Статья НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ–КЛЮЧ К ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННОМУ СПЕЦИАЛИСТУ
статья на тему
Статья
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ–КЛЮЧ К ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННОМУ СПЕЦИАЛИСТУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya2.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Карпова Елена Вячеславовна
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ–КЛЮЧ К ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННОМУ СПЕЦИАЛИСТУ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный торгово-экономический университет
Воронежский филиал
В.В. Путин, в выступлениях, говорит о общегосударственном значение системы непрерывного профессионального развития. Подчеркивая, важность соревнования национальных систем профессионального развития – что является ключевым элементом глобальной конкуренции. В современных условиях выигрывает тот, кто быстро адаптируется к требованиям быстро меняющегося мира, в котором систематически обновляются технологии, где идет с большой скоростью освоение инноваций и возникают глобальные рынки трудовых ресурсов.
Еще в 1956г. были сформулированы цели непрерывного образования: распространение культуры; подготовка гражданина к меняющимся условиям развития общества; дополнительное общее образование для всех; профессиональная подготовка, повышение квалификации.
Это означает, что непрерывное образование должно обеспечить гибкую, изменяющуюся систему переподготовки кадров в разных направлениях образования, должно развивать человеческую личность, повышая ее культурный уровень.
Сегодня, идея непрерывного образования является одной из приоритетных в сфере образования большинства капиталистических стран. С ним связывают задачи эффективного удовлетворения образовательных потребностей отдельно взятой личности и всего общества в целом:
-непрерывное образование, которое характерно для образованного человека, который хочет получать образование и самообразовываться в образовательных учреждениях;
-профессиональное непрерывное, обязательное образование, необходимое для становления специалиста в любой сфере деятельности, согласно законодательству в области образования.
В первом случае – это различные программы обучения, с дошкольного возраста и до самой старости, как говорят американцы: "Образование через всю жизнь".
Во втором случае – это различные образовательные системы, важной, среди которых является система повышения квалификации, которая проходит на всем пути становления специалиста в его профессиональной деятельности.
Сегодня, система непрерывного профессионального образования – это главное условие реформирования и развития образования в России. Нам нужна эффективная система, способная повысить уровнь компетентности работника. Особенность России в этом вопросе, не только в поиске своего пути решения этого вопроса, но и в том, что у России, сегодня накоплен большой, исторически уникальный опыт в образовательной политике, опыт известных ученых-педагогов, а также имеется развитая система и структура образования.
Европа, уже сегодня вступила в ту эру общества, которая основанна на знаниях, с учетом концепции обучения непрерывного образвования в течение жизни. Также эта концепция, нашла отражение в документах Совета Европы, ООН, Организации экономического сотрудничества и развития. Идея этих документов - создание стратегий для обеспечения образования всех людей в течение всей их жизни, с целью повышения уровня их знаний, навыков и профессиональных компетенций.
Непрерывное развитие очень важно, так как предприятиям выжно уметь встраиваться в меняющийся глобальный рынок - имея в наличии персонал с актуальным набором компетенций, умений, навыков, знаний, отвечающих требованиям современного рынка труда. А работнику, важно быть востребованным на рынке труда в течение всей его жизни.
Этапы стратегии непрерывного профессионального развития можно представить как:
- необходимость профессионального образования для получения нужных навыков;
- постоянное обновление имеющихся знаний, умений, навыков;
- также, возможно обучение жизненно важным, нужным и интересным для человека компетенциям.
Экономический рост в России, дает возникновение проблем рынка труда – возникает дисбаланс спроса и предложения рабочей силы: те кто хотят трудоустроиться не соответствуют требованиям работодателей, а свободные вакантные рабочие места – не соответствуют требованиям желающих трудоустроиться. Проблемой ищущих работу, является их несоответствие профессиональной и квалификационной структуре: так как до 80% вакансий приходится на рабочие профессии, а в составе безработных более половины имеют, как правило, высшее и среднее профессиональное образование.
Сегодня, в среднем, возраст рабочих высокой квалификации, во многих отраслях экономики достигает 55-60 лет, поэтому мы видим нарастание дефицита высококвалифицированной рабочей силы.
В последние годы Правительство РФ взяло направление на повышение гибкости рынка, что дает возможность работодателям свободнее распоряжаться имеющейся рабочей силой, исходя из своих бизнес-планов, но к сожалению не все работодатели сегодня обеспечивают достойную заработную плату своим работникам.
Поэтому возникают проблемы, связанные с совершенствованием процесса подготовки кадров, способных решать современные инновационные задачи, которые сегодня становятся особенно острыми и актуальными.
