Методические рекомендации «Таблица – как одно из средств активизации учебно-познавательной деятельности учащихся»
методическая разработка по теме

Тарасенко Валентина Петровна

 Одним их видов на­глядных пособий являются таблицы. Таблицы могут служить не только целям иллюстрации объяснения преподавателя, но и для фронтальной работы с классом, что позволяет организовать активный процесс обучения, самостоятельную учебную деятельность учащихся. Таб­лица - один из самых наиболее употребительных и важных, дос­тупных видов учебного оборудования. Таблицы могут выполнять не только обучающую функцию, но и функцию контроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.raz_.tabl_._2012.docx122.12 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Таблица – как одно из средств

активизации учебно-познавательной

 деятельности учащихся»

    Автор:

    преподаватель математики

       ГБОУ НПО ПУ №62 Ростовской области

   Тарасенко Валентина Петровна

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Вступление                                                                                 3
  2. Виды таблиц                                                                               4-5.
  3. Заключение                                                                                 6
  4. Приложение 1                                                                            7-8 .
  5. Приложение 2                                                                            9.
  6. Приложение 3                                                                            10.
  7. Приложение 4                                                                            11.
  8.  Литература                                                                                12.

                                                  Вступление

Одной из главных целей изучения любого общеобразовательного предмета - качество знаний, умений применять полученные знания на практике. Для достижения этой цели в арсенале каждого  преподавателя кроме образовательных технологий  имеются различные формы визуальных средств обучения. Не смотря на то, что в практику педагогической деятельности все шире входит использование различных электронных материалов,  я считаю,  забывать о наглядных пособиях не стоит.

ТарасенкоВ.П.

преподаватель ПУ№62

 Одним их видов наглядных пособий являются таблицы. Таблицы могут служить не только целям иллюстрации объяснения преподавателя, но и для фронтальной работы с классом, что позволяет организовать активный процесс обучения, самостоятельную учебную деятельность учащихся. Таблица - один из самых наиболее употребительных и важных, доступных видов учебного оборудования. Таблицы могут выполнять не только обучающую функцию, но и функцию контроля. Составляя таблицу по той или иной теме, преподаватель выделяет обязательные результаты обучения, что помогает ему держать в поле зрения опорные умения, знания. Настенные таблицы - важное средство преодоления забывания старого материала, так как на них зафиксирован необходимый материал. Таблицы с изображением пространственных фигур не только облегчают понимание и усвоение учащимися рассуждений и выводов преподавателя, но, что особенно важно, они вызывают у учащихся пространственное представление изучаемых соотношений и придают им конкретную геометрическую форму. В такой форме материал запоминается прочнее и с большей пользой. Верный чертеж помогает найти правильной решение задачи. Особенно велико значение изображений пространственных фигур в воспитании пространственного воображения у учащихся, в выработке у них более тонкого, более развитого пространственного мышления, столь необходимого в условиях современной сложной техники.

Виды таблиц

ТарасенкоВ.П.

преподаватель ПУ№62

Используемые мною таблицы я условно разделяю на несколько групп:

1) рабочие (смотри приложение1) - включают материал для всевозможных заданий. К рабочим таблицам учащиеся обращаются по инициативе преподавателя, отвечая на поставленные с их помощью вопросы. Такими таблицами являются "Опорные сигналы". Это схема, с помощью букв, знаков в которой закодирован материал нескольких параграфов, составляющий особый блок изучаемой темы.

Опорный сигнал - это наглядный каркас объяснений, который позволяет длительно поддерживать в памяти нужный объем информации. При использовании цветных фломастеров для оформления опорных сигналов получается красочная картина, которая навсегда остается в памяти.

  Даже беглого взгляда на опорные сигналы достаточно, чтобы убедиться, насколько легче с их помощью систематизировать материал и обеспечить его запоминание. Прилагаются опорные сигналы по темам:

  •  «Площади фигур»
  •  «Логарифм»

2) Справочные таблицы (см. приложение 2) - включают материал для самостоятельной работы, в том числе тот, который учащиеся должны запомнить.

