Имидж как средство воздействия на сознание человека
статья на тему

Раскрытие психологических закономерностей восприятия и понимания человека человеком, специфики формирования феномена первого впечатления, социально-психологических эффектов и механизмов межличностного и межгруппового восприятия, изучение содержания социальных представлений и стереотипов, процессов массовой коммуникации подготовило базу для содержательного обращения к проблематике имиджа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imidzh_kak_sredstvo_vozdeystviya.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕФЕРАТ

на тему: " Имидж как средство воздействия

на сознание человека"

Санкт-Петербург

2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.  Наука имиджелогия. Понятие «имидж», его виды.

1.1  Имиджелогия как наука.

1.2  Понятие «имидж», его содержание.

1.3  Виды имиджа.

2. Имидж как средство воздействия на сознание людей.

2.1  Внешний облик как составляющий элемент имиджа человека.

2.2  Понятие «имиджформирующая информация».

2.3  Принципы и технологии формирования имиджа человека.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Имидж - это совокупность ряда переменных, с преобладающей над содержанием формой, вариант самоподачи, акцентирующий внимание на лучших качествах, повышающий самооценку и авторитет у потенциальных потребителей, а, также, ключ к успеху в правильности концепции развития общественных связей.

Понятие «имидж» стало предметом повышенного общественного внимания в конце 80-х годов в связи с новыми социально-экономическими условиями жизни общества. Причем это понятие рассматривалось как средство манипулирования массовым сознанием.

Первоначально понятие «имидж» возникло в сфере предпринимательства как основное средство психологического воздействия на потребителя. Позже имидж стал одной из основных психологических категорий паблик рилейшенз – связей с общественностью, прочно вошел с общественную и политическую жизнь.

Термин "имидж" в российском лексиконе начал активно использоваться примерно с середины 90-х годов прошедшего века; в начале в основном в политологической области в контексте "имидж политика". Сегодня термин "имидж" используется не только применимо к политикам, не только применимо к человеку вообще, но и к иным объектам и явлениям, хотя некоторые авторы полагают: "Правомерно утверждать, что "имидж" соотносим только с личностью, поэтому некорректно говорить об имидже каких-то неодушевленных предметов". Надо полагать, что это - все еще отзвук того времени, когда у нас об имидже говорили только в связи с политиками, с людьми.

Имидж глубоко проник в предпринимательскую деятельность: маркетинг, реклама, бренд, товарный знак, которые обслуживают отрасли производства и оказания услуг. Без имиджа не обходится политическая деятельность избирательных компаний. Стали неразделимы имидж и PR.

Имидж - это восприятие персоны, структуры (компании, политической партии), просто товара другими людьми. То есть их отражение в зеркале общественного мнения. Можно сказать, что общественное мнение представляет собой огромное скопление образов, а также оценок, трактовок самых разных объектов и явлений.

Раскрытие психологических закономерностей восприятия и понимания человека человеком, специфики формирования феномена первого впечатления, социально-психологических эффектов и механизмов межличностного и межгруппового восприятия, изучение содержания социальных представлений и стереотипов, процессов массовой коммуникации подготовило базу для содержательного обращения к проблематике имиджа.

  1. Наука имиджелогия. Понятие «имидж», его виды

1.1  Имиджелогия как наука

Имиджелогия - это учение не просто об имидже, а о формировании имиджа, точнее — о формировании мнения у какой-либо группы людей (аудитории имиджа) о том или ином объекте (о человеке, предмете, явлении) на основе сформированного у них образа этого объекта.

Имидж объекта (человека, предмета, явления) - это мнение об объекте, возникшее в психике определенной или неопределенной группы людей на основе образа (image), сформированного в их психике в результате либо прямого восприятия ими тех или иных характеристик данного объекта, либо косвенного — на основе восприятия уже оцененного кем-то образа (на основе восприятия мнения), сформированного в психике других людей.

Если исходить из семантики термина «имиджелогия» («имидж» + «логос» = учение об имидже), то можно полагать, что это «учение» претендует на звание науки. Однако известно немало терминов с окончанием «…логия», которые обозначают лишь научное направление, ветвь определенной науки (например, «рефлексология», «характерология» и т. п.). Поэтому ответ на вопрос, является ли то, что обозначается термином «…логия», самостоятельной наукой, должен исходить из анализа теоретических, формализованных признаков того, что принято относить к классу «наука».

Все сказанное имеет отношение и к пониманию имиджелогии как науки. В немногочисленной литературе, посвященной имиджелогии, этот вопрос — является ли имиджелогия наукой или только научной ветвью какой­-либо иной науки (например, психологии) — практически не получил еще своего разрешения. Поэтому есть необходимость соотнести известные на сегодняшний день характеристики имиджелогии с формализованными признаками науки.

Очевидно, что имиджелогия - это не просто «учение об имидже», а скорее «учение о теории и практике, о путях и средствах формирования имиджа» (прежде всего — имиджа человека, хотя речь может идти и об имидже организации, но и в этом случае без формирования имиджа членов этой организации не обойтись, а также об имидже предметов, например товара).

