Олигофренопедагогика, как часть дефектологии.
статья на тему

статья о олигофренопедагогике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oligofreniya_-_kopiya.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

Олигофренопедагогика, как часть дефектологии.

    Умственно отсталые дети – это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических процессов (активного восприятия,  произвольной памяти, словесно – логического мышления, речи и др.).                                                                                  Для умственно отсталых характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудностей формирования интересов и социальной мотивации деятельности.

    Понятие «умственная отсталость» включает в себя такие формы нарушений, как «олигофрения» и «деменция». Остановимся на олигофрении. Это особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие различных причин: патологической наследственности, природовой патологии, органического поражения центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах развития. Термин  «олигофрения»  был введен немецким психиатром Э.Крепелином  в XIX веке (от греч. Oligos – малый, phren – ум).

  При олигофрении ребенок способен к развитию, которое подчинено общим закономерностям формирования психики, но имеет свои особенности, обусловленные типом нарушений центральной нервной системы и их отдаленными последствия.

   В соответствии с международной статистической классификацией болезней, травм и причин смерти 9-го пересмотра (МКБ – 9) выделяют три степени умственной отсталости:

а) дебильность – относительно легкая, неглубокая умственная отсталость;

б) имбецильность – глубокая умственная отсталость;

в) идиотия – наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость.

По современной международной классификации (МКБ -10) на основе психометрических исследований умственную отсталость подразделяют на четыре формы:

  • Легкая умственная отсталость (IQ в пределах 40 – 69);
  • Умеренная умственная отсталость (IQ в пределах 35 – 49);
  • Тяжелая умственная отсталость (IQ  в пределах 20 – 34);
  • Глубокая умственная отсталость (IQ ниже 20).

  Дефектология – это наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей, важной частью которой является олигофренопедагогика. Вопросы теории и практики, изучения, обучения и воспитания умственно отсталых детей олигофренопедагогика разрабатывает с учетом достижений смежных наук: детской и специальной психологии, специальной педагогики, педиатрии, невропатологии, детской психоневрологии, психиатрии, анатомии, нейрофизиологии, генетики, биохимии и ряда других наук, которые способствуют раскрытию причин возникновения умственной отсталости. С помощью выявленных причин её возникновения определяются стратегические пути и методы коррекционно – педагогической работы с детьми с отклоняющимся развитием в специализированных учреждениях и в семьях.

   Практическая реализация специального воспитания связана с семейно – общественным подходом к воспитанию на основе принципов вариативности и системности. Принцип системности воспитания ребенка требует учета сложного характера психического развития в онтогенезе, на что впервые было указано Л.С. Выготским. Принцип системности в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение или сглаживание причин отклонений в психическом развитии ребенка. Системный подход требует изучения ребенка как целостной системы в его взаимодействии с семьей, непосредственным окружением и школой. Вариативность предполагает организацию различных форм помощи родителям, воспитывающим умственно отсталых детей, учет региональных и социальных условий. Конкретную помощь родители получают через сеть учреждений компенсирующего (коррекционного) типа.

    Современная систематическая психолого – медико – педагогическая помощь умственно отсталым детям и консультативная поддержка их родителей, социальная адаптация осуществляются в системе Министерства образования на базе следующих учреждений:

  • Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников с отклонениями в развитии: школы – интернаты, детские дома для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • Дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых);
  • Группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при специализированных учреждениях коррекционного типа.

В настоящее время специалисты – дефектологи, занимающиеся коррекционно – педагогической работой с детьми, имеющими нарушения в развитии, доказали, что ранняя и целенаправленная работа способствкет коррекции нарушений и предупреждению вторичных отклонений в развитии этих детей.

Литература:

1.«Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста». – СПб., 1990.

2. Концепция специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития// Дефектология. – 1994. - №1.

3. Выготский Л.С. «Лекции по психологии». – СПб., 1990.

4. Выготский Л.С. 2Основы дефектологии». – М., 1983. – т.5.

5. Малофеев Н.Н. «Специальное образование в России и за рубежом». – М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативно-правовые основы деятельности учителя-дефектолога и социального педагога

О нормативно-правовых основах  деятельности учителя-дефектолога и социального педагога...

Выступление на VII международной конференции дефектологов

Работа учителя-логопеда с детьми с билингвизмом в условиях специальной коррекционной школы  VIII вида...

Выступление на VI международной конференции дефектологов

Разработка индивидуального образовательного пути учащихся с РДА в условиях специальной коррекционной школы VIII вида...

Выступление на V международной конференции дефектологов

Модель инклюзивно-интегрального подхода к воспитанию в условиях специальной коррекционной школы VIII вида...

Дефектология : научно-теоретический и методический журнал . №3 1994. "Использование инсценировок в воспитательной работе с умственно отсталыми школьниками."

Статья 74.3 Гомилка, Л.В. Использование инсценировок в воспитательной работе с умственно отсталыми школьниками / Л.В. Гомилка // Дефектология : научно-теоретический и методический журнал / ред. В.И. Л...

Перспективный годовой план работы учителя-дефектолога

Годовой план работы учителя-дефектолога по направлениям ( диагностическое, организационно-методическое, коррекционно-развивающее, консультативно-просветительское)...

Что нужно знать прежде, чем вставать на пуанты. В 2 частях: часть 1 и часть 2.

Сборник методических материалов и рекомендаций будет полезен родителям и учащимся хореографических кружков и хореографических учебных заведений. Статья может быть использована педагогами, преподающими...