Методические рекомендации по практической работе
методическая разработка на тему

Марченкова Александра Александровна

приобретение базовых знаний в области фундаментальных разделов математики. Проверка усвоения знаний по вычислению пределов функций с   помощью раскрытия неопределённостей. Повторить и систематизировать знания по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr_vychislenie_predelov.docx115.26 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое занятие.

Тема: Вычисление пределов функций с   помощью раскрытия неопределённостей.

Цель: приобретение базовых знаний в области фундаментальных разделов математики. Проверка усвоения знаний по вычислению пределов функций с   помощью раскрытия неопределённостей. Повторить и систематизировать знания по данной теме.

Задачи: 

• развитие творческого профессионального мышления;

• овладение языком науки, навыки оперирования понятиями;

• овладение умениями и навыками постановки и решения задач;

• углубление теоретической и практической подготовки;

• развитие инициативы и самостоятельности студентов.

•закрепление вычислительных навыков;

•продолжить работу над математической речью.

•формирование навыков самостоятельной работы, работы с учебником, навыки самостоятельного добывания знаний;

•развитие умения выделять главное при работе с текстом;

•формирование самостоятельности мышления, мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, аналогия;

•показать обучающимся роль систематической работы по углублению и повышению прочности знаний, по культуре выполнения заданий;

•развитие творческих способностей учащихся.

Обеспечение практической работы:

Теоретический материал методической рекомендации к практической работе.

Учебники: Богомолов Н.В. «Математика». – М.: Дрофа, 2009.

Щипачев В.С.  Основы вышей математики. - М.: Высшая школа, 2009 -   480с.

Омельченко В.П., Э.В. Курбатова. Математика, – Серия: Среднее профессиональное образование. - Ростов-на-Дону «Феникс»,2008-380с.

Индивидуальные карточки с вариантом практической работы.

Ход практического занятия.

1.Формулирование темы занятия, пояснение связи темы с другими темами учебной дисциплины;

2.Проверка готовности студентов к занятию;

3.Проведение непосредственно занятия согласно тематике и в соответствии с рабочей программой дисциплины:

Изучить теоретический материал по теме «Вычисление пределов функций с   помощью раскрытия неопределённостей».

Рассмотреть примеры решения типовых заданий.

Выполнить самостоятельную работу по вычислению пределов функций с   помощью раскрытия неопределённостей.

Ответить на контрольные вопросы.

Теоретические сведения и методические рекомендации

 по решению задач.

Типы неопределённостей и способы их раскрытия

Часто при вычислении пределов какой-либо функции, непосредственное применение теорем о пределах не приводит к желаемой цели. Так, например, нельзя применять теорему о пределе дроби, если ее знаменатель стремится к нулю. Поэтому часто прежде, чем применять эти теоремы, необходимо тождественно преобразовать функцию, предел которой мы ищем.

Условные выражения            http://www.toehelp.ru/theory/math/lecture02/l02image129.gif

характеризуют типы неопределенностей и применяются для обозначения переменных величин, при вычислении предела которых нельзя сразу применять общие свойства пределов. Рассмотрим некоторые приемы раскрытия неопределенностей.

I. Неопределенность http://www.toehelp.ru/theory/math/lecture02/l02image131.gif.

  1. http://www.toehelp.ru/theory/math/lecture02/l02image133.gif.
  2. http://www.toehelp.ru/theory/math/lecture02/l02image135.gif.

При разложении числителя на множители воспользовались правилом деления многочлена на многочлен «углом». Так как число x=1 является корнем многочлена x3 – 6x2 + 11x– 6, то при делении получим

http://www.toehelp.ru/theory/math/lecture02/l02image137.gif

  1. http://www.toehelp.ru/theory/math/lecture02/l02image139.gif
  2. http://www.toehelp.ru/theory/math/lecture02/l02image141.gif
  3. http://www.toehelp.ru/theory/math/lecture02/l02image143.gif.

II. Неопределенность http://www.toehelp.ru/theory/math/lecture02/l02image145.gif.

  1. http://www.toehelp.ru/theory/math/lecture02/l02image147.gif.

При вычислении предела числитель и знаменатель данной дроби разделили на x в старшей степени.

  1. http://www.toehelp.ru/theory/math/lecture02/l02image149.gif.
  2. http://www.toehelp.ru/theory/math/lecture02/l02image151.gif.
  3. http://www.toehelp.ru/theory/math/lecture02/l02image153.gif.

При вычислении предела воспользовались равенством http://www.toehelp.ru/theory/math/lecture02/l02image155.gif,если x<0.

Следующие виды неопределенностей с помощью алгебраических преобразований функции, стоящей под знаком предела, сводят к одному из рассмотренных выше случаев http://www.toehelp.ru/theory/math/lecture02/l02image131.gifили http://www.toehelp.ru/theory/math/lecture02/l02image145.gif.

III. Неопределенность 0 ·∞.

http://www.toehelp.ru/theory/math/lecture02/l02image157.gif.

