Особенности работы социального педагога в ПНИ
статья на тему
"""""""""""""""""""""""""""""""
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_sotsialnogo_pedagoga_v_pni.docx | 25.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы социального педагога в ПНИ
ПНИ (психоневрологический интернат) – не лечебное учреждение, это приют для людей, страдающих психическими заболеваниями. Диагнозы у «обеспечиваемых», как называет их персонал ПНИ, самые разные. Больше всего инвалидов детства с ограничениями и нарушениями в интеллектуальном развитии разной степени (от легкой до тяжелой), а также пожилых людей, страдающих тяжёлыми формами старческого склероза. Есть и люди с заболеваниями, приобретёнными в зрелом возрасте. Две трети обитателей ПНИ после обследования специальной комиссией и по решению суда признаны недееспособными, что означает: они не в состоянии позаботиться о себе, часто на самом элементарном уровне, и требуют постоянной опеки.
В результате наблюдений и ознакомления с соответствующей литературой, были выявлены основные проблемы людей, проживающих в ПНИ :
1. Ограничение жизнедеятельности людей и вследствие этого
изменение характера его взаимоотношений с другими людьми.
2. Резкое снижение социального статуса человека в обществе. Утрата привычного социального статуса, позволявшего на протяжении длительного времени осуществлять эффективный процесс социального и личностного функционирования, приводит к серьёзным эмоциональным, психологическим, а иногда и физиологическим срывам.
3. Наличие большого количества свободного времени и проблемы качественного его наполнения.
В одном из философских трактатов Паскаля говорится:
«Ничто не отравляет так жизнь человека, как отсутствие у него задач и целей»
Это высказывание можно использовать как эпиграф к нашей работе.
Поэтому мы постоянно ставим себе задачи, планируем работу по воплощению этих задач в жизнь. Педагогами и социальными работниками используются как стандартные формы и методы работы, так и новые, которые разрабатываются на методических занятиях.
1. Система занятий по реализации Программы СБА (социально – бытовой адаптации). Занятия проводятся ежедневно, кроме субботы и воскресенья, по подгруппам, с учётом уровней развития (низкий, средний, высокий), определяемых по разработанным критериям и зафиксированным в личной реабилитационной карте каждого проживающего. Сложилась следующая недельная циклограмма:
Понедельник «Личная гигиена»
Вторник «Бюджет»
Среда «Культура»
Четверг «Транспорт»
Пятница «Средства связи»
2. Одним из методов реабилитации клиентов ПНИ является трудовая терапия. На современном этапе очень важно, чтобы этот метод не стал инструментом подавления личности, а наоборот, служил средством повышения социального статуса человека с ограниченными возможностями. Такой принцип реализуется в максимально возможной мере, несмотря на то, что в условиях рыночной экономики трудно решать вопросы организации трудовых процессов на должном уровне для людей данной категории. В интернате под лечебно-трудовые мастерские (ЛТМ) выделено отдельное помещение, включающее несколько цехов: цех текущих сборок (фасовка, упаковка, сборка), цех сборки жалюзи, изготовления стендов, организуется работа швейного цеха)Клиенты за работу получают заработную плату, причем дееспособные получают ее самостоятельно по ведомости. Задача педагога — подготовить ребят к трудовой деятельности, убедить их, что возможность работать-это право человека, а не принудительная обязанность. Также даются рекомендации по рациональному расходованию полученных денежных средств для личных нужд клиента, именно педагогу ребята доверяют прежде всего.
3. В штате интерната не предусмотрены должности тренеров ( только инструктора по ЛФК, которые традиционно работают с клиентами слабого физического уровня согласно рекомендациям врача). Физическое развитие человека тем не менее важно для каждого. Функции тренеров выполняют социальные педагоги, имеющие специальную подготовку. В последнее время активно разрабатывается методика адаптивной физкультуры. В ней существуют интересные формы и способы работы, помогающие учесть разные физические состояния воспитанников. Адаптивная физкультура. Работа проводится в подгруппах разного уровня, направлена она на поддержание физической формы клиентов, их здоровья. Так, в ГБУ ПНИ 16 разработка методики адаптивной физкультуры стала темой дипломной работы одного из педагогов-тренеров, которой предложено поступление в аспирантуру и дальнейшее развитие этого опыта.
