Открытый урок «Воздействие электромагнитных полей на человека»
методическая разработка
Цели занятия:
Образовательные:
- познакомить обучающихся с понятиями электромагнитное излучение (ИМИ) и электромагнитное поле (ЭМП);
- дать характеристику ЭМП и их источников;
- ознакомить обучающихся с последствиями длительного воздействия ЭМП на человека;
- познакомить с мерами защиты от воздействия ЭМП.
Развивающие:
- способствовать расширению кругозора учащихся;
- развитие интереса к предмету;
- способствовать развитию умений осуществлять рефлективную деятельность.
Воспитательные:
- воспитание чувства патриотизма;
- формирование культуры безопасного и ответственного поведения
Задачи занятия:
- сформировать знания о ЭМП и их источниках;
- способствовать формированию навыков работы с соблюдением техники безопасности при работе с электрооборудованием, электроаппаратурой и электроинструментами в парикмахерской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ur_ot_vozdeys_elmag_poley_na_cheloveka.docx | 68.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
«Воздействие электромагнитных полей на человека»
Дисциплина: Охрана труда.
Группа: П-17
Тема занятия: «Воздействие электромагнитных полей на человека»
Цели занятия:
Образовательные:
- познакомить обучающихся с понятиями электромагнитное излучение (ИМИ) и электромагнитное поле (ЭМП);
- дать характеристику ЭМП и их источников;
- ознакомить обучающихся с последствиями длительного воздействия ЭМП на человека;
- познакомить с мерами защиты от воздействия ЭМП.
Развивающие:
- способствовать расширению кругозора учащихся;
- развитие интереса к предмету;
- способствовать развитию умений осуществлять рефлективную деятельность.
Воспитательные:
- воспитание чувства патриотизма;
- формирование культуры безопасного и ответственного поведения
Задачи занятия:
- сформировать знания о ЭМП и их источниках;
- способствовать формированию навыков работы с соблюдением техники безопасности при работе с электрооборудованием, электроаппаратурой и электроинструментами в парикмахерской.
Тип занятия: Урок ознакомления с новым материалом.
Форма проведения: комбинированный урок.
Продолжительность: 45 минут.
Методы и приемы: наглядно-иллюстративные, словесные, практическая работа.
Межпредметные связи:
- Безопасность жизнедеятельности
- Электротехника
- Физика
Основные понятия, изучаемые на уроке:
Электромагнитное поле- особый вид материи который имеет две стороны своего проявления, называемые соответственно электрическим полем и магнитным полем.
Электромагнитная волна-это колебательный процесс, связанный с изменяющимися в пространстве и во времени взаимосвязанными электрическими и магнитными полями.
Источники ЭМП-это любое техническое устройство, использующее или вырабатывающее электрическую энергию.
Экранирование-защита рабочих мест от источников электромагнитных излучений экранами, поглощающими или отражающими электромагнитную энергию.
Форма организации деятельности студентов на занятии:
- Фронтальная работа (устно);
- Групповая работа;
- Самостоятельная работа (индивидуальная).
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, знаки электробезопасности.
Этапы урока:
1.Оргмомент.
2. Сообщение темы, цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.
3. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
4. Ознакомление с новым материалом.
5. Первичное осмысление и закрепление изучаемого материала.
6. Постановка задания на дом.
7. Подведение итогов урока.
Ход занятия
№ | Этап | Действия преподавателя | Действия студентов | Примечание |
1 | Организационный Момент (1-2 мин.) | - Приветствие - Проверяет посещаемость в группе. - Проверка готовности к работе. - Сообщение общего хода занятия, организация внимания студентов | - Приветствие. - Докладывает староста группы. - Проверяют наличие учебных принадлежностей. - Слушают | |
2 | Сообщение темы, цели и задачи урока (1-2мин.) | Формулирует тему и цель урока для студентов | Оформляют тетради, записывают: • дату; • тему; • план урока. | |
3 | Проверка знаний, умений и навыков (3-5мин.) Мотивация учебной деятельности | Друзья, на прошлых занятиях мы говорили о электробезопасности в мастерской парикмахеров, а также о мерах защиты работников от электротравм. Давайте вспомним и ответим на следующие вопросы: Фронтальный опрос: -Какие виды электротравм вы знаете? - Какие правила электробезопасности вы знаете при работе в мастерской? - Кто несет ответственность за соблюдение правил по электробезопасности в мастерской? | Отвечают на вопросы. Обсуждают полученные ответы | |
