разработка классного часа "Создавшие вторую культуру"
классный час на тему

Классный час посвящен поэтам-бардам Александру Галичу, Булату Окуджаве, Владимиру Высоцкому. В разработке отражены фрагменты биографии, чтение стихов, отношение власти к творчеству этих людей, гражданская позиция поэтов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Создавшие вторую культуру»

                                                              Разработала: Лаптева Надежда Михайловна

                               Преподаватель истории

                                              Филиал ТюмГНГУ в г. Тобольске

Цель: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Б.Окуджавы, А.Галича, В.Высоцкого, создавших «вторую культуру», противоположную официальной идеологии.

Оборудование: мультимедийная установка; презентация; три  свечи:

Словарная работа: Бард (кельт.) – поэт, певец у древних кельтов: в торжественном стиле    речи – поэт.            Дессидентство – инакомыслие, в политическом лексиконе – человек, выступающий как поэт-певец.

Форма проведения: устный журнал

Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово учителя:

«Создавшие вторую культуру», кто-то из этих людей вам знаком, а о ком-то, вы услышите впервые. Это не просто поэты, исполнители. Это граждане, которые попытались в советское время, когда главенствовала официальная идеология, и говорить можно было только  о достижениях социализма – они стали говорить о недостатках, навлекая на себя гнев властей. Их называли бардами, дессидентами. По-другому, явление бардов получило название «магнитофонной революции». Записи песен, а также сатирических выступлений, воспроизводимые в домашних условиях, практически не поддавались контролю и получили массовое распространение. Непризнанные официально, они вошли в быт, в сознание миллионов людей. Признанными лидерами здесь были: Булат Окуджава, Александр Галич, Владимир Высоцкий и другие.

Страница первая

БУЛАТ ШАЛВОВИЧ ОКУДЖАВА

                                             Слайд первый.     ( зажигается свеча)

  1. Учащийся:

Булат Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве. В семье партийного работника, репрессированного  в 1937 году, когда сыну было 7 лет. Учился в школе, которую окончил в 1941. В 1942 г. Окуджава добровольцем уходит на фронт, был ранен, затем демобилизован. Его песни появились в середине 50-х и постепенно сделали имя автора популярным.

Песни 50-х годов- «Голубой шарик», «До свидания, мальчики» - запели сначала по всей Москве, а затем и по всей стране. Он стал основателем целого направления авторской песни. Вскоре к нему присоединились А.Галич, Ю.Ким, В.Высоцкий.

  1. Учащийся: Авторская песня отличалась неброской мелодией, поскольку главным в ней было содержание. Оно тоже было своеобразным; в песне не содержались ни призывы, ни описания острых социальных процессов – войн и насилия. И тем не менее, каждая была теснейшим образом связана с тем, что пришлось пережить всему народу и каждому автору в отдельности.

Учитель: Однако песни Окуджавы имели сложную судьбу. Они распространялись по всей стране, как говорится, из уст в уста, а сам он жил «внутренним эмигрантом».

Первое же появление Окуджавы на публике вызвало раздражение не только во властных структурах, но и среди коллег. Композитор Соловьев-Седой назвал его мелодии белогвардейскими, а прославленный Вертинский «песнями для неуспевающих студентов». Его обвиняли в пошлости и прогоняли со сцены. И те не мене песни Окуджавы узнала вся страна, поскольку они искренне рассказывали о любви, о вере, надежде и благородстве.

  1. Учащийся: тогда было трудно предположить, что через несколько десятилетий песни Окуджавы будут звучать с эстрады, с телеэкранов, собирать большие аудитории. Ведь кроме всего прочего, он не обладал певческим и сценическим даром. Его немного хрипловатый голос был негромок и. казалось должен был звучать в камерной обстановке.

Герои песен Окуджавы жили по соседству с автором и с каждым из слушателей – в арбатских переулках, на Садовом кольце, по всей огромной стране.

Но вместе с тем этот мир был наполнен чем-то совершенно особым. С помощью одной детали, авторской метафоры Окуджава добивался создания целостного образа и даже целого зрительного ряда: «Огонь сосны с огнем души в печи перемешайте».

Учитель: Во второй половине 60-х, когда Окуджава подписал письма в защиту А.Синявского, Ю.Даниэля, а чуть позже и А.Солженицина, его практически перестают печатать. И тогда же его произведения появились за границей. Ему грозило исключение из партии, но этого не произошло, поскольку «Литературная газета» опубликовала его вынужденное покаяние.

Учащийся: За образами его песен может стоять и критическое отношение к миру. Но оно никогда не являлось самоцелью, поэт скорее иронизирует над тем, что видит, о чем, например, свидетельствует его «Песенка о дураках».

