Индивидуальное сопровождение отстающих учащихся
консультация на тему
Индивидуальное сопровождение отстающих учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnoe_soprovozhdenie_otstayushchih_uchashchihsya.docx | 21.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальное сопровождение отстающих учащихся
Олийник Людмила Ивановна
ГБОУ школа-интернат №2 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… Поздно учли…
Но не рождаются трудными дети -
просто им вовремя не помогли.
Актуальность проблемы состоит в том, что неуспеваемость учащихся есть и остается наиболее острой в современной педагогике. Число таких детей из года в год возрастает, так как увеличиваются факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе. По данным МО РФ 85% детей учащихся школ нуждаются в помощи медицинского, психологического и коррекционно-педагогического характера. Чтобы наметить пути коррекционной работы с такими учащимися нужно более подробно познакомиться с отклонениями в развитии ребенка: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общества. У такого ребенка гораздо дольше остается ведущая игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные процессы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задания, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащиеся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребенок плохо владеет навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь. Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из – за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без индивидуальной педагогической помощи выйти не может.
Цель и задачи коррекционных занятий:
- повышение уровня общего развития учащихся;
- восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
- индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков;
- коррекция отклонений в развитии познавательной сферы;
- логопедическая коррекция нарушения речи;
- психокоррекция поведения ребенка;
- социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
Содержание программы
индивидуального сопровождения отстающих учащихся
№ | Содержание | Формы занятий |
1. | Выявление учащихся, испытывающих затруднения в усвоении ЗУН на основе срезов и контрольных работ учащихся. | Контрольные работы, контрольные срезы, педагогическая диагностика. |
2. | Анализ причин не усвоения программ на основе комплексной диагностики: а) психофизической; б) педагогической; в) логопедической; г) медицинской;
д) социально – педагогической. | Тестирование. Педагогическая диагностика. Диагностика. Медицинское обследование, анализ карт развития. Индивидуальная беседа с родителями, наблюдение, посещение семьи. |
3. | Заключение и рекомендации педагога, логопеда, психолога, социального педагога и врача специалиста по коррекции психофизических и познавательных возможностей учащихся. | Индивидуальная консультация. |
4. | Первичный ПМПк МОУ СОШ:
| Консилиум. |
5. | Реализация индивидуальных программ и плана коррекционных мероприятий с ребенком. | Урок, индивидуальное занятие. |
6. | Отслеживание динамики в развитии на плановых и срочных ПМПк МОУ СОШ:
| Обсуждение, беседы с родителями. |
7. | Заключительный ПМПк МОУ СОШ :
| Консилиум. |
8. | Тематический административный контроль “Работа учителей I ступени обучения со слабоуспевающими учащимися”. |
|
Методическое обеспечение программы
Коррекционные занятия проводятся с учащимися педагогом, психологом и логопедом – дефектологом по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Такое комплексное воздействие на ребенка проводится с целью преодоления негативных тенденций развития, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.
На каждого ученика заполняется “Лист коррекционных занятий” , где составляется план коррекционной работы для данного ученика. Это позволяет учителю реализовать принцип индивидуализации обучения, эффективно сочетая словесные, наглядные и практические методы обучения при опросе, объяснении и закреплении нового материала, то есть на всех этапах обучения. Важным моментом в организации коррекционной работы является динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума. Обсуждение результатов наблюдений проводится не менее 1 раза в четверть на консилиумах, с приглашением на них родителей этих учащихся. Ведётся профилактическое пролечивание и физическое закаливание в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребенка. Целесообразно для детей испытывающих трудности в обучении организовать работу в режиме группы продленного дня, обеспечивающих полноценную подготовку домашнего задания. Это позволяет учителю реализовать метод дифференцированного подхода к домашнему заданию исходя из индивидуальных особенностей ребенка.
Итогом такого комплексного подхода к отстающему учащемуся является:
- нормализация учебной деятельности;
- развитие познавательной активности;
- развитие темповых показателей учащихся;
- обогащение знаниями и представлениями об окружающей действительности;
- направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности школьного психолого-дефектологического сопровождения семей учащихся с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой степени и комплексными нарушениями
Проблемы детей с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой степени и комплексными нарушениями развития. Глубокие дефекты восприятия, памяти, мышления, коммуникативной речи, моторики и эмоционально-вол...
Система работы учителя по формированию индивидуальной траектории развития учащихся с высоким уровнем исследовательской культуры
Практика организации исследовательской деятельности с учащимися разного возраста по направлению социально-гуманитарные науки...
методическая разработка в соответствии ФГОС. Обеспечение индивидуального сопровождения обучающихся с ОВЗ.
Тот,кто, обращаясь к старому, способен открывать новое,достоин быть учителем. Конфуций....
Индивидуальная работа с учащимися
Главная задача работы с подростками состоит в умении понять новые требования общества к вступающим в самостоятельную жизнь подросткам, помочь им найти свое достойное место в мире взрослых, минимизиров...
Методические рекомендации по организации индивидуальной работы с учащимися и родителями
Забота воспитателя о создании в отделении благотворной среды для формирования личности каждого ребенка с педагогическим проектированием, обеспечением индивидуальной траектории развития учащихся, с пои...
Статья «Учет индивидуальных психологических особенностей учащихся в организации образовательного процесса».
Статья «Учет индивидуальных психологических особенностей учащихся в организации образовательного процесса»....