Методическая разработка урока по дисциплине "Технические измерения" на тему: "Шероховатость поверхности"
методическая разработка
В данной публикации представлена методическая разработка урока "Шероховатость поверхности" по дисциплине "Технические измерения" для профессии 15.01.17 "Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_sherohovatost_poverhnosti.docx | 31.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение «Техникум «Приморский»
Методическая разработка урока по дисциплине
«ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ»
ТЕМА: ШЕРОХОВАТОСТЬ ПОВЕРХНОСТИ
Преподаватель: Королев А.А.
Санкт-Петербург, 2019
Технологическая карта занятия
- Цели занятия:
Образовательная: приобрести новые знания и применять их на практике.
Развивающая:
- Способствовать формированию элемента общей компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- Способствовать формированию элемента общей компетенции: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
- Способствовать формированию элемента общей компетенции: ОК 4: Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
- Способствовать формированию элемента профессиональной компетенции: ПК 1.4 Производить установку, регулировку, профилактический контроль и ремонт приборов автоматики, предохранительных устройств, пускозащитной и регулирующей аппаратуры торгового оборудования.
Воспитательная: способствовать развитию интереса в определении качества обработки деталей и прививать любовь к будущей профессии.
2. Тип учебного занятия
2.1. По классификации уроков по дидактическим целям, урок является комбинированный, урок по совершенствованию знаний, умений и навыков.
2. 2. По этапам формирования навыков (в определения шероховатости) является вводным и тренировочным.
2.3. По используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности, урок-лекция и урок-практикум.
2.4 По способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса, урок считается коллективного способа обучения.
2.5 По приоритетно используемому методу обучения, урок информирующий.
2.6 По типу межпредметных связей, урок интегрированный
- Педагогические методы и технологии
Применяются специальные формы и методы для активизации и интенсификации деятельности учащихся, а также социально-воспитательные методы и технологии.
- Материальное оснащение:
- Классная доска;
- Мультимедиапроектор
- Учебная литература;
- Раздаточный материал.
- Междисциплинарные и внутри дисциплинарные связи:
Изучаемая тема напрямую связана с дисциплиной «Техническое графика», а также с дисциплинами «Эксплуатация базовых моделей торгового оборудования», Учебной практикой.
- Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации ,необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.2. Выполнять процессы монтажа, демонтажа, наладки торгового оборудования и сдачи его в эксплуатацию.
ПК 1.3. Проводить техническое обслуживание, текущий ремонт, регулировку механической, электрической и гидравлической частей торгового оборудования.
ПК 1.4. Производить установку, регулировку, профилактический контроль и ремонт приборов автоматики, предохранительных устройств, пускозащитной и регулирующей аппаратуры торгового оборудования.
ПК 1.5. Использовать при технической эксплуатации торгового оборудования принципиальные электрические, кинематические и гидравлические схемы.
ПК 2.2. Производить монтаж, демонтаж, техническое обслуживание, ремонт деталей и узлов, наладку механической, электрической, гидравлических частей холодильного оборудования под руководством техника-механика.
ПК 2.5. Проводить профилактические осмотры холодильного оборудования и приборов автоматики, регистрировать параметры различных режимов его эксплуатации.
- Литература:
Зайцев С.А., Куранов А.Д., Толстов А.Н. Допуски и технические измерения: учебное пособие/С.А. Зайцев, А.Д. Куранов, А.Н. Толстов.- 6-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2017г.- 304 с.
Зайцев С.А. Технические измерения: учебник для студентов СПО/С.А. Зайцев, А.Н. Толстов. – 2-е изд.,стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2018.-368с.