Отсюда — целью исследований в области имиджелогии является (должна являться) разработка теории и технологии формирования имиджа: формирование имиджа человека, организации, предметов, что отвечает потребностям практики (не было бы такой потребности — не было бы и «интуитивных имиджмейкеров»).

Таким образом, status id (идеальное, необходимое, должное положение вещей) применительно к имиджелогии — должна существовать разработанная теория и практика, пути и средства формирования имиджа.

И здесь же следует отметить, что подобная цель имиджелогии — разработка теории и практики формирования имиджа — не пересекается ни с одним научным направлением в других науках, в том числе и в психологии. И это дает основание утверждать: имиджелогия, имея свою собственную — оригинальную — научную проблему, отвечает, таким образом, одному из основных признаков науки. Следовательно, по этому основанию уже может считаться наукой.

Наряду с наличием цели по разрешению научной проблемы, конкретная наука должна иметь свои, специфические объект и предмет исследования. Ибо если некий, допустим, предмет исследования аналогичен таковому в других науках, то данное направление должно рассматриваться лишь как научная ветвь, а не как самостоятельная наука.

Исходя из цели имиджелогии, объектом ее исследования является имидж, который определяется как мнение об объекте, возникшее в психике определенной или неопределенной группы людей на основе образа, сформированного в их психике в результате либо прямого восприятия ими тех или иных характеристик данного объекта, либо косвенного — на основе восприятия уже оцененного кем­-то образа (на основе восприятия мнения), сформированного в психике других людей. И тогда предметом исследования в имиджелогии будут являться пути и средства формирования имиджа.

И здесь же следует отметить, что данные объект и предмет исследования не представлены в других науках, в том числе и в психологии. А это дает основание утверждать: и по признаку специфичности объекта и предмета исследования (а это — признак самостоятельности науки), а не только по признаку наличия научной проблемы, имиджелогия имеет основания считаться наукой.

Следующий формализованный признак науки — наличие достаточно очерченных научных направлений в данной сфере научной деятельности.

Как представляется, имиджелогия должна иметь три следующих магистральных, базовых направления в разрешении своей основной проблемы (разработки теории и практики формирования имиджа):

1) направление по разработке теории имиджелогии. Это направление должно включать в себя прежде всего решение проблемы статуса имиджелогии как науки. Кроме того, здесь должны быть представлены теории из других наук, которые могли бы составить методологическую базу имиджелогии;

2) направление по разработке технологии реализации указанной выше цели имиджелогии. При этом под «технологией» должно пониматься учение о системе средств, способов, путей достижения поставленной цели. Применительно к имиджелогии здесь необходимо говорить о разработке различных концепций (уже не теорий), например концепции восприятия имиджформирующей информации, концепции ее интродукции при формировании имиджа, концептуальном анализе роли различных сфер психики (сознания и подсознания ) в этом процессе и т. п.;

3) направление по разработке конкретных приемов, техник достижения указанной выше цели имиджелогии в том или ином конкретном случае. Например, «разработка приемов формирования имиджа педагога в процессе его профессиональной деятельности», «пути и средства формирования имиджа подростков» и т. п.

По сути, эти основные направления исследования в имиджелогии есть разного уровня обобщенности этапы достижения конечной цели: от теоретического осмысления места самой имиджелогии в обществе до поиска конкретных техник, приемов внедрения теории в практику.

А применительно к проблеме: имиджелогия — это наука или научная ветвь, наличие в имиджелогии подобных научных направлений (необходимость в их наличии) указывает и на определенную структурность имиджелогии, что, в свою очередь, еще раз подтверждает: имиджелогия имеет основание претендовать на звание «наука».

В итоге: имиджелогия, определяемая как наука о теории и практике, о путях и средствах формирования имиджа, отвечает основным формальным признакам самостоятельной науки:

а) имеется доказательство существования специфической научной проблемы (как расхождение между должным и реальным), из чего вытекает основная цель исследования: разработка путей и средств формирования имиджа;

б) имеется представление об основных направлениях разрешения данной научной проблемы, реализации ее основной цели;

в) предмет и объект исследования в имиджелогии не пересекаются с таковыми в других науках, близких к имиджелогии;

г) имиджелогия имеет свою собственную структурную организацию направлений исследования.

Как представляется, этих доказательств достаточно для утверждения: имиджелогия — это самостоятельная наука. Хотя можно полагать, что в данном случае не весь список основных признаков науки исчерпан; вполне возможны и другие доказательства. Но теперь, надо полагать , проблема уже должна заключаться в другом — в признании имиджелогии как науки де-юре, например в виде определения ВАКом имиджелогии как специальности. Для этого потребуется целая серия научных работ диссертационного плана (пусть пока по одной из специальностей психологии) для реализации представленных здесь положений науки имиджелогии (а также не представленных здесь) как по теории имиджелогии, так и по технологии и техникам разрешения ее научных проблем.

