Методическая разработка урока по литературному чтению К. Чуковского "Путаница"
план-конспект урока на тему
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ №1» г. Валуйки
Цуканова Е.А.
Тема: К. Чуковский «путаница»
«Школа России» 2 класс
Цель деятельности учителя | Создать условия для ознакомления с произведением К. Чуковского «Путаница», повторения малых жанров фольклора, понятия рифма, научить понимать, в чём заключается смысл произведения. |
Тип урока | Решение частных задач |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: читать выразительно, отражая настроение стихотворения; получат возможность научиться: воспринимать на слух художественный текст; определять смысл произведения; находить слова, которые с помощью звуков помогают представить образ героя произведения. Метапредметные: познавательные: осознают важную роль чтения для личностного развития, овладевают навыками смыслового чтения, используют различные способы поиска учебной информации; регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности; коммуникативные: активно используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Личностные: имеют целостный взгляд на мир в его единстве и разнообразии |
методы и формы | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Оборудование | Портрет К. И. Чуковского, компьютер, проектор, тест, выставка книг, карта успеха, карточки для групповой работы |
организационная структура урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
---|---|---|---|---|---|---|
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Прозвенел уже звонок И мы с радостью начнём урок Я желаю всем удачи, За работу, в добрый час! - С каким настроением вы пришли на урок? Давайте в начале урока улыбнёмся друг другу. С улыбки всегда приятно начинать любое дело. - Думаю, что сегодня мы хорошо поработаем, узнаем много интересного и хорошее настроение нас не покинет. - Чтобы урок у нас был полезным, плодотворным, достиг цели, мы должны всегда помнить правила школьника. На уроке будь старательным Будь спокойным и … .( внимательным)
Работай не отставая , Слушай ….( не перебивая)
Говори всё чётко , внятно , Чтобы было всё ….( понятно)
Если хочешь отвечать Надо руку …( поднимать),
Если друг стал отвечать , Не спеши ……( перебивать),
А помочь захочешь другу, Подними спокойно …( руку ). | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: учатся слушать и понимать других; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: понимают, | Устные ответы, наблюдения учителя |
II. Актуализация знаний | 1. Речевая разминка 2. Проверка домашнего задания. | Ваня, Ваня – простота Купил лошадь без хвоста. Сел задом наперёд И поехал в огород. 1. Самостоятельная работа. - Прочтите самостоятельно этот текст. 2. Чтение небылицы. -Давайте прочитаем этот текст. 3. Определение жанра произведения. -Определите жанр этого произведения. Небылица – это шуточное стихотворение, в котором говорится о весёлых нелепицах, неправдоподобных историях. 4. Чтение небылицы с разной интонацией. - Давайте прочитаем небылицу с разной интонацией. С ворчащей интонацией. С удивлением. Весело. 5. Работа над рифмой. - Найдите в небылице рифмы. -Что такое рифма? Рифма – это звуковое совпадение, связывающее окончание двух или нескольких строк.
Тесты. Взаимопроверка. Выставление оценок. |
Выполняют задания
| Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией, выполнение логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация). Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
III. Постановка учеб-ной задачи | Введение в тему урока | - Посмотрите на выставку книг. - Кто автор этих произведений? Это настоящее имя писателя? - Что такое псевдоним? - Послушайте отрывок из сказки: «Кому велено чирикать – Не мурлыкайте! Кому велено мурлыкать – Не чирикайте! Не бывать вороне коровою, Не летать лягушатам под облаком!» - Что это за сказка? - Кому принадлежат эти слова? Формулирование темы, ставится цель урока | Отвечают на вопросы учителя | Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы | |
IV. Работа по теме урока | 1. Рассказ детей о К.И. Чуковском. 2.Рассказ учителя. 3Чтение сказки. 4. Первичное восприятие текста. 5. Словарная работа
6.Чтение сказки цепочкой. | -Что вы знаете о К.И. Чуковском? - В каком городе родился писатель? - Где печатал свои произведения? Учитель дополняет рассказы детей.
Прослушивают аудио. Следят по тексту. - Понравилась ли вам эта сказка? - Что показалось вам самым смешным? – Назовите персонажей сказки. Ковш – округлый сосуд с ручкой для зачерпывания жидкости или чего-то сыпучего. Ушат – небольшая кадка с ушами. Кадка – бочка с прямыми боками и одним дном | Отвечают на вопросы
Следят по тексту произведения Отвечают на вопросы
Работают со словарями.
