Программа волонтерского движения МКОУ Заводская СОШ "Забота"
материал на тему
Процесс воспитания активности должен строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.
На самом деле детская социальная инициатива-это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.
Участниками программы могут стать подростки не только старшего и среднего, но и младшего возраста, причем содержания проектов, входящих в Программу, таково, что способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАВОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
КАЛАЧЕЕВСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Программа
волонтерского движения
МКОУ Заводская СОШ
Пояснительная записка
Детство – время активного социального “развертывания” растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.
В настоящее время в России рассматривается как стратегический ресурс государственно-общественного развития. Современные модели взаимодействия “Общество-государство” предусматривает, в основном, пассивное участие детей и молодых людей в мероприятиях, организуемых социальными институтами.
В то же время воспитательное значение примера социальной инициативы, глубина ее воздействия на самого инициатора и его ближайшее окружение могут оказывать моральное и духовное влияние, сопоставимое с эффективностью специально организованной воспитательной работы образовательных учреждений, профессиональных педагогов, семьи.
В подростковом возрасте складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью.
Процесс воспитания активности должен строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.
На самом деле детская социальная инициатива-это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.
Участниками программы могут стать подростки не только старшего и среднего, но и младшего возраста, причем содержания проектов, входящих в Программу, таково, что способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей.
Программа волонтерского движения предполагает изучение основ ЗОЖ, активную пропаганду и распространение полученных знаний среди сверстников и учащихся других возрастов. Программа, состоящая из 10 наиболее актуальных на данный момент тем, рассчитана на 70 часов (2 часа занятий в неделю).
Цель:
воспитание сознательного и ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; формирование полезных навыков и привычек, способствующих:
- укреплению здоровья человека;
- повышению его работоспособности;
- гармоничному развитию;
- творческому долголетию.
Задачи:
- пропаганда идей ЗОЖ через активные формы и методы работы;
- творческая подача изучаемого материала (выпуск информационных бюллетеней, анкетирование, подготовка и проведение игровых познавательных программ, викторин, конкурсов и т.д.);
- воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
- формирование позитивного отношения к ЗОЖ и активной жизненной позиции по его сохранению.
В начале работы агитбригады ее членам можно предложить заполнить для себя программу волонтерской деятельности, а по окончании курса, при подведении итогов, провести самоанализ и составить резюме.
Программа волонтерской деятельности
Ф.И.О. Место волонтерской практики Адрес организации Руководитель бригады Формы волонтерской работы Основные задачи Задачи личностного саморазвития Форма итогового проекта Время деятельности Подпись волонтера Дата заполнения |
Изучение этих документов позволит руководителю и членам бригады увидеть положительные стороны своей работы, учесть недостатки, внести необходимые изменения и скорректировать дальнейшую пропагандистскую деятельность. Не секрет, что любые знания ребенок лучше воспринимает и усваивает, если:
- они предлагаются в нетрадиционной, активной форме (сюжетно-ролевая, познавательная игра, викторина, КВН, театрализованное представление и т.д.);
- знаниями делятся сверстники либо учащиеся старшего возраста;
ребенок сам вовлечен в процесс изучения и передачи информации друзьям.
Все эти положения и задачи успешно решаются через данную программу, в результате реализации которой у ребенка формируются понятие о здоровье как о величайшей ценности в жизни человека, чувство сознательного и ответственного отношения к здоровью; развиваются умения и навыки по соблюдению правил ЗОЖ.
Параллельно происходит развитие творческих способностей учащихся, повышается их самооценка, расширяется кругозор, формируется благоприятный микроклимат внутри классов и возрастных групп.
Занятия агитбригады насыщены творческими заданиями, для успешного решения которых привлекаются школьная медсестра, психолог, социальный педагог, преподаватели биологии, ОБЖ, искусства, технологии, литературы, музыки и др. дисциплин.
Таким образом, курс является интегрированным, что позволяет повышать уровень интеллекта детей, развивать самостоятельность мышления, формировать активную жизненную позицию.
Пропагандируя ЗОЖ, ребята учатся проводить научно-практические семинары, тематические вечера, викторины, презентации и др.
В настоящее время такие формы работы являются социально ориентированными, что весьма актуально в современном воспитательно-образовательном процессе.
При этом учащиеся сознают ценность мероприятий, охотно участвуют в их проведении и подготовке, что благотворно сказывается на их психоэмоциональном состоянии.