1.2 Понятие «имидж», его содержание

Дословный перевод слова «имидж» – «изображение, подобие, мысленный образ, представление, символ». Отметим, что дословный перевод связывает содержание понятия с визуальной стороной восприятия человека. Слово «имидж» в русскоязычном общении получило распространение в двух основных значениях: как внешне наблюдаемый облик и как образ-представление-репутация. Это подтверждает анализ как справочной, так и научной литературы по исследуемой проблеме.

Так, справочные издания раскрывают содержание понятия имидж, трактуя его как «целенаправленно формируемый образ»; как «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ»; как «набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью»; как «мысленное представление чего-то ранее видимого… конкретного или абстрактного, сильно напоминающего …в представлении о другом». При этом первое определение ограничивает определение имиджа лишь целенаправленно формируемым мнением, второе – приписывает его массовому сознанию, третье – связывает лишь с человеком, четвертое – подчеркивает содержательно-изобразительный характер.

Различные исследователи имиджа дают также достаточно различные его определения.

Имидж – категория, универсально применимая к любому объекту, становящемуся предметом социального познания: к человеку (персональный имидж), организации (корпоративный имидж), социальной позиции (имидж политического деятеля), профессии (имидж юриста и пр.), образованию (имидж выпускника вуза, колледжа, лицея и т. д.), к торговой марке, к предметам, к отдельным потребительским характеристикам материальных объектов (имидж качества) и т. д.

Имидж должен скрывать недостатки и подчеркивать достоинства. Он может складываться на основе эмоциональных ролей, которые люди играют в жизни. И будет меняться в соответствии с тем, какую социальную или эмоциональную роль человек играет или собирается играть в данный момент. С нашей точки зрения, такая трактовка имиджа близка к понятию «стратегическая модель поведения», которое используется в психологии общения. Под стратегической моделью поведения понимается «способ поведения человека в данной ситуации с целью достижения чего-либо». Использование стратегических моделей обусловлено проблемами, возникающими в общении. Как известно, эффективность процесса общения зависит от множества факторов: психофизических, мыслительных особенностей, черт характера, установок человека и т. п.

Выделяют следующие составные части имиджа: внешность, личность, манера общения.

Формирование имиджа происходит на нескольких уровнях:

– сенсорно-перцептивном – базовом (стереотипно-физиологический);

– представлений образного отражения;

– вербально-логического мышления – понятийном (рациональное познание).

Имидж посредством впечатления позволяет зрительно проявиться личностно-деловым качествам человека. Они вырисовываются через визуально-аудиальную оболочку личности, иногда изменяя или дополняя ее. Таким образом, именно впечатление, а не оценка выступает как факт деятельности сознания в процессе восприятия имиджа. Беря во внимание то, что имидж чаще всего заканчивается на такой первоначальной операции, как представление, то становится очевидным, что он располагается в низших этажах человеческой психики – в подсознании или в обыденном сознании. Этим объясняется необычайная доступность имиджа для восприятия.

Стержневым в имидже является возможность передать через определенные имидж-сигналы информацию о себе, о своих истинных, глубинных (личностных и профессиональных) устоях, идеалах, планах, деяниях.

Мной были перечислены определения имиджа, данные разными исследователями этого феномена. Их можно условно разделить на две группы, в зависимости от того, какой подход к трактовке имиджа принят.

Первый подход связан с рассмотрением имиджа как «набора определенных качеств, т. е. индивидуальности». С такой точки зрения забота об имидже была присуща человеку во все времена. Так, имидж отражался в прозвищах, например, Ярослав Мудрый, Пеппи Длинный Чулок, Иван Грозный, Ричард Львиное Сердце и пр.

Сторонники второго подхода утверждают, что «имидж» как термин возник в начале XX века в связи с развитием средств массовой информации, в частности телевидения, поскольку оно потребовало сознательного конструирования того, что нужно публике. За многими «громкими именами» стоят вполне конкретные «создатели». Они создают облик кумира, отбирают тип его автомобиля, подбирают тон костюмов, шлифуют его лексикон и пр.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

Не существует единого мнения во взглядах на сущность имиджа как социально-психологического явления, обладающего системностью и целостностью.

Понятие «имидж» понимается разными авторами по-разному, однако трактовка, при любом варианте, отлична от понимания традиционной для психологии категории «образ» и относит имидж к области общественного сознания.