4. Наряду с адаптивной физкультурой активно реализуется спортивное направление. Оно включает в себя тренировки в секциях футбола, баскетбола, волейбола, флорбола, бильярда, настольного тенниса, настольных игры (шашки, домино, шахматы). Занятия проводятся в спортивном зале, а в теплое время года на специальных спортивных площадках, открытых в текущем году. Стараниями педагога-тренера удалось договориться о ежегодной диспансеризации ребят-спортсменов в специализированном физкультурно-медицинском центре.
5. Для спортивно – культурных мероприятий разработаны специальные спортивные эстафеты на принципах адаптивной физкультуры и социально- бытовой адаптации. Эстафеты имитируют различные процессы той или иной тематики («посещение магазина», «уборка квартиры», «оказание медицинской помощи», «благоустройство территории» и т.п. Эстафеты чередуются с концертными выступлениями. Кроме обозначенных выше немаловажная цель данных мероприятий – формирование единого командного духа (те, кто не может участвовать в спортивном соревновании, задействованы в концертных выступлениях или выступают в роли активных болельщиков) .
6. Эстетическое воспитание через арт-терапию,досуговую культурно – массовую работу. Сложилась целая система таких мероприятий:
-концертные выступления как в интернате, так и в других учреждениях: ГВЗ «На Каширке», ЦСО «Нагатино-Садовники»;
-КВН, капустники… По заранее разработанному сценарию, в течение месяца, ведётся подготовка: заучивание стихов, отрабатывается последовательность выступлений, разучивание песен, приготовление костюмов. Большая часть выступлений клиентов снимается на видео для последующего просмотра совместно с ребятами с целью кого-то похвалить, более сильным высказать пожелания на будущие выступления и проч.
- «поэтический час». Выбор тематики остаётся за клиентами, однако педагог также дает свои рекомендации. Проводится большая подготовительная работа: пишется сценарий, распределяются стихи и песни по теме, возможна постановка мини- спектакля, проводятся репетиции. Традиционно «поэтическому часу» предшествует выход в город (например, перед «поэтическими часами», посвящёнными Булату Окуджаве и Виктору Цою, посетили Арбат; перед «поэтическим часом» о творчестве Сергея Есенина побывали в музее-квартире поэта…) Как правило, подобные мероприятия рассчитаны на большое количество клиентов, так как часть задействована в выступлениях, а часть охотно посещают его (мероприятие) как зрители.
- студия «Сюрприз» - коллектив, состоящий из сильных клиентов, – готовят театрализованные постановки, включая хореографические номера, сами для себя шьют костюмы, выбирают репертуар, в этом коллективе есть свой музыкант (человек, подбирающий мелодию на слух, владеющий синтезатором). В студии создан ансамбль «Ложкари».
- «День именинника» - ежемесячное совместное празднование дней рождения проживающих в разных отделениях интерната: Приглашаются клиенты со всех отделений, для них накрываются столы, готовится концертная программа. Ответственное отделение обеспечивает организацию мероприятия
- посещение городских культурных мероприятий: драматических и кинотеатров, цирков, мюзиклов, концертов.
Эстетическое воспитание присутствует в каждодневной работе, на всех занятиях и в повседневном общении. Особый акцент эстетическому воспитанию уделяется в индивидуальных беседах (советы по одежде, общение с родителями, общение со сверстниками, отношения с противоположным полом…)
7. Учитывая особенности психофизического состояния наших клиентов, активно используем методы развития познавательной деятельности клиентов. Так сложилась система интерактивных занятий под общим названием «Познаю мир» , которые направлены на расширение кругозора, развитие речи, расширение словарного запаса, развития умений делать выводы. Такие занятия также способствуют развитию памяти, воображения. Особенность таких занятий в том, что они должны готовиться и проводиться с учетом уровня развития клиентов, по группам. Обычно проводятся во второй половине дня (чтобы на них могли присутствовать работающие в городе клиенты). При выборе темы подобных занятий учитываются также пожелания ребят. Так, за последние месяцы были освещены следующие темы: «Семь чудес света», «История письменности», «В. И. Даль – составитель толкового словаря», «История новогодних праздников»и т. д.