Быстрое развитие современного рынка труда требует от работника нового типа (высококвалифицированных специалистов) – активной жизненной позиции, разносторонних знаний, специальной подготовки, умения адаптироваться к новым ситуациям, к постоянным изменениям. Также важны – знания современных информационных технологий, иностранных языков, готовность развиваться, пополнять богаж знаний и адаптировать их согласно условиям – это говорит о том, что сегодняшнее образование должно быть ориентировано на опережающее обучение новых специалистов, ориентировано на постоянное образование, широкие знания. Главное – осознание того, что не будет одной работы на всю жизнь.
Непрерывное образование можно представить следующим образом:
1 этап–дошкольное образование;
2этап–основное общее среднее, среднее (полное) общее образование;
3 этап–начальное профессиональное, среднее профессиональное образование;
4 этап– высшее образование (бакалавриат, магистратура);
5 этап– повышение квалификации (переподготовка, стажировка, тренинги), аспирантура, докторантура;
6 этап– второе высшее образование;
7 этап –дополнительное образование ( возможно на шести первых этапах).
Из выше сказанного видим, что непрерывное профессиональное образование – направленная обучающая деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью повышения уровня навыков, знаний, профессиональных компетенций обучаемого, состоящее из множества восходящих этапов, постепенно осваивая которые специалист превращается в высококвалифицированного, высокообразованного, специалиста, востребованного рынком труда. Сегодня выигрывает тот, кто быстрее адаптируется к запросам и требованиям быстро меняющегося мира.
Требования, предъявляемые сформированным высококвалифицированным специалистам: грамотный специалист-исполнитель, самостоятельный, наличие высшего образования, высокая культура общения, творческие способности, практические навыки, инициативность, умение аналитически мыслить, опыт работы, активность, логика мышления, гибкость ума, знания в смежных профессиональных областях, креативность в мышлении, стремление обогащать свои знания, самовоспитание, высокий интеллект, способный к непрерывному самообразованию, критично и мобильно мыслящий, умеющей ориентироваться в потоке информации, менталитет.
Специалист, получивший знания и желающий стать высококвалифицированным специалистом, должен самостоятельно научиться применять, использовать, повышать имеющиеся знания, проявлять творчество в своей профессиональной деятельности, принимать научно обоснованные решения в быстро меняющейся жизни.
В настоящее время полученная квалификация это не только способность изо дня в день выполнять одну и ту же работу, но также переходить к исполнению видоизмененных и более сложных поставленных задач, проблем, которые соответствуют более высоким требованиям к персоналу, его подготовке. Самостоятельно, большинство людей в своей массе, не способны выработать в себе такие качества, способности и умения. В этих целях в стране должна функционировать национальная, в масштабах всего государства, система непрерывного профессионального образования, так как она является необходимым условием жизнедеятельности человека, развития его способностей, умений, навыков реализации его личностного и трудового потенциала на протяжении всей жизни.
ЛИТЕРАТУРА
- Управление персоналом: развитие трудового потенциала: Учеб. пособие / М.И. Бухалков. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 192 с.
- Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. - М.: ИНФРА-М, 2009.
- Инновационный ритейл. Организационное лидерство и эффективные технологии: Монография / В.П. Чеглов. - М.: ИД ФОРУМ, 2013. - 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование индивидуального образовательного маршрута как механизм развития непрерывного профессионального образования в колледже (из опыта работы Череповецкий химико-технологический колледж")
В современном мире резко возрос объем знаний, которыми должен владеть современный человек. Сегодня, как утверждают эксперты, объем знаний удваивается каждые три года, а в ближайшие...
доклад на заочную конференцию на тему:"Ресурсное обеспечение непрерывного профессионального образования"
Современное образование находится в процессе динамических изменений, вызванных социально-экономическими реформами. Трудности переходного периода образовали целый ряд противоречий. Главное из них –расс...
Тезисы к конференции. Непрерывное профессиональное развитие специалиста - основа качества медицинской помощи. А.А. Дорошенко, Е.И. Пальянова, Г.А. Максимова
Тезисы были подготовлены для Всероссийской научно-практической конференции"Инновационные направления развития среднего медицинского образования" г.Тюмень, декабрь 2016 г....
Статья "Инновационные технологии как инструмент формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов"
Статья "Инновационные технологии как инструмент формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов"...
статья ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
В современных условиях развивающейся глобализации происходит смена морально-ценностных ориентиров, нивелировка устоявшихся стереотипов мышления. Возникновение новых субкультур, хаотичный поиск новых и...
Профессиональная и психологическая мотивация сотрудника Центра на постоянное и непрерывное профессиональное и личностное развитие.
Дебаты – современная технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам. В то же время, дебаты – целенапра...
статья "Значимость языковой компетенции в профессиональной подготовке будущего специалиста"
Овладение будущими специалистами языковой компетенцией является особенно важной задачей в области обучения иностранным языкам, поскольку формирует навык общения в иноязычной среде....