ИССЛЕДОВАНИЕ – ЭТО ПУТЬ К САМОРАЗВИТИЮ СПЕЦИАЛИСТА
статья на тему

IШульга Алла Андреевна

В статье раскрывается опыт работы педагогов колледжа по руководству учебно-исследовательской деятельности студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issled.-put_k_samorazv._spetsialista2014.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

А.А. Шульга, методист

ГПОУ «Воркутинский педагогический колледж», г. Воркута

ИССЛЕДОВАНИЕ – ЭТО ПУТЬ К САМОРАЗВИТИЮ СПЕЦИАЛИСТА

В соответствии с Федеральным  законом «Об образовании в Российской Федерации»  качество    образования  выступает как   комплексная       характеристика образовательной  деятельности  и  подготовки  обучающегося. [3, с.5]. 

Профессиональное образование является важной составляющей жизненного самоопределения и саморазвития студентов. Именно  от профессиональной компетенции зависит  готовность и способность специалистов к реализации специальных знаний, умений, навыков, опыта  в реальных условиях  профессиональной деятельности.  

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования  (далее ФГОС СПО) по специальностям 050146 Преподавание в начальных классах и 050144 Дошкольное образование определяют  основные виды  деятельности  будущих специалистов,   включают требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы, где  указаны  общие и профессиональные  компетенции.

Обладать такими  умениями,  как понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес,  организовывать собственную деятельность и деятельность обучающихся, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, а также  осуществлять поиск, анализ и оценку информации  невозможно  без  формирования исследовательских умений и навыков студентов  педагогического колледжа, будущих специалистов в области  образования [4, с.3].

Доминирующую роль педагога в формировании активного строителя общества подчеркивают многие ученые.  Учитель-исследователь, учитель-проектировщик сегодня- это школьный двигатель, отмечают многие науковеды.

Загвязинский В. И. и Атаханов Р. считают, что молодому специалисту необходимо уметь правильно   вести наблюдение и проводить эксперименты, анализировать и обобщать полученные данные, разрабатывать и реализовывать рекомендации. Отсюда  исследовательские подходы и умения должны быть неотъемлемой частью   профессиональной подготовки  будущего учителя [1, с.6].

 С учетом  требований к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) ФГОС СПО обязательным видом  учебной деятельности студентов является  выполнение курсового проекта (работы) по профессиональному модулю  профессионального цикла.  [4, с.32]. Требования к оцениванию качества освоения ОПОП определяют основную форму  государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования - защиту выпускной квалификационной работы [4, с.36].

Такой подход ФГОС СПО к учебно-исследовательской деятельности студентов предполагает, привлечение  первокурсников  (на базе 9 или 11 классов) к первоначальному виду исследования   – реферативной работе.

В   педагогическом  колледже  данной проблеме отводится   особое место. С целью  выявления состояния сформированности  исследовательских умений первокурсников ежегодно  в начале учебного года проводится  мониторинг.   За последние три учебных года установлено, что более 40% респондентов не знакомы с понятием «реферат»;  до 25%   -выполняли данный вид работы,   используя готовые материалы  интернета;  из них 10% выполняли исследование без опоры  требований к оформлению; не более 5 % отметили, что чаще всего использовали один источник при выполнении исследования; менее 8% человек – представляли свое исследование на учебной дисциплине в школе и менее 5% - на конференциях различных уровней; 25% студентов уверены, что реферативная  работа мало что дает для развития личности; 4% отметили, что на выполнение реферативной работы затрачивается много времени.

Данные результаты свидетельствуют о недостаточной сформированности у будущих учителей начальных классов и воспитателей дошкольных  учреждений исследовательских умений, которые играют немаловажную  роль в образовательной деятельности.  Опыт показывает, что  выполнение реферативной работы студентами в колледже    является обязательным, оно обозначено  в  «Положении об организации выполнения и защиты реферата   по  учебной дисциплине или  профессиональному модулю».

В   годовом плане работы методической службы колледжа одним из основных направлений  является направление по  осуществлению учебно-исследовательской   деятельности  студентов.

Методическое сопровождение данного вида  деятельности  начинается с корректировок Положений о выполнении исследований различных видов, с разработки учебно-методических пособий и методических рекомендаций по оформлению, предзащите и защите  исследовательских работ.

