Презентация «Учет возрастных особенностей детей в процессе организации здоровье сберегающей деятельности педагога»
презентация к уроку на тему
Имеется много различных классификаций возрастов, разработанных специалистами из разных областей человеческого знания (а, следовательно, и по разным основаниям). Для более полного и глубокого понимания существа проблем периодизации развития взрослого человека познакомимся с некоторыми дошедшими до нас древними и современными классификациями возрастов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_vozrastnye_osobennosti.ppt | 425 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : Сформировать представление о возрастных особенностях школьников как составляющей здоровье сберегающей деятельности педагога. Задачи: 1. Раскрыть основные подходы к возрастной периодизации в науке. 2. Раскрыть сущность психологических изменений разных возрастных групп. 3. Показать роль и место возрастных особенностей в базовой модели здоровьесбережения.
Имеется много различных классификаций возрастов, разработанных специалистами из разных областей человеческого знания (а, следовательно, и по разным основаниям). Для более полного и глубокого понимания существа проблем периодизации развития взрослого человека познакомимся с некоторыми дошедшими до нас древними и современными классификациями возрастов. Возрастная типология Классификация возрастов жизни по Гиппократу ( IV в до н.э.) Первый период 0—7 лет Второй период 7—14 лет Третий период 14—21 год Четвертый период 21 год — 28 лет Пятый период 28 лет — 35 лет Шестой период 35 лет — 42 года Седьмой период 42 года — 49 лет Восьмой период 49 лет — 56 лет Девятый период 56 лет — 63 года Десятый период 63 года — 70 лет
Возрастная периодизация Д. Б. Бромлей (1966) Первый цикл — утробный: первая стадия — зигота (оплодотворенное яйцо); вторая стадия — эмбрион (ранняя стадия биологического развития); третья стадия — плод (поздняя стадия биологического развития); четвертая стадия — момент рождения (смена жизни во внутренней среде материнского организма на жизнь во внешней среде). Второй цикл — детство: О—11 —13 лет первая стадия — младенчество — от рождения до 18 месяцев жизни; вторая стадия — дошкольное детство — от 18 месяцев до 5 лет; третья стадия — раннее школьное детство — от 5 до 11-13лет. Третий цикл — юность: 11 — 13—21 год первая стадия — половое созревание — старшее школьное детство (ранняя юность) 11-13-15 лет; вторая стадия — поздняя юность 15—21 год.
Четвертый цикл — взрослость: 21—65 лет первая стадия- — ранняя взрослость 21—25 лет; вторая стадия — средняя взрослость 25—40 лет; третья стадия — поздняя взрослость 40—55 лет; четвертая стадия — предпенсионный возраст 55—65 лет. Пятый цикл — старение: от 65—70 лет первая стадия — «удаление от дел», «отставка» 65—70 лет; вторая стадия — старость — 70 лет и более; третья стадия — дряхлость болезненная старость и смерть (максимум — около 110 лет в условиях Англии и Западной Европы).
Теория базовых перинатальных матриц Станислава Грофа Матрица — некий прототип, по которому строятся все дальнейшие объекты. База — это некий фундамент, на котором основываются все Дальнейшие построения. А перинатальным называют все, что характеризует состояние ребенка до рождения и сразу после него.
Первая: Матрица наивности Считается, что она начинается с момента зачатия и продолжается до начала родов. Это – «золотой период» для ребенка. У мамы в животике маленький человечек живет просто в идеальных условиях: там он в абсолютной безопасности, температура – самая комфортная, питание поставляется незамедлительно. Там нет ни боли, ни страданий. Ну, чем не рай? Желанный и благополучно выношенный ребенок во взрослой жизни будет способен на большую любовь и глубокую привязанность. Если же беременность была проблемной (мать курила, выпивала, родители не хотели ребенка, думали об аборте) – человек подсознательно усваивает программу «меня не ждут», «я никому не нужен в этом мире».
