Классный час: "О культуре поведения в учебном заведении"
классный час по теме

Михайличенко Валентина Борисовна

Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_kulture_povedeniya_v_uchebnom_zavedenii.doc413 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО КПГТ

О культуре поведения в учебном заведении.

Классный час

Преподаватель: Михайличенко В.Б.

Касли -2012

Цель:

 развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этики.

Оформление:

Высказывания:

 1.«Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик». И.Гете

 2.»Ничто не обходится нам дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Сервантес

 3. «Вежливость порождает вежливость». Э. Роттердамский.

 4.»Остерегайся сам того, что не одобряешь в других».

 5.»Не делай другому того, чего не желаешь себе».

ТСО:  ПК, проектор

Сегодня мы поговорим о правилах поведения.

-Что означает слово «Этикет»?

Это слово французского происхождения.

Этикет – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения.

-А знаете ли вы , какую страну считают родиной этикета?

Италию!

Существует много пословиц и поговорок о культуре речи и о культуре поведения.

Конкурс « Кто больше?»

Кто больше назовет пословиц и поговорок о культуре речи и культуре поведения?

( За каждую пословицу и поговорку на тему об этикете вручается жетон)

От одного слова – да навек ссора.

За худые слова слетит и голова.

От приветливых слов язык не отсохнет.

Слово не воробей вылетит не поймаешь.

Слово не обух, а от него люди гибнут.

Доброе слово лучше мягкого пирога.

Доброе молчание лучше худого ворчания.

Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий социум может стать основой для развития личности, для развития «я» каждого человека. И таким социумом может стать не только крупное объединение людей, но и малая группа – группа в училище. Что такое группа в училище – объединение людей, где «я» каждого превращается в общее «мы». И нужно чтобы каждое отдельное «я» чувствовало себя в этом большом «мы» комфортно. И чтобы «я» каждого не подавляло «я» своего соседа. Для этого необходимо существование определенных правил поведения, которые дали бы возможность каждому «я» полноценно развиваться.

Давайте  посчитаем, со сколькими людьми мы встречаемся ежедневно. Дома мы общаемся с родными: мамой, папой, братьями и сестрами, с соседями; в училище – с учителями, друзьями , библиотекарем; в магазине – с продавцом, кассирами, незнакомыми людьми; на улице – с прохожими; старыми и молодыми людьми, взрослыми и сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь; с одними только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то  сам обратишься с просьбой. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в училище, на улице, в магазине, в кино, в библиотеке и т.д. Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Очень много времени мы с вами проводим в училище, поэтому сегодня будем говорить о правилах поведения в училище, а также о моментах неуважительного отношения, то есть такого, после которого возникают обиды. Как правило, обиды взаимны.

Надо задуматься над своими ошибками в поведении. Ровный дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения. И наоборот, бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях:

«От одного слова да навек ссора»,

«Бритва скребет, а слово ранит»,

«Ласковое слово – это вешний день»

«За худые слова слетит и голова»

«От приветливых слов язык не отсохнет».

«Слово не обух, а от него люди гибнут».

«Доброе слово лучше мягкого пирога».

«Доброе молчание лучше худого ворчания».

- Что обозначает слово «Вежливость»?

Вежливость, истинная культура поведения – это совокупность поступков, содержание и внешнее проявление которых соответствуют нравственным принципам морали.

«Вежливость  имеет свои законы, которые нужно знать, а не открывать всякий раз заново. Каждое поколение не изобретает же заново алфавит, цифры, законы физики, математики»,- говорил С.Михалков

«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». М. Сервантес

Конкурс:
На доске нарисован  человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак воспитанного человека.

                                           

Вырабатываются правила поведения.

Правила:

1.Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях – это взаимно. Вырабатывайте в себе такие качества.

2.Не допускайте ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.

3.Дорожи своей честью, честью семьи, училища, удерживай своих товарищей от плохих поступков.

4. Помогай младшим, незащищенным, будь справедливым.

5. Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе.

