Статья "Из опыта работы методической службы"
статья на тему

Малькова Людмила Алексеевна

Статья "Из опыта работы методической службы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_metodicheskoy_sluzhby.docx361.65 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗ ОПЫТА  РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Л.А.Малькова, методист ГАПОУ МОК им. В.Талалихина

 

ОСНОВНАЯ МИССИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Формирование и реализация единой научно-методической и информационной среды в образовательной организации с целью создания условий для профессионального роста педагогов и получения современного качественного образования студентами.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

  1. Совершенствование учебно-методических комплексов по специальностям базового и углубленного уровней подготовки специалистов среднего звена.
  2. Создание и использование имеющихся электронных образовательных ресурсов и электронных презентаций по подготавливаемым  специальностям.
  3. Организация работы семинаров-практикумов, конференций, круглого стола по вопросам, связанным с реализацией единой методической темы.
  4. Технологизация педагогического опыта и его представление в педагогических СМИ и социальных сетях.
  5. Применение в профессиональной деятельности активных методов обучения.
  6. Систематизация методических, стандарто-реализующих документов, обеспечивающих подготовку выпускников среднего звена по специальностям СПО.

Мир освещается солнцем, а человек знанием.

Пословица.

Вопросы организации и совершенствования методической работы

занимают важное место в деятельности образовательной организации и всех ее структурных подразделений. Цикловые комиссии отражают постановку вопросов, рассматриваемых на методических семинарах и заседаниях, в содержании недель (декад) цикловых комиссий и контроле работы педагогов, преподаватели – в индивидуальных планах работы, на открытых уроках, участвуя в мероприятиях разных уровней. Таким образом, поставленная на учебный год проблема решается комплексно.

На заседаниях ЦМК были рассмотрены важнейшие вопросы учебной деятельности, такие, как:

  1. Организация рабочей группы по проектной деятельности, определение тем проектных и  исследовательских работ на 2015-2016 учебный год.
  2. Рассмотрение, обсуждение и представление на утверждение  комплектов контрольно – оценочных средств   и контрольно – оценочных материалов по  всем специальностям  для промежуточной  и итоговой аттестации по специальностям СПО, экзаменационных билетов.
  3. Рассмотрение и утверждение тематики курсовых и дипломных работ.
  4. Составление графика и подготовка материалов для проведения независимого тестирования и междисциплинарных контрольных работ по дисциплинам социально-экономического цикла
  5. Результаты школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников.
  6. Сообщение преподавателей по теме самообразования и другие.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Пословица.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

- это не только облегчение учебного труда студентов, но и отражение профессионального мастерства педагогов который характеризуется количественным и качественным содержанием. Методическим советом были рассмотрены и рекомендованы к использованию в образовательном процессе следующие методические материалы:

▪ методические указания по выполнению лабораторных и практических работ по ряду дисциплин – Евдокимов П.Е., Плотникова И.А., Левина В.Б., Доронина О.В. и др.;

▪ методические рекомендации по подготовке и выполнению курсовых проектов (работ), дипломного проектирования – Семенова С.Б., Иванова О.П., Суханова Н.В., Гвоздева Е.Е. и др.;

▪ тематические разработки уроков по преподаваемым дисциплинам и воспитательным мероприятиям – Плотникова И.А., Чахоян О.В., Левина В.Б., Смагин Н.И. и др. Хочется отметить как наиболее интересные и полезные для работы с обучающимися следующие материалы: исследовательская работа «Исследование влияния систем wi-fi, мобильных телефонов и других современных гаджетов на здоровье и психику подростков «Не дай себя поглотить паутине», автор преподаватель физической культуры Смагин Н.И., методическая разработка открытого урока на тему «Вечный двигатель – мечта или реальность?», авторы преподаватель физики Евдокимов П.Е., преподаватель математики и физики Плотникова И.А. и др.

▪ курсы лекций для студентов – преподаватели дисциплин профессионального цикла Суханова Н.В., Морозова Н.Е., Коломыцева О.Ф., Доронина О.В. и др.

▪ методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы – преподаватели дисциплин профессионального цикла Семенова С.Б., Доронина О.В., Иванова О.Е., Иванова О.П., Чулков А.А. и др.

▪ контрольно-оценочные материалы и тестовые задания, в том числе для проведения независимого административного тестирования, - Иванова О.П., Ускова И.В., Коломыцева О.Ф., Евдокимов П.Е., Чулков А.А., Левина В.Б. и др.

        Оценочные материалы крайне важны, так как оценка перерастает узкие рамки модели контроля качества образования и становится элементом модели обеспечения этого качества.