Квадра α характеризуется ощущением гармоничности мира, его упорядоченности (ИЛЭ, IL; ЛИИ, LI), насыщенностью эмоциональных и эстетических переживаний (СЭИ, SE; ЭСЭ, ES). Не случайно представители квадры α часто подчеркивают свое единство с окружающим миром, а некоторые ощущают космическую гармонию. Достаточно вспомнить А.Эйнштейна, К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского. Можно даже сказать, что мировоззрение и мироощущение в квадре α несколько оторвано от реальности, т.к. окружающий мир воспринимается более совершенным, чем он является на самом деле. В силу этого обстоятельства квадра α является революционной: видя несовершенство реально существующего мира, резко контрастирующего с ее миропониманием, квадра α, ее отдельные представители хотят, естественно, изменить существующий порядок вещей. "До сих пор философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его", - К.Маркс. Это достигается путем выдвижения и развития новых идей и начинаний во всех сферах человеческой деятельности. Частичное воплощение этих идей в реальных условиях реализуется, в основном, квадрой β.
Вторая: Матрица жертвы Ничто не вечно под луной – период блаженства и полного умиротворения тоже подходит к концу. Незадолго до родов гормональный фон организма мамы начинает меняться, матка — периодически сокращаться, и ребенок с неудовольствием ощущает на себе. Малыш начинает догадываться, что над ним «сгущаются тучи». Впервые в жизни он испытывает чувство тревоги. А уж когда начинаются схватки, то он и вовсе впадает в панику, ведь его уютный мир рушится! Если первая матрица похожа на рай, то вторая – настоящее испытание. И кажется, ему не будет конца. Каждый переживает эту стадию неопределенности по-своему: кто-то отчаянно ищет выход, а кто-то – замирает и ждет своей участи. А ведь став взрослыми, мы тоже порой так же ведем себя в состоянии опасности: кто-то борется, а кто-то впадает в ступор. Может, мы поступаем так, как когда-то поступили, находясь в утробе? Если матрица пройдена успешно, у человека формируются такие качества, как терпение, умение доводить дело до конца, не паниковать в безвыходной ситуации. А те из нас, кому было особенно плохо в «темнице», во взрослой жизни могут бояться замкнутого пространства или частенько впадать в хандру.
Мироощущение в квадре β ориентировано на практическую деятельность и резко отличается от мироощущения квадры α за счет смены эстетического восприятия гармонии мира и потенциального многообразия (S , I) на восприятие и действие в жестком и линейно развивающемся мире, для которого необходима сила воли (F) и чувство реального времени (T). Мир квадры β замкнут, ограничен и, в силу своей узко-практической направленности, эффективно подавляет любое отклонение от принятой цели. В историческом контексте господство квадры β характеризуется созданием диктаторских, деспотических режимов, подчиненных единой цели, в которых человек не является личностью и самостоятельной ценностью. Мироощущение в квадре - пессимистическое в сочетании с прагматическими устремлениями.
Третья: Матрица борьбы Наконец, начинаются потуги, а вместе с ними и третья матрица. Маленький человек совсем уж было впал в отчаяние, но тут появляется «свет в конце тоннеля». К нему наш герой и устремляется. У ребенка появляется хоть какая-то возможность влиять на ситуацию, что-то делать. А это куда лучше, чем тревожное ожидание неизвестно чего. Итак, выход найден! Нужно только пройти последнее испытание – выбраться на свободу. От того, как человек это сделает – сам или с посторонней помощью – зависит многое в его жизни. Если матрица протекает благополучно, в ребенке вырабатывается активная сила и целеустремленность. «Я еще повоюю за место под солнцем» — решает он и вступает в борьбу. Если малышу помогли родиться (было сделано кесарево сечение, проводилась стимуляция и т.п.) – есть опасность, что ему не просто будет принимать решения. Зачастую, вместо того, чтобы действовать, он будет ожидать помощи со стороны.
Квадра γ - это квадра "бури и натиска". {..} Сенсорно-волевой напор (F) в сочетании с экстратимными эмоциями (R), динамической логикой (P) и чувством времени (T) образуют кластер весьма динамического, неудержимого мироощущения и действия. Приход в каком-либо обществе к власти квадры γ характеризуется бурной динамикой этого общества, его быстрой эволюцией, обновляющей, встряхивающей общество от застоя и негативных явлений (и расчищающей дорогу следующей квадре δ). Для квадры γ характерно достижение заданных целей с огромной пробивной силой и критическим отношением к достигнутым результатам.