IV. Неопределенность ∞ –∞.

  1. http://www.toehelp.ru/theory/math/lecture02/l02image159.gif
  2. http://www.toehelp.ru/theory/math/lecture02/l02image161.gif
  3. http://www.toehelp.ru/theory/math/lecture02/l02image163.gif.

Вычислить предел http://www.math24.ru/images/6lim7.gif.


Решение.

Подставив напрямую значение x = 1, убеждаемся, что данная функция имеет неопределенность http://www.math24.ru/images/6lim1.gifв точке x = 1. Разложив числитель на множители, получаем

http://www.math24.ru/images/6lim8.gif

Решение задач по теме.

1.

Вычислить предел http://www.math24.ru/images/6lim9.gif.


Решение.
Функция имеет неопределенность типа http://www.math24.ru/images/6lim4.gifв точке y = −2. Разложим числитель и знаменатель на множители.

http://www.math24.ru/images/6lim10.gif

(Мы использовали здесь формулу разложения квадратного трехчлена на множители: ax2 + bx + c = a (x − x1)(x − x2), где x1 и x2 - корни квадратного уравнения.)

Аналогично,
http://www.math24.ru/images/6lim12.gif

Таким образом, предел равен

http://www.math24.ru/images/6lim13.gif

2.

Вычислить предел http://www.math24.ru/images/6lim14.gif.


Решение.
Подстановка http://www.math24.ru/images/6lim15.gifпоказывает, что функция имеет неопределенность типа http://www.math24.ru/images/6lim4.gif. Разделим числитель и знаменатель на x3 (x в наивысшей степени знаменателя). В результате получаем

http://www.math24.ru/images/6lim16.gif

3.

Вычислить предел http://www.math24.ru/images/6lim17.gif.


Решение.
Перепишем знаменатель в виде http://www.math24.ru/images/6lim18.gif

и разложим его как разность кубов: http://www.math24.ru/images/6lim19.gif

В результате можно найти предел:

http://www.math24.ru/images/6lim20.gif

4.

Вычислить предел http://www.math24.ru/images/6lim21.gif.


Решение.
Сделаем замену переменной: http://www.math24.ru/images/6lim22.gif. Тогда http://www.math24.ru/images/6lim23.gif. Получаем

http://www.math24.ru/images/6lim24.gif

Преобразуем полученное выражение, используя формулу приведения http://www.math24.ru/images/6lim25.gif. В результате находим значение предела

http://www.math24.ru/images/6lim26.gif

5.

Вычислить предел http://www.math24.ru/images/6lim27.gif.


Решение.
Если http://www.math24.ru/images/6lim15.gif, то http://www.math24.ru/images/6lim28.gif

Таким образом, здесь мы имеем дело с неопределенностью типа http://www.math24.ru/images/6lim29.gif. Умножим и разделим данную иррациональную функцию на сопряженное выражение.

http://www.math24.ru/images/6lim30.gif

Вычисляя предел каждого члена, получаем ответ: http://www.math24.ru/images/6lim31.gif

6.

Найти предел http://www.math24.ru/images/6lim32.gif.


Решение.
Для вычисления предела избавимся от иррациональностей в числителе и знаменателе, умножив их на соответствующие сопряженные выражения.

http://www.math24.ru/images/6lim33.gif

7.

Найти предел http://www.math24.ru/images/6lim34.gif.


Решение.
Разделим числитель и знаменатель на x30 (x в наивысшей степени). Получаем http://www.math24.ru/images/6lim35.gif

8.

Найти предел http://www.math24.ru/images/6lim36.gif.


Решение.
Используя формулы

http://www.math24.ru/images/6lim37.gif

преобразуем предел и найдем его значение:

http://www.math24.ru/images/6lim38.gif

9.

Найти предел http://www.math24.ru/images/6lim39.gif.


Решение.
Пусть http://www.math24.ru/images/6lim40.gif. Тогда http://www.math24.ru/images/6lim41.gifпри http://www.math24.ru/images/6lim42.gif. Следовательно,

http://www.math24.ru/images/6lim43.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к практическим работам

Данные методические рекомендации содержат теоретический и практический материал для самостоятельного изучения отдельных тем    алгебры и математического анализа , помогут студ...

Методические рекомендации к практическим работам

Данные методические рекомендации содержат теоретический и практический материал для самостоятельного изучения отдельных тем алгебры и математического анализа, помогут студентам 1-2 курса СПО, обучающи...

Методические рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис по профессиональному модулю «Организация обслуживания гостей в процессе проживания» МДК.03.02 «Анимационные услуги»

Методические  рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по  специальности 43.02.11 Гостиничный сервиспо профессиональному модулю «Организация обслужив...

Методические рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис по профессиональному модулю «Организация обслуживания гостей в процессе проживания» МДК.03.03 ЭКСКУРСИОННО-ТРАНСПОРТНО

Методические  рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по  специальности 43.02.11   Гостиничный сервиспо профессиональному модулю «Организа...

Методические рекомендации для практических работ по программе Photoshop

Данные  методические  рекомендации предназначаются для  студентов первых  1 курсов  в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, изучающих дисциплину ...

Методические рекомендации к практической работе

   Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ КК КГТК  по специальности  СПО 101101 «Г...

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства"

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства"...