(звучит песня)

Вопрос: О чем эта песня? Какие пороки общества высмеивает автор? Почему «дураком быть легче – только вот не хочется»? ( учащиеся отвечают).

Учащийся: Окуджава остро чувствовал ценность самых простых вещей. Но мир его героев всегда возвышен и даже отчасти романтизирован. Окуджава является автором сценариев и песен к более чем двадцати фильмам. Среди них: «Белое солнце пустыни», «Белорусский вокзал», «Звезда пленительного счастья».

Учитель: Булат Окуджава умер в Париже, где накануне смерти принял крещение.  

Гроб с телом поэта встречали в Москве тысячи людей, и многие тысячи пришли попрощаться с ним. Друг поэта писатель А.Приставкин выразил общее чувство потери такими словами: «Теперь одним светочем будет меньше, одной великой могилой больше».

(Свеча гасится).

Мы открываем вторую страницу нашего журнала.

Александр Галич

(зажигается свеча) Слайд 3

Учащийся: Галич Александр Аркадьевич, настоящая фамилия Гинсбург, русский поэт, драматург. Родился 19 октября 1918 года в Екатеринославе в интеллегентной семьи. Поступил в Литературный институт им. А.М.Горького, перешел в Оперно-драматическую студию К.Станиславского, затем в театр-студию Арбузова, Плучека. В годы войны работал во фронтовом театре. Известность пришла с пьесами «Улица мальчиков» (1946), «Вас вызывает Таймыр» и др. Популярные на долгое время стали кинофильмы по сценариям Галича: «Верные друзья», «На семи ветрах» (реж. С.Ростоцкий), вплоть до сер.80-х годов исполнялись песни на стихи Галича «Ой, Северное море», «До свидания, мама, не грусти…». Одновременно еще более весомая слава пришла к Галичу как автору дессидентских стихов и песен, одному из отечественных бардов доперестроечного времени, подобно Окуджаве, В.Высоцкому, Ю.Киму и др. создавшим «вторую»  культуру, противостоящую официальной – искреннюю, интимно-доверительную, безоглядно-правдивую,  и тоже время сатирически-гротесковую, остросоциальную, полную явного или скрытого оскорбленного гражданского пафоса.

Слайд 4

Учащийся: Обычный советский человек со своей рядовой судьбой, исковерканной, но непобежденной душой предстает в стихах Галича, как правило, сюжетных, экспрессивных, эпатирующих живой, подчеркнуто просторечной лексикой, исполняемых самим автором под незамысловатый аккомпанемент гитары: «леночка», Про маляров, истопника и теорию относительности «Законы природы» и др. Но Галич всего лишь воссоздавал типы героев своего времени. Однако из-за резкой сатирической направленности практически все пьесы Галича со временем были положены на полку.

Учитель: Песней «Старательский вальсок» , пригвоздившей молчальников, которые вышли в начальники, Галич открыл свою книгу «Поколение обреченных». Книга вышла в эмиграции. Нечего было и думать напечатать ее на родине, хотя бы в самом урезанном варианте. ( звучит песня «Старательский вальсок»). Песню прокрутили на заседании секритариата, исключавшего Галича из союза писателей. Как вещественное доказательство его неблагонадежности. Как всем в его поколении обреченных, Галичу была оставлена одна возможность – существовать незаметно. «Молчи, скрывайся и таи…». Не умевшие этого либо сгинули в ГУЛАГе, либо – хуже – непоправимо запятнали себя. Судьба уберегла Галича и от того и от другого. Особенно резкую реакцию со стороны цензуры вызвала пьеса «Матросская тишина», которая была запрещена еще до официальной премьеры. Галич начал работать над ней в канун 20 съезда КПСС, считая, что после смерти Сталина он сможет высказать свое мнение о войне.

Учащийся: Необходимо отметить, что главным качеством его песен стала психологическая раскованность лирического героя, свободное выражение своих взглядов, чувств, настроений. Весной 1968 года власти испугались популярности Галича и запретили ему публичные выступления. Вместе с тем всего через несколько месяцев во Франкфурте выходит первый сборник стихотворений Галича, Подобный шаг в то время считался преступлением. Еще не было забыто время травли Пастернака, процессов над Бродским, Синявским, Даниэлем.

Исключение из союза писателей практически лишило его возможности какого-либо литературного заработка. В 1977 году Галич умер в Париже, был похоронен на русском кладбище близ Парижа. Наши воспоминания об Александре Галиче мы закончим его стихотворением «Памяти Б.Л.Пастернака»

(зачитывается стихотворение). Гасится свеча.

СТРАНИЦА ТРЕТЬЯ: ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ

(зажигается третья свеча)  Слайд 5

Учащийся: Владимир Семенович Высоцкий родился в Москве 25 января 1938 года. В 1960 – закончил школу-студию МХАТ им. Немировича-Данченко.

