Построение третьей проекции предмета
методическая разработка на тему

Черняева Надежда Владимировна

Методическая разработка открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon postroenie_tretey_proektsii_predmeta.doc336 КБ

Предварительный просмотр:

ОГАОУ СПО «Белгородский машиностроительный техникум»

Методическая разработка

учебного занятия на тему:

 

«Построение третьей проекции предмета»

Преподаватель дисциплин общепрофессионального цикла:

Черняева Н.В.

План проведения учебного занятия по черчению

Тема урока: «Построение третьей проекции предмета».

Тема учебной программы: «Прямоугольное и аксонометрическое проецирование».

Цели: научить учащихся проецированию предмета на три плоскости проекций, познакомить с расположением видов (проекций) и их названиями; разобрать типичные ошибки учащихся; развивать пространственные представления и мышление, познавательный интерес; воспитывать ответственное отношение к урокам черчения, чувства времени и аккуратность.

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Формы проведения: решение проблемной ситуации, объяснение, беседа, упражнения

Материально-техническое оснащение: мультимедийный проектор, задания: «Проблемная ситуация», «Проецирование на три плоскости», задания для устных упражнений, карточки-задания.

Литература:

  1. Бродский А.М., Фазлулин Э.М., Халдинов В.А. Инженерная графика. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
  2. Куликов В.П., Кузин А.В. Инженерная графика. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2015.

Ход урока:

I. Организационный этап (1-2 мин):

1.1 Приветствие.

1.2 Проверка отсутствующих.

1.3 Проверка готовности к уроку.

II. Подготовка учащихся к работе на основном этапе (2-3 мин):

2.1 Решение проблемной ситуации.

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с методами проецирования, анализировали геометрические формы предмета (призмы, пирамиды конусы и цилиндры), строили их проекции.

Прежде всего давайте начнём с небольшого интересного задания. Посмотрите на доску. Вам дан чертёж, состоящий из двух видов, и четыре наглядных изображения. Скажите, какой из деталей мы можем отнести имеющийся чертёж? (Ответы учащихся).

Обобщение. Вы правы в том, что различные по своей конструкции модели (2-3) проецируются на две плоскости совершенно одинаково. Поэтому при изображении таких деталей пользуются не двумя, а тремя плоскостями проекций.

2.2 Сообщение темы и целей урока.

Тема урока: «Построение третьей проекции предмета».

К концу урока мы должны научиться проецировать предметы на три плоскости, запомнить названия и расположения проекций.

2.3 Запись темы урока в рабочую тетрадь.

Откройте рабочие тетради и запишите тему сегодняшнего урока.

III. Этап усвоения новых знаний и способов действий (10 мин):

3.1 Показ процесса проецирования предмета на три плоскости проекций.

Трёхгранный угол.

На следующем слайде вы видите трёхгранный угол. Как вы уже знаете это угол, образованный тремя взаимно-перпендикулярными плоскостями. Фронтальная V, горизонтальная H и профильная W «дубль вэ».

3.3 Построение третьей проекции.

Теперь мы перейдём к построению третьей проекции.

Рассмотрим «Чертёж бруска прямоугольной формы с вырезом». Чертёж содержит две проекции: фронтальную и горизонтальную. Требуется построить третью профильную проекцию бруска – вид слева. Для построения вида необходимо сначала представить форму изображённой детали, т. е. прочитать чертёж. Сопоставив на чертеже виды, заключаем, что брусок имеет форму параллелепипеда размером 10х35х20 мм. В параллелепипеде сделан вырез прямоугольной формы, его размеры 12х12 мм.

Построение третьей проекции по заданным размерам.

1 способ.

Вспомним, что вид слева помещается на одной высоте с главным видом справа от него. Проводим одну горизонтальную линию на уровне нижнего основания параллелепипеда, а вторую – на уровне верхнего основания. Эти линии ограничивают размер достраиваемой проекции по высоте. В любом месте между ними проводим вертикальную линию. Она будет проекцией задней грани бруска на профильную плоскость (рис. а).

От неё вправо отложим размер 20, т. е. ширину бруска, и проведём ещё одну вертикальную линию – проекцию передней грани (рис. б).

Покажем теперь на виде слева имеющийся в детали вырез. Для этого отложим влево от правой вертикальной линии, которая является проекцией передней грани бруска, 12 мм и проведём ещё одну вертикальную линию (рис. в).

После этого следует удалить все вспомогательные линии и обвести чертёж.

Обобщение. Так, используя размеры детали и перенося их с имеющихся видов на достраиваемый, можно построить чертёж детали любой сложности.

2 способ.

При построении вида слева можно воспользоваться и графическим приёмом перенесения размеров с имеющегося вида на достраиваемый.

Построение третьей проекции с использованием графического метода.

Для этого в произвольном месте чертежа, примерно на одном уровне с видом сверху и немного правее него, проведём наклонную прямую линию под углом 45º к вертикальной или горизонтальной линии. Эта линия называется вспомогательной прямой (рис. а). Перенесём теперь размеры ширины детали и выреза с вида сверху на эту прямую (рис.б). Затем из полученных точек проведём вертикальные линии (рис.б) до пересечения с горизонтальными линиями, которые ограничивают размер достраиваемого вида по высоте (рис.в). В заключение нужно удалить линии построения и обвести чертёж.

IV. Этап закрепления новых знаний и способов действий (5-7 мин):

4.1 Фронтальное устное упражнение№1: «Нахождение видов, соответствующих данному предмет».

На рисунки даны расположенные в беспорядке изображения детали, в одном ряду – главные виды, в другом – виды сверху, в третьем – виды слева. Из четырёх изображений в ряду лишь одно соответствует данной детали. Найдите в каждом ряду соответствующий вид.

4.2 Фронтальное устное упражнение№2:  «По чертежам деталей найдите их наглядные изображения».

4.3 Построение третьей проекции: «По двум имеющимся видам постройте третий».

V. Этап применения знаний и способов действий (15 мин)

  5.1 Индивидуальные практические упражнения по карточкам-заданиям.

Задание: перечертить главный вид и вид сверху и, пользуясь наглядным изображением построить вид слева.

Рис. 154. Задания на построение профильной проекции
VI. Этап подведения итогов занятия (1-2 мин).

  5.1 Разбор основных ошибок, допущенных в самостоятельной работе.

  5.2 Обобщение основных моментов урока (3 слайд).

  5.3 Оценка работы на уроке.
VII. Этап информации о домашнем задании (1 мин).

  6.1 Закончить задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по предмету ЕН.01 ЭЛЕМЕНТЫ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ по теме: «Построение кривых второго порядка»

Тип занятия: комбинированный.Формы занятия: индивидуальная, групповая, фронтальная.Оборудование: проектор, компьютер, доска, рабочие тетради.Продолжительность занятия: 90 мин.Цели занятия:Дидактическа...

Методическая разработка по предмету ЕН.01 ЭЛЕМЕНТЫ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ по теме: «Построение кривых второго порядка».

Тип занятия: комбинированный.Формы занятия: индивидуальная, групповая, фронтальная.Оборудование: проектор, компьютер, доска, рабочие тетради.Продолжительность занятия: 90 мин.Цели занятия:Дидактическа...

ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА методические указания для выполнения практической работы по теме: «Построение наглядных изображений и комплексных чертежей проекций точки» студентам 2 курса, специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, с

ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА методические указания для выполнения практической работы по теме:«Построение наглядных изображений и комплексных чертежей проекций точки» студентам 2 курса, сп...