Можно выделить ряд характеристик имиджа:

– имидж не бывает изолированным, он изначально включен в своеобразный «пакет» имиджей, позволяющий реализовывать его функции, особенно функцию психологической защиты. Число имиджей зависит от возраста (критически большое число имиджей приходится на возраст социализации), пола (у женщин имиджей пропорционально больше), имеет пороговый предел насыщения, связанный с мировоззрением и мощностью потребности в личностной самореализации, которая лишь отчасти удовлетворяется имиджами;

– классификация и отбор реальных имиджей идет по следующим, как минимум, критериям: самоощущения; соответствующих групповых оценок, признающих имидж приемлемым; по факту достижения субъективной или групповой (например, соблюдении ритуала) цели;

– имидж имеет инерцию «старения», падения адаптивности (феномен износа имиджа), если не поддерживается усилиями по постоянной его корректировке и контролю эффективности;

– метасистема имиджей равноправна и относительно автономна в жизни группы, одновременно выражая стороны межличностного общения, бытия групповых норм и ритуалов;

– формирование имиджа возможно лишь при условии бессознательной готовности к общению. Частными процессами, показывающими вызревание такой готовности, являются: ментальные ориентации подсознания, уровень тревожности, фундаментальный экзистенциальный страх одиночества, меняющийся по сложным законам; развитие миметических начал сознания;

– непосредственной предпосылкой формирования имиджа является не просто индивидуальный социальный опыт, но врожденная ориентация психики на действие, копирование образцов, на переход к творчеству, пониманию, страстям лишь при неудаче стереотипных выборов. В имидже, таким образом, пересекаются линии онто- и филогенеза;

– конкретными психическими механизмами начала строительства имиджа является воля и переход от восприятия к воле. Необходимость и стабильность имиджей закодирована здесь уже в том, что заведомая неточность и вероятная ошибочность стереотипных выборов во множестве сложных ситуаций допускается как бы «в расчете» на будущую коррекцию групповым общением, имиджем, как механизмами копирования более удачных выборов в группе.

Имидж, таким образом, выражает фундаментальный принцип «экономии духовных психических сил» через попытку распространения стереотипов выбора варианта поведения на возможно большее число ситуаций.

Остановимся на характеристике основных функций имиджа.

Исследователи феномена имиджа выделяют следующие его функции:

– психологической защиты. Она выражает сам потенциал имиджа, возможность, используя его, скрыть свои недостатки, спровоцировав у других фальсифицируемую систему впечатлений; избавиться, хотя бы на некоторое время, от состояний экзистенциальной тревожности; сублимировать свои психические комплексы в систему социально оправданных действий;

– социального тренинга. В одном из своих измерений имидж представляет собой противоречивую систему лжи, иллюзий, блокирующих, трансформирующих глубинные несоциальные психические процессы; причем она возникает из интуитивных или осознанных представлений людей о неизбежности и желательности выполнения ролей в конкретных группах;

– социально-символьного опознавания (идентификации). Имидж всегда содержит сложные и трудновыполнимые символы готовности человека (или группы) принять «правила игры» не только конкретной общности, но социума вообще. Отсутствие меток такого опознавания вызывает чаще всего отрицание, брезгливость, отторжение;

– иллюзорно-компенсаторная  – выработка иллюзий, тщательно скрываемых, часто поразительно наивных, идеальных картин.

В целом отметим, что проработка понятия «имидж» еще не завершена, в связи с чем возможна корректировка характеристик и функций этого феномена.

1.3 Виды имиджа

В отечественной литературе присутствует три подхода к имиджу:

– функциональный;

– контекстный;

– сопоставительный.

При функциональном подходе выделяют следующие виды имиджа:

– зеркальный (имидж, свойственный нашему представлению о себе. Мы как бы смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы же мы. Обычно же мы оцениваем свой имидж довольно высоко, мало учитывая взгляд на него со стороны);

– текущий (видимый со стороны, но необходимо помнить, что непонимание и предубеждение формируют представления о нашем имидже в не меньшей мере, чем наши поступки);

– желаемый (то, к чему мы стремимся);

– корпоративный (имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений: репутация организации и т. д.);

– множественный (имидж независимых структур в единой корпорации. К привлекательному хорошему единому имиджу стремятся, например, авиакомпании, используя собственную символику, униформу и т. д.);

– отрицательный (имидж, создаваемый оппонентом, соперником, врагом).

При контекстуальном подходе имидж классифицируется по видам деятельности – имидж политика, имидж бизнесмена, имидж педагога, имидж госслужащего, имидж поп-звезды и т. п.

При сопоставительном подходе сравнивают качества, например, двух лидеров: компетентность, интеллигентность, склонность к силовому решению и т.д.

Следует обратить внимание на классификации видов имиджа, разработанных рядом исследователей. Так, выделяют «идеальный», «первичный» и «вторичный» имиджи.

Идеальный имидж – это суммарное представление людей о лидере, но идеальный имидж обычно недостижим.

Первичный имидж – это представление о конкретном человеке, сложившееся в сознании многих людей после первичного знакомства с ним. Первичный имидж во многом соответствует идеальному имиджу, но не совпадает с ним.

Вторичный имидж формируется только в процессе конкурентной борьбы. Это компромисс между стремлением обрести лидера, образ которого зеркально повторяет идеал, и желанием избежать лидера, образ которого более всего противоречит идеальному.

