Конспект тренингового занятия "Я смогу!"
план-конспект занятия на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_smogu.docx | 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинговое занятие «Я смогу!»
Форма: занятие с элементами тренинга
Пояснительная записка.
Совсем недавно не было и речи об асоциальном поведении школьников. Обычные шалости, школьные нарушения не представляли никакой социальной опасности. Но с тех пор, как в школы и даже детские сады стали вызывать милицейские наряды, стало понятно, что общество столкнулось с новой проблемой — асоциальным поведением детей. Детская преступность в последние годы очень стала актуальной и «модной». Асоциальное поведение школьников — закономерный результат деформированной социально-экономической системы, недостатков в воспитательной системе, а также без духовности и низкого культурного уровня семьи.
Какие отклонения в поведении детей можно отнести к асоциальным? Их очень много: грубость, сквернословие, неуважение к старшим, воровство, хулиганство, бродяжничество, курение, употребление алкоголя, наркотиков. Но важно заметить, что эти проявления не «одиночны» и чаще всего они проявляются в комплексе, и тогда ребенка, пораженного ими, называют трудным, а потом асоциальным. Асоциальный — значит, почти граничащий с антисоциальным. Схема падения от трудного к асоциальному примерно такая: сначала появляются отдельные искажения, затем —«шатающаяся» ориентация, которая может перейти в отрицательную, и, наконец, может сформироваться устойчивая антиобщественная направленность личности.
Причины асоциального поведения школьников можно перечислять огромное количество и необходимо так же рассматривать в комплексе. Это взаимодействие с родителями и неблагополучная обстановка в семье, школа и одноклассники. Часто школьные неуспехи - это признак глубокого душевного разлада самого подростка, зависимого от его отношений с родителями. Чувство уверенности, которое ребенок получает в семье, вероятно, одна из лучших гарантий школьных успехов.
Важными причинами асоциального поведения школьников являются психологические причины. Они включают чувство уверенности в себе, физические и умственные недостатки ребенка, его собственный ритм, мотивацию, успехи и поражения, степень стабильности семейного очага, через которые он уже прошел. Все это вызывает у школьников чувство стресса, которое школьнику с каждым днем трудно преодолевать.
Цель занятия : создать условия для формирования навыков преодоления стресса и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу и страх;
Задачи:
- раскрыть понятия «тревожность» и «стресс»;
- познакомить учащихся со «здоровыми» способами преодоления тревожности и упражнениями на расслабление;
- обучить навыкам саморегуляции, прогнозирования и преодоления жизненных преград;
- повышение уверенности в достижении жизненных целей.
Форма проведения: занятие с элементами тренинга.
Аудитория: учащиеся 7-9 классов.
Место: класс.
Материалы и оборудование: листы для записей, ладошки из бумаги трех цветов (красная, желтая и синяя), старые газеты, спокойная музыка для релаксации.
Иллюстративный материал: презентация на тему «Стресс. Способы его преодоления
План- конспект занятия.
Этап занятия. | Содержание деятельности психолога (ведущего) | Время |
1.Организационный. | Приветствие участников занятия. Знакомство с темой занятия. Работа с эпиграфом урока «Живя, умей все пережить, печаль, и радость, и тревогу» Ф.И.Тютчев. | 3 минуты |
2. Основной. | Психолог. «Ребята, как вы думаете, что такое тревожность?» (Выслушиваю предположения ребят). (Тревожность – это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного). Психолог «Как выглядит тревожный человек?» (Красное или бледное лицо, дрожащий голос, холодные потные руки, напряжение.) Психолог «Как вы думаете, какие физиологические изменения происходят в его организме? (Учащение сердцебиения, и дыхания, сухость во рту, дрожащие руки и ноги, неприятные ощущения в животе и т.п.) Упражнение «Что такое стресс?» (мозговой штурм. (Учащиеся выписывают на листы ватмана свои предположения) Информирование. Что такое «стресс», причины возникновения стрессов. Упражнение «Я и мой стресс». Цель: работа с эмоциональными реакциями, возникшими у участников группы Психолог: «Я прошу вас сейчас вспомнить наиболее яркое, запомнившееся стрессовое состояние, можно и то которое вы испытали сейчас. Что вы чувствовали в это время? Вспомните как можно точнее тот момент вашей жизни. Изобразите на бумаге в любом образе это переживание. Это может быть любой цвет, любая фигура, изображение животного, предмета, явления природы. Всё с чем ассоциируется пережитое вами состояние» Обсуждение. Рисунки демонстрируются друг другу. Высказывается тот, кто пожелает. Важно прийти вместе с участниками к мысли, что в жизни стрессовых ситуаций избежать невозможно, поэтому необходимо знать и уметь применять разные способы выхода из стрессовых ситуаций. Упражнение «Как можно преодолеть стресс?» Психолог: «Ребята, подумайте, как можно преодолеть стресс и тревожность? Я попутно буду записывать все, о чем вы сказали, и вносить на нашу доску. – Какие еще способы преодоления тревожности вы