Методическая разработка классного часа
методическая разработка на тему

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа По теме:  «День памяти о россиянах, исполнившие долг за пределами Отечества».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_afganistan-_pamyat_i_bol_tsel.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«АПШЕРОНСКИЙ ЛЕСХОЗ-ТЕХНИКУМ»

Утверждаю

зам. директора по воспитательной работе

ГБПОУ КК «АЛХТ»

_____________Е.Ю.  Катюшенко

«__»_______________ 20__г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

классного часа

По теме:  «День памяти о россиянах, исполнившие долг за пределами Отечества»

                                   Автор – составитель: преподаватель ГБПОУ КК «АЛХТ»

 Горшкова Мария Владимировна

Апшеронск, 2016 г.

Основная часть

Цель: 1. познакомить обучающихся с историей афганской войны;

2. воспитание патриотизма и интернационализма в подрастающем поколении;

-3.развивать представление о долге, чести и гордости за свой народ.

Ход классного часа

              

Я не знаю, кому и зачем

Это нужно,

Кто послал их на смерть

Недрожащей рукой,

Только так бесполезно,

Так зло и ненужно

Отпускали их в вечный покой.

                                                                                    А. Вертинский.

Классный руководитель: - Начиная с 2011года, в России отмечается День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.

(презентация «Афганистан – боль и память»)

15 февраля – 1989 года завершился вывод советских войск из Афганистана. Новая памятная дата установлена, чтобы напомнить об этом событии. За 9 лет и 2 месяца пребывания советских войск в Афганистане (а точнее, с 25 декабря 1979 по 14 февраля 1989 года) погибло более 15 тысяч советских военнослужащих, из них 13883 - из 40-й армии, 6669 человек стали инвалидами, многие переболели тяжелыми инфекционными заболеваниями. 

Наши солдаты и офицеры проявили себя в Афганистане с самой лучшей стороны. 
Более 200 тысяч военнослужащих награждены орденами и медалями, а 72 из них удостоены высшей награды Родины - звания Героя Советского Союза, в том числе и командующий 40-й армии генерал-полковник Борис Громов - за проведение операции "Магистраль".  
«- Боевые задачи 40-й армии не превышали 40%, остальное являлось миротворческой миссией экономической помощи афганскому народу. Мы уничтожали террористические группировки, тонны наркотиков и укрепляли мосты, строили дороги, - говорил Б.Громов. - Советские войска фактически приняли на себя удар тех сил, которые выплеснулись сейчас за пределы Афганистана».

В День памяти о россиянах, исполняющих служебный долг за пределами Отечества, мы вспоминаем не только ветеранов войны в Афганистане, но и соотечественников, принимавших участие в более чем 30 вооружённых конфликтов за пределами страны. 25тысяч россиян отдали свои жизни во время исполнения служебного долга. Основными военными конфликтами, в которых принимали участие советские и российские военные были войны в Корее и во Вьетнаме, Сирии и Египте, в Мозамбике и Анголе, Югославии и «горячих точках» республик бывшего СССР.

Со времён окончания Второй мировой войны полутора миллионов россиян приняли участие в боевых действиях за рубежом. Как отметил первый заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по обороне В.М. Заварзин: «Мы в большом долгу перед теми, кто с достоинством и честью, порой ценой своей жизни выполнял приказ Родины за пределами её территории. Мы гордимся тем, что на страже Российского государства стоят настоящие патриоты своего Отечества, готовые представлять интересы страны там, где потребуют обстоятельства, - в боевом строю или на гражданском поприще. Поэтому установление Дня памяти о россиянах, исполняющих служебный долг за пределами Отечества, безусловно, необходим ».

Государство в Юго-Западной Азии. На севере граничит с Российской Федерацией.