№ | Название этапа | Содержание этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Реализация целей |
1 | Организационный момент | -приветствие; -психологический настрой на совместную деятельность; -проверка готовности к занятию; | -приветствие -проверка явки обучающихся -настрой на работу | -слуховое и зрительное восприятие; -ответы на вопросы преподавателя. | -восприятие дисциплинированности на занятии -воспитание положительной мотивации к учебе -создание позитивного настроя на работу |
2 | Этап целеполагания | Определение мотивации и постановка целей урока | -сообщение темы урока; -стимулирование положительной мотивации и развитие познавательного интереса | -определение цели занятия; -понимание актуальности темы; -разделение на команды | -стимулирование потребности в формировании познавательной активности студентов |
3 | Систематизация полученных ранее знаний | Тестирование студентов по пройденным темам | -постановка вопросов студентам -подведение итогов | -продумывание ответов; -заполнение таблицы; -самооценка каждой группы. | -умение точно выражать свои мысли -выявление степени усвоения учебного материала -развитие коммуникативных умений и навыков |
4 | Формирование новых знаний | Изложение лекционного материала по теме: «Шероховатость поверхности». Связь с дисциплинами и учебной практикой по обработке металла специальными инструментами, черчением, и т.п. Использование демонстрационного оборудования кабинета, доски, учебных плакатов и пособий | -лекция преподавателя; -объяснение с использованием мультимедийного устройства; -вопросы студентам по ходу объяснения. | -слуховое и зрительное восприятие и осмысление материала; -активное участие в обсуждении; | -обеспечение восприятия и понимания материала; -осуществление «обратной связи» - повышение внимания студентов; -развитие коммуникативных умений и навыков. |
5 | Закрепление изученного материала | Закрепление изученного материала, проводится по форме: – ответов на поставленные вопросы, в устной форме -- чтение шероховатости по чертежу изделия. | -создание проблемной ситуации, выдача заданий для решения -контроль за выполнением заданий -корректировка и анализ выполненных заданий | -находят и выделяют информацию, необходимую для решения -составляют пути решения задачи -помогают товарищам по команде -представляют решение задачи для всех студентов группы | -применение усвоенных знаний в новых условиях, на практике -развитие способностей систематизировать и обобщать информацию -умение выражать свои мысли техническим языком |
6 | Рефлексия учебной деятельности | Анализ деятельности студентов на занятии | -организация рефлексии -оценивание работы команд на занятии с помощью рабочих карт | -оценка продуктивности деятельности команды на занятии через заполнение «Рабочей карты урока» -оценка собственной деятельности на занятии через ответы на вопросы по схеме «Незаконченное предложение» | -воспитание адекватной оценки ситуации и самооценки -воспитание положительной мотивации к учебному труду |
7 | Этап задания на дом | Разбор чертежа по обозначениям шероховатости. | Представляет домашнее задание | Слуховое восприятие, осмысление | -стимулирование к изучению предмета |
CТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Тема занятия : Шероховатость поверхности.
- Организационный момент
- приветствие;
- психологический настрой на совместную деятельность;
- проверка готовности к занятию.
- Этап целеполагания
- Определение мотивации и постановка целей урока
- сообщение темы урока;
- стимулирование положительной мотивации и развитие познавательного интереса
- Систематизация полученных ранее знаний
Тестирование студентов по пройденным темам
Закрепление ранее изученного.
- Формирование новых знаний
Изложение лекционного материала по теме: «Шероховатость поверхности».
Связь с дисциплинами и учебной практикой по обработке металла специальными инструментами, черчением, и т.п.
Использование демонстрационного оборудования кабинета, доски, учебных плакатов и пособий.
- Закрепление изученного материала,
Закрепление изученного материала проводится по форме ответов на поставленные вопросы, в устной форме
-- чтение шероховатости по чертежу изделия.
- Рефлексия учебной деятельности
Оценивание работы команд на занятии с помощью рабочих карт. Подведение итогов. Выставление оценок.
- Домашнее задание
Чтение конспекта.
Разбор чертежа по обозначениям шероховатости.
НОВАЯ ТЕМА
«ШЕРОХОВАТОСТЬ ПОВЕРХНОСТИ». (доска)
Мотивация изучения темы.
Шероховатость поверхности деталей напрямую связана с их функциональным назначением, конструктивными особенностями и условиями эксплуатации. Долговечность, подвижность и надежность неподвижных соединений.
Неровности поверхности ( микронеровности), в виде выступов и впадин.
Шероховатость (неровная поверхность: выступы и впадины)
Совокупность неровностей (впадин и выступов), образующие рельеф поверхности детали, на определенной (базовой длине) L называется ШЕРОХОВАТОСТЬЮ поверхности.
Рассечение поверхности детали нормальной, т.е. параллельной к ней плоскостью, даст возможность увидеть профиль рельефа, который представлен:
- количеством,
- формой
- и величиной выступов и впадин неровностей.
Параметры шероховатости.
Согласно ГОСТ 2789-73, шероховатость поверхности характеризуется 2-мя параметрами, т.е. одним их них:
- средним арифметическим отклонением профиля –Ra,(доска) в пределах базовой линии –L;
- высотой неровностей профиля Rz, (доска)
По десяти точкам от линии (АВ), которая параллельна, средней линии (ОХ). Средняя линия профиля, делит весь рельеф пополам, т.о., чтобы площади F и F , (F штрихи обозначаются у впадин), были равны между собой.
F+F+F… = F+F+F (доска)
Измерение значения этих величин Ra и Rz, производится при помощи специальных приборов: ПРОФИЛОГРАФОФ (доска)
ИЗМЕРЕНИЕ И НАХОЖДЕНИЕ ШЕРОХОВАТОСТИ ПОВЕРХНОСТИ
Наиболее простым средством оценки шероховатости поверхности является:
Визуальное сравнение поверхности элемента детали с образцом шероховатости (набор образцов), которой представляет собой пластинку, поверхность которой приближена к реальной поверхности и аттестована по параметру Ra или Rz на профилографе.
Для измерения числовых величин шероховатости (т.е. ее параметров Ra и Rz ) т.е. разного вида профилографы, так простейший профилограф – профилометр представлен на рис. 5.26. учебник Ганевский стр. 190. (КНИГИ)
Прибор имеет индуктивный датчик (1) с иглой, которая контактирует с поверхностью детали. Полученные в микрометрах значения измеренных параметров шероховатости Ra или Rz, высвечиваются в окнах цифровой индикации . Этот прибор снабжен самописцем, который на бумаге изображает профиль поверхности.