Успех реализации программы обеспечивается следующими обязательными условиями:
- готовностью педагога к воспитанию у детей основ ЗОЖ;
- личностноориентированным взаимодействием учащихся разного возраста в процессе освоения программы и координирующими действиями педагога;
- наличием необходимой теоретической и материальной базы для подготовки и проведения творческих внеклассных мероприятий.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1
Гигиена и здоровье – 23 часа
Тема 1. Правила личной гигиены для детей и подростков – 10 часов
Индивидуальные и возрастные особенности кожи. Микрофлора кожных покровов. Уход за кожей лица, рук и ног. Уход за ногтями. Правила выбора гигиенических средств для ухода за телом.
Типы волос. Уход за волосами. Школьные и вечерние прически для детей и подростков. Конкурс вечерних причесок для учеников разного возраста. Выпуск информационного бюллетеня «Коса – девичья краса».
Средства гигиены полости рта. Выбор зубной щетки и пасты. Профилактика заболеваний зубов и десен. Выпуск информационного бюллетеня «Королева Зубная щетка. Гигиена полости рта».
Подготовка и проведение игровой программы для младших школьников «Откуда берутся грязнули?».
Тема 2. Гигиена труда и отдыха – 7 часов
Биологические ритмы организма: суточные, недельные, сезонные. Периоды работоспособности. Режим учебы, отдыха и сна. Инсценировка стихотворения В.Маяковского «История Власа, лентяя и лоботряса».
Переутомление, его субъективные и объективные причины. Индивидуальный режим физических и умственных нагрузок. Оптимальные условия труда, микроклимат в классе и квартире.
Анкетирование «Режим дня современного школьника» для учащихся 7–9-х классов, его анализ.
Выпуск информационного бюллетеня «Режим дня современного школьника» по итогам анкетирования.
Тема 3. Профилактика простудных и инфекционных заболеваний среди детей и подростков – 6 часов
Причины возникновения простудных заболеваний, их лечение и профилактика. Закаливание детей и подростков. Фитоигра «Чай-чай, выручай!».
Причины возникновения инфекционных заболеваний. Пути передачи инфекций. Защита организма – иммунитет, способы его повышения. Вакцинация населения.
Ответственность за распространение инфекций. Инфекции, передаваемые половым путем. Туберкулез и его предупреждение.
Выпуск листовок с целью формирования позитивного отношения к вакцинации.
Учащиеся должны знать:
- правила личной гигиены;
- правила гигиены труда и отдыха;
- о причинах возникновения простудных заболеваний и мерах по их профилактике;
- о причинах возникновения и путях передачи инфекционных заболеваний, иметь четкое понятие о вакцинации как одном из способов повышения иммунитета.
Учащиеся должны уметь:
- ухаживать за своим телом, пользоваться на практике современными средствами и способами гигиены;
- составлять индивидуальный режим физических и умственных нагрузок в соответствии с режимом дня;
- подбирать необходимый материал для выпуска тематических информационных бюллетеней;
- проводить анкетирование и обрабатывать его результаты;
- составлять игровые программы, используя разные источники, в том числе свои идеи, для распространения знаний и формирования позитивного отношения к ЗОЖ.
Раздел 2
Питание и здоровье – 16 часов
Тема 4. Питание – основа жизни – 13 часов
Группы пищевых продуктов. Основные блюда и их значение. Составление индивидуального меню, анализ результатов питания современного подростка.
«Не все то полезно, что в рот полезло» – дискуссия для учащихся 7–8-х классов «Соки против фруктов».
Подготовка и проведение игровой программы для младших школьников «Путешествие по овощной грядке».
Подготовка и проведение игровой программы для учащихся младших классов «Яблочный денек».
Энергетическая ценность питания, физиологические нормы и потребности в основных пищевых продуктах и энергии. Режим питания современного школьника и его анализ (по результатам анкетирования учащихся школы). Выпуск информационного бюллетеня «Режим питания современного школьника».
Продукты питания в разных культурах. Традиции национальной кухни.
Пищевые риски, опасные для здоровья. Ядовитые грибы и растения. Познавательная игра для учеников 5–6-х классов «Угадай-ка».
Тема 5. Гигиена питания – 3 часа
Болезни, передаваемые через пищу. Правила хранения продуктов и готовых блюд.
Сервировка стола и оформление блюд. Конкурсная программа для учащихся 6–7-х классов «Добро пожаловать, или Приглашаем всех к столу!».
Учащиеся должны знать:
- основные группы пищевых продуктов, их энергетическую ценность, а также физиологические нормы и потребности для людей разных возрастных категорий;
- о национальных особенностях и традициях в питании народов разных стран;
- о ядовитых растениях и грибах, болезнях, передающихся через продукты, и других пищевых рисках;
- правила хранения продуктов и готовых блюд;
- простейшие правила сервировки и оформления повседневного и праздничного стола.