  • Территория 647.5 тысяч кв. километров.
  • Население 15.5 млн.человек.
  • Более 20 народностей
  • Официальный язык – пушту и дари
  • Столица – Кабул
  • Господствующая религия – ислам
  • Долгое время – колония Англии
  • В 1919 году правительство Амануллы-хана провозгласило независимость
  • Война Англии против Афганистана – победой благодаря помощи Советской России. Это первая страна с которой Россия заключила дипломатические отношения.
  • В январе 1929 года к власти с помощью англичан пришла династия Надир-шаха (правила до июля 1973 года).
  • 27.04.1978 года в Афганистане произошла национально-демократическая революция.

В этом же году был заключён советско-афганский договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве.

В течение 1978-1979 годов лидеры Афганистана неоднократно обращались к руководству СССР за военной помощью для “ удержания завоеваний апрельской революции”. СССР, для которого эта революция была неожиданностью, официально поддержал её с первых дней, увидев в этом возможность установить влияние в этом регионе. Советский Союз снабжал Афганистан оружием и боевой техникой, посылал туда военных специалистов. Однако этого для удержания власти было недостаточно. Моджахетам (врагам революции) помогали США.        

В марте 1979 года Председатель Революционного Совета и премьер-министр ДРА Н.М.Тараки в связи с угрозой взятия города Герат попросил немедленной помощи. Всего правительство ДРА обращалось к руководству СССР 11 раз. Вскоре власть перешла к Х.Амину, политика которого была направлена на сближение с США. Стало известно о гибели Н.М.Тараки по приказу Х.Амина.

Политбюро ЦК КПСС 4 декабря 1979 года приняло решение а направлении в Афганистан спецотряда ГРУ Генерального штаба численностью 500 человек, а 12 декабря на заседании Политбюро было принято решение о вводе войск в Афганистан.

27 декабря 1979 года “ограниченный контингент” советских войск вошёл в Кабул и захватил дворец Х.Амина. Лидер партии НДПА Б.Кармаль был доставлен в Кабул из Чехословакии, где находился в эмиграции, и принял руководство страной. В шутку его у нас называли Борисом Кармалёвым. Наджибулла в 1989. В 1991 году свергнут талибами.

Девятилетнее пребывание советских войск в Афганистане отрицательно сказалось на престиже СССР на международной арене и вызвало негативное отношение к руководству страны внутри Советского Союза. С материальной точки зрения СССР терял в Афганистане от одного до нескольких миллионов рублей в день. Но самыми невосполнимыми потеряли были люди. В Афганской войне погибло более 15 тысяч человек.

15 февраля 1986 года в результате политики М.С.Горбачёва войска генерала Громова были выведены с территории Афганистана. Сам командующий армией пересёк советско-афганскую границу последним.

На афганской земле воевали воины-хабаровчане. За мужество и героизм майору Богданову Александру Петровичу, рядовому Курякину Владимиру Павловичу и рядовому Жалимову Борису Хасановичу присвоено звание Героя Советского Союза.

Чечня

Это незаживающая рана России. “Восстановление конституционности и правопорядка на территории Чеченской республики”, “ Ликвидация незаконных вооруженных бандформирований”, “Антитеррористическая операция” … так назывались события, происходящие в республике Чечня.

Но – это война.

Джохар Дудаев – генерал ВС СССР, избранный президентом Чечни, проводил политику выхода республики из состава России.

В декабре 1994 года началась первая чеченская компания. Мы были свидетелями кровавых злодеяний Шамиля Басаева, Аслана Масхадова, Хаттаба.

63 воина из войск Дальневосточного военного округа погибли в Чечне, защищая государственную целостность Российской Федерации, истребляя террористические банды. Мы назовём сегодня имена тех, кто стал Героями России, отдав свою жизнь на земле Чеченской республики.