можете подметить? Учащиеся указывают способы, которыми пользуются они, а также могут указать и способы, которые используют их старшие братья, сестры, родители. Учитель вносит записи в две колонки. (Сон, музыка, глубокое дыхание, физкультура, вкусная еда, прогулки, теплая ванна, общение с друзьями – здоровые способы; переедание, ругань, курение, вино,– в нездоровые…) – Итак, у нас получилось 2 колонки. – Все ли перечисленные способы преодоления тревожности здоровые? – Как вы понимаете смысл выражения нездоровые способы? Итак, в одну из колонок мы определили здоровые способы преодоления напряженного состояния (учитель подписывает колонку, а другую колонку предлагает назвать нездоровыми способами). – Какие способы более эффективны здоровые или нездоровые? Почему? Вывод: Необходимо использовать только здоровые способы, так как вторые возможно и снимают тревожность, но ценой в здоровье. Употребление ПАВ (психоактивных веществ – веществ, влияющих на головной мозг и вызывающих привыкание) создает иллюзию по снятию тревожности. Через небольшое количество времени человек понимает, что все осталось по-прежнему. (Учитель также объясняет, что переедание вредно для здоровья, а ругань и брань может разрушить отношения и человека изнутри). Игра «Кричалки – шепталки – молчалки». Цель: саморегуляция, снятие страсса. Из разноцветного картона изготавливаются три ладони: красная, желтая и синяя. Это – сигналы. Когда учитель поднимает красную ладонь – «кричалку» - можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтую ладонь – «шепталку» - можно тихо передвигаться и общаться шепотом; синюю – «молчалку» - дети должны замереть на месте и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой». Упражнение «Ёжик». Цель: саморегуляция, снятие стресса. Участники располагаются по кругу. Игру начинает учитель, он тихим шепотом, еле слышно зовет: «Ежик!» Далее в строгой последовательности ученики должны незначительно повышать голос, причем каждый следующий должен сказать немного громче предыдущего, пока последний не дойдет до громкого крика. Игра проходит несколькими кругами. [Бурмистрова Е.В.. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): Методические рекомендации для специалистов системы образования. — М.: МГППУ,2006.] Упражнение «Дотянись до звезд». Цель: повышение уверенности и собственной ответственности в достижении жизненных целей. Упражнение выполняется под медитативную музыку. Психолог «Закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую- нибудь особенно яркую звезду, которая связывается у вас с мечтой, желанием или целью. Дайте ей название. Теперь протяните руки к небу и постарайтесь дотянуться до звезды. Старайтесь изо всех сил. А теперь сорвите ее с неба и положите в карман. Можно сорвать несколько звезд.» Обсуждение. [Г.И. Макартычева «Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения»] | 2 минуты 5 минут 5 минут 5 минут 10 минут 5 минут 5 минут 12 минут |
3.Рефлексия. 4. Заключительный этап. | Психолог: «Закончите, пожалуйста предложения: Во время занятия я понял, что…. Самым полезным для меня было…» Обсуждение, подведение итогов. | 5 минут |
Список использованной литературы.
- Гринберг Дж. «Управление стрессом». 7-е изд. — СПб.: Питер, 2002.
- Бурмистрова Е.В.. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): Методические рекомендации для специалистов системы образования. — М.: МГППУ,2006
- Макартычева Г.И. «Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения»- СПб.:Речь,2008.]
- Монина Г.Б., Раннала Н.В. «Тренинг: ресурсы стрессоустойчивости»-Спб.2009.
- http://www.vashpsixolog.ru
- http://psyfactor.org/lib/stress2.htm
- http://www.b17.ru/article/2756/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинговое занятие "Необитаемый остров"
Это занятие хорошо проводить на 1 курсе, когда преподаватель еще не совсем хорошо знает ребят. В процессе игры сразу видно какую позицию занимает ребонок в группе, как к нему относятся и как он сам ...
Тренинговое занятие «Вперед к победе!»
Тренинговое занятие «Вперед к победе!» Автор-составитель Вознесенская Татьяна БорисовнаПедагог-психолог ГБОУ СПО МО «УОР по гандболу» Цель тренинга: сплочение команды, развитие умения общать...
Тренинговое занятие «Вперед к победе!»
Тренинговое занятие «Вперед к победе!» Автор-составитель Вознесенская Татьяна БорисовнаПедагог-психолог ГБОУ СПО МО «УОР по гандболу» Цель тренинга: сплочение команды, развитие умения общать...
Тренинговое занятие для подростков «Властелин ЭМОЦИЙ»
Информирование о структуре эмоциональных переживаний, обучение осознания своего эмоционального состояния....
Тренинговое занятие "Дерево толерантности"
Знакомство ребят 10-12 лет с понятием "толерантнсть" и демонтрация участникам занятия значимости толерантного общения....
Методическая разработка игро-тренингового занятия "Стресс и как с ним справиться"
Данный материал предназначен для проведения занятия по снятию стрессового напряжения у обучающихся...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Я смогу!»
Конспект открытого занятияв подготовительной группе«Я смогу!»Тема: «Развитие познавательных процессов».Цели: 1. Развитие памяти, внимания, мышления; ...