Педагогическое руководство игровой деятельностью ребёнка на разных возрастных этапах и в течение дня (младший возраст)
консультация на тему
Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является ведущим средством воспитания, формирования многих качеств, которые необходимы в дальнейшей жизни.
Важное место занимает игра в воспитании детей раннего возраста. Опираясь на способность и склонность малышей к подражанию, педагог побуждает их воспроизводить действия, внимательно присматриваться, вслушиваться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Педагогическое руководство
игровой деятельностью ребёнка
на разных возрастных этапах
и в течение дня (младший возраст)
Составила:
Королёва Г. В.
Консультация для родителей.
Педагогическое руководство игровой деятельностью ребёнка
на разных возрастных этапах и в течение дня. (младший возраст)
Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является ведущим средством воспитания, формирования многих качеств, которые необходимы в дальнейшей жизни.
Важное место занимает игра в воспитании детей раннего возраста. Опираясь на способность и склонность малышей к подражанию, педагог побуждает их воспроизводить действия, внимательно присматриваться, вслушиваться.
Активно манипулируя с предметами и игрушками, дети постепенно учатся выполнять несколько взаимосвязанных действий с куклой, делают несложные сооружения из кубиков и т. д.
Совместные действия маленьких детей с игрушками создают условия для общих радостных переживаний, общей деятельности. Часто бывает трудно заставить малыша какое либо движение. В игре же, подражая своим товарищам, он естественно и непринужденно выполнять самые различные движения.
Игры имеют определенное значение в нравственном воспитании детей. Сначала ребенок приучается что-то делать рядом с другими детьми, не мешая им, не отбирая у них игрушки. Затем он привыкает к совместной с другими детьми деятельность: вместе рассматривать игрушки, картинки, в месте строить дорожку из кирпичиков и т. д. Здесь зарождается первый интерес к действиям товарища, радость общих переживаний.
Умелое руководство играми детей раннего возраста – сложный педагогический процесс, требующий от взрослого большого мастерства.
Как правильно выстроить игровую деятельность и руководство ею. Необходимо составить план, который предусматривает решение следующих задач:
1. Создать наиболее благоприятные условия для развития игр, разместить игрушки целесообразно.
2. Добиться, чтобы игра стала формой организации жизни детей и средством их всестороннего воспитания.
В начале года необходимо продумать организацию всех режимных процессов, не допуская сокращения времени, отведенного для игр. Совместно с родителями можно приобрести игрушки для детей, причем подбирать их так, чтобы они содействовали повторению и закреплению навыков, сформированных на занятиях.
Вопрос по созданию условий для всех видов игр с учетом возраста детей рассмотреть в начале года. Например, к куклам разной величины предложить наборы постельного белья, легко снимающаяся одежда, кукольная мебель, размеры которой позволяют детям играть в удобной позе. Для купания кукол :ванночки, ведра, мочалки, полотенца.
В отдельном шкафу разместить дидактические игрушки: пирамидки, матрешки, вкладыши, кубики-вкладыши и т. д.
Выделить место для игр, способствующих развитию двигательной активности. Там находятся мячи разных размеров, коляска.
Крупный и мелкий строительный материал размещать удобно и доступно, здесь же поместить игрушки для обыгрывания построек.
Следует регулярно наблюдать за игровой деятельностью детей.
На первом этапе работы научить детей воспроизводить одно-два разрозненных действия с одной игрушкой, например: кормить куклу, катать ее в коляске.
Иногда малыши затрудняются воспроизвести показанное действие из-за слабо развитой способности к подражанию. В таких случаях использовать не только метод показа, но и метод совместного действия. Например, вместе с ребенком кормить мишку и брать куклу, которую держит Даша, и вместе качать ее, приговаривая: «Вот как Даша хорошо качает куклу Катю. Баю-баю-бай, кукла! Ну, а теперь сама играй, Даша, качай куклу».
Ннаблюдение показало, что в самостоятельной деятельности Даши появилась игра «Укладывание куклы Кати спать».
В результате применения метода совместного действия дети, особенно застенчивые приобрели уверенность. Усвоение игровых действий идет быстрее, а это способствует обогащению и развитию игр.
В целях совершенствования игровой деятельности побуждать детей к подражанию действиям окружающих людей путем напоминания совета: «Катя спит, положи Катю в кроватку и покачай».
Особое внимание уделять развитию речевого подражания. Для того использовать потешки и их инсценировки. В процессе действий с игрушками учить малышей отвечать на несложные вопросы: «Где кроватка? Вот кроватка. Кукла Катя будет спать в кроватке – бай-бай. Что делает Кукла Катя? Спит. Скажи: Катя спит».
Впоследствии игровые действия детей приобретут большую устойчивость. Малыши будут знать места хранения игрушек, смогут найти предмет, необходимый для игры: одеяло, чтобы завернуть куклу, тарелку, чтобы накормить ее.
