Из опыта работы по новому историко-культурному стандарту
статья на тему

Муравьева Анна Валерьевна

Интеграция локально/регионального компонента в историю России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_iz_opyta_raboty.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по новому историко-культурному стандарту

                 

           Одна из ярких примет современного образования — возрастание роли регионализации в обучении и воспитании молодежи. Региональное своеобразие образовательной среды позволяет педагогам формировать эффективное воспитательное пространство в образовательном учреждении, поселке, городе, районе.

          Назначение регионального/локального компонента — защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; сохранение единого образовательного пространства России; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение школьников и студентов системой знаний о регионе; подготовка молодежи к жизнедеятельности в проблемной социокультурной среде ближайшей территории и за ее пределами. Обучение в региональном/локальном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.

        Я преподаю в колледже г. Москвы. Наш колледж носит имя дважды Героя Советского Союза Ивана Фомича Павлова, его жизнь и подвиги я всегда привожу при изучении Великой Отечественной войны (локальная интеграция). Колледж расположен в районе станции метро Петровско-Разумовская. Когда на уроках мы изучаем 20-30-е гг., и речь заходит о строительстве метро, разговор всегда приводит нас к ближайшей станции. Студентам интересно происхождение названия и история места, где находится колледж (локальная). Мы с ребятами выяснили, что первое упоминание местности относится к 1584 году. В разное время этим местом владели Шуйский, К.П.Нарышкин, К.Г.Разумовский (часть названия «Разумовское» по имени владельца) и др. Одна из версий происхождения названия «Петровское» основывается на том, что Нарышкину приходился внуком царевич Пётр Алексеевич. В честь него согласно мнению некоторых исследователей сельцо и получило часть своего названия — Петровское. В ходе войны 1812 года на территории села останавливалась французская конная армия маршала Нея, а по преданию, бывал тут и сам Наполеон. Окрестные леса были сильно вырублены для изготовления строительных материалов при восстановлении сгоревшей во время войны Москвы. В январе 1861 года усадьбу по высочайшему повелению выкупили за 250 тысяч рублей в казну «с целью учреждения агрономического института (ныне Российский государственный аграрный университет). В 1917 году Петровско-Разумовское вошло в состав города Москвы; с 1954 года — район массовой жилой застройки. В 1991 году здесь открыта станция метро «Петровско-Разумовская».

            История Москвы тесно переплетается с историей нашей страны (региональная интеграция). Практически в каждой теме можно выделить как локальный, так и региональный компоненты. Начинать можно с самых первых уроков. Многие мои студенты искренне уверены, что славяне — это коренной народ, испокон веков живший на берегах Москвы-реки. Однако это не так. И для ребят настоящее открытие, что славяне здесь такие же пришельцы, как и представители других населяющих Москву этносов. Известно, что на территории нынешней Москвы было найдено несколько древних городищ, относящихся к Дьяковской культуре (железный век). Эти городища на данный момент являются самыми ранними поселениями, найденными на территории современной Москвы. Незадолго до появления единого Русского государства, на территории будущей Москвы проживали многочисленные финно-угорские племена, которые селились небольшими хуторами вдоль реки. Позднее тут появились также славянские поселения, по большей части принадлежащие племени вятичей. И далее «по списку», о Москве можно говорить и в связи с Иваном Калитой, и в связи с Юрием Долгоруким, и изучая XVI век и Ивана Грозного, когда среди городов столица Русского централизованного государства Москва занимала особенно значительное место, и в связи с Отечественной войной 1812 года (о которой уже упоминалось), и в связи с Великой Отечественной войной (Московская битва), когда я предлагаю ребятам проекты о жизни их близких в годы войны (локальная) и многие другие темы.

          Если говорить о художественной культуре, то на материале московского зодчества можно изучать историю архитектурных стилей вообще и творчество различных архитекторов в частности (на конкретных памятниках студенты знакомятся с московским барокко и классицизмом, ампиром и эклектикой, модерном и конструктивизмом, изучают и анализируют сооружения, построенные В.  Баженовым, М. Казаковым, О. Бове,

Ф. Шехтелем и другими выдающимися зодчими Москвы, для закрепления пройденного материала можно предложить создание тематических фотоальбомов и видеороликов).

          Также, на мой взгляд, в процессе изучения истории, воспитания гражданственности и патриотизма учащихся преподавателямимогут и должны использоваться краеведческие материалы, материалы историко-краеведческих музеев (в нашем колледже это музей летчика И.Ф.Павлова, экскурсии в котором всегда проводятся для первокурсников, это уже добрая традиция!). Это позволяет придать урокам дополнительную занимательность, способствует формированию уважительного отношения к историческим знаниям. Мне также очень помогают музейные уроки. Особенно моим студентам нравится посещать Музей Москвы, экспозиции которого делают историю нашего города, да и страны, более понятной и близкой. А ещё в этом году мы со студентами посетили выставку в Манеже, на которой в частности были представлены проекты преобразования города в 1930-е гг. (Дворец Советов, здание Наркомата тяжелой промышленности на месте ГУМа и т.д.). Все эти массивные невыполненные планы поразили ребят своей грандиозностью.

         Таким образом, можно сказать, что история, культура и современное развитие Москвы заключают в себе мощный образовательный и воспитательный потенциал.

          И к вопросу о поликультурности и толерантности. На старших курсах, в процессе обсуждения на уроках истории механизмов сохранения и трансляции национальных традиций, я предлагаю студентам познакомиться с культурами разных народов, населяющих нашу огромную страну (в группах обычно есть представители разных национальностей, которые делают очень интересные и познавательные презентации, некоторые даже приносят на пробу блюда национальной кухни), т.о. ребята начинают лучше понимать друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историко-культурный экскурс. Игра как способ познания и как способ познания отношения (Йохан Хейзинга)

Историко-культурный экскурс. Игра как способ познания и как способ познания отношения (Йохан Хейзинга)...

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА: ИЗУЧЕНИЕ, СОХРАНЕНИЕ, ТРАНСЛЯЦИЯ

В работе проанализированы  основные угрозы по сохранению историко-культурного потенциала  Северного Кавказа. Предложены механизмы активизации и  популяризации культурного наследия регио...

Актуальные вопросы повышения прибыли гостиничного предприятия путем использования объектов историко-культурного потенциала

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с повышением прибыли гостиничного предприятия при использовании им в своей основной деятельности объектов историко-культурного потенциала. Для этого ...

Достижения, образовательная деятельность 2018 - 2019. Московская историко-культурная олимпиада "Россия - моя история". Грамоты

Грамоты участников, призеров, победителей Московской историко-культурной олимпиады"Россия - моя история", 2018 - 2019...

7.09.20.Задание по литературе для группы 1БС01 Введение. Историко- культурный процесс и периодизация русской литературы

7.09.20.Задание по литературе  для группы 1БС01 по  теме "Введение. Историко- культурный процесс и  периодизация русской литературы" предназначено для самостоятельного изучени...

Презентация "Историко-культурное наследие Белгородской области"

В презентации представлен материал, направленный на информирование и привлечение внимания обучающихся к культурно-историческому наследию родного края; позволяет дополнить комплекс мероприятий по воспи...