разработка классного часа "Создавшие вторую культуру"
классный час на тему
Классный час посвящен поэтам-бардам Александру Галичу, Булату Окуджаве, Владимиру Высоцкому. В разработке отражены фрагменты биографии, чтение стихов, отношение власти к творчеству этих людей, гражданская позиция поэтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему: «Создавшие вторую культуру»
Разработала: Лаптева Надежда Михайловна
Преподаватель истории
Филиал ТюмГНГУ в г. Тобольске
Цель: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Б.Окуджавы, А.Галича, В.Высоцкого, создавших «вторую культуру», противоположную официальной идеологии.
Оборудование: мультимедийная установка; презентация; три свечи:
Словарная работа: Бард (кельт.) – поэт, певец у древних кельтов: в торжественном стиле речи – поэт. Дессидентство – инакомыслие, в политическом лексиконе – человек, выступающий как поэт-певец.
Форма проведения: устный журнал
Ход мероприятия:
- Вступительное слово учителя:
«Создавшие вторую культуру», кто-то из этих людей вам знаком, а о ком-то, вы услышите впервые. Это не просто поэты, исполнители. Это граждане, которые попытались в советское время, когда главенствовала официальная идеология, и говорить можно было только о достижениях социализма – они стали говорить о недостатках, навлекая на себя гнев властей. Их называли бардами, дессидентами. По-другому, явление бардов получило название «магнитофонной революции». Записи песен, а также сатирических выступлений, воспроизводимые в домашних условиях, практически не поддавались контролю и получили массовое распространение. Непризнанные официально, они вошли в быт, в сознание миллионов людей. Признанными лидерами здесь были: Булат Окуджава, Александр Галич, Владимир Высоцкий и другие.
Страница первая
БУЛАТ ШАЛВОВИЧ ОКУДЖАВА
Слайд первый. ( зажигается свеча)
- Учащийся:
Булат Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве. В семье партийного работника, репрессированного в 1937 году, когда сыну было 7 лет. Учился в школе, которую окончил в 1941. В 1942 г. Окуджава добровольцем уходит на фронт, был ранен, затем демобилизован. Его песни появились в середине 50-х и постепенно сделали имя автора популярным.
Песни 50-х годов- «Голубой шарик», «До свидания, мальчики» - запели сначала по всей Москве, а затем и по всей стране. Он стал основателем целого направления авторской песни. Вскоре к нему присоединились А.Галич, Ю.Ким, В.Высоцкий.
- Учащийся: Авторская песня отличалась неброской мелодией, поскольку главным в ней было содержание. Оно тоже было своеобразным; в песне не содержались ни призывы, ни описания острых социальных процессов – войн и насилия. И тем не менее, каждая была теснейшим образом связана с тем, что пришлось пережить всему народу и каждому автору в отдельности.
Учитель: Однако песни Окуджавы имели сложную судьбу. Они распространялись по всей стране, как говорится, из уст в уста, а сам он жил «внутренним эмигрантом».
Первое же появление Окуджавы на публике вызвало раздражение не только во властных структурах, но и среди коллег. Композитор Соловьев-Седой назвал его мелодии белогвардейскими, а прославленный Вертинский «песнями для неуспевающих студентов». Его обвиняли в пошлости и прогоняли со сцены. И те не мене песни Окуджавы узнала вся страна, поскольку они искренне рассказывали о любви, о вере, надежде и благородстве.
- Учащийся: тогда было трудно предположить, что через несколько десятилетий песни Окуджавы будут звучать с эстрады, с телеэкранов, собирать большие аудитории. Ведь кроме всего прочего, он не обладал певческим и сценическим даром. Его немного хрипловатый голос был негромок и. казалось должен был звучать в камерной обстановке.
Герои песен Окуджавы жили по соседству с автором и с каждым из слушателей – в арбатских переулках, на Садовом кольце, по всей огромной стране.
Но вместе с тем этот мир был наполнен чем-то совершенно особым. С помощью одной детали, авторской метафоры Окуджава добивался создания целостного образа и даже целого зрительного ряда: «Огонь сосны с огнем души в печи перемешайте».
Учитель: Во второй половине 60-х, когда Окуджава подписал письма в защиту А.Синявского, Ю.Даниэля, а чуть позже и А.Солженицина, его практически перестают печатать. И тогда же его произведения появились за границей. Ему грозило исключение из партии, но этого не произошло, поскольку «Литературная газета» опубликовала его вынужденное покаяние.
Учащийся: За образами его песен может стоять и критическое отношение к миру. Но оно никогда не являлось самоцелью, поэт скорее иронизирует над тем, что видит, о чем, например, свидетельствует его «Песенка о дураках».
(звучит песня)
Вопрос: О чем эта песня? Какие пороки общества высмеивает автор? Почему «дураком быть легче – только вот не хочется»? ( учащиеся отвечают).