4 | Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний (1-2 мин.) | 1. Беседа со студентами по вопросам, постановка учебной проблемы: • Как вы думаете, каково воздействии электромагнитных полей на организм человека? • Зачем нужны защитные экраны и из каких материалов они могут быть сделаны? 2. Обобщение, сообщение новой темы: « Воздействие электромагнитных полей на организм человека» | Участвуют в обсуждении | |
5 | Изучение нового материала | 1. Рассказ преподавателя по плану: 1.1. Защита от электромагнитных полей и излучений. 1.2. Источники и характеристики ЭМП. 1.3. Воздействие ЭМП на человека. 2. Проведение самостоятельной работы по оформлению схемы «Влияние электромагнитного поля» 3. Меры защиты от воздействия ЭМП. 4. Обобщение; | 1. Запись под диктовку преподавателя; 2. Конспектирование материала по учебному пособию; 3. Участие в обсуждении вопросов. 4. Составление схемы по опорному конспекту (работа в парах) | |
6 | Первичное осмысление и закрепление изучаемого материала (10-15мин.) | 1.Проведение самостоятельной работы по оформлению схемы «Влияние электромагнитного поля» 2.Выполнение практического задания (используется видеопроектор и презентация) | 1. Составление схемы по опорному конспекту (работа в парах) 2.ответы на вопросы теста (индивидуальное задание) | |
7 | Постановка задания на дом (3мин.) | 1. Укажите источники ЭМП на производстве, связанным с вашей будущей профессией. 2. Инструктаж к выполнению домашнего задания. Выполнить задание можно, используя свой конспект | Записывают домашнее задание | |
8 | Итоги урока (3мин.) | 1.Итак, мы познакомились с воздействием ЭМП на организм человека. А теперь продолжите фразу: Сегодня я узнал(а)… Было трудно… Я научил(а)сь… Я смог(ла)… 2. Выставление оценок за урок; 3. Прощание с обучающимися.
| Слушают преподавателя. Продолжают фразу: Сегодня я узнал(а)… Было трудно… Я научил(а)сь… Я смог(ла)… |
Приложение 1.
ЗНАКИ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ
Приложение 3.
Защита от электромагнитных полей и излучений.
В настоящее время интенсивно развивается радиосвязь, радиолокация, расширяется сфера применения электрической энергии высокой, ультравысокой и сверхвысоких частот.
Спектр электромагнитных волн, излучаемых телами, является непрерывным и охватывает широкую область частот от сверхдлинных до жестких гамма-лучей. Это хорошо видно на таблице:
Наименование волны | Длина волны |
Радиоволны | 10-7 см и более |
Инфракрасные лучи | 10-7 см – 410-5 см |
Видимые лучи | 410-5 см – 810-5 см |
Ультрафиолетовые лучи | 810-5 см – 10-6 см |
Рентгеновские лучи | 10-6 см – 10-8 см |
Гамма-лучи | 10-8 см и менее |
Электромагнитные поля ЭМП оказывают неблагоприятное воздействие на сердечно-сосудистую систему, вызывает онкологические и аллергические заболевания, болезни крови и могут оказывать влияние на генетические структуры.
В промышленности ЭМП используются для плавки металлов, обработки металлов. Опасность воздействия ЭМП усугубляется тем, что они не обнаруживаются органами чувств.
Электромагнитную природу имеют также инфракрасные, видимые, ультрафиолетовые и ионизирующие (радиоактивные)излучения, отличающиеся по частоте (и длине) волны.
Приложение 4.
Источники и характеристики ЭМП.
Любое техническое устройство, использующее или вырабатывающее электрическую энергию является источником ЭМП. В бытовых условиях источниками ЭМП могут быть любые легко электризуемые за счёт трения поверхности: ковры, линолеумы, одежда из синтетических тканей, обувь; электростатический заряд накапливается на экранах телевизоров и компьютеров.
При использовании компьютерной техники проблема состоит в том, что ЭМП от дисплеев и мониторов столь же интенсивны как от телевизоров, а усадить пользователя ПК нас расстоянии 2-3 метров невозможно. Пользователь ПК подвергает себя воздействию ЭМП. Вокруг ПК создаются поля с широким частотным спектром и пространственным распределением:
- Электростатическое поле;
- Переменное низкочастотное поле;
- Переменные низкочастотные поля.
Приложение 5.
Воздействие ЭМП на человека.
Длительное воздействие ЭМП может вызывать повышенную утомляемость, нарушение функций центральной нервной системы, появление сердечных болезней, головокружение, бессонница.
Результаты многочисленных исследований показывают, что ЭМП поглощается тканями человека, оказывает биологическое действие на все системы организма человека, превращается в теплоту. Тепловой эффект возникает в сухожилиях и хрящах. Если механизм терморегуляции теле не способен рассеять избыточное тепло, то возможно повышение температуры тела. Перегрев особенно вреден для тканей со слаборазвитой сосудистой системой (глаза, мозг, почки, желудок, желчный пузырь). Облучение глаз может вызвать помутнение хрусталика (катаракту).