Пересмотр тематики реферативных, курсовых, дипломных работ, форм научно-исследовательской работы в соответствии с современными требованиями работодателей и требованиями ФГОС СПО третьего поколения является связующим звеном деятельности методической службы в  данном направлении.

 Эффективной формой организации исследовательской деятельности  в колледже являются постоянно-действующие информационные семинары по выполнению реферативной, курсовой и выпускной квалификационной  работ, а также    проведение консультаций с участием активистов студенческого научного общества.

Большую работу в данном направлении с вновь прибывшими  студентами проводят преподаватели, которые  в ходе  аудиторной деятельности привлекают студентов к  выполнению таких видов исследовательских работ,  как составление  аннотации на статью, рукописи, книги;  подготовки  доклада на определенную тему; изложение тезисов, положений,  научное изложение  и т.п. Данные виды работ  публично представляются студентами   на учебной дисциплине, при реализации профессиональных  модулей, что    способствует формированию умений  по написанию исследовательской работы, расширению познавательного интереса  к разным областям науки.

Защита реферативных работ студентами первого курса проводится в рамках организации студенческой  учебно-практической конференции «От малого опыта - к большим исследованиям».    В  ходе пленарного и секционных заседаний студенты защищают свои работы.

В дальнейшем лучшие    исследования студенты     представляют   в научных конференциях на различных уровнях: городских, республиканских,   российских. Только за 2012-2013 учебный год 35  студентов  ГПОУ «ВПК» были отмечены организаторами вышеуказанных конференций дипломами и Почетными грамотами.

 Такой подход к организации и сопровождении учебно-исследовательской деятельности студентов позволяет достичь  высокого уровня  сформированности исследовательских умений. Будущие специалисты в образовании,     понимая  значимость  учебно- исследовательской деятельности, начинают  интересоваться   изучаемыми  дисциплинами, междисциплинарными курсами,  профессиональными модулями.  

Исследовательская работа – это показатель прочных    базовых знаний по различным дисциплинам, сформированных умений анализировать, систематизировать, обобщать, структурировать, работать с литературой.

Исследовательская деятельность учит  владеть логикой научного исследования, способностью самостоятельно спланировать собственную исследовательскую деятельность и реализовать ее, учит высокой познавательной активности, адекватной самооценке, способности анализировать собственную деятельность и деятельности других, выявлять способы и пути саморазвития.

Список литературы

  1. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия» , 2005. —208 с.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)  «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» от 16 августа 2013 г. N 968 г.
  3. Федеральный закон   «Об образовании в Российской Федерации».- М.: Издательство: Норматика, 2014 г.- 128 с.
  4.  Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050146 Преподавание в начальных классах.    Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 ноября 2009 г. N 535
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности      050144 Дошкольное образование Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 ноября 2009 г. N 530

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия на тему «Творческие отчёты студентов по исследованию основных экономических проблем и проектированию путей их преодоления»

Методическая разработказанятияна тему«Творческие отчёты студентов по исследованию основных экономических проблем и проектированию путей их преодоления»...

Самостоятельная работа как средство формирования творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.

Бурный рост научной информации, становление науки потребовали некоторой переоценки методов обучения. Всё большее значение приобретает ориентация на формирование творческой, всесторонне развитой личнос...

Социальное партнерство в сфере профессионального образования как путь к формированию компетентного специалиста

Опыт организации самостоятельной работы студентов Тольяттинского медицинского колледжа при прохождении производственной практики....

Доклад АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, КАК ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА

Доклад "АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ,  КАК ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА" описывает пути формирования профессиональной компетентности специалиста, являются ...

НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – ПУТЬ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Статья посвящена проектной деятельности, является одним из способов формирования профессиональной, творческой, социально‐значимой личности обучающихся. Именно данный вид деятельности позволяет студент...

Методическая разработка учебного занятия на тему: "Микроскопическое исследование отделяемого женских половых путей при неспецифических вагинитах"

Методическая разработка рекомендуется для преподавателей профессионального модуля ПМ.01 Проведения лабораторных общеклинических исследований, МДК.01.01. Теория и практика лабораторных общеклинических ...