Комплексный анализ текста рассказа Ю.Бондарева «Оружие» из сборника «Мгновения»
презентация к уроку на тему

Марина Анатольевна Мизина

Через «погружение» в текст, осмысление авторской позиции совершенствовать нравственные качества личности учащихся, формировать гуманистические взгляды на жизнь. Учащиеся должны прийти к выводу, что война, оружие разрушают самое ценное и хрупкое – жизнь человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon oruzhie_prezentatsiya.ppt2.82 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комплексный анализ текста рассказа Ю.Бондарева «Оружие» из сборника «Мгновения» Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ленинградской области «Сосновоборский политехнический колледж» Преподаватель: Мизина М.А.

Слайд 2

Комплексный анализ текста рассказа Ю.Бондарева «Оружие» из сборника «Мгновения»

Слайд 3

Сверхзадача урока Через «погружение» в текст, осмысление авторской позиции совершенствовать нравственные качества личности учащихся, формировать гуманистические взгляды на жизнь. Учащиеся должны прийти к выводу, что война, оружие разрушают самое ценное и хрупкое – жизнь человека.

Слайд 4

Цели 1. Создание условий для исследовательской, творческой деятельности учащихся, развития речи. 2. Формирование аналитических умений на основе использования знаний грамматики. 3. Воспитание нравственно-эстетических ценностей и ориентиров на основе понимания идейного содержания и авторской позиции.

Слайд 5

Задачи Предметные: составлять высказывание по прочитанному тексту; совершенствовать навыки анализа текста; совершенствовать навыки монологической и диалогической деятельности учащихся.

Слайд 6

Задачи 2. Метапредметные: * Познавательные УУД: - побуждать к поиску ответов на вопрос, к совершенствованию приёмов сопоставления, обобщения; - производить отбор, преобразование информации для создания высказывания о неповторимости ценности человеческой жизни. * Регулятивные УУД: - понимать и определять цели работы, подводить итоги своего участия; - планировать пути решения учебной задачи; - обосновывать высказываемое суждение. * Коммуникативные УУД: - развивать умение слушать и понимать речь других; - учиться доброжелательной работе в группе; - формулировать мысли в устной и письменной форме. *Личностные УУД: - развивать способность осмысления своего эмоционального состояния; - формировать нравственные гуманистические принципы.

Слайд 7

Планируемые результаты - Предметные: умение понимать предложенный текст, на основе его анализа прийти к пониманию авторской картины мира в рассказе; характеризовать языковые явления, совершенствовать технику чтения, знание и употребление лингвистических терминов. - Личностные: повышение интереса к литературе и русскому языку; осмысление восприятия текста и авторской позиции, формирование потребности выражать собственную позицию, оценивать результаты своего участия в работе. - Коммуникативные: умение слушать и понимать речь учащихся и учителя; оформление собственных суждений в письменной и устной форме, развитие навыков сотрудничества. - Познавательные: отвечать на вопросы, задавать вопросы, сопоставлять явления, делать выводы; осмысленно и выразительно читать, развивать воображение, аргументировать своё представление. - Регулятивные: понимать цели учебной работы, определять пути её достижения, понимать прочитанное, соотносить исходное и итоговое суждение, оценивать результаты работы.

Слайд 8

Самое страшное, что несет собой война человечеству, - это смерть...

Слайд 9

Апофеоз - обожествление, прославление, возвеличение какого-либо лица, события или явления. ...Самое страшное, что несет с собой война человечеству, - это смерть самого человека... Андре Дюнан

Слайд 10

Когда-то очень давно на фронте я любил рассматривать трофейное оружие. Гладко отшлифованный металл офицерских парабеллумов отливал воронёной чернотой рукоятка как бы сама просилась в объятия ладони, спусковая скоба требовала погладить её просунуть указательный палец к твёрдой упругости спускового крючка во всём готовом к убийству механизме была чужая томящая красота какая-то тупая сила призыва к власти над другим человеком к угрозе и подавлению. Браунинги и маленькие «Вальтеры» поражали своей игрушечной миниатюрностью пленительным перламутром рукояток в этих пистолетах всё было аккуратно выточено всё сияло женственной нежностью и была ласковая смертельная красота в прохладных крошечных пульках. И как гармонично сконструирован был немецкий «шмайсер» совершенный по своей форме автомат сколько человеческого таланта было вложено в эстетическую стройность линий и изгибов манящих покорностью и словно бы ждущих прикосновения к себе. Тогда я многого не понимал и думал наше оружие грубее немецкого и лишь подсознательно чувствовал некую противоестественность в утончённой красоте орудия смерти оформленного как дорогая игрушка руками самих людей смертных недолговечных. Теперь же проходя по залам музеев увешанных оружием всех времён саблями кинжалами секирами пистолетами видя роскошную инкрустацию оружейных лож золото сверкающее в рукоятках мечей я с тошнотным чувством сопротивления спрашиваю себя «Почему люди подверженные как и все на земле ранней или поздней смерти делали и делают оружие красивым даже изящным подобно предмету искусства? Есть ли какой-нибудь смысл в том что железная красота убивает самую высшую красоту творения человеческую жизнь?» По Ю. Бондареву

Слайд 11

Работа с текстом по группам Первый абзац Задание первой группе Первый абзац – это… Рассказчик «я» - … Основная мысль - … Предложение… «На фронте» - синоним

Слайд 12

Работа с текстом по группам Второй абзац Задание второй группе Какие чувства автора отражены в абзаце? Какие слова помогают понять это? Сохраняется ли это чувство к концу абзаца? Какие слова помогают понять это? Какое художественное средство использовано автором? Озаглавить текст

Слайд 13

Работа с текстом по группам Третий абзац Задание третьей группе Прочитайте текст. Какие ассоциации вызывают у вас такие слова: «миниатюрный», «пленительный», «женственная», «нежность», «ласковая красота»? О ком или о чём так можно сказать? А о чём говорит автор? Подчеркните слова, которые являются ключевыми в понимании смысла этого абзаца? Как озаглавим третий абзац?