        За прошедшие пять лет преподавателями было подготовлено более 1000 методических разработок различной тематики. Комплексное методическое обеспечение соответствует установленным требованиям и обеспечивает качественную подготовку специалистов среднего звена. Недостаток учебно-методического обеспечения частично компенсируется собственными учебными и методическими пособиями, создаваемыми преподавателями как общеобразовательных, так и дисциплин профессионального цикла. Ведется подбор материала для создания электронной базы по специальности (в каждом учебном кабинете имеется мультимедиапроектор, а в некоторых камера, позволяющая демонстрировать как тексты, так и рисунки, диаграммы и пр.

       Методический кабинет является накопителем учебно-программной документации, учебной и методической литературы, материалов из опыта работы преподавателей, инструктивной и информационной документации.

Наукой свет стоит, ученьем люди живут.

Пословица.

С 2007 года формируется банк деятельности педагогов-новаторов и экспериментаторов колледжа на электронных носителях. Ежегодно проходят выставки  учебной, методической литературы и научно-методических разработок педагогов, проектов и исследовательских работ (до 2012 года это были научно-практические конференции, проводившиеся в мае-месяце).

Поиск путей совершенствования профессиональной подготовки специалистов постоянно обращает внимание педагогов нашего колледжа на разработку  реализацию педагогических технологий, которые обеспечивают  наиболее эффективный результат. Возрос процент организованной самостоятельной работы, в т.ч. внеаудиторной, благодаря  разработанным методическим указаниям и рекомендациям. Хочется привести слова И.Г.Песталоцци «Мои ученики будут узнавать новое не от меня: они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи». В этом высказывании суть деятельности преподавателя по подготовке и проведению самостоятельной работы студентов, что весьма актуально в связи с реализацией ФГОС нового поколения.

Теоретическая модель использования педагогических технологий ставит методическую цель – найти правильные пути решения организацией познавательной деятельности обучающихся. Совместная методическая и учебная работа получает дальнейшее продолжение в обоснованности применения инновационных технологий.

Анализируя детальную информацию по всем направлением, преподаватели нашего колледжа разрабатывают, апробируют и внедряют педагогические технологии в учебном процессе. Самоанализ проведенной работы отмечает наши учебные и педагогические достижения, наблюдая результаты мониторинга качества обучения по технологиям.

Отражение этой позиции мы видим в проводимых открытых уроках, которые, как правило, проводятся в большей части в нетрадиционной форме. Об этом свидетельствует план проведения декады общеобразовательных дисциплин в текущем учебном году (прилагается). Изменились подходы к методике проведения уроков, т.е. происходит замена знаниевой парадигмы на практикоориентированную. Например на уроке статистики студенты выполняли самостоятельную работу – проведение статистического исследования на заданную тему. Предварительно им было дано задание. Студенты самостоятельно разработали анкеты, провели опрос респондентов, а на занятии оформили и проанализировали результаты и сформулировали выводы. Так умело организованная преподавателем самостоятельная работа как вид совместной деятельности преподавателя и студентов направлена на результат – формирование профессиональных компетенций.

Элементы театрализации не только украшают урок, но и способствуют проявлению творчества студентов, повышению заинтересованности и изучаемой дисциплине и, как следствие, повышению качества обучения. Таким был урок, совместно подготовленный и проведенный преподавателем английского языка Маковской Л.Ю. и преподавателем истории Грошевой А.В. на тему  «Абсолютизм XVI века в России и Англии».

Данные мониторинга, диагностики, контрольно-исполнительской деятельности суммируются и отслеживаются как по деятельности одного преподавателя, так и по деятельности преподавателей предметно-цикловых комиссий, временных творческих коллективов.

Плотникова И.А. – высокий результат развивающих технологий;

Семенова С.Б., Чулков А.А. – уроки мастер-класса, обобщенный педагогический опыт: проблемные, игровые, модульные технологии;

Смагин Н.И., Чернова Л.Л. – внедрение здоровьесберегающих технологий;

Гвоздева Е.Е., Суханов Н.В. – проектная деятельность;

Грошева А.В., Ускова И.В. – элемепнты профессиональных технологий, например, синквейн – мини-опрос – ассоциативный ряд.

Преподаватели и студенты активно участвуют в городских, всероссийских и международных мероприятиях: всевозможные конкурсы, например, городской экологический фестиваль «Бережем планету вместе», IVФестиваль толерантности в Печатниках; олимпиады (например, инфоурок), подготовка и защита проектов: Международный конкурс «Я ЭНЦИКЛОПЕДИЯ». Предмет «Химия», методическое объединение педагогов «Интеллектуал», VIII Всероссийский творческий конкурс «Интеллектуал», номинация Презентации проектов. Работа «Британская и Русская кухни: сходства и различия»; международный конкурс по русскому языку «Кириллица», городской фотоконкурс для студентов ПОО «Workday: будни профессионала», московский городской конкурс исследовательских и проектных работ и др.

