Использование системно-деятельностного подхода на уроках немецкого языка для развития языковой картины мира
статья на тему
В статье рассказывается о формах и методах работы со студентами СПО на уроках немнцкого языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yazykovaya_kartina_mira.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
С развитием процесса глобализации и информатизации происходит расширение экономических, культурных и политических связей между странами. Одной из важнейших задач современного образования является приобщение учащихся к глобальным ценностям, формирование у детей и подростков умения общаться и взаимодействовать с представителями разных культур и в мировом пространстве, т.е сформировать коммуникативную компетенцию. В соответствии с проектом федерального компонента государственного образовательного стандарта главной целью изучения иностранного языка является «формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции», а так же формирование вторичной языковой личности, обладающей вторичной картиной мира.
Картина мира — сложноструктурированная целостность, включающая три главных компонента -мировоззрение, мировосприятие и мироощущение, она формируется в том числе в процессе обучения.
В настоящее время средством познания картины мира, приобщения к ценностям, созданным другими народами, выступает иностранный язык. Одновременно иностранный язык является ключом для открытия уникальности и своеобразия культурного наследия своей страны, собственной самобытности.
Для формирования ЯКМ на уроках немецкого языка я использую темы, способствующие формированию языковой и профессиональной личности. Темы отбираются в соответствии с интересами и возрастом обучающихся, т.к материал учебника несколько устарел, я, по возможности, обращаюсь к дополнительным источникам. Так, работая над темой музыка, мы просмотрели видеофильмы, познакомившие с историей создание немецкоязычных и англоязычных музыкальных групп, прослушали представителей немецкого и русского рэпа, перевели с немецкого языка на русский песни Бушидо, Лафее, ООмпф. Работая над темой кинематограф ребята самостоятельно придумывали сценарий фильма, на темы «Дружба», «Любовь»итд. Изучая увлечения совр. подростков, студенты рассказали и представили свои хобби. немецкая техника, Кухня ребята охотно рассказывают о своих интересах и предпочтениях, сравнивают себя с европейскими подростками, размышляют о необходимости изучения ИЯ, учатся работать с картой, с дополнительной информацией, выполняют индивидуальные творческие проекты («Моя любимая музыкальная группа», «Современные немецкие актеры»), используем имитационные упражнения (суть которых не только воспроизвести звуковую модель слова, но и образно его показать и в последствии описать несколькими простыми предложениями), Игра «Я звезда» (в которой каждый загадывает имя известной личности и описывает сам себя в 5-7 предл, задача группы - отгадать; есть другой вариант, в которой картинка известной личности крепится на лоб или на спину), «Кто я, Какой я?» (игра, способствующая запоминанию лексики. Выбирается слово, задача учащегося задавая вопросы на иностранном языке и угадать то, чем или кем он является. Составляем схемы и планы, ищем возможности решения проблемного вопроса. Так, работая над темой «Нация» мы определили круг вопросов, изучение которых необходимо, было бы интересно узнать или не нужно.
Работая в данной парадигме, я использую метод этноэтической параллели, заключающийся в сравнении фактов из культурной жизни разных народов для того, чтобы выявить сходства и различия в культурах, выявить специфические особенности культур и ценностей. Например, на уроке, познакомившим студентов с рождественскими традициями немцев, мы сравнивали и анализировали сходства и различия, используя парадигму «у нас», «у них».
Так же использую метод от противного, когда имеются кардинально противоположные нормы, имеющие право на существование. Так, изучая тему «Семья», ребята резко выступили против однополых браков, но пришли к выводу, что для некоторых стран данная ситуация является нормой.
Метод ролевой игры позволяет отразить национальные формы взаимоотношения людей. Использование этого метода помогает познакомить с разными стилями, формами социальной жизни людей других культур. Этот метод позволяет окунуться в мир переживаний другого человека. Так, на уроках знакомства с творчеством российских и немецких композиторов, мы пытались воссоздать образы великих людей, времени и взять у них интервью. А так же темы «Кухни народов мира», «В театре», «На ярмарке».
Метод гуманистического акцентирования применяем тогда, когда имеет место быть материал философского характера, посвященный теме человека, раскрывающий роль человека в жизни, рассказывающий о его назначении. Так ребята активно размышляли о роли, мотивах, истинности дружбы, о проблемах в семьях.
Работая со студентами, я сталкиваюсь с проблемой низкой мотивации детей, отсюда частые разговоры о высоконравственной, образованной личности, сочинения, на тему «Зачем нужно изучать иностранный язык». Часто ребята не верят в собственные силы, боятся показаться некомпетентными или смешными, наблюдая за личностными особенностями детей, я пытаюсь вовлечь их в посильную деятельность, стимулируя отметкой. Так же, большой проблемой для меня является низкое качество знаний, имеются дети не умеющие читать, правильно писать, с низким словарным запасом. С этими детьми идет индивидуальная работа, и оцениваются они несколько по-другому. (Вся деятельность направлена на формирование коммуникативной компетенции)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебные карточки по немецкому языку для развития навыков устной речи (для изучающих язык третий год)
Учебные карточки предназначены для работы с обучающимися учреждений начального и среднего (профессионального) образования, которые изучают дисциплину "Немецкий язык" как второй иностранный (третий год...
Развитие творческой активности и активизация речемыслительной деятельности на уроках немецкого языка.
доклад для методической комиссии общеобразовательного цикла...
Методическая разработка урока учебной практики с использованием системно-деятельностного подхода по профессии 19.01.17. Повар, кондитер П.М. №03 Приготовление супов и соусов Тема №5 Приготовление борщей
Методическая разработка урока учебной практики с использованием системно-деятельного подхода по профессии 19.01.17. Повар, кондитер П.М. №03 Приготовление супов и соусов, тема №5 Приготовление б...
Презентация к выступлению "Использование системно-деятельностного подхода на уроках немецкого языка для развития языковой картины мира"
Презентация к выступлению использование системно-деятельностного подхода на уроках немецкого языка для развития языковой картины мира...
проект «Флористическая лексика как часть национальной языковой картины мира»
Данная тема является своевременной и актуальной в связи с тем, что вопрос о разнообразии национальных картин мира остается открытым, а изучение определенного слоя лексики дает возможность дополнить те...
Развитие творческой активности студентов на уроках немецкого языка
В статье представлен материал, в котором предлагается повышать активность студентов на занятиях по иностранному языку для реализации их творческих возможностей....