Степень шероховатости определяется классом шероховатости и согласно ГОСТ 2789. 73 их установлено 14, в зависимости от числовых значений параметров Ra или Rz., т.к. шероховатость поверхности деталей задается с учетом их значения и условий работы, то она естественно будет зависеть от:
- инструмента, которым будет обработана поверхность детали;
- качества технологического процесса обработки;
- выполнения операции по обработке и ее режима.
Т.О. от полученных значений параметров шероховатости, можно будет определить класс шероховатости. Для этого используют таблицы шероховатости поверхности.
(Работа группы с раздаточным материалом, определяют сами ):
Например:, если детали соприкасаются между собой и могут перемещаться относительно друг друга, при Ra = 2,5 -0,32 и Rz=10 -16 мкм, то класс шероховатости поверхности, согласно таб 22,23 по Боголюбову и базовой длине L= 0,8 соответствует 0,5(0,5) ( др. варианты согласно времени занятия).
Обозначение шероховатости на чертежах (учебник нового ГОСТа «Метрология», стр 89)
Для обозначения шероховатости без указания параметра и способа обработки поверхности, применяется знак: ˅ ( Боголюбов, стр 89).
Для обозначения шероховатости поверхности, которая образуется путем удаления слоя материала (точением, фрезерованием, сверлением, шлифованием и т.д.) применяется знак: (Боголюбов, Черчение стр.183, 335), но без указания параметров шероховатости. (пример: учебник нового ГОСТа «Метрология», стр 89).
Для обозначения шероховатости поверхности, образуемой, литьем или в процессе ОМД (ковка, штамповка, волочение), без снятия слоя материала, применяется знак . (пример: учебник нового ГОСТа «Метрология», стр 89).
Если необходимо на чертеже указывать параметры шероховатости, вид обработки и какие либо пояснения, то применяется знак с полочкой
Под полочкой указывается параметр шероховатости, ! параметр Ra без букв, только число, параметр Rz, всегда с буквенным обозначением. Над полкой, указывают вид обработки.
(Группа работает с чертежом, по Боголюбову «Черчение», стр 184.)
Если шероховатость для всех поверхностей одинакова, то она только проставляется в верхнем правом углу.
Маленький уголок, который проставляется перед главным и находится в скобках ( ), указывает на то, что все другие плоскости ( не обозначенные), по шероховатости соответствуют данной.
Закрепление в виде: устных вопросов и ответов:
1.Что такое шероховатость?
2.Зачем необходимо определять и иметь представление о шероховатости поверхности?
3. Какие параметры шероховатости вы знаете ?, перечислите их.
4.Как обозначается шероховатость поверхности.
5.Какие применяются методы для определения шероховатости?
Для закрепления полученных знаний необходимо использовать чертежи деталей.
Домашнее задание.
-Чтение конспекта
- учебник С.А. Зайцев. «Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении», СПО, М., Издательский центр «Академия» 2012г. Стр. 84-93.
- Начертить в тетради изделие с указанием (т.е. обозначить) шероховатости поверхностей
Рефлексия
Зачем специалистам, которые занимаются конструированием моделей, деталей, узлов и агрегатов применяемых для технологических процессов, знать что либо о шероховатости поверхности материалов? Какую роль шероховатости поверхности отводят инженерные работники?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по дисциплине ОП.04 Основы материаловедения . Тема урока: "Структура поверхности ткани"
Методическая разработка урокка с применением РНС содержит план - конспект урока, опорный конспект для студентов, оценочный лист, карточки для выпополнения практических заданий по ходу урока, тес...
Методическая разработка урока по теме: Нанесение раствора на вертикальную поверхность способом слева направо в среднюю часть
Даный урок проводится в коррекционных группах (VIII вид) по профессиии маляр...
Методическая разработка урока учебной практики по теме "Дефекты шпатлеванной поверхности и способы их устранения при подготовке поверхности под окраску"
Разработка предназначена для проведения урока учебной практики для обучающихся относящихся к категории ЛОВЗ...
Методическая разработка урока на тему: «Обмер поверхностей деталей. Нанесение размеров на эскизах»
Методические указания к проведению урока по учебной дисциплине «Инженерная графика» предназначены для преподавателей специальности 23.02.04. Техническая эксплуатация подъемно-транспо...
ОП. 05 Допуски и технические измерения Тема: Шероховатость поверхности. Основные понятия, обозначения на чертежах.
Основные понятия, обозначения на чертежах....
Методическая разработка урока производственного обучения по теме: «Обработка резьбовых поверхностей» для преподавателей и студентов СПО
Разработка урока производственного обучения по теме "Нарезание резьбы"...
Бинарный урок. Методическая разработка урока по дисциплинам: «Математика»; «Взаимозаменяемость, допуски, посадки и технические измерения».
Данный бинарный урок показывает межпредметные свяэи, способствует развитию логического мышления, позволяет применять полученные знания по математике на практике, формирует спосбность решать проб...