Читают по «цепочке». | Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы, работа со словарной статьей | |
V. Закрепление знаний и способов действий | 1. Работа 2.Работа над иллюстрациями. 3. Чтение по ролям 4. Выборочное чтение
5. Творческое задание
| - Кто из персонажей сказки самый серьёзный? Как называет его автор? - Чем путаница похожа на небылицу?
- Посмотрите на иллюстрации. Каких персонажей сказки мы видим? - С кем можно сравнить маленьких зверей? С. 6
- В сказке один персонаж был серьёзный. Подтвердите мне словами из текста. - Какое происшествие произошло, повлекшее за собой беду? Подтвердите словами из текста. – Кто потушил море? Зачитайте. – Как веселились звери? – Прочитайте, как автор передал радость зверей. -У вас на столах лежит шаблон цветка. Нужно приклеить лепестки, но они непростые. На каждом лепестке написаны названия произведений. Приклеить нужно только произведения К.И. Чуковского.
| Отвечают на вопросы учителя.
Читают по ролям
Работа в парах
Работа в группах Выполняют творческое задание | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; извлечение необходимой информации из текстов; подведение под понятие; выявление сущности, особенности объектов. Регулятивные: осуществляют контроль; коррекцию; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем Личностные: оценивают усваиваемое содержание | Устные ответы, выполненные задания |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | - С творчеством какого писателя мы знакомились на уроке? - Какие произведения К. Чуковского вы знаете? - С какой сказкой познакомились сегодня? – Какое у вас после этого урока настроение?
– Закончите предложения: • Сегодня на уроке я узнал… • На этом уроке я похвалил бы себя за … | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | У. С.6-10 выразительное чтение, выполнить рисунок к сказке. | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_putanitsa.docx | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ №1» г. Валуйки
Цуканова Е.А.
ТЕМА: К. ЧУКОВСКИЙ «ПУТАНИЦА»
«ШКОЛА РОССИИ» 2 КЛАСС
Цель деятельности учителя | Создать условия для ознакомления с произведением К. Чуковского «Путаница», повторения малых жанров фольклора, понятия рифма, научить понимать, в чём заключается смысл произведения. |
Тип урока | Решение частных задач |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: читать выразительно, отражая настроение стихотворения; получат возможность научиться: воспринимать на слух художественный текст; определять смысл произведения; находить слова, которые с помощью звуков помогают представить образ героя произведения. Метапредметные: познавательные: осознают важную роль чтения для личностного развития, овладевают навыками смыслового чтения, используют различные способы поиска учебной информации; регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности; коммуникативные: активно используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Личностные: имеют целостный взгляд на мир в его единстве и разнообразии |
Методы и формы | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Оборудование | Портрет К. И. Чуковского, компьютер, проектор, тест, выставка книг, карта успеха, карточки для групповой работы |
Организационная структура урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Прозвенел уже звонок И мы с радостью начнём урок Я желаю всем удачи, За работу, в добрый час! - С каким настроением вы пришли на урок? Давайте в начале урока улыбнёмся друг другу. С улыбки всегда приятно начинать любое дело. - Думаю, что сегодня мы хорошо поработаем, узнаем много интересного и хорошее настроение нас не покинет. - Чтобы урок у нас был полезным, плодотворным, достиг цели, мы должны всегда помнить правила школьника. На уроке будь старательным Будь спокойным и … .( внимательным)
Работай не отставая , Слушай ….( не перебивая)
Говори всё чётко , внятно , Чтобы было всё ….( понятно)
Если хочешь отвечать Надо руку …( поднимать),
Если друг стал отвечать , Не спеши ……( перебивать),
А помочь захочешь другу, Подними спокойно …( руку ). | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: учатся слушать и понимать других; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: понимают, | Устные ответы, наблюдения учителя |
II. Актуализация знаний | 1. Речевая разминка 2. Проверка домашнего задания. | Ваня, Ваня – простота Купил лошадь без хвоста. Сел задом наперёд И поехал в огород. 1. Самостоятельная работа. - Прочтите самостоятельно этот текст. 2. Чтение небылицы. -Давайте прочитаем этот текст. 3. Определение жанра произведения. -Определите жанр этого произведения. Небылица – это шуточное стихотворение, в котором говорится о весёлых нелепицах, неправдоподобных историях. 4. Чтение небылицы с разной интонацией. - Давайте прочитаем небылицу с разной интонацией. С ворчащей интонацией. С удивлением. Весело. 5. Работа над рифмой. - Найдите в небылице рифмы. -Что такое рифма? Рифма – это звуковое совпадение, связывающее окончание двух или нескольких строк. Тесты. Взаимопроверка. Выставление оценок. | Выполняют задания | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией, выполнение логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация). Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