В этот же цикл работы входит проведение экскурсий в городские музеи (космонавтики, музей «Мосфильма», палеонтологический, дарвиновский музеи, музеи истории Москвы, обороны Москвы и т.д.)
8. Занятия декоративно-прикладного творчествоа через кружковую работу (по направлениям: рисование, лепка, аппликация, выжигание, выпиливание, оригами, вышивание, изготовление игрушек). Данная работа ведётся с малыми подгруппами, а то и индивидуально, с учётом пожеланий клиентов. Конечно, уровень такой деятельности очень различный: есть очень способные ребята, творчество же большинства носит примитивный характер. Но важна не столько «красота» изделия, сколько сам процесс вовлечения человека в творчество. Тем не менее обязательно устраивается выставка работ в холлах. Клиенты очень довольны своими достижениями и охотно делятся с персоналом методикой выполнения своей работы. Периодически проводятся так называемые «мастер-классы», есть небольшой опыт проведения ярмарки. Чтобы повысить статус этой работы, мы ищем пути выхода наших «мастеров» в общество, совместно с ЦСО «Нагатино-Садовники», руководством ГВЗ «На Каширке» организовали выставку-ярмарку для населения микрорайона, участвовали в Московском городском фестивале «Я такой же, как ты». Для развития этой работы используем возможности посещения музеев, представляющих экспозиции декоративно-прикладного творчества. Выбираем экскурсии, включающие в себя «мастер-класс» (музей фабрики «Гжель», Московский музей декоративно-прикладного народного искусства, музей кукол, музей елочных игрушек в Клину и т.д.)).
9. «Школьники» (помощь в выполнении домашних заданий) Это направление работы носит исключительно индивидуальный характер, так как в вечерней школе занимаются единицы. Как правило, это помощь по основным предметам: русский язык, математика и чтение.
10. В рамках социальной адаптации и интеграции в общество людей с ограниченными возможностями , прежде всего в интеллектуальном, организуется процесс трудоустройства проживающих.
Содействие в получении рабочих мест налажено благодаря межведомственному взаимодействию (как правило, это больницы, санатории…) Данное направление работы осуществляется социальным педагогом. С учетом данных ИПР (индивидуальная программа развития) медико-психиатрической комиссии, на основе наблюдений, личного общения и психолого-педагогической характеристики дается рекомендация на трудоустройство. Далее социальным педагогом посещается учреждение, исследуется рабочее место (до сведения клиента доводят график работы и должностные обязанности), обсуждается выбор маршрута, по которому клиент будет добираться до работы и обратно. Идёт сбор документов, необходимых при трудоустройстве, оформляются недостающие (трудовая книжка, ИНН). Параллельно осуществляется процесс социального адаптирования ребят. Так как необходимо им самим получать данные документы, проводится корректировка их поведения (как обращаться к сотрудникам госструктур, как задать тот или иной вопрос и т. п.) Все это дисциплинирует ребят, внушает им самоуважение, желание ощущать себя полноправным членом общества с обязанностями и правами). И конечно, роль социального педагога в данных ситуациях крайне важна.
11.«Мир в котором мы живём». Это понятие включает планируемые акции, направленные на улучшение условий проживания усилиями самих клиентов и совершенствование самого себя. Скажем так, что это практическая трансформация методов самоанализа , самоорганизации под руководством социального педагога. (Принятие абсолютно самостоятельных решений нашим клиентам дается с трудом).
Акция «Мой двор». Во время ежедневных прогулок обращаем внимание на прилагаемую к интернату территорию, замечаем, что вызывает дискомфорт – «режет глаз» и обоюдно принимаем решение, что нам по силам изменить – собрать мусор, почистить площадку от снега.
