледжа к изучению экономических дисциплин через использование интерактивных методов обучения".
В настоящее время происходит реформирование системы профессионального образования. Эти изменения необходимы и в преподавании дисциплин экономического цикла. Но большинство преподавателей в своей работ...
Выступление на методическом объединении на тему: "Формирование навыков диалогической речи на уроках русского языка и чтения у учащихся с ОВЗ"
Формирование навыков диалогической речи на уроках русского языка и чтения у учащихся с ОВЗДиалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые-лингвисты называю...
Методическая разработка на тему: «Формирование основной профессиональной компетенции при изучении МДК. 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации у студентов ГБПОУ РК «Феодосийский политехнический техникум»
Методическая разработка на тему: «Формирование основной профессиональной компетенции при изучении МДК. 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации у студентов ГБПОУ РК «...
Методическая работа на тему: «Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания» (из опыта работы)
Уроки истории и обществознания дают возможность научить наших учеников способности к самостоятельному усвоению новых знаний, добыванию информации.Формирование универсальных учебных действий на уроках ...
Выступление на методическом совещании
Алгоритм деятельности при работе с детьми с ОВЗ...
Статья по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе"
Данная статья посвящена теме формирования коммуникативных УУД на уроках математики в начальной школе...