При формировании конкурентоспособного вторичного имиджа можно руководствоваться одной из двух стратегий. В том случае, если «презентация» первичного имиджа прошла успешно, используется стратегия «защиты окон доступа»: на первичный имидж наслаиваются черты, защищающие слабые (с точки зрения соперника) элементы первичного имиджа. Если же «презентация» первичного имиджа прошла неудачно, используется стратегия «размывания имиджа конкурента». В этом случае компрометируются или хотя бы ставятся под сомнение определенные элементы имиджа конкурента, а вторичный имидж формируется путем наложения черт, альтернативных «слабым» качествам имиджа соперника.

Ядро имиджа должно соответствовать ожиданиям людей. Структуру ядра первичного имиджа образуют:

– внешняя (поведенческая) направленность личности;

– внутренняя ориентация личности;

– иерархия временных «Я» личности.

Внешняя направленность личности бывает трех типов: направленность на конкретные результаты предметной деятельности; направленность на общение; направленность на завоевание авторитета.

Внутренняя ориентация личности – это ориентация на доминирующие способности, реализуя которые конкретный человек достигает поставленных целей. Одни достигают их благодаря интеллектуальным, другие – эмоциональным, третьи – волевым качествам.

Иерархия временных «Я» личности – это комплекс: «Прошлое Я», «Реальное Я», «Будущее Я». В зависимости от доминирования того или иного «Я» в сознании лидера, его стремления будут направлены в будущее или в прошлое. У лидера не может доминировать «Реальное Я», так как это обречет его на пассивность.

Имидж – это многофакторный феномен, поскольку, с одной стороны, и воздействие на человека многообразно, а с другой – человек оперирует многослойными структурами, каждая из которых занимает в его восприятии свое место. Человека можно представить как сумму его социальных характеристик: место рождения; принадлежность к определенному классу; образование; достаток, а также прошлое, семья, хобби и пр. Все это, так сказать, информационные ячейки. И главное правило для имиджмейкера: обязательно заполнять эти информационные ячейки, иначе они будут заполнены массовым сознанием. Вот почему имидж формируется в соответствии с требованиями массовой коммуникации и в соответствии с тем, что окружающие считают важным, например, авторитет, профессионализм.

Ряд исследователей выделяют индивидуальный имидж и профессиональный. Первый определяется тем, насколько он соответствует внутреннему миру индивида.

В зависимости от факторов, образующих имидж, выделяют габитарный, овеществленный, вербальный, кинетический и средовый имидж.

Таким образом, существует ни одна классификация видов имиджа, это обусловлено прежде всего различиями научных позиций, на которых стоят ученые в исследовании феномена имиджа, а также различными подходами к классификациям.

2. Имидж как средство воздействия на сознание людей

2.1 Внешний облик как составляющий элемент имиджа человека

Внешний облик - это не только отражение внутреннего состояния человека и его отношения к окружающему. Внешнее, в свою очередь, влияет на внутреннее. Наше положение и образ жизни нигде так откровенно не проявляются, как в манере преподнести себя окружающим через одежду. Одежда не делает человека, но она делает 90% того, что мы в нём видим. Если человек не будет выглядеть прилично, люди не поверят, что он говорит что-то важное.

Известно выражение «По одёжке встречают…». Одежда выступает здесь как своеобразный инструмент общения, как средство воздействия на поведение и отношение других людей, поскольку в первую очередь о вас станут судить по внешнему виду, а лишь потом по вашему разговору, манерам поведения и интерьеру кабинета. Чисто прилично одетый человек всегда внушает большее доверие, чем одетый кое-как или, напротив, подчёркнуто манерно. В настоящее время принято считаться с советами модельеров.

По их мнению, основополагающим принципом при составлении гардероба является универсальность одежды. Гардероб составлен не правильно, если в нём много вещей, которыми редко пользуются. Не менее важное требование к одежде – её опрятность, аккуратность. Слово «мода» происходит от латинского «модус» - мера, образ, вид, способ и означает господство в обществе в данный период определённых форм, касающихся различных сторон быта (главным образом одежды) и обусловленных национальными традициями, сложившимися вкусами, уровнем достигнутого экономического и общественного развития производства и бытовых потребностей.

В основе моды лежит стремление к усовершенствованию внешних форм быта. Мода в деловом мире не есть что-то обязательное для всех. Однако если подавляющее большинство людей начинает носить одежду нового стиля, ваш консерватизм рискует оказаться смешным. В то же время слепое следование моде также нежелательно, поскольку в сверхмодно одетом человеке прослеживается желание казаться значимым, когда его истинное положение таковым не является. Мода должна соответствовать вашей индивидуальности.

Красиво и изящно одеться человеку поможет его вкус, выражающийся в умении подобрать фасон, покрой и цвет одежды, которые соответствовали бы особенностям его фигуры, лица, цвету волос, возрасту, времени года и назначению одежды.