Акция «Образцовая комната» В результате обходов палат выбирается лучшая комната недели, месяца (критерии: санитарно – гигиеническое состояние, проветривание, порядок в тумбочках, шкафах, «уют» жилой комнаты…)
Акции , посвященные дню вежливости, дню приветствий.
12.«Папа, мама, ты и я…» - вовлечение родителей в культурно – массовую деятельность интерната, их участие со своими детьми на праздничных выступлениях (пока эта работа проводится лишь внутри отделения).
13. «Компьютерная помощь» (индивидуальные занятия, с владельцами компьютеров, телефонов и прочей оргтехники ). Направлена на ознакомление клиентов с приобретённой техникой, развитие навыков владения ею и применения в жизненных ситуациях.
Как наиболее оптимальная последовательность социально-педагогической деятельности, позволяющая получать рациональный результат в конкретной ситуации (оптимальная логика социально-педагогической деятельности в работе с конкретным объектом) – практико-ориентированный подход.
Технологический подход открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической, социальной действительности; он позволяет:
- с большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;
-анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;
- комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;
- обеспечивать благоприятные условия для развития личности;
-уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;
-оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;
- выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем.
Неотъемлемым компонентом социальной технологизации является реабилитация.
Социальная реабилитация - комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, на улучшение его здоровья, дееспособности. Этот процесс нацелен также и на изменение социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.
Социальная реабилитация реализуется с помощью двух взаимосвязанных направлений: социально-бытовой адаптации (формирование готовности личности к бытовой, трудовой деятельности и развитие самостоятельности при ориентированности во времени и пространстве), социально-средовой ориентации (формирование готовности личности к самостоятельному осмыслению окружающей обстановки (проявление заботы о других, умение планировать совместную деятельность в коллективе и др).
Социальному педагогу необходимо следовать определенным принципам социальной реабилитации, сложившимся в процессе исследований и опыта и оправдавших себя на практике: этапность, дифференцированность, комплексность, преемственность, последовательность, непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий. В рамках социально-реабилитационной деятельности выделяют различные уровни, в их числе обычно называют: медико-социальный, профессионально-трудовой, социально-психологический, социально-ролевой, социально-бытовой, социально-правовой.
Реабилитация инвалидов направлена на устранение или компенсацию ограничений их жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойкими расстройствами организма, а также на максимально возможное восстановление социального статуса. Последнее и является основным в работе с людьми с ограниченными возможностями, которые составляют большую часть клиентов социальных учреждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа социального педагога с родителями педагогически запущенных детей
эта презинтация поможет педагогу и нетолько социальному разобрать причины пед. запущенности ребёнка, помочь ребенку и его родителям....
Особенности восприятия социального педагога школьниками.
Аннотация: в данной статье рассказывается о восприятии школьниками социального педагога. Abstract: this article describes the perceptions of students of a ...
Работа социального педагога с подростками девиантного поведения в школе
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава I. ПОДРОСТКОВАЯ ДЕВИАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. 1.1 Девиантное поведение, сущность ...
СИСТЕМА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В КОЛЛЕДЖЕ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Сиротство – одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. Меняющаяся социальная политика в России акцентирует внимание на необходимости максимальной подготовки дет...
Формы и методы работы социального педагога по трудовому воспитанию подростков в условиях коррекционной школы
Одним из приоритетных направлений современной системы образования является создание условий успешной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. При организации труда ребенка с ограни...
«Особенности работы социального педагога в сфере соблюдения требований законодательства по защите личных и имущественных прав детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в ГАПОУ АО «СТСИ»
Выступление по теме самообразования на ПЦК...
Включение в социальную проектную деятельность студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родителей. (опыт работы социального педагога ТОГАПОУ ТОТ Чернобылова Н.И.)
Социальное проектирование студентов из числа детей сирот и детей,оставшихся без попечения родителей в техникуме....