III. Постановка учеб-ной задачи | Введение в тему урока | - Посмотрите на выставку книг. - Кто автор этих произведений? Это настоящее имя писателя? - Что такое псевдоним? - Послушайте отрывок из сказки: «Кому велено чирикать – Не мурлыкайте! Кому велено мурлыкать – Не чирикайте! Не бывать вороне коровою, Не летать лягушатам под облаком!» - Что это за сказка? - Кому принадлежат эти слова? Формулирование темы, ставится цель урока | Отвечают на вопросы учителя | Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы | |
IV. Работа по теме урока | 1. Рассказ детей о К.И. Чуковском. 2.Рассказ учителя. 3Чтение сказки. 4. Первичное восприятие текста. 5. Словарная работа 6.Чтение сказки цепочкой. | -Что вы знаете о К.И. Чуковском? - В каком городе родился писатель? - Где печатал свои произведения? Учитель дополняет рассказы детей. Прослушивают аудио. Следят по тексту. - Понравилась ли вам эта сказка? - Что показалось вам самым смешным? – Назовите персонажей сказки. Ковш – округлый сосуд с ручкой для зачерпывания жидкости или чего-то сыпучего. Ушат – небольшая кадка с ушами. Кадка – бочка с прямыми боками и одним дном | Отвечают на вопросы Следят по тексту произведения Отвечают на вопросы Работают со словарями. Читают по «цепочке». | Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы, работа со словарной статьей | |
V. Закрепление знаний и способов действий | 1. Работа 2.Работа над иллюстрациями. 3. Чтение по ролям 4. Выборочное чтение 5. Творческое задание | - Кто из персонажей сказки самый серьёзный? Как называет его автор? - Чем путаница похожа на небылицу? - Посмотрите на иллюстрации. Каких персонажей сказки мы видим? - С кем можно сравнить маленьких зверей? С. 6 - В сказке один персонаж был серьёзный. Подтвердите мне словами из текста. - Какое происшествие произошло, повлекшее за собой беду? Подтвердите словами из текста. – Кто потушил море? Зачитайте. – Как веселились звери? – Прочитайте, как автор передал радость зверей. -У вас на столах лежит шаблон цветка. Нужно приклеить лепестки, но они непростые. На каждом лепестке написаны названия произведений. Приклеить нужно только произведения К.И. Чуковского. | Отвечают на вопросы учителя. Читают по ролям Работа в парах Работа в группах Выполняют творческое задание | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; извлечение необходимой информации из текстов; подведение под понятие; выявление сущности, особенности объектов. Регулятивные: осуществляют контроль; коррекцию; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем Личностные: оценивают усваиваемое содержание | Устные ответы, выполненные задания |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | - С творчеством какого писателя мы знакомились на уроке? - Какие произведения К. Чуковского вы знаете? - С какой сказкой познакомились сегодня? – Какое у вас после этого урока настроение? – Закончите предложения: • Сегодня на уроке я узнал… • На этом уроке я похвалил бы себя за … | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | У. С.6-10 выразительное чтение, выполнить рисунок к сказке. | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"Презентация к уроку.
Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"В конспекте побробно распи...
Конспект урока по литературному чтению "Как рождаются герои"
Конспект "Как рождаются герои" на основе сказок "Колобок" и "Гуси - лебеди", 3 класс...
Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе "Сивка-Бурка"
Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1»города ВалуйкиЦуканова Е.А.ТЕМА:Русская народная сказка «Сивка-бурка». Характеристика главных героев.(учебник, с. 40–45; рабочая тетрадь, с. 25–26)Цель: познакомит...
Открытый урок по литературному чтению "Обобщение по разделу "Стихи и сказки А.С.Пушкина"" (2 класс) конспект
Проведен открытый урок по литературному чтению для 2 класса на тему "Обобщение раздела "Сказки и стихи А.С.Пушкина"". Тип урока- обобщение и систематизация знаний, урок-виктор...
Конспект урока по литературному чтению на тему «М.Ю. Лермонтов « Горные вершины», « На севере диком стоит одиноко». 3 б класс
Конспект урока по литературному чтению на тему «М.Ю. Лермонтов « Горные вершины», « На севере диком стоит одиноко». 3 б класс...
Методическая разработка урока по теме: "Чтение плана здания, чертежа фасада, архитектурного разреза здания."
Строительное черчение относится к числу тех общетехнических предметов, которые закладывают фундамент профессиональной подготовки учащихся. Для профессий каменщик-штукатур (специальность-мастер общестр...
Методическая разработка урока по литературному чтению на тему: "Рассказ В.П. Астафьева "Капалуха".
Знакомтсво с произведением "Капалуха" В.П. Астафьева....