"Организация самостоятельной внеаудиторной работы"
статья на тему

Гилазетдинова Зульфия Шамиловна

Самостоятельная работа является одним из видов учебной деятельности учащихся, способствует развитию самостоятельности и организованности, творческого подхода к решению учебных задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_sam.vneauditornoy_raboty.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Организация самостоятельной внеаудиторной работы

Гилазетдинова З.Ш.

 Самостоятельная работа является одним из видов учебной деятельности учащихся, способствует развитию самостоятельности и организованности, творческого подхода к решению учебных задач.

 Самостоятельная работа проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний учащихся;

- углубления и расширения теоретических знаний;

- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

- развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, ответственности и организованности;

- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

 Образовательное учреждение самостоятельно планирует объем внеаудиторной самостоятельной работы по каждой учебной дисциплине, исходя из объемов максимальной и обязательной учебной нагрузки обучающегося.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя без его непосредственного участия.

Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение:

- в учебном плане – в целом по теоретическому обучению, по циклам, дисциплинам, по профессиональным модулям и входящим в их состав междисциплинарным курсам;

- в программах учебных дисциплин и профессиональных модулей с распределением по разделам или темам.

Планирование и организация самостоятельной работы

-  Методика организации самостоятельной работы зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, междисциплинарного курса (далее – МДК), объема часов, отводимых на изучение, вида заданий для самостоятельной работы, индивидуальных качеств обучающихся и условий учебной деятельности.

-. Организацию самостоятельной работы обеспечивают учебный и научно-методический отделы, цикловые методические комиссии, преподаватели, библиотека, отдел информационных технологий и др.

 Планирование объема времени, отведенного на внеаудиторную самостоятельную работу по темам и разделам учебной дисциплины и профессионального модуля, осуществляется преподавателем, который эмпирически определяет затраты времени на самостоятельное выполнение конкретного содержания учебного задания на основании наблюдений за выполнением аудиторной самостоятельной работы, опроса обучающихся о затратах времени на то или иное задание, хронометража собственных затрат времени на решение той или иной задачи с внесением поправочного коэффициента на уровень знаний и умений. Как правило, объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу составляет 50% от объема времени, отведенного на обязательную учебную нагрузку по данной дисциплине или профессиональному модулю

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой учебной дисциплины и профессионального модуля, индивидуальные особенности обучающегося.

 Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм:

- самоконтроль и самооценка обучающегося;

- контроль и оценка со стороны преподавателя, государственных экзаменационных и аттестационных комиссий, государственных инспекций и др.

 

Внеаудиторная самостоятельная работа

      

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

      Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, дополнительной литературы); составление плана текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернет-ресурсов и др.;

- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц ребусов, кроссвордов, глоссария для систематизации учебного материала;

- словарей, справочников; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста, подготовка сообщений, рефератов, докладов; составление заданий в тестовой форме и др.;

- для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение задач и упражнений; выполнение расчетно-графических работ.

   Для обеспечения внеаудиторной самостоятельной работы

приводится перечень заданий для самостоятельной работы (Приложение 1).

      В приложении приводятся вопросы для самостоятельного освоения прописываются отдельные виды деятельности по каждой теме, указываются возможные источники информации, а также формы контроля выполнения и критерии оценки самостоятельной работы.

        Общие положения содержат следующие пункты:                                                                   

- пояснительная записка – прописываются цели и задачи самостоятельной работы, приводится перечень видов самостоятельной работы с указанием количества затрачиваемого времени, определяется минимальный перечень выполненных заданий для допуска к итоговой аттестации по дисциплине/ междисциплинарному курсу;

- содержание самостоятельной работы – по каждой теме приводятся вопросы для самостоятельного освоения, указываются виды самостоятельной работы, источники информации и формы контроля. приложения – приводится перечень тем рефератов, творческих проектов, эссе, сочинений, презентаций, возможные источники информации и другие материалы, необходимые для выполнения самостоятельной работы.

       Преподаватель осуществляет управление самостоятельной работой, регулирует ее объем на одно учебное занятие и осуществляет контроль выполнения всеми обучающимися группы. Для удобства преподаватель может вести ведомость учета выполнения самостоятельной работы, что позволяет отслеживать выполнение минимума заданий, необходимых для допуска к итоговой аттестации по дисциплине/междисциплинарному курсу.