 От того, как человек одет, будет в значительной мере зависеть отношение к нему со стороны окружающих его людей. Одежда является как бы внешней формой выражения делового имиджа, она связана с характером и образом жизни человека. Поэтому очень важно убедиться, что одежда соответствует ситуации, иначе имидж может поблекнуть, и никто не станет воспринимать данного человека всерьёз. Стиль одежды всегда должен соответствовать конкретной деловой ситуации.

Внешний вид, как составляющая общего имиджа человека, является визуальным имиджем: целенаправленным воздействием на зрительные ощущения, фиксирующим информацию о дизайне, фирменной символике и иных носителях графической информации (как реклама).

2.2  Понятие «имиджформирующая информация»

Имидж человека формируется на основе имиджформирующей информации. Однако возможен такой вариант формирования имиджа, когда имиджформирующая информация отсутствует (речь идет об априорном мнении).

По характеру получения другими людьми выделяют такие виды имиджформирующей информации: косвенная и прямая.

Косвенная имиджформирующая информация – это та информация, которую человек получает, что называется, через третьи руки, т. е. когда человек создает мнение на основе высказываний других людей.

Прямая имиджформирующая информация – это та, которую человек получает при непосредственном контакте. Как правило, это информация:

а) об особенностях психики человека (например, о характере, темпераменте, интеллекте, а также об установках, мировоззренческих и иных позициях и т. п.);

б) о внешности – прическе, одежде и т. п.

Имидж создается на основе исходящей от человека имиджформирующей информации.

Имиджформирующая информация может посылаться двумя способами:

а) вполне осознанно, преднамеренно, обдуманно, сознательно;

б) непроизвольно, невольно, автоматически, подсознательно.

Имиджформирующая информация, исходящая от человека, воспринимается другими людьми тоже двумя способами:

а) вполне осознанно, преднамеренно, обдуманно, сознательно;

б) помимо своей воли, непроизвольно, подсознательно.

В процессе формирования имиджа человека у людей, с которыми он общается, есть осознание того, почему формируется именно такой имидж (т.е. они воспринимают имиджформирующую информацию осознанно), а могут и не знать (т.е. они воспринимают имиджформирующую информацию неосознанно). В последнем случае они либо говорят, что не знают, почему у человека такой имидж («чем-то он мне нравится, а чем – не знаю»), либо ссылаются на свою интуицию, либо просто придумывают, почему человек им нравится или не нравится.

Возможны четыре варианта передвижения имиджформирующей информации от человека к другим людям, или четыре канала ее перемещения:

из сознания человека – в их сознание;

из сознания человека – в их подсознание;

из подсознания человека – в их сознание;

из подсознания человека – в их подсознание.

Первый канал (сознание – сознание) будет иметь место, когда человек абсолютно осознанно направляет другим информацию о себе («Знайте, я хороший человек, а другой человек в это же время вполне осознанно воспринимает («Так, он говорит, что он хороший человек. Посмотрим»). Иначе говоря, оба человека думают об этой информации.

Второй канал (сознание – подсознание) – это когда человек вполне осознанно посылает другим о себе информацию, а они, что называется, «пропускает ее мимо ушей», не обращают на нее внимания, и тогда эта информация уходит в их подсознание.

Третий канал (подсознание – сознание) – это когда имиджформирующая информация исходит помимо воли человека (он, не задумываясь, надел на эту встречу такой-то костюм, или он, не задумываясь, жестикулирует руками, разговаривая с собеседником), а собеседник не просто воспринимает эту информацию своими органами чувств (зрением, слухом), но и осознает ее, т. е. думает над ней («надо же, какой у него костюм-то!» или: «Интересно, а что это он все время руками теребит?»).

Четвертый канал (подсознание – подсознание) – это когда от человека исходит имиджформирующая информация помимо его воли, а его собеседник хотя своими органами чувств и воспринимает ее, но не обращает на нее внимания, не думает о ней, не осознает ее; и тогда эта информация, минуя его сознание, оказывается в его подсознании.

Исходя из вышеизложенного, удачная стратегия формирования собственного имиджа определяется правильным выбором канала перемещения  имиджформирующей информации к другим людям.

А чтобы сделать правильный выбор, надо прежде всего ответить на вопрос: какой информации люди доверяют больше – той, которую человек посылает им преднамеренно, или той, что исходит от него помимо его воли?

Исследования, проведенные в этой области, показали, что большинство людей выбирают следующий ответ: если от решения зависит их собственное благополучие, большинство все-таки больше доверяют своей интуиции, т. е. своему подсознанию.

Это вполне оправданно, поскольку подсознание «улавливает» значительно больше информации, чем сознание. Аргумент: в подсознание поступает информация не только из внешнего мира, но и та, что уже находилась в сознании данного человека.

Если вернуться к каналам перемещения имиджформирующей информации, то окажется, что наиболее удачным будет четвертый канал перемещения имиджформирующей информации, так как при движении по этому каналу она воспринимается только подсознанием, и мнение формируется на основе «интуиции», т. е. на основе подсознательной информации. А поскольку многие люди больше доверяют своей интуиции, чем рациональной информации, то и мнение скорее сформируется на основе подсознательно воспринятой информации, чем той, которая уже в сознании.