Учащийся: Окуджава остро чувствовал ценность самых простых вещей. Но мир его героев всегда возвышен и даже отчасти романтизирован. Окуджава является автором сценариев и песен к более чем двадцати фильмам. Среди них: «Белое солнце пустыни», «Белорусский вокзал», «Звезда пленительного счастья».
Учитель: Булат Окуджава умер в Париже, где накануне смерти принял крещение.
Гроб с телом поэта встречали в Москве тысячи людей, и многие тысячи пришли попрощаться с ним. Друг поэта писатель А.Приставкин выразил общее чувство потери такими словами: «Теперь одним светочем будет меньше, одной великой могилой больше».
(Свеча гасится).
Мы открываем вторую страницу нашего журнала.
Александр Галич
(зажигается свеча) Слайд 3
Учащийся: Галич Александр Аркадьевич, настоящая фамилия Гинсбург, русский поэт, драматург. Родился 19 октября 1918 года в Екатеринославе в интеллегентной семьи. Поступил в Литературный институт им. А.М.Горького, перешел в Оперно-драматическую студию К.Станиславского, затем в театр-студию Арбузова, Плучека. В годы войны работал во фронтовом театре. Известность пришла с пьесами «Улица мальчиков» (1946), «Вас вызывает Таймыр» и др. Популярные на долгое время стали кинофильмы по сценариям Галича: «Верные друзья», «На семи ветрах» (реж. С.Ростоцкий), вплоть до сер.80-х годов исполнялись песни на стихи Галича «Ой, Северное море», «До свидания, мама, не грусти…». Одновременно еще более весомая слава пришла к Галичу как автору дессидентских стихов и песен, одному из отечественных бардов доперестроечного времени, подобно Окуджаве, В.Высоцкому, Ю.Киму и др. создавшим «вторую» культуру, противостоящую официальной – искреннюю, интимно-доверительную, безоглядно-правдивую, и тоже время сатирически-гротесковую, остросоциальную, полную явного или скрытого оскорбленного гражданского пафоса.
Слайд 4
Учащийся: Обычный советский человек со своей рядовой судьбой, исковерканной, но непобежденной душой предстает в стихах Галича, как правило, сюжетных, экспрессивных, эпатирующих живой, подчеркнуто просторечной лексикой, исполняемых самим автором под незамысловатый аккомпанемент гитары: «леночка», Про маляров, истопника и теорию относительности «Законы природы» и др. Но Галич всего лишь воссоздавал типы героев своего времени. Однако из-за резкой сатирической направленности практически все пьесы Галича со временем были положены на полку.
Учитель: Песней «Старательский вальсок» , пригвоздившей молчальников, которые вышли в начальники, Галич открыл свою книгу «Поколение обреченных». Книга вышла в эмиграции. Нечего было и думать напечатать ее на родине, хотя бы в самом урезанном варианте. ( звучит песня «Старательский вальсок»). Песню прокрутили на заседании секритариата, исключавшего Галича из союза писателей. Как вещественное доказательство его неблагонадежности. Как всем в его поколении обреченных, Галичу была оставлена одна возможность – существовать незаметно. «Молчи, скрывайся и таи…». Не умевшие этого либо сгинули в ГУЛАГе, либо – хуже – непоправимо запятнали себя. Судьба уберегла Галича и от того и от другого. Особенно резкую реакцию со стороны цензуры вызвала пьеса «Матросская тишина», которая была запрещена еще до официальной премьеры. Галич начал работать над ней в канун 20 съезда КПСС, считая, что после смерти Сталина он сможет высказать свое мнение о войне.
Учащийся: Необходимо отметить, что главным качеством его песен стала психологическая раскованность лирического героя, свободное выражение своих взглядов, чувств, настроений. Весной 1968 года власти испугались популярности Галича и запретили ему публичные выступления. Вместе с тем всего через несколько месяцев во Франкфурте выходит первый сборник стихотворений Галича, Подобный шаг в то время считался преступлением. Еще не было забыто время травли Пастернака, процессов над Бродским, Синявским, Даниэлем.
Исключение из союза писателей практически лишило его возможности какого-либо литературного заработка. В 1977 году Галич умер в Париже, был похоронен на русском кладбище близ Парижа. Наши воспоминания об Александре Галиче мы закончим его стихотворением «Памяти Б.Л.Пастернака»
(зачитывается стихотворение). Гасится свеча.
СТРАНИЦА ТРЕТЬЯ: ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ
(зажигается третья свеча) Слайд 5
Учащийся: Владимир Семенович Высоцкий родился в Москве 25 января 1938 года. В 1960 – закончил школу-студию МХАТ им. Немировича-Данченко.
1960-61 г. – актер театра им. Пушкина в Москве. 1961-64 г.г. – актер по договорам на киностудиях страны Москва, Ленинград. 1964-1980 г.г. – актер московского театра на Таганке.