 

Деятельность обучающихся по формированию и развитию навыков учебной внеаудиторной самостоятельной работы

       В процессе самостоятельной работы учащийся приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.

       Учащийся самостоятельно определяет режим своей внеаудиторной работы и меру труда, затрачиваемого на овладение знаниями и умениями, выполняет внеаудиторную работу по индивидуальному плану, в зависимости от собственной подготовки, времени и других условий.

      Ежедневно обучающийся должен уделять время для выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.

      При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы учащийся имеет право обращаться к преподавателю за консультацией с целью уточнения задания, правил оформления документов, формы контроля выполненного задания.

      При выполнении самостоятельной работы необходимо:

- освоить вопросы, выносимые на самостоятельную работу и предложенные преподавателем в соответствии с программой.

- планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной работы, предложенным преподавателем.

- выполнять самостоятельную работу и отчитываться по ее результатам в соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками отчетности по самостоятельной работе.

Выполняя самостоятельную работу учащийся может:

- предлагать дополнительные темы и вопросы для самостоятельного изучения;

- предлагать свои варианты организационных форм самостоятельной работы;

- использовать для самостоятельной работы учебные и методические пособия, другие разработки и интернет ресурсы кроме предложенного преподавателем перечня;

- использовать контроль и самоконтроль результатов самостоятельной работы в соответствии с методами, предложенными преподавателем или выбранными самостоятельно.

 

Организация и руководство внеаудиторной самостоятельной работой

 При предъявлении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к уровню подготовленности учащегося. Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж (консультацию) за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины с определением цели задания, его содержания, сроков выполнения, ориентировочного объема работы, основных требований к результатам работы, критериев оценки, форм контроля и перечня литературы. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

 Для методического обеспечения и руководства самостоятельной работой в образовательном учреждении разрабатываются учебные пособия, методические рекомендации по самостоятельной подготовке к различным видам занятий (семинарским, лабораторным, практическим и т.п.) с учетом специальности, учебной дисциплины/ПМ, особенностей контингента студентов, объема и содержания самостоятельной работы, форм контроля и т.п.

 Во время выполнения внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости могут проводиться консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.

 Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня подготовленности обучающихся.

 Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине/междисциплинарному курсу и может проводиться в письменной, устной или смешанной форме, с представлением продукта деятельности обучающегося.

 В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы могут быть использованы зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ, портфолио достижений и др.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы являются:

- уровень освоения обучающимся учебного материала;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических заданий;

- оформление материала в соответствии с требованиями.

 Оценивание результатов внеаудиторной самостоятельной работы проводится в баллах: «5» («отлично»), «4» («хорошо»), «3» («удовлетворительно»), «2» «неудовлетворительно». Критерии оценивания разрабатываются преподавателями дисциплин/модулей в зависимости от выбранной формы самостоятельной работы.

 Выполнение минимума заданий является допуском к итоговой аттестации по дисциплине/междисциплинарному курсу. Неудовлетворительное выполнение самостоятельной внеаудиторной работы является основанием для не аттестации обучающегося по данной учебной дисциплине, ПМ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной внеаудиторной работы с обучающимися в системе профессионального образования (методические рекомендации)

Каждый, кто когда – то учился, может сказать, что чем активнее мы занимаемся самообразовани­ем, чем больше времени отводим на самостоятельную работу, тем сильнее нуждаемся в помощи. И начинается о...

Организация самостоятельной внеаудиторной работы студентов в Муромском медицинском колледже

Современные подходы к образовательному процессу в среднем специальном учебном заведения системы здравоохранения направлены на формирование профессиональных компетенций. Федеральный государственный обр...

Методические рекомендации по организации самостоятельной (внеаудиторной) работы по учебной дисциплине "Основы экономики"

Методические рекомендации составлены для курсантов 3 курса, обучающихся по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность...

Методические рекомендации по организации самостоятельной (внеаудиторной) работы для обучающихся по дисциплине ОУД .01 Русский язык и литература (часть 2.Литература)

   Методические указания по выполнению самостоятельных работ в рамках освоения учебной дисциплины  ОУД .01 Русский язык и литература (часть 2.Литература) разработаны  в соот...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ учебной дисциплины «Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту&ra...