Самостоятельная работа в изучении экологии
статья на тему

Левина Валентина Борисовна

Самостоятельная работа в изучении экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnaya_rabota_v_izuchenii_ekologii.docx527.38 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

Левина В.Б.

для специальностей

15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)  

19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов

38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских

 товаров

Москва 2016

В данном сборнике содержатся самостоятельные работы по курсу «Экология», который изучается студентами всех специальностей СПО на 1-ом курсе. Преподаватель предлагает различные виды самостоятельной работы по всем темам программы курса. Например, конспектирование тем,  подготовка и написание  рефератов по предложенным темам;  подготовку сообщений, докладов по предложенным темам и другие.

Рукопись рассмотрена на заседании цикловой комиссии математических и общих естественнонаучных  дисциплин, протокол № 5 от 20.01. 2016.

Содержание.

1.Введение…………………………………………………………….....3

2.Самостоятельная работа №1……………………………………….4

3.Самостоятельная работа №2……………………………………….5

4.Самостоятельная работа №3……………………………………….6

5.Самостоятельная работа №4……………………………………….8

6.Самостоятельная работа №5……………………………………….9

7.Самостоятельная работа №6………………………………………10

8.Самостоятельная работа №7………………………………………11

9.Самостоятельная работа №8………………………………………12

10.Рекомендуемая литература………………………………………15

   Введение

  Современная методика преподавания  в комплексе предусматривает такую форму обучения как  самостоятельная работа студентов. Эта работа проделывается студентами самостоятельно по заданию, выданному им преподавателем, при контроле со стороны последнего.

   Такая форма обучения способствует приобретению навыков самостоятельной работы с литературой, информационными источниками, требует от студента самодисциплины, ответственности и самоорганизации. Кроме того, самостоятельная работа позволяет расширить круг изучаемых вопросов курса и способствует более углубленному их изучению.

   Основными формами самостоятельной работой являются:

1. Конспектирование рекомендуемых тем по изучаемой дисциплине, вынесенных на самостоятельное изучение, с последующей их проверкой преподавателем.

2. Рефераты по предложенным темам.

3. Подготовка сообщений по предложенным темам.

4. Доклады по предложенным темам.

   Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Экология» выполняется в объёме 11 часов.

   Изучение материала, рекомендованного на самостоятельную работу, начинается с работы с предлагаемой литературой.

 На самостоятельную работу студентов выносятся следующие темы :

1.Наземно-воздушная среда. Атмосфера - 2 часа.

2.Экосистемы. Биогеоценоз - 2 часа.

3.Автотрофные экосистемы. Агроэкосистемы - 2 часа.

4.Образ жизни и окружающая среда — 2 часа.

5.Влияние шума, электромагнитного излучения и радиации на организм человека — 2 часа.

6.Биосфера. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере — 3 часа.

7.Охрана окружающей среды — 2 часа.

8.Использование ресурсов мирового океана — 2 часа.

Самостоятельная работа №1.

Тема 3. Наземно-воздушная среда. Атмосфера.

  1. Теоретическая часть.

  Для того, чтобы успешно выполнить работу надо знать: среда обитания, виды сред обитания, характеристика атмосферы.

  Среда обитания — это та часть пространства, которая окружает данный организм или группу организмов и воздействует на него определённым образом различными факторами.

  Среды обитания различаются по агрегатному состоянию, плотности, наличию и различному содержанию кислорода и другим параметрам.

  Жизнь на суше во многом зависит от состояния воздуха. Воздух как среда жизни направляет эволюционное развитие обитателей этой среды. Атмосферный воздух отличается низкой и изменчивой влажностью, что ограничило возможности освоения воздушной среды, а у её обитателей эволюцию системы водно-солевого обмена и структуру органов дыхания.

   Основными компонентами атмосферного воздуха являются азот-78,08%, кислород-20,9%, аргон — около 1%, углекислый газ — 0,03%.

  Содержание кислорода в воздухе определяет границу распространения жизни для растений и животных. По высоте это составляет 4000 м.

  Атмосфера предохраняет Землю от метеоритной бомбардировки. Около 5 раз в год в атмосфере сгорают обломки метеоритов, комет и астероидов, мощность которых при встрече с Землёй превысила бы мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму.

  Ежегодно на Землю выпадает около 6млн т космической пыли.

  Кроме того атмосфера способствует сохранению тепла на планете, которое в противном случае рассеивалось бы в холоде космического пространства. Сама же атмосфера благодаря силе притяжения не улетучивается.