1960-61 г. – актер театра им. Пушкина в Москве. 1961-64 г.г. – актер по договорам на киностудиях страны Москва, Ленинград. 1964-1980 г.г. – актер московского театра на Таганке.

Учащийся: Высоцкий – дитя стихий, он неутомим как горная река, как сибирская вьюга, и это не метафора, увы! – он также беспощаден к себе в работе, как и упомянутые явления природы. Только ему это дороже стоит – жизни и здоровья. Стихия, увлечения, интрига замысла, влюбленность делают его самим собой.

Он распахнут весь перед людьми, он рискует сгореть, расплавиться на каждом шагу… Он сочиняет песню, которую завтра полюбят.

Учитель: Песни Высоцкого – это своеобразные маленькие драмы. Следуемые одна за другой, то веселые, то грустные, то жанровые картинки, то монологи, произносимые от лица с ярко выраженной индивидуальностью, то размышления самого автора о жизни и времени, они, вместе дают неожиданно яркую картину этого времени и человека в нем.

Слайд 6

Учащийся:

При его жизни, многие не рассматривали его как серьезную творческую личность, не считали поэтом, просто поющий актер, неоправданно знаменитый. Но, сегодня очевидно, что нет человека из эпохи 70-80 годов, который бы более глубоко и полно выразил свое время и его проблемы. Каким было это время? Мы называем его эпохой застоя, тогда существовал СССР, руководил страной Брежнев. Это время духовной несвободы, железного занавеса, когда свободно говорить о том, что думаешь особенно в политическом смысле- было нельзя. А Высоцкому было можно, он был свободным человеком и за это народ его любил. Но официальные власти не признавали его и боялись, боялись его популярности, его свободы, его влияния. Его песни были запрещены на телевидении и радио, но он собирал стадионы , они лились из каждого окна, в записях на бабинах огромных магнитофонов. Фразы из его песен современный поэт - Р.Рождественский говорил : в творчестве Высоцкого важная тема- человеческая подлость, невозможность для него принять нечестные правила игры, которые приняты в обществе- иногда- это песни внешне веселые, с юмором, но по сути печальные. Но чаще, он говорил об этом серьезно, с надрывом. Поэт отстаивал активную позицию в борьбе со злом, подлостью, лицемерием, лучшая из таких песен, конечно «Охота на волков». Друг Высоцкого, художник Михаил Шемякин вспоминал : ( читать) Я прослушал несколько песен Володи. И прежде всего меня потрясла «Охота на волков». Одной этой песни было достаточно для меня, чтобы понять, что Володя – гений. В этой песне было сочетание всего, как говорят художники – рисунка, ритма, цвета. Перед тобой – шедевр. В этой песне ни одной фальшивой интонации. Это гениальное произведение. А гениальные произведения никогда не создают мелкие людиенники произносили как пароль

(звучит песня «Охота на волков»)

Учитель: Высоцкий не был идеальным человеком- совершал ошибки, имел пагубные                                      привычки, страдал из-за них и знал, что плата за это высока- сама жизнь, но до конца он любил жизнь и боролся за нее.

                        Слайд 7

             Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980 года от сердечного приступа. Ему было 42                                       года. Песни его, записанные на магнитофонные ленты, знала вся страна. Но при жизни о нем почти не писали. На панихиде говорили: «Умер народный артист Советского Союза». Он был истинно народен, «Я всегда во все светлое верил, например, в наш советский народ». Я предлагаю закрыть наш журнал песней Булата Окуджавы «Давайте восклицать».

Гасится третья свеча. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: "О культуре поведения в учебном заведении"

Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этики...

Классный час«Парк культуры и отдыха имени Юрия Алексеевича Гагарина»

Тема: «Парк культуры и отдыха имени Юрия Алексеевича Гагарина»Цель: расширить знания учащихся по истории родного города, а именно  городском парке культуры и отдых Ю. А. Гагарина; сфо...

Методическая разработка классного часа «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» (Правила поведения во время зимних каникул) методическая разработка

Цель классного часа - повышение осведомлённости студентов о безопасном поведении во время каникул.Методическая разработка классного часа на тему: «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» отража...

С ДНЁМ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ! Методическая разработка классного часа для классных руководителей групп старших курсов

Совершеннолетие непростой этап в жизни каждого студента. Вчерашний ребёнок вдруг становится взрослым и должен принять на свои юные плечи серьёзный груз - взрослую жизнь.Конечно, и до восемнадцатого дн...

Методическая разработка классного часа: тема « Профилактика суицидального поведения в работе классного руководителя»

Актуальность выбранной темы классного часа обусловлена тем, что проблема суицида и суицидальных попыток     приобрела значительный масштаб в наше время. Это обусловлено тем, что мн...