№ и название этапа | Дидактические задачи этапа | Деятельность мастера п/о | Виды и содержание цифровых образовательных ресурсов (слайд-фото, -рисунок, - текст, -схема, -таблица, электронный учебник, видеофильм, трансляция on-line и др. электронный тест) | Рефлексивная деятельность студента |
1м | 2 | 3 | 4 | 5 |
I. Организационный этап. | Подготовка студента к работе на уроке. | Предъявление единых педагогических требований: - приветствие; - выявление отсутствующих на уроке; - проверка внешнего вида (соответствие требованиям т/б, внутреннего распорядка). |
| Отвечают на приветствие. Бригадиры докладывают о явке студента на занятие. Приводят в соответствие внешний вид, рабочее место. |
| Психологическая установка на восприятие материала урока. | Организация внимания и готовности, студентов к уроку (устранение отвлекающих факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте). |
| Готовятся к восприятию урока. |
II. Вводный этап урока. Вводный инструктаж. Сообщение темы. | Подготовка к основному этапу урока. |
|
|
|
Мотивация. | Обеспечение возникновения у студента мотива – внутреннего побудителя деятельности, придающего ей личностный смысл и соответствующего требованиям учения и будущей профессии. | Вы знаете, что в торговом оборудовании при отклонении давления от заданных значений применяют приборы регулирования давления, защиты и сигнализации. Сегодня на занятии мы продолжим осваивать профессиональные компетенции ПМ.01 по практическому опыту выполнения монтажа реле давления.
|
| Осмысливают значимость материала данного урока в формировании профессионального опыта. Отвечают на вопросы.
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Сообщение темы урока |
|
Тема сегодняшнего занятия: Выполнение монтажа реле давления. Запишите тему в дневник. |
| Слушают название темы. Записывают в дневнике. |
Постановка цели. | Обеспечение самоосмысления через постановку цели. | . Перед Вами стоит следующая цель. Вы должны: Знать: - правила техники безопасности при монтаже реле давления; - требования организации рабочего места; - правила выбора инструмента и приспособлений; - алгоритм трудовых действий при монтаже реле давления; - правила настройки реле давления; - критерии оценки качества выполненной работы.
Уметь: - организовывать рабочее место; - выбирать инструменты; - выполнять монтаж реле давления, настройку и его проверку.
|
| Студенты осмысливают и записывают цель в терминах «иметь представление», «знать», «уметь». |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Входной контроль. | Актуализация опорных знаний. Реализация связей: - межпредметных (производственная практика МДК – спецпредметы – общеобразовательные дисциплины);
- внутрипредметных (материал предыдущих и данного уроков).
| Прежде, чем Вы приступите к изучению новой темы, проверим уровень ваших базовых знаний, приобретенных на теоретических и практических занятиях междисциплинарного курса. Входной тест Выберите правильный ответ - Прибор, служащий для автоматического поддержания давления паров хладагента в системе охлаждения:
а) реле уровня, б) реле давления, в) реле протока. - Прибор, регулирующий подачу хладагента в испаритель:
а) реле температуры, б) реле давления, в) терморегулирующий вентиль. - Прибор, применяемый для одновременного контроля давления на всасывающей и нагнетательной стороне:
а) реле уровня, б) терморегулирующий вентиль, в) двухблочное реле давления. - Прибор, применяемый для регулирования температуры в охлаждающем объеме путем включения и отключения компрессора:
а) реле температуры, б) двухблочное реле давления, в) терморегулирующий вентиль. - Прибор, предназначенный для защиты компрессора от отсутствия смазки:
а) реле уровня, б) реле контроля смазки, в) реле протока. - Прибор, предназначенный для измерения температуры воздуха в охлаждающем объеме, имеет термочувствительный элемент:
а) терморегулирующий вентиль, б) реле температуры, в) манометрический термометр. - В корпусе этого прибора автоматики с помощью двух мембран установлен клапан со штоком, сверху крепится регулирующее устройство, в котором смонтирован силовой сильфон. Внутренний объем сильфона соединен с нагнетательным запорным вентилем:
а) двухблочное реле давления, б) реле протока, в) реле уровня. - Прибор, предназначенный для автоматической сигнализации защиты: при достижении жидкостью опасного уровня, оно включает звонок или останавливает компрессор:
а) терморегулирующий вентиль, б) реле уровня, в) реле температуры. - Прибор, предназначенный для исключения аварий, которые могут произойти при прекращении протекания воды через цилиндры компрессора:
а) реле температуры, б) реле протока, в) двухблочное реле давления. - Перечислите приборы защиты и контроля.
|
|
Отвечают на вопросы. Сравнивают свои ответы с эталонами. Определяют Ку – коэффициент усвоения , где Р. – общее число существенных операций (ответов), Пр. - число правильно выполненных существенных операций (ответов).
|
|
| Назовите вопросы, которые вызвали у Вас затруднение? Разбор вопросов, вызвавших затруднения. Доведение до Ку=0,7 опорных знаний. Организация взаимопомощи. Эталоны ответов к входному тесту 1-б; 2-в; 3-в; 4-а; 5-б; 6-в; 7-б; 8-б. 9-б; 10-Приборы защиты: реле контроля смазки, реле давления, поплавковое реле уровня, водорегулирующий вентиль; приборы контроля: соленоидный вентиль, терморегулирующий вентиль, реле температуры.
|
| Определяют и восполняют пробелы в знаниях.
