Учет индивидуальных особенностей и психофизиологических процессов обучающихся учреждений СПО
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchet_individualnyh_osobennostey_i_psihofiziologicheskih_protsessov_studentov.docx | 24.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Учет индивидуальных особенностей и психофизиологических процессов обучающихся учреждений СПО
Accounting for individual characteristics and psycho-physiological processes of students of college
Николаевская Марина Львовна
Nikolaevskaya Marina Lvovna
ГБПОУ СПТ им. Б.Г. Музрукова,
преподаватель специальных дисциплин,
e-mail: nic.mari@yandex.ru
Аннотация: в статье отражена необходимость построения педагогической деятельности в учреждениях среднего профессионального образования с учётом психофизиологические особенностей студентов и индивидуального подхода к ним. Представлена поэтапная работа педагогов по психологической адаптации студентов к производственной деятельности, начиная от ознакомления с производством до дальнейшего их трудоустройства.
Ключевые слова: здоровьесберегающее обучение, психофизиологические особенности, психологическая адаптация к работе на производстве.
Annotation: the article reflects the need to build pedagogical activity in institutions of secondary vocational education, taking into account the psycho-physiological characteristics of students and the individual approach to them. A gradual work of teachers on the psychological adaptation of students to production activities, ranging from familiarization with the production to their further employment, is presented.
Keywords: health-saving training, psycho-physiological features, psychological adaptation to work in production.
Учёт возрастных изменений и индивидуальных психологических особенностей студентов учреждений СПО — залог успешного взаимодействия с ними педагогов в процессе обучения.
Освещение указанной проблематики поможет преподавателям правильно и рационально организовать здоровьесберегающее обучение.
Возраст обучающихся сузов — это период от 15 до 23 лет. Это возраст формирования и становления полноценной зрелой личности. Следовательно, на этом этапе происходят различные изменения в протекании физиологических и психофизиологических процессов.
Студент в этом возрасте попадает в новую для него, т.н. взрослую, социальную среду, в которой часто испытывает интенсивное умственное, физическое и эмоциональное напряжение, создающее предпосылки для усугубления психосоматических нарушений, приобретённых ещё в школьное время. Поэтому очень важно организовать процесс обучения с учётом индивидуальных психофизиологических особенностей студента, которые, в свою очередь, определяют его функциональные возможности.
Большое значение имеет учёт особенностей нейродинамики, скорости протекания психофизиологических процессов и переработки информации центральной нервной системой. У каждого студента существует свой темп деятельности, обусловленный типологическими особенностями нервной системы.
Так, педагог должен помнить, что студенты меланхолического (слабого) типа могут быть крайне медлительные и не переносить сильных и продолжительных внешних раздражителей. Они могут быстро утомляться, и у них легко могут развиваться невротические реакции и неврозы. Очевидно, что на таких студентов нежелательно повышать резко голос, и ставить их в критические ситуации.
Студенты сильного типа могут достаточно долго и напряженно (в пределах индивидуальных возможностей) работать с высоким темпом и интенсивностью. Следовательно, существенные различия в проявлении основных свойств нервных процессов диктуют необходимость строго дифференцированных педагогических воздействий.
Часто неэффективность обучения приводит к быстрому утомлению одних студентов и фактической не загруженности других. Таким образом, на плечи педагогов ложится сложная задача по формированию условий для адаптации каждого без исключения студента во взрослой жизни, с учётом их дальнейшей трудовой деятельности на производстве.
Несомненно, конечной целью учреждения СПО является подготовка профессионально обученных и психологически зрелых кадров для различных предприятий.
Поэтому учебный процесс и построен на плавной адаптации, а также постепенном привыкании студентов к производственной деятельности, и состоит из нескольких психологически обусловленных этапов.
Первым этапом является знакомство с производством, цехами, мощностями предприятия, «производственными наставниками», продолжительностью от одной до двух недель, где происходит постепенная психологическая адаптация студентов к новой для них трудовой среде, которая является психологическим стрессом для многих ребят. После прохождения данной практики со студентами проводятся психологические беседы или анкетирования на предмет выявления мнения каждого из них относительно положительных и отрицательных сторон производственной среды.