В ходе многочисленных исследований было установлено, что подсознание управляет поведением человека чаще, чем сознание. Такой вывод был сделан на основании того факта, что в обычной жизни больше обычных (типичных, стандартных) ситуаций, в связи с чем поведение человека – это в большей мере реализация «алгоритмов», «навыков», «шаблонов», т. е. подсознательных программ. В своем поведении мы переходим на «ручное управление» (сознательные программы) только тогда, когда возникают нестандартные ситуации. Отсюда следует еще один вывод: воздействуя на людей с целью вызвать у них определенные поведенческие акты в отношении себя, необходимо в большей мере воздействовать на их подсознание, чем на их сознание.

2.3  Принципы и технологии формирования индивидуального имиджа человека

На сегодняшний день наиболее активно ученые занимаются разработкой принципов и технологий формирования индивидуального имиджа человека. Рассмотрим психологические принципы и технологии формирования индивидуального имиджа.

В основу формирования индивидуального имиджа могут быть положены следующие принципы:

принцип повторения;

принцип непрерывного усиления воздействия;

принцип «двойного вызова».

Использование принципа повторения – это учет того, что хорошо запоминается информация, которая повторяется. Людям требуется время, чтобы сделать воспринятое сообщение своим, а многократное повторение способствует этому.

Использование принципа непрерывного усиления воздействия – это наращивание аргументов или эмоционального обращения: «Это только для вас!» или «Все – для вас!» и т. п. Постепенное наращивание воздействия воспринимается лучше, чем взрывное, так как сенсорный аппарат противится всплескам информации.

Использование принципа «двойного вызова» основано на том, что сообщение воспринимается не только разумом, но и подсознанием.

Все мы мыслим словами и образами. Слова возвращают нас к картинам, ощущениям и звукам, входящим в наш жизненный опыт. Но поскольку опыт у всех разный, то и обращенные к нам слова мы понимаем в чем-то по-разному.

Каждый человек при взаимодействии с окружающим миром, во-первых, предъявляет нечто своему сознанию. Этот процесс называется репрезентацией. Во-вторых, человек предъявляет собственные мысли другим людям. Этот процесс называется презентацией. Но прежде чем предъявить информацию другому, ее необходимо осмыслить, следовательно, репрезентация предшествует презентации.

Существует несколько каналов презентации – репрезентативные системы. Получая какую-либо информацию, человек формирует ее образ. При этом он использует сходные образы, хранящиеся в его памяти. Но чтобы найти сходный образ, человек использует наиболее развитую у него систему анализаторов. У одного - это зрительная система, у другого – слуховая, у третьего – обонятельная, у четвертого – вкусовая, у пятого – тактильная.

После того, как поступающая информация сравнена с имеющейся в памяти, возникает образ «ответа». Он представляется для оценки своему сознанию. Канал, по которому осуществляется непосредственная доставка образа из бессознательного в сознание, называется предпочитаемой репрезентативной системой. О том, какова основная характеристика (модальность) этой системы, можно судить по предикатам – словам, несущим основную смысловую нагрузку. Эти слова, как правило, выделяются говорящим (ударением, паузами, повторениями).

Оценивание образа ответа, подготовленного бессознательным, осуществляется в том канале информации, который содержит больше образов личностно значимых ценностей. Поскольку же сам процесс оценивания бессознательного не осознается, то о его модальности можно судить по неосознаваемым действиям наблюдаемого (по отведенному взгляду, дыханию, изменению позы и т. п.).

Восприятие имиджа может быть представлено как сочетание деятельности ведущей предпочитаемой и референтной систем получения и анализа информации. Знание стратегий восприятия позволяет применять специальные приемы управляющего воздействия на процесс анализа информации при предъявлении имиджа.

Говоря об имидже, нельзя не рассмотреть и такой вопрос: «На чем зиждется человеческая способность к восприятию?» Она базируется на обыденном сознании, которое вместе с теоретическим сознанием обеспечивает наше познание чего-либо, но уровень развития теоретического сознания во многом зависит от уровня развития подсознания, а посредниками между ними служит обыденное сознание. Если теоретическое сознание приобретается, то обыденное во многом биологически задано. Главенствуют в нем эмоции и чувства. Поэтому оно так рефлексивно. Его-то и можно назвать опорой восприятия чьего-либо имиджа.

Пользуясь обыденным сознанием, люди соображают так, как это у них получается: им легче понимать то, что не требует знания законов логики и научных знаний.

Обыденное сознание обычно и формирует представления о чьем-либо имидже. Имидж выступает как символ, как информационный сигнал. И как сигнал (зрительный, слуховой) его прежде всего принимают низшие этажи психики, вызывая простейшие эмоции.

Формируя имидж, необходимо помнить и о таком феномене, как эмоциональная память. В ней есть генетическая информация, которая чрезвычайно статична, так как состоит из зрительных и звуковых символов. И тот, кто заложил в эмоциональную память окружающих свой привлекательный образ, тот затем легко закрепляет первое о себе представление.