«Сокровищница народной мудрости»

На доске размещена таблица из двух столбцов. В левой части записаны начала народных высказываний. В правой  –  окончание пословицы. Необходимо сопоставить начала и окончания, перетаскивая фразы в правой части  в соответствующие строки.

Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения

  • У себя как хочешь,              
  • Не дорог подарок –
  • О пустяках спорить-
  • По одежке не суди,
  • Слово – серебро,
  • Хоть не богат,
  • От слова спасенье,
  • На незванного гостя
  • В деревню, где живут одноногие,
  • От одного слова,

  • по делам гляди.
  • молчание – золото.
  • а в гостях – как велят.
  • дорога любовь.
  • дело упустить.
  • и от слова погибель.
  • не припасена и ложка.
  • а гостям рад.
  • да навек ссора.
  • надо идти на одной ноге.

Что означает каждая пословица?

Задание

Каждому ряду выдается задание по определенной теме:

1.Школьный этикет( внешний вид, речь в стенах училища, вежливость) .

2. Правила поведения в училище.

 

Подсказки:

  • Форма
  • Прическа, сменная и вторая обувь
  • Приветствие учеников и взрослых
  • Обращение к друг другу
  • Вежливость
  • Опоздания
  • Прогулы
  • Плееры и сотовые телефоны
  • Повседневная речь в училище
  • Манера общения
  • Поведение в столовой
  • Поведение во время линеек и мероприятий
  • Приход в училище
  • Пропуск уроков
  • Школьное имущество
  • Соблюдение правил безопасности
  • Чужие вещи
  • Мусор
  • Бережливость
  • Забота о младших и слабых
  • Решение спорных вопросов
  • Курение в училище
  • Поведение на уроках
  • Поведение на переменах
  • Употребление непристойных выражений
  • Поведение на училищных вечерах и дискотеках

Обсуждение, запись на бумаге. Выбрать самые важные пункты и выбранного материала сделать презентацию.(25 минут)

 Визитные карточки

А что вы знаете о визитных карточках?

Визитные карточки во многих случаях заменяет удостоверение личности. Обычно она печатается на языке страны, в которой живет владелец карточки, на английском языке или на языке страны пребывания.

Содержание визитки

1. На визитной карточке  печатаются имя, отчество, фамилия, должность и адрес фирмы, где работает, а также номер телефона( факса, телефакса).

2.На визитных карточках, написанных не на русском языке, отчество не указывается, так как в большинстве стран не существует даже такого понятия.

3. Надписи карандашом в левом нижнем углу визитной карточки могут означать следующее:

p.f.- поздравление

p.r. - благодарность

p.c. - соболезнование

p.p. – заочное представление

p.f.c – удовлетворение знакомством

p.p.c. – вместо личного визита

p.f.N.a. – поздравление с Новым годом

МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ, МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ

12 правил сотового этикета

Все больше и больше людей пользуются мобильными телефонами, и это удобное средство связи давно перестало быть роскошью, но уже не раз убеждаюсь что людям не всегда свойственно обращать внимание на этикет пользования им...  Может быть стоит обращать внимание?..

© Разговор о «сотовом этикете» многим может показаться надуманным... До тех пор, пока чужой мобильник не начнет звенеть во время деловой встречи, в театре или кино.

Правила, как известно, бывают двух видов — те, которые нужно выполнять и те, которые нужно выполнять на самом деле. К какой категории отнести перечисленные ниже нормы этикета — дело ваше. Пока ваше. Ведь если ничего не изменится, появление законов, регулирующих поведение в этой области, не заставит себя ждать.

Правило 1. Не следует отвечать на телефонный звонок во время деловой встречи. Будь то собеседование, разговор с сотрудниками или подчинёнными — никогда не нужно показывать, что вы недостаточно цените их время и внимание. По данным опросов, 43% американцев выключают в ресторанах свои сотовые телефоны, ещё 24% полагаются на голосовую почту.

Правило 2. Пользоваться мобильным телефонов во время вождения автомобиля без специальной гарнитуры hands free небезопасно. Здравомыслящий человек не станет держать в руках телефон, когда у него и без того заняты руки, а ситуация требует концентрации внимания.

