Роль самостоятельной работы в образовательном процессе
статья на тему
Статья: "Роль самостоятельной работы в образовательном процессе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sam._rab.docx | 14.07 КБ |
Предварительный просмотр:
О.Ю.Лебедева
преподаватель
ОГАПОУ Белгородский индустриальный колледж
г. Белгород, Российская Федерация
Роль самостоятельной работы в образовательном процессе.
Ключевая задача среднего профессионального образования состоит в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи достигается не только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к обучающемуся. В данном случае требуется переход от пассивного потребителя знаний в активного их творца, способного к формулированию проблемы, анализу пути ее решения, поиску оптимального ее разрешения. Самостоятельная работа обучающихся становится уже не просто важной формой образовательного процесса, а его основой.
Речь идет не просто об увеличении числа часов на самостоятельную работу. Усиление роли самостоятельной работы обучающихся означает организацию учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы развивать умение учиться, формировать у обучающегося способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.
Активная самостоятельная работа обучающихся возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.
Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы. Среди них можно выделить следующие:
1. Полезность выполняемой работы.
2. Участие обучающихся в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе, проводимой в колледже.
3. Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно - деятельностные игры. Первым шагом в таком подходе являются деловые или ситуационные формы занятий, в том числе с использованием ЭВМ.
4. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.
5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры).
6. Поощрение обучающихся за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы).
7. Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление.
8. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя.
9. Мотивация самостоятельной учебной деятельности может быть усилена при использовании такой формы организации учебного процесса, как цикловое обучение ("метод погружения"). Этот метод позволяет интенсифицировать изучение материала, так как сокращение интервала между занятиями по той или иной дисциплине требует постоянного внимания к содержанию курса и уменьшает степень забываемости. Разновидностью этого вида занятий является проведение многочасового практического занятия, охватывающего несколько тем курса и направленного на решение сквозных задач.
Следует отметить и все шире проникающие в учебный процесс автоматизированные обучающие и обучающее - контролирующие системы, которые позволяют обучающемуся самостоятельно изучать ту или иную дисциплину и одновременно контролировать уровень усвоения материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Самостоятельная работа учащихся в процессе производственного обучения"
Самостоятельная работа...
Доклад "Самостоятельная работа учащихся в процессе производственного обучения"
Самостоятельная работа...
Роль межличностных отношений в образовательном процессе
Рассмотреть структуру педагогического общения и осуществить практический поиск форм эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса....
Роль самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе в рамках ФГОС третьего поколения
Среди факторов, способствующих формированию творческой активности обучающихся, одно из ведущих мест занимает самостоятельная работа. По федеральному государственному образовательному станда...
Презентация "Роль самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе в рамках ФГОС третьего поколения"
Презентация к докладу "Роль самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе в рамках ФГОС третьего поколения"...
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ И ПРОЦЕСС ИНФОРМАТИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Ю.Ю.Штенгель
Статья участник конференции...
Роль самостоятельной работы в повышении качества подготовки молодых специалистов
Опыт преподавателя...