Воспитательные технологии в моей работе
статья на тему

Коровина Галина Павловна

В работе представлены задачи и направления воспитательной работы. Расскрыты различные виды современных воспитательных технологий на примере воспитательной работы в общежитии СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnye_tekhnologii.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов»

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 В МОЕЙ РАБОТЕ

Воспитатель общежития

Коровина Галина Павловна

Волгоград, 2016

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Содержание воспитательной деятельности состоит из нескольких тематических модулей, нацеленных на реализацию основных направлений воспитания и социализации обучающихся, в соответствии с национальными базовыми ценностями.

Основная цель работы воспитателя – организация особого образовательного пространства для обучающихся в учреждение среднего профессионального образования и его общежитии как переходного этапа в образовании и жизни ребенка. 

ЗАДАЧИ:

  • Планирование и организация жизнедеятельности обучающихся и осуществление их воспитания.
  • Организация выполнения обучающимися режима дня, оказание им помощи в организации досуга и в получении дополнительного образования, вовлечение их в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам.
  • Организация работы обучающихся по самообслуживанию, соблюдению ими требований охраны труда, техники безопасности, участию в общественно полезном труде.
  • Взаимодействие с родителями обучающихся или лицами, их заменяющими.
  • Повышение уровня психологической готовности: детей к обучению, познавательному развитию, общению преподавателей к работе с новым контингентом обучающихся.
  • Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в общежитии, обеспечивающего проживание кризиса, обусловленного резкими изменениями педагогических условий и смены места жительства, без стрессов и негативных явлений.
  • Проведение работы по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек.
  • Установление определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками учебного процесса, в том числе с педагогами.
  • Выработка единых и последовательных требований.
  • Формирование и сплочение коллектива.

РАБОТА ПО НАПРАВЛЕНИЯМ

  • Пропаганда ЗОЖ, профилактика употребления ПАВ, профилактико-оздоровительное, спортивное воспитание.
  • Профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений, правовое воспитание.
  • Гражданско-патриотическое воспитание.
  • Экологическое воспитание.
  • Художественно-эстетическое воспитание.
  • Воспитание будущего семьянина
  • Профилактика суицидов, воспитание толерантного сознания.
  • Трудовое воспитание.
  • Внеклассная работа (вовлечение в кружки и секции, экскурсии, походы, волонтерская деятельность).

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

  • по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);
  • по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);
  • по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);
  • по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);
  • по подходу к ребенку

Современные воспитательные технологии

  • технология проектного обучения;
  • личностно-ориентированная технология;
  • технология здоровьесберегающая;
  • технология гражданско-патриотическая;
  • технология учебной деловой игры;
  • технология развития критического мышления;
  • технология КТД И. П. Иванова;
  • технология проведения учебных дискуссий;
  • Тьюторство – технология педагогической поддержки;
  • технология создания ситуации успеха;
  • шоу-технологии;
  • ситуативные технологии.

В моей работе как воспитателя использую следующие
воспитательные технологии:

  • Технологии КТД И.П. Иванова
  • Технологии здоровьесберегающие
  • Технологии гражданско-патриотические
  • Ситуативные технологии
  • Тьюторство-технологии педагогической поддержки

Для их реализации мною разработанны авторские программы.

Авторские программы воспитания

  • Программа «Домоводство»

     1год – «Личная гигиена. Жилище»

     2 год – «Культура поведения. Этикет»

     3 год – «Одежда и обувь»

     4 год – «Питание. Кулинария»

     5 год – «Семья»

  • Программа воспитательной работы «Береги здоровье смолоду» на 3 учебных года 2010-2013 гг.

     1 год - «Береги здоровье смолоду. «Твое здоровье»

    2 год - «Береги здоровье смолоду. Вредная привычка»

    3 год - «Береги здоровье смолоду. Нет наркотикам»

  • Целевая воспитательная программа для обучающихся техникума по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся «Адаптация обучающихся, проживающих в общежитии»
  • Программа патриотического воспитания «Я помню! Я горжусь!» к 70-летию Победы.
  • Программа кружка по вязанию крючком «Волшебный короб».
  • Программа кружка «Умелые руки».

Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)

Это эффективный метод воспитания и развития обучающегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность обучающихся, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

Постулаты КТД

  • – коллективное творчество;
  • – единое дело и добровольное участие в нём;
  • – свобода выбора форм деятельности;
  • – содружество взрослых и детей;
  • – развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

Здоровьесберегающие технологии

Охрана здоровья обучающегося предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека с молодых лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.

На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных заведений. Это позволит не только углубить получаемые знания, но и показать обучающимся, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Технологии гражданско-патриотические

Представляет собой  целенаправленный процесс формирования  социально-ценностного отношения  к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям. Данное отношение проявляется в желании и стремлении  знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.

Задачи:

  • формировать и развивать гражданское и национальное самосознание обучающихся.
  • формировать и развивать патриотическую направленность личности обучающихся,

осуществляемую в разных сферах жизни, видах деятельности и во всем спектре отношений.

Ситуативные  технологии

Групповая проблемная работа – это работа с вербальным поведением обучающихся в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами.

Например:

Воспитатель специально выстраивает технологию «ситуацию анализа очередной ссоры»:

  • 1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;
  • 2. даёт «пострадавшей стороне» понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;
  • 3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;
  • 4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.

Тьюторство – технология педагогической поддержки

Тьюторство – это педагогическая технология сопровождения, позволяющая не только выявить познавательные интересы, но сопровождать их развитие, использовать их в процессе обучения.

  • Основная форма деятельности – это индивидуальное и групповое консультирование.
  • Деятельность тьютора можно характеризовать со следующих позиций:

Позиция воспитателя – «Мастер», «Помощник»

Позиция обучающегося – «Ученик мастера», «Соавтор»

Стиль руководства – поддержка.

Мотив воспитателя - открытость, сотрудничество, поддержка.

Мотив обучающегося - созидание личного опыта, познание, сотрудничество.

  • Характер организации деятельности – творческие и продуктивные задания. Формы взаимодействий – обучающийся активен, сам ставит цели. Контроль и оценка – сравнение с

предыдущим результатом, личные достижения ,самооценка, рейтинг.

Выводы

Таким образом, различные технологии воспитательной работы позволяют:

1. Значительно облегчить работу с обучающимися – сиротами, детьми оставшимися без попечения родителей, детьми с ограниченными возможностями здоровья;

2. Приняв во внимание существующие проблемы, наиболее четко определить методы и способы взаимодействия с различными группами обучающихся;

3. В рамках общежития изыскать возможности для формирования у обучающихся основ нравственности, и сформировать социальные установки: отношение к себе, к людям, к обществу, а также и к профессиональной деятельности.

Список литературы

  1. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Ю.В. Атемаскина. - СПб.: Детство Пресс, 2012. - 112 c.
  2. Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии. - Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002.- С.47.
  3. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособ. для студентов учреждений сред. проф. образования. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 288 c.
  4. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособ. для студентов высших учебных заведений / А.М. Митяева. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 208 c.
  5. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.- С.269.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

реферат «Здоровьесберегающие технологии в моей практике»

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направл...

Статья "Образовательные технологии.Основы Дальтон-технологии как личностно-ориентированной. Реализация технологии в моей практике."

В этой статье сформулированы основные положения Дальтон-технологии, показаны примеры использования её элементов на уроках русского языка и литературы...

Воспитательные технологии в работе с обучающимися

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; } Г. Апшеронск12.12.2014г.Педагогический совет«Воспитательные технологии в рамках реализации...

Здоровьесберегающие технологии в моей практике

Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы набирает темпы. Специальные исследования показали, что наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию заболеван...

Виртуальный музей учебного заведения как инструмент интерактивных технологий воспитательного процесса: из опыта работы

Статья содержит практическое применение интерактивных технологий в воспитательном процессе с использованием виртуального музея учебного заведения (из опыта работы автора). В основу статьи положен прим...

реферат на тему :«Здоровьесберегающие технологии в моей практике»

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленнос...

Конкурс презентаций по теме «Информационные технологии в моей специальности или профессии».

Организаторы конкурса: Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области  «Новомосковский строительный колледж», преподаватели предметно-цикловой комис...