Правило 3. Не нужно разговаривать по «ручнику» в библиотеках, музеях, театрах и кинотеатрах, в ожидании приема у врача, а также в местах религиозного поклонения (разумеется, не только вашей конфессии) и прочих закрытых общественных помещениях, таких, например, как отделение скорой помощи. Да и в автобусах громкий эмоциональный разговор не всегда уместен.

Правило 4. Вы поступите вежливо, если не будете выбирать для сигнала звонка громкую и раздражающую музыку. Это может быть вредно не только для концентрации внимания (вашей и окружающих людей), но и для барабанных перепонок.

Правило 5. Не всё сразу! Без крайней необходимости не принимайте звонков, делая покупки и т.п. Помните, каждый человек, с которым вы общаетесь, заслуживает вашего полного внимания. Иначе вас просто могут неправильно понять. Не пытайтесь одновременно договариваться о помолвке и покупать билет на самолёт. Только очередь задержите. Ненужный разговор, в ненужном месте, в ненужное время... Кому это надо?

Правило 6. Все совещания, особенно организованные при помощи сотовой связи, нужно вести по деловому точно и, по возможности, не тратя лишнего времени. Помните, что есть вещи, которых окружающим слышать не обязательно. Некоторые истории, проблемы и конфликты вовсе не стоит афишировать. Неумение разобраться в обстановке может привести к печальным последствиям. Стоит ли ставить сделки и планы под угрозу без всякой необходимости?

Правило 7. В шумных местах пользуйтесь наушниками. Устройство это несложное и удобное.

Правило 8. Скажите звонящему, где вы находитесь, чтобы он мог предвидеть возможное отключение или отвлечение вашего внимания. А если ждёте важного звонка — выбирайте тихое, спокойное место. Будет неприятно, если придётся решать вопрос жизни и смерти, протискиваясь через толпу в коридоре. Тем более что в таком случае вам будет несравненно труднее показать свою деловую хватку.

Правило 9. Уважайте правила. Когда в учреждении или в самолете вас просят воздержаться от использования сотовых телефонов, не делайте вид, что ничего не слышали. Нет — значит нет.

Правило 10. Выше голову! Смотреть желательно не только под ноги, но и по сторонам. Вокруг каждого человека существует личное пространство — не вторгайтесь в него во время разговора. Следите за тем, насколько близко вы подошли к стоящему рядом. Культурный владелец сотового телефона не станет во время разговора без большой необходимости подходить ближе 3-6 метров к людям, которые не горят желанием вникать в его дела. По той же причине не стоит принимать звонков в лифте. Если подходящего места нет, то важный разговор лучше вообще не начинать. Внимание к окружающим — признак хорошего тона. Понаблюдайте, как люди относятся к человеку, громко и не по делу говорящему по «мобильнику». Хотите оказаться на его месте?

Правило 11. Кричать в телефон не стоит. Особенно если речь идёт о вашей личной жизни или бизнесе. Говорите тихо и мягко, ведь микрофон у большинства сотовых телефонов очень чувствителен. Старайтесь привлекать к себе как можно меньше внимания. Времена, когда сотовый был чем-то диковинным, давно прошли, вряд ли вам удастся кого-то удивить. Некоторым людям, правда, просто не по силам говорить по телефону нормальным голосом. Возможно, они подсознательно испытывают страх что, их плохо слышат. Но это все же не повод в два и более раз повышать нагрузку на свои голосовые связки и, соответственно, чужие уши.

Правило 12. Брать сотовый телефон на свидание — это всё равно, что назначить свидание в офисе! Не делайте этого. Сейчас мобильник не может произвести на кого-то неизгладимое впечатление. Вы бы еще факс с собой захватили! Ну а если уж на этот же час у вас назначен важный разговор — предупредите её заранее. И не говорите за столом — нужно извиниться и выйти. Если вы все-таки взяли на свидание телефон, а серьёзного звонка не ждёте, то лучше выключить эту опасную машину. Не позволяете телефону мешать вашей жизни, ведь он призван помогать ей!

Заключительное слово.