20 лет назад,  15 февраля 1989 года советские войска были выведены из Афганистана. (слайд 4) А до этого почти 10 лет войны,10 лет боев, крови, страха,  подвигов. На  истерзанных пулями и осколками афганских высотах, при защите мирных кишлаков, охране грузов проявились  лучшие черты наших современников, солдат и офицеров. Документ- справка: «Потери личного состава ограниченного контингента советских  войск  в Республике Афганистан в период с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля  1989 г. составили: убито, умерло от ран 13833 человека из состава 40-й  армии. Ранено 49985 человек, стали инвалидами 6759, из них пропали без вести 312 человек. Кроме этого, военных советников- 180 человек, переводчиков, специалистов из других министерств и ведомств- 584 человека».

Обучающийся.  Кому же нужна была эта война? Как все начиналось? В результате апрельской революции 1978 г. в Афганистане пришла к власти Народно- демократическая  партия Афганистана. Афганистан был объявлен Демократической  Республикой. Главой государства и премьер- министром назначается М.Н. Тараки, первым заместителем премьера и министром иностранных дел – Х. Амин. 19 июля Тараки и Амин ставили вопрос о вводе двух советских дивизий в случае чрезвычайных обстоятельств. Наши советники, чтобы как – то  умиротворить Амина и Тараки, пошли на небольшую уступку- «полагали бы целесообразным в ближайшие дни направить в Кабул один спецбатальон и транспортные вертолеты с советскими экипажами». 23 августа Амин поднял вопрос о введении наших войск в Кабул.

Обучающийся. 10 октября было официально объявлено о смерти Тараки от непродолжительной тяжелой  болезни ( хотя позже стало известно, что офицеры президентской гвардии за два  дня  до этого  задушили его по приказу Амина). Пошла охота за сторонниками Тараки. К ноябрю 1979 г. в Афганистане фактически началась гражданская война. Постепенно появилась идея создать условия для замены Амина  более прогрессивным деятелем. В это время в Москве находился Бобрак  Кармаль. Именно он возглавил действия прогрессивных сил после смерти Амина.

По предложению комиссии Политбюро ЦК КПСС по Афганистану Брежнев принял решение об оказании военной помощи. 25 декабря 1979 г. в 15 час. По московскому времени начался ввод советских войск в Афганистан.

Обучающийся. За годы войны награждено орденами и медалями более 200 тыс. человек. Звания Героя Советского Союза удостоен 71 «афганец». 25 из них это звание присвоено посмертно.

Но, даже зная, что рискуют своей жизнью каждый день, в письмах домой говорили о любви к своим близким, убеждали, что у них все хорошо.

 «Здравствуйте, дорогие родители!  Если вы внимательно посмотрите на обратный адрес, то должно быть, очень удивитесь – полевая почта. Да, это действительно так.  Я служу в Афганистане. Попал я в роту материального обеспечения. За  меня не волнуйтесь, буду писать редко за неимением времени

 

Шли сегодня танки без привала, с грохотом осколков по броне.

Здесь учений нет и радуг мало в этой необъявленной войне.

Жаркая, нерусская погода оседает пылью на броне,

Оседает вот уже два года на афганской стороне.

Понесется пыль в Афганистане, вихрем чьи-то жизни прихватив.

Пусть им вечным памятником станет этой песни простенькой мотив.

Жизнь такая наша, без возврата прожитых когда-то мирных дней,

Умирать нам вроде рановато, а приказ не выполнить страшней.

Мы в горы делаем бросок, в желудке пусто, в фляге пусто,

А на зубах скрипит песок, как будто ем я что-то тс хрустом.

Но зубы сжав, и автомат, от пота вытерев лицо,

Шепчу себе, что путь назад  свободен лишь для подлецов.

И я иду в безмолвье ада, раз надо Родине – мне надо!

                                                                             (Николай Кирженко)

Обучающийся. В предисловии к сборнику очерков «Звезды подвига» трижды Герой Советского Союза маршал авиации И. П. Кожедуб писал: «Эстафета мужества передается от поколения к поколению, потому что в основе лежат священные для каждого советского человека понятия: Родина, дружба, воинский долг». Герои афганской войны не какие-то необыкновенные люди, наделенные  особыми качествами. Они такие же, как все солдаты, офицеры, недавние школьники, вчерашние курсанты. Живут такие люди и среди нас.