Сильные помогают более слабым. |
Формирование ориентировочной основы учебно-производственной деятельности.
| Обеспечение восприятия и осмысления способов действий. Формирование умений составления алгоритма трудовых действий. | Ответы показали, что вы готовы к изучению новой темы. Для этого, давайте еще раз напомним, для чего предназначено реле давления.
Правильно. Реле давления – прибор, предназначенный для автоматической защиты холодильных компрессоров от недопустимого повышения давления нагнетания и понижения давления всасывания. Оно бывает одноблочным и двухблочным.
Покажите на схеме, из чего оно состоит. Правильно. Прибор, как правило, состоит из двух блоков-сильфонов: блока низкого и блока высокого давления. Оба сильфона через систему рычагов воздействуют на один общий контакт. Назовите принцип действия прибора. Принцип действия прибора основан на уравновешивании сил, создаваемых давлениями контролируемой среды на дно чувствительных элементов – сильфонов силами упругих деформаций регулировочных пружин.
Данная работа состоит из ряда операций. Составим алгоритм (последовательность, строгий порядок) выполнения данной работы: - Выполнить подготовительные работы.
- Выполнить подготовку реле давления к монтажу.
- Выполнить монтаж реле давления.
- Выполнить электрическое подключение реле давления.
- Выполнить проверку системы на герметичность.
- Выполнить настройку и проверку реле давления.
- Выполнить заключительные работы.
Проанализируем каждую из операций.
- Выполнить подготовительные работы.
1.1. Приготовить и надеть необходимые средства защиты в соответствие с требованиями охраны труда: - хлопчатобумажный халат или спец. костюм,
- головной убор,
- х/б перчатки.
- Выбрать место установки реле давления.
Как правило, реле давления монтируется на щите управления холодильным агрегатом.
- Подготовить инструменты, соединительные провода, приспособления.
2. Выполнить подготовку реле давления к монтажу. - При получении реле давления проверить сопроводительную документацию;
- проверить состояние упаковки;
- распаковать прибор и проверить комплектацию.
3. Выполнить монтаж реле давления.
3.1 . Выбрать место для монтажа реле давления. Реле давления устанавливается в любом месте системы после компрессора перед конденсатором до первой точки разбора хладагента. Устройство должно совпадать с направлением движения хладагента в системе.
3.2. Установить реле давления в щит управления: - вывинтить винты-саморезы из тыльной облицовки щита управления;
- снять тыльную облицовку;
- установить блок реле давления в щит управления.
3.3. Произвести подключение импульсных трубок к контролируемым полостям: Импульсную трубку реле давления соединить с контролируемой полостью (компрессором).
4.Выполнить электрическое подключение реле давления.
- Одну жилу провода прикрутить к первому свободному контакту, а другую жилу – ко второму.
- Провод заземления прикрутить к специальному винту на корпусе реле.
- Другие концы проводов подсоединить к контактам компрессора.
5. Проверить систему на герметичность: - электронным течеискателем провести в местах предполагаемых утечек, если прибор не подал сигнала – значит, система герметична.
6. Настроить реле давления: - повернуть регулировочные винты реле давления.
- установить требуемый диапазон путем натяжения пружин, для установки нижнего и верхнего предела давления системы охлаждения, согласно технической документации холодильного оборудования.
Проверить реле давления.
Реле низкого давления проверить закрытием всасывающего вентиля, реле высокого давления — закрытием подачи воды или прекращением подачи воздуха на конденсатор.
Основные неполадки реле давления: - обгорание контактов, - поломка микропереключателя, - засорение присоединительных штуцеров, - нарушение целостности сильфонов, - разрегулирование прибора, - нарушение герметичности присоединительных трубок, - потеря упругости пружины прибора.
Устранение неполадок реле давления. При засорении штуцеров их прочистить латунной проволокой. Негерметичность импульсных трубок устранить пайкой или бортовкой в зависимости от применяемого хладагента. При прочих неисправностях, прибор заменить. 7.Выполнить заключительные работы:
- убрать инструменты и приспособления в специальное место для хранения;
- привести рабочее место в порядок;
- снять спецодежду.
|
| Воспринимают, осмысливают способы действий. Составляют алгоритм (последовательность) выполнения работы.
|
Проверка понимания алгоритма действий. | Определение возможности допуска студентов к самостоятельной работе. | Насколько хорошо Вы усвоили приемы работ, покажут результаты итоговые вопросы. Итоговые вопросы - Перечислите инструменты необходимые при монтаже реле давления холодильной установки.
- Назовите, какие работы нужно выполнить перед монтажем реле давления холодильной установки.
- Перечислите алгоритм трудовых действий при монтаже реле давления холодильной установки.
- Назовите, где находится контролируемая полость давления.
- Почему при электрическом подключении реле используется трехжильный провод.
- Какую работу необходимо выполнить перед электрическом подключении реле давления.