Как учиться «вежеству»

До XVI века в русском языке широко употреблялось слово «вежа», т.е. человек, который знает как вести себя в той или иной обстановке. Чтобы научиться «вежеству» существует несколько приемов.

Самонаблюдение

Прием сложный. Нужно как бы раздвоиться. Ты живешь и делаешь все, как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой глазами другого человека. Каждый раз ставишь перед собой цель. Например, сегодня «манеры». В другой раз цели будут другие: как разговариваю с людьми? Как  здороваюсь? Как держусь в гостях? Отмечай не только свои недостатки, но обязательно и хорошие черты, качества, привычки.

Самооценка

Надо не только следить за собой, но давать честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда лег спать, вспомнить, как прошел день, что заметил за собой и прямо сказать себе. В этом очень помог бы дневник, в котором отражались бы раздумья о самом себе, об окружающих людях, оценки самому себе.

Изучение мнения других людей.

Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие.

Помогает и самопознание и наблюдение за поведением окружающих. У одного древнего восточного мудреца спросили: «У кого ты учился благовоспитанности?» - « У невоспитанных, ответил он, я избегал делать то, что делают они».

Вывод:

Первое условие воспитанности – знание общепринятых норм и правил поведения.

Второе – тренироваться упражняться в правильном поведении.

Третье – прочные и устойчивые привычки поведения.

Высказывания знаменитых людей о культуре поведения

Бранью достигается лишь одна треть, любовью и уступками - все.                                  

                                                                             Жан Поль

Взаимная благожелательность есть самое близкое родство.

                                                                            У. Роджерс

Учтивость и скромность свидетельствуют о подлинной просвещенности человека.

                                                                           О. Бальзак

Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований.

                                                                           Р. Эмерсон

Обаяние чаще заключается в уме, чем в лице, т. к. красота лица обнаруживается сразу и не таит ничего неожиданного; но ум раскрывается лишь понемногу, когда сам человек этого желает, и в той мере, в какой он этого желает.

                                                                           Ш. Монтескье

Существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать.             К. Морли

У человека нет выбора – он должен быть человеком!

                                                                  Станислав Ежи Лец

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок.

И в сердце лесть всегда отыщет уголок.

                                                                   И. А. Крылов

Вежливость порождает и вызывает вежливость.

                                                                  Э. Роттердамский

Зорко одно лишь сердце; самого главного глазами не увидишь.

                                                                         А. Сент-Экзюпери


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие для студентов первого курса средних профессиональных учебных заведений по теме "Решение показательных уравнений".

Данное методическое пособие охватывает материал по теме: «Решение показательных уравнений». При решении задач по предложенной теме студенту необходимо владеть комплексом умений, а также новыми знаниям...

Культура поведения и формирование навыков поведения за столом воспитанников

ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ КУЛЬТУРЫ И НАВЫКОВ ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМЧтобы воспитать культуру поведения и формировать навыки поведения за столом у дошкольника мы рекомендуем родителям воспитанников, обратить вним...

Беседа "Умеешь ли ты общаться? (о культуре поведения)"

Беседа направлена на формирование этической культуры школьников...

Консультация для родителей «ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ».

В детском саду маленькому ребёнку прививают навыки, которые связаны с выполнением режима, с самообслуживанием и гигиеническими требованиями. Он должен освоить необходимый порядок действий и их характе...

Учебно - методическое пособие для студентов средних специальных учебных заведений " ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по МДК 05.01 Технология работ по профессии Кассир"

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙпо МДК 05.01 Технология работ по профессии КассирПМ. 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих учебно - методическое пособие для с...

Методическая разработка классного часа на тему «Ценностные приоритеты патриотического воспитания обучающихся в учебном заведении».

Цель проведения классного часа: 1.Развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных ценностей. 2.Формирование у них профессионально значимых качеств, умений и ...

Учебное пособие .Описание жилища и учебного заведения

Данное пособие предназначено для углубленного изучения материала по практическому занятию №4 для обучающихся всех профессий и специальностей 1 курса.Целью данного пособия является формирование навыков...