Учащийся: Высоцкий – дитя стихий, он неутомим как горная река, как сибирская вьюга, и это не метафора, увы! – он также беспощаден к себе в работе, как и упомянутые явления природы. Только ему это дороже стоит – жизни и здоровья. Стихия, увлечения, интрига замысла, влюбленность делают его самим собой.
Он распахнут весь перед людьми, он рискует сгореть, расплавиться на каждом шагу… Он сочиняет песню, которую завтра полюбят.
Учитель: Песни Высоцкого – это своеобразные маленькие драмы. Следуемые одна за другой, то веселые, то грустные, то жанровые картинки, то монологи, произносимые от лица с ярко выраженной индивидуальностью, то размышления самого автора о жизни и времени, они, вместе дают неожиданно яркую картину этого времени и человека в нем.
Слайд 6
Учащийся:
При его жизни, многие не рассматривали его как серьезную творческую личность, не считали поэтом, просто поющий актер, неоправданно знаменитый. Но, сегодня очевидно, что нет человека из эпохи 70-80 годов, который бы более глубоко и полно выразил свое время и его проблемы. Каким было это время? Мы называем его эпохой застоя, тогда существовал СССР, руководил страной Брежнев. Это время духовной несвободы, железного занавеса, когда свободно говорить о том, что думаешь особенно в политическом смысле- было нельзя. А Высоцкому было можно, он был свободным человеком и за это народ его любил. Но официальные власти не признавали его и боялись, боялись его популярности, его свободы, его влияния. Его песни были запрещены на телевидении и радио, но он собирал стадионы , они лились из каждого окна, в записях на бабинах огромных магнитофонов. Фразы из его песен современный поэт - Р.Рождественский говорил : в творчестве Высоцкого важная тема- человеческая подлость, невозможность для него принять нечестные правила игры, которые приняты в обществе- иногда- это песни внешне веселые, с юмором, но по сути печальные. Но чаще, он говорил об этом серьезно, с надрывом. Поэт отстаивал активную позицию в борьбе со злом, подлостью, лицемерием, лучшая из таких песен, конечно «Охота на волков». Друг Высоцкого, художник Михаил Шемякин вспоминал : ( читать) Я прослушал несколько песен Володи. И прежде всего меня потрясла «Охота на волков». Одной этой песни было достаточно для меня, чтобы понять, что Володя – гений. В этой песне было сочетание всего, как говорят художники – рисунка, ритма, цвета. Перед тобой – шедевр. В этой песне ни одной фальшивой интонации. Это гениальное произведение. А гениальные произведения никогда не создают мелкие людиенники произносили как пароль
(звучит песня «Охота на волков»)
Учитель: Высоцкий не был идеальным человеком- совершал ошибки, имел пагубные привычки, страдал из-за них и знал, что плата за это высока- сама жизнь, но до конца он любил жизнь и боролся за нее.
Слайд 7
Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980 года от сердечного приступа. Ему было 42 года. Песни его, записанные на магнитофонные ленты, знала вся страна. Но при жизни о нем почти не писали. На панихиде говорили: «Умер народный артист Советского Союза». Он был истинно народен, «Я всегда во все светлое верил, например, в наш советский народ». Я предлагаю закрыть наш журнал песней Булата Окуджавы «Давайте восклицать».
Гасится третья свеча. Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час: "О культуре поведения в учебном заведении"
Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этики...

Классный час«Парк культуры и отдыха имени Юрия Алексеевича Гагарина»
Тема: «Парк культуры и отдыха имени Юрия Алексеевича Гагарина»Цель: расширить знания учащихся по истории родного города, а именно городском парке культуры и отдых Ю. А. Гагарина; сфо...
Методическая разработка занятия по физической культуре, Тема: "Использование инновационных технологий (оздоровительные системы) на занятиях физической культуры. Гимнастика с элементами фитнес – технологий"
В методической разработке описывается выполнение физических упражненний для оздоровления различных систем организма....
Методическая разработка по предмету: Физическая культура Тема: «Общефизические упражнения (ОФП) на уроках физической культуры»
Общефизические упражнения (ОФП) на уроках физической культуры...

Методическая разработка классного часа «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» (Правила поведения во время зимних каникул) методическая разработка
Цель классного часа - повышение осведомлённости студентов о безопасном поведении во время каникул.Методическая разработка классного часа на тему: «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» отража...

С ДНЁМ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ! Методическая разработка классного часа для классных руководителей групп старших курсов
Совершеннолетие непростой этап в жизни каждого студента. Вчерашний ребёнок вдруг становится взрослым и должен принять на свои юные плечи серьёзный груз - взрослую жизнь.Конечно, и до восемнадцатого дн...

Методическая разработка классного часа: тема « Профилактика суицидального поведения в работе классного руководителя»
Актуальность выбранной темы классного часа обусловлена тем, что проблема суицида и суицидальных попыток приобрела значительный масштаб в наше время. Это обусловлено тем, что мн...