Учащиеся должны уметь:
- составлять индивидуальное меню с учетом возрастных и сезонных потребностей человека;
- анализировать пищевые пристрастия и режим питания подростков по результатам анкетирования;
- подготавливать и проводить мероприятия по изученному материалу в форме дискуссий, игровых, конкурсных или иных программ с целью активной пропаганды основ здорового питания и традиций национальной кухни, а также развития коммуникативных навыков и творческих способностей детей.
Раздел 3
Основы личной безопасности – 15 часов
Тема 6. Бытовой и уличный травматизм – 9 часов
Пиротехнические средства и правила техники безопасности при их использовании.
Ожоги, их виды. Оказание первой помощи при ожогах. Обморожения, оказание первой помощи при обморожениях.
Тепловой и солнечный удары, их предупреждение. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. Выпуск информационного бюллетеня «Правила безопасности современного школьника».
Правила личной безопасности на экскурсиях, в походах. Экипировка туриста. Походная аптечка. Правила безопасности при обращении с открытым огнем.
Конкурсная программа для учеников 7–8 -х классов «Айболит спешит на помощь».
Подготовка и проведение игровой программы для младших школьников «Как найти дорожку...».
Тема 7. Безопасное поведение на дорогах – 6 часов
Ситуации самостоятельного движения ребенка по улице. Пересечение улицы по пешеходному переходу или на перекрестке без светофора.
Переход улицы на регулируемом перекрестке. Конкурс рисунка для учащихся 5–6-х классов «Мой приятель светофор».
Конкурс роллеров и велосипедистов для учеников начальной школы.
Ожидание на «островке безопасности». Транспорт – зона повышенного риска, правила поведения в транспорте. Посадка в троллейбус, автобус, трамвай; правила выхода из них. Опасность движения группой.
Внимание: на дороге велосипед! Правила движения велосипедиста. Участие в организации и проведении игры «Безопасное колесо».
Учащиеся должны знать:
- правила личной безопасности при использовании пиротехнических средств, при обращении с открытым огнем и бытовыми приборами;
- правила поведения и личной безопасности в общественных местах, транспорте, на экскурсиях, в походах и т.д.
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в лесу, незнакомом населенном пункте;
- владеть навыками оказания 1-й помощи при обморожениях, ожогах, тепловых и солнечных ударах, ушибах, переломах и кровотечениях;
- владеть навыками организации и проведения конкурсных и игровых программ, пропагандировать знания основ личной безопасности, развития коммуникативных навыков, чувства товарищества, сопереживания и взаимовыручки.
Раздел 4
Культура потребления медицинских услуг – 4 часа
Тема 8. Выбор медицинских услуг – 3 часа
Когда, куда и как обращаться за медицинской помощью. Типы медицинских учреждений и специалисты, оказывающие медицинскую помощь. Обязательное медицинское страхование.
Альтернативная и народная медицина, ее влияние на организм человека. Выпуск информационного бюллетеня «Альтернативная медицина».
Тема 9. Обращение с лекарственными препаратами – 1 час
Врач, рецепт, аптека. Лекарство. Правила употребления лекарственных препаратов. Опасность самолечения. Злоупотребление лекарствами, их побочные действия. Безопасное хранение лекарственных средств.
Учащиеся должны знать:
- виды медицинских учреждений и врачей-специалистов, оказывающих медицинскую помощь;
- основные лекарственные препараты, используемые в быту, правила их хранения и употребления;
- об альтернативной и народной медицине;
- об обязательном медицинском страховании.
Учащиеся должны уметь:
- собрать простейшую медицинскую аптечку;
- рассказать об опасности самолечения, передозировки и злоупотребления лекарственными препаратами;
- в доступной форме пропагандировать идеи ЗОЖ, а именно: лечение без лекарств, использование рецептов народной и альтернативной медицины, укрепление здоровья с помощью занятий спортом, общеукрепляющих физических упражнений, закаливающих процедур для развития силы, выносливости и укрепления физического и психоэмоционального состояния человека.
Раздел 5
Предупреждение употребления психоактивных веществ – 12 часов
Тема 10. Легальные и нелегальные психоактивные вещества – 12 часов
История распространения табака, алкоголя и наркотиков. Жизненный стиль человека, зависимого от ПАВ. Ложные представления о допустимости употребления ПАВ. Выпуск информационного бюллетеня «Из истории распространения алкоголя, табака и наркотиков; вред, наносимый ПАВ организму подростка».
Зависимость от ПАВ: социальная, групповая, индивидуальная, физиологическая и психологическая. Побочные действия при употреблении психоактивных веществ.