Степень воздействия ЭМП на организм человека зависит от интенсивности воздействия, продолжительности, характера облучения, размера облучаемой поверхности и особенностей организма.
Наиболее биологически активен диапазон сверхвысокочастотного (СВЧ) излучения.
Функциональные нарушения, вызванные биологическим действием ЭМП, обратимы, если вовремя исключить воздействие излучения и улучшить условия труда.
Приложение 6.
Меры защиты от воздействия ЭМП.
В зависимости от условий работы применяют различные методы защиты:
- Временем или расстоянием;
- Выбором оптимальных геометрических параметров, воздушных линий электропередач и открытых распределительных устройств;
- Применением заземлённых тросов;
- Экранированием устройств;
- Применением экранирующей одежды.
Защита временем – время пребывания человека в электромагнитном поле ограничивается.
Защита расстоянием – при удалении от источника ЭМП уменьшается напряжённость поля.
Организационные мероприятия по защите от воздействия ЭМП в зоне линий электропередач:
- Проход людей и животных ЛЭП можно осуществлять вблизи опор;
- Необходимо применение экранирующих тросов представляющих собой параллельные заземлённые провода, которые натянуты на специальные заземлённые стойки;
- Для указания запрещённой зоны устанавливаются предупреждающие плакаты.
Экранирование – это техническая мера защиты рабочих мест от источников ЭМП экранами, поглощающими или отражающими электромагнитную энергию.
Для экранов используют материалы с высокой электропроводимостью – медь, латунь, алюминий и сталь. Также применяют оптически прозрачное стекло, покрытое диоксидом олова.
Средства индивидуальной защиты разработаны в виде комбинезонов и халатов из металлизированной ткани, осуществляющей защиту человека. Для защиты глаз используют очки, вмонтированные в капюшон или выполненные отдельно. Также используются специальную обувь и средства защиты головы и рук.
Приложение 2.
Техника безопасности при работе
с электрооборудованием в парикмахерской мастерской.
При установке, эксплуатации и ремонте электрооборудования придерживаются специальных правил:
1) Электрооборудование должно содержаться в исправном состоянии;
2) Провода и кабели к переносному электроинструменту необходимо подвешивать так, чтобы они не касались влажных поверхностей, пола, стен, горячих труб, горячих поверхностей;
3) Все доступные для прикосновения токоведущие части электрооборудования и электроинструментов должны быть защищены кожухами.
4) Запрещается оставлять неизолированные концы проводов и кабелей.
При обнаружении каких-либо неисправностей работа с электроаппаратами и электроинструментами должна быть прекращена.
Инструменты для электротехнических работ (плоскогубцы, кусачки, отвёртки и т.д.) должны иметь изолирующие ручки из пластмассы или резины.
В мастерской необходимо иметь аптечку и инструкцию по оказанию первой помощи пострадавшим от электротока.
Электроаппаратура и электроинструмент должны удовлетворять следующим требованиям:
1) Быстро включаться и отключаться от электросети;
2) Быть безопасными в работе и иметь недоступные для случайного прикосновения токоведущей части;
3) Иметь напряжение не выше 220 Вт.
При прекращении подачи тока во время работы с электроинструментом или при перерыве в работе их отсоединяют от электросети.
Парикмахерам запрещается разбирать электроаппараты и электроинструменты и производить какой-либо ремонт, пользоваться для чистки электроаппаратов имеющих нагревательные элементы, спиртом или веществами, в которые входит спирт.
Ответственность за соблюдение правил по технике безопасности возлагается на заведующую или директора парикмахерской.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Влияние электромагнитного поля, излучаемого компьютером, на организм человека"
Исследовательская работа студентки 1 курса, занявшая 1 место на зональной научно - практической студенческой конференции в секции "Физика"....
Открытый урок по теме: Иммунная система человека. Развитие человека.
Имунная система.Развитие человека....
Открытый урок по дисциплине "Физика" "Электромагнитная индукция" (17.02.2015г.)
Тема занятия:Электромагнитная индукция"...
«Электромагнитное поле и его воздействие на живые организмы».
Отрицательное воздействие электромагнитных полей на человека прямо пропорционально мощности поля и времени облучения. У человека нарушается работа эндокринной системы, обменные процессы, функции...
открытый урок на тему "Металл освоил человек..."
Материал открытого урока содержит методику и необходимый дидактический материал для проведения открытого урока по теме «Цветные металлы и сплавы» в группе студентов...
Презентация открытого урока по теме "Электрическое поле"
Презентация предназначена для проведения открытого урока по теме "Электрическое поле" дисциплины "Электротехника с оновами электроники".Данный материал включает Microsoft PowerPoi...
Исследовательская работа на тему: Биологическое действие электромагнитных полей
Проблемный вопрос: какое влияние оказывает электромагнитное поле (электросмог) на окружающую среду?...