Применение справочных таблиц способствует лучшему усвоению темы, учит работать со справочным материалом. Справочными таблицами учащиеся должны уметь пользоваться сами. Таблица "Решение квадратных уравнений" — предназначена для разъяснения смысла задания "Решить уравнение".

Приведенные примеры позволяют иллюстрировать основные случаи решения уравнений 2 степени и дают возможность научить учащихся решать по образцу.

Алгоритм решения уравнений и неравенств можно продемонстрировать учащимся с использованием презентации «Алгоритм» (см. презентацию) выполненной в программе Power Point, но пользоваться им постоянно учащиеся не могут. Тогда как алгоритм записанный на бумажном носителе учащиеся (особенно слабые учащиеся) могут использовать в любое время, на любом уроке.

     3) Некоторые таблицы являются и рабочими и справочными (смотри приложение 3) одновременно. Рассмотрим таблицу с изображением стереометрических фигур "Многогранники". Эта таблица предназначена не только для иллюстративных целей, но и рассчитана на практическую работу с ней, т.е. позволяет разобрать ряд теоретических вопросов.

ТарасенкоВ.П.

преподаватель ПУ№62

Рабочая часть позволяет преподавателю выяснить знание учащимися элементов данных фигур, видов многогранников, а справочная часть помогает правильно изображать и обозначать данные фигуры.

4) В геометрии широко используются чертежи (смотри приложение 4). Многим учащимся он облегчает усвоение условия задачи. Чертеж способствует аналитико-синтетической деятельности учащегося  при решении задач.

 Аналитико-синтетическая деятельность по восприятию чертежа называется "геометрической зоркостью". Важную роль в развитии "геометрической зоркости" призвано сыграть обучение учащихся приемам рассматривания чертежа. Таблицы я использую как один из способов задания графического алгоритма.

Значение этих таблиц состоит в том, что построения, составляющие их решение, способствуют развитию пространственных представлений и воображения учащихся. Многие учащиеся испытывают затруднения при выполнении чертежа многогранников, двухгранного угла и т.д.

 Для таких учащихся и составлены таблицы с построением многогранников "Призма", "Пирамида". Алгоритм решения задачи на построение многогранников состоит из последовательного выполнения основных этапов построения.


Заключение

Говоря о применении таблиц как средстве обучения, надо иметь в виду следующее: место таблиц, особенности их использования должны быть подчинены общей цели, которая преследуется изучением данного раздела, решением данного вида задачи и упражнений и т.д. Таблицы должны дополнять систему методических приемов, разработанных преподавателем.

ТарасенкоВ.П.

преподаватель ПУ№62


ТарасенкоВ.П.

преподаватель ПУ№62



ТарасенкоВ.П.

преподаватель ПУ№62


а

h

1.  S = ;         2. P =a+b+c;          3. c2 =b2 + a2;      4.  α + β = 900;                  

5.  если  β  = 450,  то а = b;           6. если  β = 300,  то  с = 2а;        

7. sin β = ;       cos β = ;    tg β = ;       ctg β = ;

а

а

S =  ha

h

α

S =

p = (a + b + c) : 2

S =  acsinα

b

c

S =  

P = 3a

а

а

а

S = ab

P =2 (a + b)

S = ab sin α,  

    S = ah,

P =  2(a+b)

S = a2 sin α,   

 S = ,

      S = ah,

 P = 4a

а

d2

d1

β

α

b

c

а

S = a2

P = 4a

а

а

α

b

a

h

b

а

а

Тарасенко

Валентина

Петровна

Приложение2

    Квадратное уравнение  ах 2 + b + c = 0, а   0.

     Алгоритм:   Д = b2 – 4ас,  

                           х = .

Линейное уравнение   ах + b = 0.