Четвертая: Матрица свободы По идее, она должна представлять собой «возвращение в рай». Это воссоединение ребенка с мамой, которое в идеале должно выглядеть так: малыша кладут маме на живот, прикладывают к груди. Тепло материнского тела, биение ее сердца, знакомый запах – успокаивают маленького героя. Он вновь чувствует себя в безопасности. Это награда за долготерпение – и для мамы, и для малыша. Словом, это первая настоящая победа! Но это в том случае, если ребенку позволили хоть на какое-то время воссоединиться с мамой. Но бывает и по-другому: стресс рождения сменяется для ребенка новым стрессом – ярким светом лампы, шлепками по попе, чтобы поскорее закричал, отсасыванием жидкости из носа и рта, растягиванием для измерения роста, заматыванием в пеленки — так, что не шевельнуться. К тому же, его еще и немедленно увозят от мамы прочь. Если воссоединения с матерью не произошло, человек всю свою жизнь может чувствовать себя неудовлетворенным, ему будет сложно завершить начатое.
Квадра δ - это квадра оптимистических практиков . В области гармонии и искусства, восприятия свойств людей ее мировоззрение весьма сходно с квадрой α. Наряду с практичностью в квадре δ доминирует дружелюбие, альтруизм, стремление к изобретательству и т.д. Квадра воспринимает идеи квадры α, но реализует их практически как преемник квадры γ, занимаясь их внедрением и совершенствованием до полного исчерпания их скрытых возможностей.
Первая квадра на работе развивается, и интересуются чем-нибудь новым. Вторая квадра преодолевает кризис и потом ждет нового, который естественно случается. Третья квадра на работе борется, с кем, как, против кого или вместе с кем, это нюансы, борьба и победа. Четвертая квадра на работе работает, принимая работу такой, какой она есть. На самом деле так происходит во всех контекстах жизни: в семье, на работе, на отдыхе, в творческой самореализации и любой совместной деятельности. Это квадрость жизни!
10 лет — ребенок. Уравновешен, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности, легко воспринимает жизнь. 11 лет — ребенок. Импульсивен, частая смена настроения, бунт против родителей, ссоры со сверстниками. 12 лет — ребенок. Вспыльчивость частично проходит, отношение к миру более позитивно, растет автономия от семьи, усиливается влияние сверстников, заботится о внешности, растет интерес к противоположному полу. 13 лет — подросток. Обращенность внутрь (интравертность), самокритичность, чувствителен к критике, критически относится к родителям, избирателен в дружбе.
14 лёт — подросток. Экстраверсия, энергичен, общителен, уверенность в себе, интерес к другим людям, обсуждает себя и сравнивает с героями. 15 лет — подросток ≪Приобретаются≫ индивидуальные различия; дух независимости, свобода от внешнего контроля, начало сознательного самовоспитания. Ранимость, восприимчивость к вредным влияниям. 16 лет — подросток. Равновесие. Мятежность уступает место жизнерадостности, увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность.