Слайд 14

Работа с текстом по группам Четвёртый абзац Задание четвертой группе Озаглавьте абзац. Какова основная мысль? В чем морфологические особенности абзаца? Почему преобладают причастия и прилагательные? Какова их функция? Почему, говоря об оружейных мастерах, мы гордимся, восторгаемся плодами их труда, ведь они делают орудия смерти?

Слайд 15

Каково чувство автора к талантливым оружейным мастерам? ( вывод самостоятельно )

Слайд 16

Работа с текстом по группам Пятый абзац Задание пятой группе Какова основная мысль абзаца? Озаглавьте его. В предыдущем абзаце преобладали причастия и прилагательные. Обратите внимание, почему здесь изменился морфологический строй речи, почему появились глаголы «не понимал, думал, чувствовал»? Какова роль инверсии? Чем осложнено пятое предложение?

Слайд 17

Шестой абзац. Работа со словарем (объяснить значение терминов: секира, инкрустация, оружейное ложе.) Как озаглавим абзац? Что можно сказать об авторе, его жизненной позиции? Сразу ли автор пришёл к такому пониманию? Вернёмся началу рассказа. Почему важно уточнение «кода-то, очень давно ...» Какова же идея произведения? Как автор акцентирует на этом наше внимание, какой приём для этого использует? Как автор показывает бессмысленность, античеловечность войны? Найдите грамматическую основу последнего предложения. Но ведь красота убивать не может! Тем более, что «красота убивает (что?) красоту …» Взаимоуничтожение. Какая красота? «Железная». А какую красоту убивает? – «высшую». В какой форме стоит прилагательное? Коллективная работа.

Слайд 18

Проверим себя Секира — древнее рубящее холодное оружие, представляет собой топор с широким и длинным металлическим лезвием в виде полумесяца. Инкрустация — вид декорировки изделий и зданий, интерьера узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра и т. д. Оружейное ложе — деталь ручного стрелкового оружия, включающая приклад и цевье(верхняя часть оружейной ложки), обеспечивающая соединение частей оружия в единое целое.

Слайд 19

Вывод: В последнем предложении содержится риторический вопрос. Сам вопрос о противоестественности войны, оружия и человеческой жизни – это вопрос очень сложный, философский. Любая красота не может быть сильнее и выше жизни человека, который смертен и жизнь которого недолговечна. Нет ничего выше, дороже человеческой жизни. Весь ужас смерти, бесчеловечность любой войны выразил в картине «Апофеоз войны» художник Верещагин.

Слайд 20

Апофеоз войны В.В. Верещагин

Слайд 21

Рефлексия Кого этот рассказ заставил задуматься над ценностью человеческой жизни? Кто раньше уже задумывался над этим вопросом? Кто, работая в группах, чувствовал себя уверенно? Кто, сегодня придя домой, поделится впечатлениями с родителями? Для кого сегодняшний урок способствовал отработке навыка анализа текста?

Слайд 22

Дифференцированное домашнее задание Прочитать любой очерк из сборника «Мгновения» и составить к нему вопросы. Написать сочинение-эссе «Самое страшное, что несёт с собой война человечеству, - это смерть самого человека». (А. Дюнан).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКСНЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТОВ, СВЯЗАННЫХ С АТРИБУТИВНОЙ СИМВОЛИКОЙ РОССИИ И КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Данный материал представляет собой разработку урока по русскому языку.Специфика представленного комплекса заданий заключается в том, что преследуется экстралингвистическая цель (воспитание патриотичес...

Презентация "Стилистический анализ текста"

Данную презентацию разработала методист Саратовского института повышения квалификации Громова В.И....

Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

Традиционно вся наша система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных учениками знаний оценивалась работа педколлектива. Преобразования российского общества в це...

Сборник "Мгновения"

В сборнике «Мгновения» представлены песни на стихи профессиональных  и  самодеятельных коми поэтов. Репертуар сборника содержит песни светского и духовного содержания, песни для ...

дидактические материалы "Комплексный анализ текста"

Представленные материалы обеспечивают возможность организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку и литературе. Основной целью дидактических материалов для комплексного...

Приёмы композиционного анализа детского рассказа как средства формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе

Актуальность темы, обусловлена тем, что формирование познавательных УУД является неотъемлемой частью образовательного учебного процесса, оно существенно влияет на развитие полноценной личности, чему с...

Комплексный анализ рассказа И. Бунина "Красавица". Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.2

В основу урока положена комплексная работа с текстом рассказа И. Бунина "Красавица": повторение пунктуации осложненного простого предложения и пунктуации сложного предложения, а также анализ...