  При выполнении работы особое внимание надо обратить на учебник:

Тупикин Е.И., Лукашова Л.Ф., Основы экологии и природоохранной деятельности — М.: Центр инноваций в педагогике, 2005., стр.11-15.

 2.Задание.

  Подготовить реферат на тему: “Экологическое состояние атмосферы”.

  Требования к реферату: при написании должна использоваться литература, рекомендованная преподавателем; текст реферата должен содержать основные разделы: обзор и анализ литературы по данному вопросу, основная часть реферата, список литературы, в тексте приводятся необходимые схемы, чертежи,  формулы и т.д.

    На титульном листе указывается полное название колледжа, тема реферата,  фамилия автора и преподавателя, место и год написания. На следующей странице,  которая нумеруется сверху номером 2,  помещается оглавление с точным названием каждой главы и указанием начальных страниц.

  Общий объем реферата не должен превышать 15-20 страниц для печатного варианта. Каждая структурная часть реферата начинается с новой страницы.

3. Критерии оценки:

  Если работа выполнена правильно и полно на основании изученных теоретических положений, в определенной логической последовательности, литературным языком, самостоятельно, то оценка отлично.

  Если работа выполнена правильно, в ней допущены две несущественные ошибки, то оценка четыре.

  Если работа выполнена на менее чем на половину, допущены одна несущественная или две несущественные ошибки, то оценка три.

  Если работа выполнена меньше чем на половину или содержит несколько существенных ошибок, то оценка, два.

Самостоятельная работа № 2.

Тема 5.3. Автотрофные экосистемы.

1.Теоретическая часть.

  Для того, чтобы успешно выполнить работу надо знать: биоценоз, биогеоценоз, биотоп, биота, автотрофы, экосистема.

   Биоценоз – сообщество растений, животных, грибов и других организмов, населяющих одну и ту же территорию, взаимно связанных в цепи питания и оказывающий друг на друга определённое влияние.

  Биогеоценоз – устойчивая саморегулирующаяся  экологическая система, находящаяся на данной конкретной территории Земли, в которой органические компоненты тесно и неразрывно связаны с неорганическими.

  Биогеоценоз состоит из двух основных частей: биотопа и биоты.

  Биотоп – это относительно однородное по абиотическим факторам пространство, занятое биоценозом.

  Биота – это совокупность различных организмов, населяющих данную территорию и входящих в состав данного биогеоценоза.

  Автотрофные организмы – это организмы, которые способны усваивать энергию, поступающую извне в виде отдельных порций при помощи хлорофилла или других веществ.

  Экосистема – это любое сообщество живых существ и среда его обитания, объединённые в единое целое, возникающее на основе взаимосвязи между этими организмами и средой их обитания, за счёт чего эта система сохраняет свою устойчивость достаточно длительный промежуток времени.

2.Задание.

 Изучить и составить конспект на тему: “Влияние человека на экосистемы и системы биогеоценозов”.

  Целью самостоятельной работы является более глубокое изучение темы: “Автотрофные экосистемы”.

3. Главные вопросы, которые должны быть отражены в конспекте:

 

  1. Дать определение экосистемы и систем биогеоценозов.
  2. Какие существуют различия между градациями экосистем?
  3. Назвать самую важную характеристику экосистемы.
  4. Как определить биоценоз и из каких составных частей он состоит?
  5. Привести пример биоценоза.
  6. Перечислить известные типы прямых и косвенных взаимоотношений в биоценозе.
  7. Привести примеры влияния человека на экосистемы. Назвать виды деятельности человека, которые изменяют равновесие в природных экосистемах.
  8. Привести примеры влияния человека на системы биогеоценозов.

   При выполнении работы особое внимание следует обратить на учебник: Тупикин Е.И., Лукашова Л.Ф., Основы экологии и природоохранной деятельности — М.: Центр инноваций в педагогике, 2005., стр.113 0 120.

         4.Оформляется самостоятельная работа в отдельной тетради для самостоятельных работ.

 5. Критерии оценки:

  Если работа выполнена правильно и полно на основании изученных теоретических положений, в определенной логической последовательности, литературным языком, самостоятельно, то оценка отлично.

  Если работа выполнена правильно, в ней допущены две несущественные ошибки, то оценка четыре.

  Если работа выполнена на менее чем на половину, допущены одна несущественная или две несущественные ошибки, то оценка три.

