Олигофренопедагогика, как часть дефектологии.
статья на тему
Предварительный просмотр:
Олигофренопедагогика, как часть дефектологии.
Умственно отсталые дети – это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических процессов (активного восприятия, произвольной памяти, словесно – логического мышления, речи и др.). Для умственно отсталых характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудностей формирования интересов и социальной мотивации деятельности.
Понятие «умственная отсталость» включает в себя такие формы нарушений, как «олигофрения» и «деменция». Остановимся на олигофрении. Это особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие различных причин: патологической наследственности, природовой патологии, органического поражения центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах развития. Термин «олигофрения» был введен немецким психиатром Э.Крепелином в XIX веке (от греч. Oligos – малый, phren – ум).
При олигофрении ребенок способен к развитию, которое подчинено общим закономерностям формирования психики, но имеет свои особенности, обусловленные типом нарушений центральной нервной системы и их отдаленными последствия.
В соответствии с международной статистической классификацией болезней, травм и причин смерти 9-го пересмотра (МКБ – 9) выделяют три степени умственной отсталости:
а) дебильность – относительно легкая, неглубокая умственная отсталость;
б) имбецильность – глубокая умственная отсталость;
в) идиотия – наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость.
По современной международной классификации (МКБ -10) на основе психометрических исследований умственную отсталость подразделяют на четыре формы:
- Легкая умственная отсталость (IQ в пределах 40 – 69);
- Умеренная умственная отсталость (IQ в пределах 35 – 49);
- Тяжелая умственная отсталость (IQ в пределах 20 – 34);
- Глубокая умственная отсталость (IQ ниже 20).
Дефектология – это наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей, важной частью которой является олигофренопедагогика. Вопросы теории и практики, изучения, обучения и воспитания умственно отсталых детей олигофренопедагогика разрабатывает с учетом достижений смежных наук: детской и специальной психологии, специальной педагогики, педиатрии, невропатологии, детской психоневрологии, психиатрии, анатомии, нейрофизиологии, генетики, биохимии и ряда других наук, которые способствуют раскрытию причин возникновения умственной отсталости. С помощью выявленных причин её возникновения определяются стратегические пути и методы коррекционно – педагогической работы с детьми с отклоняющимся развитием в специализированных учреждениях и в семьях.
Практическая реализация специального воспитания связана с семейно – общественным подходом к воспитанию на основе принципов вариативности и системности. Принцип системности воспитания ребенка требует учета сложного характера психического развития в онтогенезе, на что впервые было указано Л.С. Выготским. Принцип системности в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение или сглаживание причин отклонений в психическом развитии ребенка. Системный подход требует изучения ребенка как целостной системы в его взаимодействии с семьей, непосредственным окружением и школой. Вариативность предполагает организацию различных форм помощи родителям, воспитывающим умственно отсталых детей, учет региональных и социальных условий. Конкретную помощь родители получают через сеть учреждений компенсирующего (коррекционного) типа.
Современная систематическая психолого – медико – педагогическая помощь умственно отсталым детям и консультативная поддержка их родителей, социальная адаптация осуществляются в системе Министерства образования на базе следующих учреждений:
- Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников с отклонениями в развитии: школы – интернаты, детские дома для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- Дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых);
- Группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при специализированных учреждениях коррекционного типа.
В настоящее время специалисты – дефектологи, занимающиеся коррекционно – педагогической работой с детьми, имеющими нарушения в развитии, доказали, что ранняя и целенаправленная работа способствкет коррекции нарушений и предупреждению вторичных отклонений в развитии этих детей.
Литература:
1.«Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста». – СПб., 1990.
2. Концепция специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития// Дефектология. – 1994. - №1.
3. Выготский Л.С. «Лекции по психологии». – СПб., 1990.
4. Выготский Л.С. 2Основы дефектологии». – М., 1983. – т.5.
5. Малофеев Н.Н. «Специальное образование в России и за рубежом». – М., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нормативно-правовые основы деятельности учителя-дефектолога и социального педагога
О нормативно-правовых основах деятельности учителя-дефектолога и социального педагога...
Выступление на VII международной конференции дефектологов
Работа учителя-логопеда с детьми с билингвизмом в условиях специальной коррекционной школы VIII вида...
Выступление на VI международной конференции дефектологов
Разработка индивидуального образовательного пути учащихся с РДА в условиях специальной коррекционной школы VIII вида...
Выступление на V международной конференции дефектологов
Модель инклюзивно-интегрального подхода к воспитанию в условиях специальной коррекционной школы VIII вида...
Дефектология : научно-теоретический и методический журнал . №3 1994. "Использование инсценировок в воспитательной работе с умственно отсталыми школьниками."
Статья 74.3 Гомилка, Л.В. Использование инсценировок в воспитательной работе с умственно отсталыми школьниками / Л.В. Гомилка // Дефектология : научно-теоретический и методический журнал / ред. В.И. Л...
Перспективный годовой план работы учителя-дефектолога
Годовой план работы учителя-дефектолога по направлениям ( диагностическое, организационно-методическое, коррекционно-развивающее, консультативно-просветительское)...
Что нужно знать прежде, чем вставать на пуанты. В 2 частях: часть 1 и часть 2.
Сборник методических материалов и рекомендаций будет полезен родителям и учащимся хореографических кружков и хореографических учебных заведений. Статья может быть использована педагогами, преподающими...