Болезни человека, связанные с употреблением наркотиков, алкоголя и табака. Изменение поведения человека, связанное с употреблением психоактивных веществ.
Анкетирование учащихся старших классов «Портрет курильщика» и обработка результатов.
Игровая программа «Сок-шоу» для учащихся 9–11-х классов.
Сценическая композиция для старшеклассников «Стоп, наркотик!».
Учащиеся должны знать:
- историю распространения табака, алкоголя и наркотиков в России;
- виды зависимости от психоактивных веществ;
- о вредном влиянии алкоголя, табака и наркотиков на организм человека;
- о болезнях, связанных с употреблением наркотических веществ, алкоголя и табака, и изменении поведения человека в связи с их применением.
Учащиеся должны уметь:
- проводить анкетирование, анализировать результаты, делать выводы;
- подбирать необходимую литературу и выпускать информационные бюллетени, листовки, плакаты, соответствующие заданной тематике;
вести агитационную работу среди молодежи и подростков, пропагандируя идеи ЗОЖ, отказ от вредных привычек, используя различные формы и способы деятельности, а именно: игровые, сюжетно-ролевые программы, сценические постановки, диспуты, дискуссии, акции и т.д.
Итоговое занятие. Подведение итогов работы агитбригады «Будь здоров!» в форме игры «Цветок желаний».
Планируемый результат
1.Увеличение числа участников добровольческого движения.
2.Повышение социально-психологической компетентности участников
программы.
3.Участие волонтёров в проведении акций.
4.Организация волонтерами мероприятий профилактической направленности
внутри своего образовательного учреждения.
Использованная литература:
1. Педагогика здоровья: Программа и методическое руководство для учителей начальной школы/ Под ред. В.Н. Касаткина. – М.: Линка-Пресс, 1999.
2. Физкультурно-оздоровительные занятия для 9-11 классов школ, гимназий, лицеев: Нетрадиционные методы индивидуального оздоровления на уроках. - Казань, 2003.
3. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. – М.: Сфера, 2009
4. Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе. – Сфера, 2009.
5.Богуславский М.В. Русские скауты: кто они? // Воспитание школьников –
1991 - № 5.
6.Будем работать вместе / Под ред. А.В. Волохова. – М., 1996.
7.Детское движение. Информационно-методические материалы. – М., Вып. 1
2002;Вып. 2 – 2002; Вып. 3 – 2003.
8.Молодежные ведомости. Сборник Национального Совета молодежных и
детских объединений России. – М., 2002 – 2005. Журнал «Вожатый века»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/01/picture-170505-1357068690.jpg)
Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках музыкально-теоретического цикла в ДШИ ( из опыта работы МКОУ ДОД «Краснополянская ДШИ»)
Данная статья была напечатана в сборнике материалов межрегиональной научно-практической конференции "Художественное образование в условиях реализации Федерального Государственного образовательно...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/04/picture-146216-1365072166.jpg)
Публичный доклад МКОУ ДОД Кумылженской за ДЮСШ 2013 год
Публичный доклад содержит информацию об основных направлениях деятельности и результатах работы за 2013 год муниципального казённого образовательного учреждения дополнительного образования...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/04/picture-146216-1365072166.jpg)
Публичный доклад МКОУ ДОД Кумылженской ДЮСШ за 2015 год
Публичный доклад содержит информацию об основных направлениях деятельности и результатах работы за 2014 – 2015 учебный год Муниципального казённого образовательного учреждения дополнительн...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АДМИНИСТРАЦИИ СОВЕТСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА МКОУ «ОКТЯБРЬСКИЙ ЛИЦЕЙ» ПО ИСПОЛНЕНИЮ ЗАКОНА О ВСЕОБУЧЕ.
Выступление - отчет о проделанной работе. В помощь социальным педагогам...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/24/picture-210614-1361708633.jpg)
Работа службы постинтернатного сопровождения в МКОУ "Детский дом "Семья" г.Ноябрьск
Описание работы службы постинтернатного сопровождения выпускников МКОУ "Детский дом "Семья" муниципального образования город Ноябрьск ЯНАО. Помощь выпускникам детского дома в социализации и интеграции...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/29/picture-946670-1506701361.jpg)
«Организация инновационной деятельности в МКОУ ДОД «СЮТ»
В современных условиях особенно актуальной становится задача создания условий для инновационной и экспериментальной деятельности в учреждении дополнительного образования детей по развитию ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/12/picture-1067730-1539343798.jpg)
Теоретическое занятие "Лекарственные формы заводского производства"
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по МДК 02.01 «Технология изготовления лекарственных форм» «Лекарственные формы заводского производства» предназ...