Я тоскую по родной стране, по ее рассветам и закатам.

На афганской выжженной земле спят тревожно солдаты.

Они тратят силы, не скупясь, им знакомы голод и усталость,

Дни свои не копят про запас, кто им скажет, сколько им осталось…

Так что ты, кукушка погоди мне дарить чужую долю чью-то,

У солдата вечность впереди, ты ее со старостью не путай…

 Обучающийся. А закончилась ли эта война для ребят из ограниченного контингента войск? Какими они вернулись? Как их встретила Родина, ради которой они воевали?

Пришел 1990 год, пришли новые проблемы, стали потихоньку забывать тех, кто вернулся. 1991 год – уход Горбачева в отставку, распад Советского Союза. 1994 год – начало военных действий в Чечне. А где же были те, кто вернулся на Родину? Они каждую ночь просыпались в холодном поту, вспоминая ужасы Афганистана. Война берет жертвы, калечит судьбы, ранит сердца и души. Зачем? Почему?

Обучающийся. «Афганцы» вернулись и оказались просто не нужны. Тогда и появилось общество войнов-афганцев. В 1992 году в Москве был создан Российский союз ветеранов Афганистана. Союз оказывает помощь семьям погибших, т. К. нет средств на оказание помощи всем членам Союза. Моральную травму «афганцам» наносит то, что о них просто забыли.

Говорят, время лечит. Но эта боль вряд ли утихнет. Война всегда война. Под ее черным покрывалом непременно окажется чей-то дом, чья-то семья.

 

Нам товарища спас верный бронежилет,

 Товарищ  тот был восемнадцати лет.    

Поклянемся, друзья, не забыть тех парней,

Тех, кто жизни отдал на афганской земле.

Память в сердце о них сохраним навсегда,

 Если только самим жизнь подарит судьба.

Сергей  Дементьев

Классный руководитель: - На этом наш классный час закончен. Но я надеюсь, что страницы истории нашей страны останутся на веки в ваших сердцах, и вы передадите их своим будущим детям.                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность»

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность» предназначена для студентов НПО и СПО. Разработка пропагандирует здоровый образа жизни, показывает вред и пагубное...

Методическая разработка классного часа "Любимых окон негасимый свет"

Данная методическая разработка относится к разделу "Семейное воспитание". Классный час проводился в студенческой группе третьего курса педагогического колледжа. Цель кураторского часа: рассмотрет...

методическая разработка классного часа "День согласия и примирения"

"День Согласия и примирения" тема эта обязательно должна звучать,т.к. есть хороший повод привить обучающимся любовь к Родине, партиотизм, поговорить о толерантности, о дружбе, о единстве народа...

Методическая разработка классного часа "В начале было слово"

Обращение к отправной точке нашей письменности наводит на мысль и об исторической изменчивости языка. Старославянский язык (под которым традиционно понимается язык первых переводов греческих бог...

Методическая разработка классного часа по теме: "Город не сдали врагу"

Классный час посвящен блокаде Ленинграда , которая навсегда воша в историю , как образец высочайшего человеческого мужества, несокрушимой силы духа советских людей.в материале рассказывается о поэтесс...

Методическая разработка классного часа «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» (Правила поведения во время зимних каникул) методическая разработка

Цель классного часа - повышение осведомлённости студентов о безопасном поведении во время каникул.Методическая разработка классного часа на тему: «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» отража...

С ДНЁМ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ! Методическая разработка классного часа для классных руководителей групп старших курсов

Совершеннолетие непростой этап в жизни каждого студента. Вчерашний ребёнок вдруг становится взрослым и должен принять на свои юные плечи серьёзный груз - взрослую жизнь.Конечно, и до восемнадцатого дн...