На втором этапе работы круг действий с предметами расширяется. Дети будут переносить действия с одной игрушки на другую, научатся выполнять несколько действий подряд. Если ребенок кормил куклу, а катал в коляске только мишку, то теперь в игре с каждой из этих игрушек будет
использовать оба действия.
В раннем возрасте дети быстро теряют интерес к игрушке, сюжету игры. Поэтому показать новые игровые действия со знакомыми игрушками, помогая усложнять содержание игры. Например, Ярослав катался на лошадке, оставил ее и стал наблюдать за детьми, которые что-то строили из крупного строительного материала. Через некоторое время снова вернулся к лошадке, но не знал, что с ней делать. Здесь можно предложить мальчику построить для лошадки заборчик, попросить кому- либо из детей помочь ему возить кирпичики, а потом вместе накормить лошадку.
Таким образом, необходимо не только привлекать внимание к игрушке, но и предлагать сюжет игры, который малыш в дальнейшем будет развивать сам, а также побуждать к совместной деятельности с другими детьми.
Прежде всего, необходимо показывать пример доброжелательного, заботливого отношения к игрушкам, всегда правильно оценивать ситуацию, подсказывать ребенку, как нужно себя вести.
Обучая умению игры, не забывать следить за тем, чтобы дети соблюдали определенные правила: не разрушать постройку, помогать с кем играет
Организуя игры «рядом», создавать необходимые условия: предлагалть малышам одинаковые игрушки, действия с которыми они хорошо усвоили.
Результаты работы покажут, что избранные методы работы оказывают положительные влияние на игровою деятельность детей раннего возраста.
К двум годам воспитанники будут играть «рядом», использовать игрушки по назначению и самостоятельно убирать их на место. В их действиях будут намечаться элементы сюжетно – ролевой игры.
Детям 3-4 лет необходимо:
-одушевлять игровые персонажи.
-использовать различные сюжеты
-осуществлять превращения одних предметов в другие.
Детям 4-5 лет необходимо:
-принимать нужную роль и действовать в этой роли.
-заинтересовывать детей ролями.
Ведущий тип Игровые приёмы
Первая младшая –это предметно-манипулятивная,. внесение дидактических игрушек
Вторая младшая – это сюжетно-ролевая на стадии игрового действия, использование дидактических игрушек. Игровая мотивация при закреплении навыка.
В качестве приёмов организации игровых отношений выступают
Смена ролевых позиций ребёнка в игре.
Создание игрового сотрудничества (переход то игры «рядом», к игре «вместе») .
Ориентация детей на чувства и переживания за игровых персонажей
Создание средствами игры повышенной напряжённости (в сюжет вносится драматизм, требующий оказания помощи персонажам) .
Для организации партнёрских отношений используются следующие приёмы
Совместное обсуждение сюжета игры (планирование) .
Обсуждение начального замысла игры (каждый из детей, может побывать, как на основных, так и на второстепенных ролях) .
Из этого следует
- первый принцип организации сюжетной игры для того чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослый должен играть вместе с детьми.
-второй принцип организации сюжетной игры: взрослый должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развёртывать игру особым образом, так, чтобы детьми сразу открылся и усвоился новый, более сложный способ её построения.
-третий принцип организации сюжетной игры: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо формирование игровых умений. Ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.
В педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные ситуации;
1) формирование игровых умений в процессе совместной игры с детьми, где взрослый является играющим партнёром;
2) формирование самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для её активизации и использования детьми уже имеющихся в арсенале игровых умений.
На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать формирование игровых умений в совместной игре взрослого с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние театрально — игровой деятельности на всестороннее развитие творческой личности в дошкольном возрасте
Статья о благотворном влиянии театральных дисциплин на развитие творческой личности ребенка....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня музыкального руководителя «Роль музыкально-игровой деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста»
«Роль музыкально-игровой деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста»...
Дежурство. Виды дежурств в разных возрастных группах. Методика руководства дежурством.
Контрольная работа. Тема: Дежурство. Виды дежурств в разных возрастных группах. Методика руководства дежурством....
Статья на тему "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности".
Я хочу показать, как проводится работа по развитию речидетей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности на примере одного моего дня....
теоретические и методические основы игровой деятельности детей дошкольного возраста
Театрализованные игры в детском саду: их своеобразие и воспитательная ценность………………………………………&h...
Методические рекомендации «Использование методов и приёмов организации и обучения детей дошкольного возраста на занятиях по продуктивным видам деятельности в разных возрастных группах»
Методические рекомендации по использованию различных методов и приёмов организации и обучения детей на занятиях по продуктивной деятельности. Материал будет полезен начинающим педагогам и студентам, о...
Конспект урока по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников II курс специальность 44.02.01 Дошкольное образование по теме: «Методика формирования самообслуживания в разных возрастных группах»
Урок по теме “Методика формирования самообслуживания в разных возрастных группах” проведен с целью обобщение и систематизации знаний, умений и навыков по планированию и организ...