В случае выявления психологических трудностей у студентов перед следующим этапом желательно проводить индивидуальную работу с педагогом-психологом: специализированные тренинги, беседы, игры. В таком случае, «проблемному» студенту учебным заведением могла бы быть оказана существенная психологически-воспитательная помощь и поддержка.
Вторым этапом является прохождение т.н. «сплошной» практики, продолжительностью около месяца, где студенты проявляют конкретные теоретические знания и практические навыки в тех же цехах, участках, отделах, с которыми были ознакомлены на первом этапе. Следовательно, на данном этапе происходит постепенное привыкание обучающихся к режиму трудовой деятельности, коллективу, а также умение приспосабливаться к производственной среде. После прохождения данного этапа тоже желательно проводить психологические опросы или анкетирования в целях выявления готовности каждого студента к переходу во взрослую производственную жизнь, и при необходимости, кроме педагога-психолога, привлекать к работе с «проблемными» студентами наставников с производства.
Третьим этапом является прохождение преддипломной практики, продолжительностью до двух месяцев, где студенты уже должны являться психологически адаптированными к производственной среде, приспособленными к рабочему коллективу и работающими наравне с основными работниками. На данном этапе начальниками цехов, участков, отделов с обучающимися проводятся индивидуальные беседы, на которых работодателем определяется степень профессиональной и психологической готовности выпускников стать в будущем основными работниками.
Таким образом, указанная система имеет обратную связь по взаимодействию с руководителями предприятий, отделов, цехов, которым, в свою очередь, необходимо принимать организационно-управленческие решения по улучшению качества и уровня прохождения студентами производственной практики.
С учётом реалий, наличия негативного влияния со стороны социально-экономических процессов современного мира, несомненно, влияющих на психофизиологические особенности студентов учреждений СПО, наиболее остро возникает необходимость организации здоровьесберегающего образовательного процесса.
В данной работе, на основе психологических особенностей обучающихся, показана важность усовершенствования поэтапной адаптационной схемы психологической подготовки студентов к трудовой деятельности, начиная от производственной практики до осуществления непосредственной работы в трудовом коллективе предприятия.
По результатам индивидуальной педагогическо-воспитательной работы учреждений СПО у студентов растёт общая зрелость как личности, растет интерес к будущей профессии, повышается самостоятельность, приобретаются умения принятия решений, понимание чувства ответственности, совершенствуются психические процессы, которые являются фундаментом не только для работы на производстве в качестве молодого специалиста, но и в личной, семейной жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста/ Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы/ Под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой. – Вып. 2. – Л.: ЛГУ, 1974. – С. 3–15.
2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Р /наД.: Феникс, 1997. – С. 736.
3. Теплов Б.М. Практическое мышление: хрестоматия по общей психологии мышления. – М.: Педагогика, 1981. – С. 177.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОСы ПМ.02. Подбор форм причесок и их выполнение с учетом индивидуальных особенностей потребителей для специальности 100116 Парикмахерское искусство
КОСы ПМ.02.Подбор форм причесок и их выполнение с учетом индивидуальных особенностей потребителей для специальности 100116 Парикмахерское искусство...
Доклад "Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей клиентов".
Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей клиентов....
«Особенности трудовой деятельности учащихся 7 класса с учетом индивидуальных особенностей».
Одной из важнейших задач коррекционной школы 8го вида является подготовка учащихся к общественно полезной трудовой деятельности. Как и массовая школа, коррекционная школа 8го вида призвана уделя...
Рабочая программа ПМ 02 "Подбор, разработка и выполнение различных типов, видов, форм причесок с учетом индивидуальных особенностей потребителей и тенденций моды" Специальность 43.02.02 Парикмахерское искусство с учетом компетенции WorldSkills
Рабочая программа ПМ 02 "Подбор, разработка и выполнение различных типов, видов, форм причесок с учетом индивидуальных особенностей потребителей и тенденций моды" Специальность 43.02.02 Парикмахерское...
Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса
Индивидуальный маршрут...
3.3 Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения (показывается, как выявляются и развиваются способности обучающихся)
Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения (показывается, как выявляются и развиваются способности обучающихс...
Учет индивидуальных особенностей обучающихся
1. Работа с мотивированными студентами. Приказ "О проведении начального этапа Всероссийской олимпиады профессионального мастерства в колледже". Назаначена организатором.2. Работа с мотивиров...