  Если работа выполнена меньше чем на половину или содержит несколько существенных ошибок, то оценка, два.

Самостоятельная работа №3.

Тема 6.1 Влияние шума, электромагнитного излучения и радиации на организм человека.

1.Теоретическая часть.

  Для того, чтобы успешно выполнить работу надо знать: энергетические загрязнители.

  К энергетическим загрязнителям относятся высокий уровень шума, вибрации.

  Для борьбы с производственным шумом используют индивидуальные средства защиты и общие средства, к которым относят уменьшение шума в источнике его образования и ослабление шума по пути его распространения.

  Для снижения уровня производственного шума используют звукоизоляцию, звукопоглощение и глушители шума.

2.Задание. Подготовить реферат на тему: “Влияние шума и вибрации на здоровье человека”.

  Требования к реферату: при написании должна использоваться литература, рекомендованная преподавателем; текст реферата должен содержать основные разделы: обзор и анализ литературы по данному вопросу, основная часть реферата, список литературы, в тексте приводятся необходимые схемы, чертежи,  формулы и т.д.

    На титульном листе указывается полное название колледжа, тема реферата,  фамилия автора и преподавателя, место и год написания. На следующей странице,  которая нумеруется сверху номером 2,  помещается оглавление с точным названием каждой главы и указанием начальных страниц.

  Общий объем реферата не должен превышать 15-20 страниц для печатного варианта. Каждая структурная часть реферата начинается с новой страницы.

3.Главные вопросы, которые должны быть отражены в реферате:

  1. К каким видам загрязнителей относят шум и вибрацию?
  2. В каких видах производства повышены шум и вибрация?
  3. Допустимые нормы уровня шума и, что происходит при несоблюдении этих норм с организмом человека?
  4. Допустимые нормы уровня вибрации и , что происходит при несоблюдении этих норм с организмом человека?
  5. Методы борьбы с шумом и вибрацией на производстве.

3. Критерии оценки:

  Если работа выполнена правильно и полно на основании изученных теоретических положений, в определенной логической последовательности, литературным языком, самостоятельно, то оценка отлично.

  Если работа выполнена правильно, в ней допущены две несущественные ошибки, то оценка четыре.

  Если работа выполнена на менее чем на половину, допущены одна несущественная или две несущественные ошибки, то оценка три.

  Если работа выполнена меньше чем на половину или содержит несколько существенных ошибок, то оценка, два.

Самостоятельная работа №4.

Тема 7. Биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.

1.Теоретическая часть.

Для того,чтобы успешно выполнить задание надо знать: бисфера, ноосфера, учение В.И. Вернадского.

  Биосфера – это совокупность всех биогеоценозов, имеющихся на Земле.

  Ноосфера – это биосфера, развитие которой направляется человеческим разумом.

  В.И. Вернадский (1864-1945) являлся основоположником научного направления, названного им биогеохимией, которое легло в основу современного учения о биосфере.

  В.И.Вернадский подчеркивал,что биосфера является результатом геологического и биологического развития и взаимодействия костного и биогенного вещества.

  В процессе жизнедеятельности живые организмы взаимодействуют с неживым – косным веществом. Такое вещество образуется в результате процессов, в которых живые организмы не принимают участие, например, изверженные горные породы. Следующий компонент – биогенное вещество, сосздавемое и перерабатываемое живыми организмами (газы атмосферы, каменный уголь, нефть, торф,известняк и т.д.). Ещё одно составляющее биосферы – биокосное вещество – результат совместной деятельности живых организмов ( вода, почва,глинистные материалы) и косных процессов.

2.Задание. Подготовить доклад на тему: “ Решение экологических проблем ноосферы”.

Требования к докладу:

3. Критерии оценки:

  Если работа выполнена правильно и полно на основании изученных теоретических положений, в определенной логической последовательности, литературным языком, самостоятельно, то оценка отлично.

  Если работа выполнена правильно, в ней допущены две несущественные ошибки, то оценка четыре.

  Если работа выполнена на менее чем на половину, допущены одна несущественная или две несущественные ошибки, то оценка три.

  Если работа выполнена меньше чем на половину или содержит несколько существенных ошибок, то оценка, два.

Самостоятельная работа № 5.

Тема 9. Охрана окружающей среды.

1.Теоретическая часть.  

  Для того, чтобы успешно выполнить задание надо знать: понятие атмосферы, водных ресурсов, земельных ресурсов, виды влияния человека на экологию Земли, основные принципы охраны природы и рационального природопользования.