Психологические особенности дошкольного возраста (3-6 лет) (П.Д. Столяренко) ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ИГРА, освоение норм поведе- ния и деятельности людей); — 3-4 года — самоутверждение; возможные реакции: непослуша- ние, упрямство, негативизм, строптивость, ≪обзывание взрос- лых≫ (≪Я сам≫, ≪Я сам знаю≫, нарциссизм — восхваляет себя); — ИГРЫ в одиночку (предметные, конструкторские, сюжетно-ро- левые); — 5—6 лет — гармонизация отношений со взрослыми , развитие отношений с детьми, совместные игры с детьми (сюжетно-роле- вые игры с правилами), формирование отношений лидерства и подчинения среди детей, ≪игры-соревнования≫; — развитие конструкторских игр, развитие ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ; — развитие способностей рисования, музыкальных способностей (понимать музыку, петь, танцевать), развитие творчества; — ЭГОЦЕНТРИЗМ мышления;
— развитие восприятия (усвоение перцептивных действий, усвое- ние перцептивных эталонов), внимания, памяти (от непроиз- вольных форм к произвольным формам), развитие воли; — любознательность (в 4—5 лет — ≪почемучки≫); — развитие воображения (от репродуктивных форм к творчески продуктивному воображению: выполняет познавательно-интел- лектуальную и аффективно-защитную функции (защита от тя- желых переживаний через воображаемую ситуацию)); — развитие диалогической речи с другими людьми (к 6 годам — лексикон до 14 тысяч слов, полное овладение грамматически- ми нормами языка) и ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЙ РЕЧИ (речи для самого себя, сопровождает деятельность ребенка, помогает ему планировать действия в 4—5 лет), затем перерастает во ВНУТ- РЕННЮЮ РЕЧЬ; — развитие понятий (в 3—5 лет слова — как ярлыки, заменяю- щие предметы или действия, к 6—7 годам слова обозначают существенные признаки предметов — конкретные понятия); — развитие мышления на дооперациональном уровне (Пиаже), постепенный переход к операционному уровню; — интерес к половым органам, к рождению детей: а)-фаллическая стадия психосексуального развития (в 3—4 года);
б) формирование и преодоление Эдипова комплекса (в 5—6 лет), формирование внутренней совести, цензора, моральных сужде- ний; — формирование инициативности, целеустремленности, активно- сти, предприимчивости, самостоятельности либо в случае нега- тивного хода развития — формирование пассивности, чувства вины, склонности к подражению образцам; — формирование готовности к школе.
Психологические особенности младшего школьного возраста (6-11 лет) ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — УЧЕБА — перестройка познавательных процессов — формирование произвольности, продуктивности и устойчивости — раз- витие произвольного внимания, восприятия, памяти (преж- де всего механической памяти), мышления (переход от на- глядно-образного мышления к СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКО- МУ МЫШЛЕНИЮ на уровне КОНКРЕТНЫХ ПОНЯТИЙ — развитие саморегуляции поведения, воли; — усвоение умений чтения, письма, арифметических выкис- лений, накопление знаний; — овладение навыками домашнего труда; — расширение сферы общения, появление новых автороте- тов (учитель), формирование отношений в учебном кол- лективе;
— игры развивающие занимают второе место после учебы — формирование самооценки на основе оценивания учителя- ми и достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки; — формируются уверенность в себе, компетентность либо в случае затруднений в учебе, критичности учителей и ро- дителей формируются неверие в свои силы, чувство неполно- ценности, фрустрированность, потеря интереса к учению, ≪ школьные неврозы≫. действия по инструкции взрослого; 3) ≪Образец и правило≫ и ≪ Оценка критичности≫ —умение исправить свою ошибку на материале методики ≪Образец и правило≫; 4) беседа о школе.
Психологические особенности подросткового возраста (11-14 лет) — интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма; — неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений; — САМОУТВЕРЖДЕНИЕ своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных отношений с взрослыми; — ВЕДУЩАЯ деятельность — ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости ≪завоевать≫ признание, расположение и уважение сверстников к себе; — Формирование САМООЦЕНКИ, ХАРАКТЕРА; — возможно возникновение акцентуаций характера и ДЕЗАДАПТИВНЫХ ФОРМ поведения; — формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы;
— отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам; — развитие ЛОГИЧЕСКОГО мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными понятиями; — самоконтроль и планирование деятельности еще затруднены; — склонность к риску, агрессивности как приемам самоутверждения; — появление сексуальных влечений и интересов; — формирование САМОСОЗНАНИЯ своего ≪Я≫, эгоидентичности; — избирательность в учении, сензитивность для развития общих и специальных способностей.