- Назовите, как установить разность срабатывания реле давления.
|
| Отвечают на вопросы. Воспроизведение знаний ориентировочной основы действий.
|
|
| Организация самоконтроля.
Эталоны ответов
1. Резак, отвертка, реле давления, импульсные трубки, провод ПВС, индикаторная отвертка, саморезы, набор ключей, течеискатель. 2. Выбрать место монтажа, надеть спец.одежду, подготовить инструмент, проверить документацию на реле, распаковать прибор и проверить комплектацию. 3. Выполнить подготовительные работы. Выполнить подготовку реле давления к монтажу. Выполнить монтаж реле давления. Выполнить электрическое подключение реле давления. Выполнить проверку системы на герметичность. Выполнить установку разности срабатывания реле. Выполнить заключительные работы. 4. На всасывающей стороне компрессора до запорного вентиля. 5. Реле имеет двухконтактную группу и винт заземления. 6. Проверить контакты вручную на нормальное замыкание и размыкание. 7. Поворотом регулировочного винта настроить требуемый диапазон разности давлений.
|
| Сравнение своих ответов с эталонами (прилагаются). |
Коррекция знаний ориентировочной основы действий | Выявление пробелов и исправление ошибок в понимании ориентировочной основы действий. | Организация взаимопомощи.
| Определяют и восполняют пробелы в знаниях. Сильные студенты объясняют более слабым.
|
|
III. Основной этап урока. Самостоятельная работа студентов, текущий инструктаж. | Обеспечение самореализации через саморегуляцию и самоосмысление. | Итак, ориентировочная основа действий при выполнении учебно-производственного задания вами усвоена. Но, прежде чем вы начнете его выполнять, повторите правила безопасности труда при выполнении этих работ. Ты помни правила всегда, Чтоб не случилась вдруг беда, И неприятность не пришла И где-то вдруг тебя нашла. Надо их не только знать, А постоянно выполнять.
- Работу выполняйте только исправными, хорошо налаженными инструментами, с прочно насаженными рукоятками.
- Режущие и колющие инструменты передавайте ручкой вперед.
- Не допускайте разборку и демонтаж реле давления, либо реле разности давления при наличии давления в системе.
- Не рекомендуется устанавливать реле давления, либо реле разности давления на среды, содержащие абразивные компоненты.
Начинаем основной этап урока – самостоятельную работу. Но, прежде чем приступить к выполнению самостоятельной работы, давайте вспомним китайскую мудрость: «Расскажи — и я забуду… Покажи — и я запомню… Дай мне возможность действовать самому — и я научусь».
Задание для самостоятельной работы:
Перечень работ | Норма времени | 1.Выполнить подготовку реле давления к монтажу 2.Выполнить монтаж реле давления 3.Выполнить электрическое подключение реле давления 4.Выполнить проверку системы на герметичность 5.Выполнить настройку и проверку реле давления | 45 мин. 2 час. 1 час. 15 мин. 1 час.
|
Целевые обходыПервый обход: проверить организацию рабочих мест, соблюдение правил т/б: особое внимание обратить на студентов (список прилагается); Второй обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов: особое внимание обратить на студентов (список прилагается); Коллективное текущее инструктированиеТретий обход: проверить правильность ведения самоконтроля: обратить внимание на выполнение приемов студентов (список прилагается); Четвертый обход: проверить правильность соблюдения технических и технологических условий в работе, принять, оценить и выдать дополнительно задания наиболее успевающим студентам.
Коллективное текущее инструктирование:Пятый обход: проверить правильность ведения промежуточного (межоперационного контроля): прием практической работы, оценивание.
|
|
Осмысление необходимости безопасных способов выполнения работ.
Самоконтроль организации рабочего места, соблюдения т/б. Самоконтроль правильности выполнения трудовых приемов
Самокоррекция.
Самооценка.
Саморегуляция. |
IV.Заключительный этап. Заключительный инструктаж. | Анализ и оценка успешности достижения цели урока. | Подвести итоги за день. Анализ работы каждого студента. 1.Заполнить карту оценивания выполненной работы каждого студента. Сообщить оценку каждому студенту. 2. Отметить, кто добился отличного качества работы. 3. Разобрать наиболее характерные недочеты в работе студентов | | Самоанализ выполненной работы. Самокоррекция. |
Мотивация. | Формирование у студентов ориентации на успех. | Поощрение студентов в процессе достижения ими поставленной цели (в т.ч. слабых). |
| Самоактуализация. Саморегуляция через достижения цели. |
Домашнее задание. | Обеспечение понимания цели домашнего задания. Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания. | Сообщение домашнего задания: Повторить теоретический материал по теме «Реле температуры» по учебнику Мещерякова Ф.Е.. «Основы холодильной техники и холодильной технологии» стр.167
|
| Самоосмысление способов выполнения домашнего задания. |
| Постановка новой цели к следующему уроку. | Тема следующего урока: «Выполнение монтажа реле температуры». На этом уроке Вы сможете освоить приемы и методы выполнения монтажа реле температуры. |
| Самоосмысление информации о задачах на ближайший урок. |