Алгоритм:  a х = - b,  

                     х = - .

Решите уравнение 2х2 – 3х – 5 = 0..

                       Решение

 Д = b2 – 4ас,   Д = (-3)2 - 42(- 5) = 9 + 40 = 49,

  ,

 х = 2,5, х = -1.

Ответ: х = 2,5, х = -1.

               

Решите уравнение 26х +130 = 0.

                       Решение

         26х = -130,

         х = -130 :26,

         х = -5.

Ответ: х = -5.

 

   

                 

Решите уравнение 2 – 12х = 0.

                       Решение

           5х (х -2,4) = 0,

     5х = 0 ,               х – 2,4 = 0,

 х = 0,                  х = 2,4.

Ответ: х = 0, х = 2,4.

Решите уравнение 6х2 – 24 = 0.

                       Решение

2 = 24,   х2 = 24 : 6 ,

 х2 = 4,     х = 4,

 х =  2.

Ответ: х =  2.

Неполные квадратные уравнения:

а)  ах 2 + bх = 0,                     б)    а х 2 + с = 0,                                     в) а х 2 = 0,

Алгоритм:

х (ах + b) = 0,                                  а х2 = - с,                                   х 2 = 0,

х = 0,    ах + b = 0,                           х 2 =  ,                                        х = 0.

               ах = - b,                      если , то х =  ;

               х = - .                    если  0, то нет корней

ТарасенкоВ.П.

преподаватель ПУ№62

Приложение3

высота, ребро, апофема, основание, боковые грани

высота,  ребро, основание, боковые грани                                  

n – угольника

n  треугольников

2 равных n –угольникoв

n параллелограммов

НАКЛОННАЯ

боковые ребра

не  к плоскости

основания

         ПРЯМАЯ

боковые ребра

 к плоскости

основания

ПРАВИЛЬНАЯ:

  1. Основания правильные многоугольники;
  2. Высота проектируется в центр основания.

S пол. = Sбок . + 2 S осн.

Sбок. = Pбок. H

V = Sосн. h

S пол. = Sбок . +  S осн.

Sбок. = Pбок. р

V = Sосн. h

      ПРАВИЛЬНАЯ

основания правильные многоугольники



ТарасенкоВ.П.

преподаватель ПУ№62

Приложение 4

ЛИТЕРАТУРА.

Гуткин Л.И., Учебно – наглядные пособия по математике - М.:Высшая школа,1968г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к изучению темы: «Игра - одно из средств развития, воспитания и обучения школьников»

Данная тема изучается по предмету «Методика воспитательной работы» в программе подготовки студентов по дисциплине дополнительной подготовки «Воспитатель». Тема: «Игра - одно из средств развития, воспи...

Методические рекомендации по формированию фонда оценочных средств

Методические рекомендации по ФОС написаны на основании рекомендаций ФИРО с изменениями в части оформления КОСов, т.к.  шаблон КОСов отличается от рекомендуемых (своя разработка) в части оформлени...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ И КЛАССИФИКАЦИИ СРЕДСТВ ТРЕНИРОВКИ В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ

Как известно средства тренировки распределяются на группы в зависимости от степени воздействия на общую и специальную подготовленность спортсмена. Все упражнения подразделяются на общеподготовительные...

Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Главной задачей современной системы образования является создание условий для формирования личности ученика, который способен к дальнейшему самосовершенствованию, самообразованию, взаимодействию и сот...

Доклад: «Дифференцированный подход к учащимся как одно из средств развивающего обучения на уроках по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))»

Используемая литератураСелевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации. – М.: «Народное образование»...

«Дифференцированный подход к учащимся как одно из средств развивающего обучения на уроках математики»

Hазвивающее обучение - это обучение, которое целенаправленно обеспечивает развитие и активно использует его для усвоения знаний, умений и навыков. Развивающее обучение отдает приоритет развивающей фун...