Основные психологические особенности. Ранняя юность (14-18 лет) - формируется САМОСОЗНАНИЕ — представление о себе самом, самооценивание своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств; • - происходит соотношение себя с идеалом, появляется возможность САМОВОСПИТАНИЯ; - возрастает ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ; -возрастает концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, сформировалось АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ; - появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах; • формируется собственное МИРОВОЗЗРЕНИЕ — как целостной системы взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии; • увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, МАКСИМАЛИЗМ СУЖДЕНИЙ; • СТРЕМЛЕНИЕ К САМОУТВЕРЖДЕНИЮ СВОЕЙ НЕЗАВИСИМОСТИ, ОРИГИНАЛЬНОСТИ;
• пренебрежение к советам старших; • КРИТИКАНСТВО, проявление недоверия; • сухой рационализм, практицизм; • стремление к САМОУПРАВЛЕНИЮ, заново осмыслить все окружающее, происходит ЖИЗНЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ человека, приобретение определенной степени психологической зрелости; стремление ПРИОБРЕСТИ ПРОФЕССИЮ — основной мо- тив познавательной деятельности; ОТСУТСТВИЕ подлинной самостоятельности, ПОДВЕРЖЕННОСТЬ ВЛИЯНИЮ СВЕРСТНИКОВ, повышенная вну- шаемость и конформизм по отношению к сверстникам; ЗАВЕРШЕНО ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ. Формируется отношение к зарождающимся СЕКСУАЛЬНЫМ ЖЕЛА- НИЯМ; • возникает первое чувство ЛЮБВИ, дружбы; • происходит существенная перестройка эмоциональной сферы; • недостаточное осознание последствий своих поступков.
Поздняя юность (18-25 лет) — ЗРЕЛОСТЬ в умственном, нравственном отношениях; — убежденность, сложившееся мировоззрение; — ЧУВСТВО НОВОГО — СМЕЛОСТЬ, РЕШИТЕЛЬНОСТЬ; — СПОСОБНОСТЬ К УВЛЕЧЕНИЮ — ОПТИМИЗМ; — САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ — ПРЯМОЛИНЕЙНОСТЬ; — КРИТИЧНОСТЬ и САМОКРИТИЧНОСТЬ. Самооценка противоречива, что вызывает внутренную неуверенность, сопровождающуюся резкостью и развязностью; — СКЕПТИЧЕСКОЕ, критическое, ироническое отношение к преподавателям и режиму учебного заведения; — сохраняется МАКСИМАЛИЗМ и КРИТИЧНОСТЬ, отрицательное отношение к мнению старших; — неприятие лицемерия, ханжества, грубости, стремления воздействовать окриком; — ПИК интеллектуальных и познавательных возможностей; — ПРИНЯТИЕ ОТВЕТСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ: выбор и овладение профессией, выбор стиля и своего места в жизни; — ВЫБОР СПУТНИКА ЖИЗНИ, создание своей семьи, активность в сексуальной сфере.
СОЗДАНИЕ БАЗОВОЙ МОДЕЛИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ Здоровье как мировоззренческая ценность личности ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Комплекс условий здоровьесбережения Экологические Санитарно-гигиенические Медицинские Психолого-педегогические Дидактические Деятельность человека по самосбережению здоровья Виды деятельности Формула самосбережения здоровья Рекреация Релаксация Катарсис Стандарт технологических мер, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья Индивидуальная технологическая карта самосбережения здоровья
методы саморегуляции помогут учителю конролировать своё эмоциональной состояние
техники активного слушания и говорения помогут избавить от недопонимания в общении
метод переговоров поможет конструктивно завершить конфликт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов
Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...
Родительского собрания в детском саду. «Возрастные особенности детей. Самообслуживание в жизни ребенка».
Родительское собрание в десском саду. " Возрастные особенности детей 23-4 лет. Самообслуживание в жизни ребенка"...
«Возрастные особенности детей, обучающихся в 1 классе».
С поступлением ребёнка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым, т. к. дети включаются в новые для них виды...
Статья. Возрастные особенности детей 4—5 лет
Возрастные особенности детей 4—5 лет Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более си...
Консультация для педагогов. Тема "Возрастные особенности детей". Вторая младшая группа.
Вторая младшая группа (3-4 года)Возрастные особенности детейАнатомо-физиологические особенностиТри гола — это возраст, когда ребенок вступает в период дошкольного детства.Основные показател...
Возрастные особенности детей 1,5-2лет
Возраст от полутора до двух лет ознаменован относительным спокойствием, кризис миновал, ребенок становиться старше, понятливее и послушнее. Уровень развития 2-х летнего малыша часто колеблется в завис...