 Вся методическая работа в колледже направлена на достижение главной цели – высокое качество подготовки специалистов среднего звена.

Нельзя сказать, что работа методической службы подразделения колледжа идеальна, есть и недостатки.

Среди позитивных моментов, характеризующих творческий потенциал коллектива, следует отметить:

  1. Ориентация своего индивидуального педагогического стиля на развитие познавательного интереса к дисциплине (предмету), творческой активности студентов.
  2. Творческий подход большинства педагогов к содержанию образования, разработке методических приемов, форм работы.
  3. Практическая и профессиональная направленность на мотивацию студентов  к процессу обучения.
  4. Высокий уровень наставничества.

Конечно, оценивая значимость методической работы преподавателей, хотелось бы отметить высокое качество и количество методических разработок, выполненных преподавателями колледжа.

Анализируя методическую работу преподавателей колледжа, можно сделать вывод о том, что повышение ее значимости и качества зависит не только от форм работы методической службы, но в первую очередь от заинтересованности самих педагогов в повышении самообразования, расширении своего кругозора. Желание не стоять на месте, а экспериментировать, внедрять на своих занятиях новейшие формы и методы работы, делиться опытом и перенимать опыт других преподавателей, адаптируя его к своей дисциплине (предмету).

В данной статье рассказано не обо всех аспектах деятельности методической службы. Я не затронула тему повышения профессиональной квалификации, подготовки к аттестации педагогических кадров, подготовки и проведения методических семинаров и тренингов, творческой работы в Общероссийском проекте «Школа цифрового века»  и ряде других. Об этом в следующий раз.


 

23.11.2015

10.50

9.00

Урок-семинар по теме : «Цивилизация»

(история, основы проектной деятельности)

Открытый урок по физической культуре

«Развиваем силу»

Группа 31Х

Каб. 315

Спортзал

Василенко Т.А.,

Антонова О.П.

Чернова Л.Л.

24.11.2015

10.50

12.40

16.10

Открытый урок-исследование по теме «Активный и пассивный словарный запас русского языка»

Открытый урок по физической культуре «Развиваем общую выносливость»

Группа 11Л

Подведение итогов конкурса стенгазет

Каб. 205

Спортзал

Ускова И.В.

Смагин Н.И.

Маковская Л.Ю., Плотникова И.А.

25.11.2015

9.00

16.10

Открытый урок «Знатоки автомата Калашникова»

(основы безопасности жизнедеятельности)

Группа 11Х

Подведение итогов проведения декады общеобразовательных дисциплин

Каб.207

Каб.106

Торбунов С.Г

Малькова Л.А..

Председатели ЦМК общеобразовательного цикла                                                                          Л.Ю.Маковская

                                                                                                                                                               И.А.Плотникова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет на тему: «Развитие кадрового потенциала колледжа как актуальное направление работы методической службы по реализации инновационных проектов ГБОУ СПО «МК им. К. Цеткин ДЗМ»

Творческий отчет на тему: «Развитие кадрового потенциала колледжа как актуальное направление работы методической службы по реализации инновационных проектовГБОУ СПО «МК им. К. Цеткин ДЗМ» в рамках гор...

Методический материал из опыта работы (Использование здоровьесберегающих технологий на уроке математики)

Раскрыта актуальность использования здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности. Приведены конкретные примеры задач, условие которых направлены на здоровьесберегающее воздействие на у...

Методическая разработка на тему «Методика проведения внеклассного мероприятия» по дисциплине история «Олимпиада по истории» (из опыта работы преподавателя)

 Данная разработка результат обобщения работы преподавателя социальных дисциплин по проблеме  «Историческая олимпиада» в декадниках предметной (цикловой) комиссии и в республиканских ...

4. Личный вклад в повышение качества образования,совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объеди

Продукты интелектуальной деятельности, использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся.Транслирование опыта профессиональной деятельности с использ...

4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объед

Формирование современной образовательной среды.Продукты интеллектуальной деятельности, использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся.Транслирован...

Методическая работа на тему: «Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания» (из опыта работы)

Уроки истории и обществознания дают возможность научить наших учеников способности к самостоятельному усвоению новых знаний, добыванию информации.Формирование универсальных учебных действий на уроках ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ по разделу 1. «Документирование работы кадровой службы» ВЧ. ОП 15. Делопроизводство в кадровой службе

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ содержат теоретические аспекты вопроса документирования работы кадровой службы в части рассмотрения принципов организации кадровой службы, технологии приёма, перевода, поощрения...