  Человек является неотъемлемой частью природы. Наиболее естественная среда обитания для человека – природная.

  В 40-х гг. ХIХ в. Французский писатель Г. Флобер писал: “ Ести общество и впредь пойдёт тем же путём, через две тысячи лет не останется ни травинки, ни дерева; они изведут природу”. Флобер оказался неправ только в одном: не две тысячи, а только сто лет спустя человек подошёл к той грани, переступать которую очень опасно.

 Следует отметить, что наиболее уязвимым звеном является растительный мир, матрица всего живого на планете. Именно благодаря зелёным растениям мы обязаны существованию дизни на Земле.

  Взаимодействие человека и природы на современном этапе развития биосферы характеризуется увеличением антропогенного процесса на природные экосистемы в связи с развитием промышленного производства и освоением человеком новых промышленных технологий. Всё это привело к глобальному кризису. Следствием экологического кризиса являются: парниковый эффект, кислотные осадки, истончение озонового слоя Земли, деградация почвенного покрова и опустынивание, уменьшение площадей лесного покрова Земного шара.

  Система мер, направленных на поддержание взаимодействия между деятельностью человека и окружающей проиродной среой, Называются охраной природы.

 Особое внимание при подготовке реферата следует обратить на учебник: Тупикин Е.И., Лукашова Л.Ф., Основы экологии и природоохранной деятельности — М.: Центр инноваций в педагогике, 2005., стр.159-170.

     

2.Задание. Подготовить реферат на тему: “Ваши предложения по охране атмосферы, водных ресурсов и земель”.

3.Главные вопросы, которые должны быть отражены в реферате:

  1. На, что прежде всего нацелена охрана природы?
  2. Что такое природопользование?
  3. Что предполагает рациональное природопользование?
  4. На чём сказывается нерациональное природопользование?
  5. Назовите и дайте краткую характеристику охраняемых природных территорий.
  6. Правовое обеспечение охраны природы в Российской Федерации.
  7. Методы газоочистки.
  8. Создание замкнутых газооборотов.
  9. Способы водоочистки.
  10. Утилизация и использование отходов.

4. Критерии оценки:

  Если работа выполнена правильно и полно на основании изученных теоретических положений, в определенной логической последовательности, литературным языком, самостоятельно, то оценка отлично.

  Если работа выполнена правильно, в ней допущены две несущественные ошибки, то оценка четыре.

  Если работа выполнена на менее чем на половину, допущены одна несущественная или две несущественные ошибки, то оценка три.

  Если работа выполнена меньше чем на половину или содержит несколько существенных ошибок, то оценка, два.

Рекомендуемая литература

  1. Тупикин Е.И., Лукашова Л.Ф., Основы экологии и природоохранной         деятельности — М.: Центр инноваций в педагогике, 2005.
  2. Маврищев В.В., Общая экология – Минск: Новое издание, 2007.
  3. Маврищев В.В., Основы экологии – Минск: Учебник, 2007.
  4. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера – М.: В.И.Вернадский, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа при изучении языка Turbo Pascal на ветвление

Cоставить и отладить программу на задачи  с использованием условного оператора. На каждого студента выдается один вариант задания (всего 14 вариантов), в каждом варианте по две задачи. Ни одна за...

Задания для самостоятельной работы студентов Дисциплина Общая экология для специальности 280711Рациональное использование природоохранных комплексов

использовать для самостоятельной работы студентовДисциплина Общая экологиядля специальности280711Рациональное использование природоохранных комплексов...

Рабочая тетрадь для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.17 Экология

Рабочая тетрадь по учебной дисциплине ОУД.17 Экология разработана для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного ста...

"организация самостоятельной работы студентов на практических занятиях при изучении курса гигиены экологии человека"

В ходе проведения практического занятия  происходит процесс использования знаний – свободного владения языком соответствующей темы, умение оперировать формулировками, понятиями, определения...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы при изучении дисциплин, МДК и ПМ

Методические рекомендации   по организации самостоятельной работы при изучении дисциплин, МДК и ПМ...

Экология. Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальностей 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических занятий, для самостоятельной работы студентов ...

Методические указания по выполнению самостоятельной работы при изучении дисциплины "Налоги и налогообложение"

В условиях современной экономики налоговой системе отводится особая роль. Полнота и успешность  поступления налогов и сборов определяется уровнем налоговой культуры общества.Методические р...