Технология построения самопрезентации рассматривается в качестве основного условия формировании имиджа. Формирование имиджа в процессе межличностного общения начинается с возникновения первого впечатления о нем, создаваемого в процессе самопрезентации как элемента личностного воздействия. Самопрезентация – это элементы поведения, формирующие у окружающих впечатления об индивиде в процессе социальных аттракций. Самопрезентация выступает как отражение внутренне присущего человеку стиля общения с людьми. Способствует созданию целостного образа, вызывая ответную реакцию со стороны субъектов по какой-либо деятельности.

Кроме того, выделяют условия удовлетворенности аспектами жизни, влияющими на потребность в формировании имиджа:

а) материальное положение; б) состояние здоровья; в) нехватка свободного времени; г) недостаточная разработанность проблемы формирования имиджа и внедрения ее в практику; д) неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководством.

Известны и другие технологии. Обобщив вышесказанное, можно предложить формировать имидж следующим образом:

определение стартовых условий: задача, время, степень подготовленности (человеку предлагается самоопросник, на основе которого он сможет выявить то, что необходимо для создания имиджа);

«строительство внешности» (подбор одежды, макияжа, прически, отработка жестов, походки, мимики);

освоение коммуникативной механики (овладение искусством публичных выступлений, ведения переговоров и бесед, умения слушать);

освоение техники поведения (принятых норм поведения, искусства оставлять хорошее впечатление о себе, тактики действий в конфликтных ситуациях);

овладение технологией «личного ортобиоза» (практика здорового образа жизни, т. е. рациональное питание, методы снятия напряжения и расслабления);

самосовершенствование (самообразование, самовоспитание).

Заключение

Имидж - целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо с целью популяризации, рекламы.

Под имиджем, в основном, подразумевают: константы фирменного стиля, впечатление, складывающееся у окружающих о человеке в целом, что автоматически переносится на отношение к нему. Имидж может существовать лишь в головах его создателей. Нередко он остается только индивидуальной идеальной конструкцией, что равнозначно провалу.

Цель состоит в превращении индивидуального идеального образа в коллективный, который выступает для массы людей как фактор принятия решения о сотрудничестве. Индивидуальный образ, став коллективным, превращается в социальную конструкцию, оказывающую мощное воздействие на поведение людей.

Почему именно имидж становится реальным средством воздействия на сознание?

Дело в том, что с сознанием мы можем работать только с помощью коммуникативной единицы, которой и является имидж. Отбор из практически бесконечного объема характеристик до весьма ограниченного и формирует имидж. Зато воздействие уже отобранных характеристик происходит в достаточно интенсивном режиме. Ведь они отобраны таким образом, чтобы безошибочно преодолевать “пороги” восприятия аудитории. Берутся только те характеристики, которые заранее “обречены на успех”.

При этом значимым становится совпадение (гармонизация) характеристик с требованием канала передачи. Имидж мы также можем рассматривать под углом зрения обработки сложного объекта массовым сознанием. Вероятно, что при этом происходит кристаллизация характеристик. Практически каждый объект внимания, окружающий нас обладает своей имиджевой структурой, будь то телевизионная звезда или авиакомпания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс, 2000.
  2. Аррендодо Л. Искусство деловой презентации. - Челябинск: Урал LTD, 1998.
  3. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. - М.: Линка-Пресс, 2003.
  4. Психологический словарь. - М.: Педагогика, 1990.
  5. Современный словарь иностранных слов. - СПб.: Речь, 1998.
  6. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2002.
  7. Панасюк А. Ю. Наука «имиджелогия»: современное состояние и перспективы развития. – М.: РИЦ «Альфа», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта "Воздействие человека на природу"

Технологическая карта "Воздействие человека на природу"...

Современное состояние лесов - результат многовекового воздействия человека

Кольский полуостров до начала XX века оставался одной из наименее затронутых промышленностью и сельским хозяйством лесных территорий европейской России.История лесов Кольского полуострова началась сра...

Кураторский час на тему "Вредное воздействие табакокурения на организм человека" для группы 1221

В кураторском часе проводилась воспитательная беседа между обучающимися группы 1221 специальности 38.02.05 "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров" КГБ ПОУ "Комсомо...

Открытый урок «Воздействие электромагнитных полей на человека»

Цели занятия: Образовательные:- познакомить обучающихся с понятиями электромагнитное излучение (ИМИ)  и электромагнитное поле (ЭМП);- дать характеристику ЭМП и их источников;- ознакомить обучающи...

Статья на тему: "Сознание — состояние психической жизни человека"

Сознание — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной приживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях....

Статья Экологическое сознание и этика как фактор воспитания современного человека

Экологическое сознание – это ценностная форма общественного сознания, в которой отражены взаимоотношения человека с природой и оценки общественной деятельности.Современное состояние экологическо...