Требования ФГОС
презентация к уроку на тему

Ризванова Алсу Камиловна

Перспективные образовательные технологии: требования Стандарта

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon trebovaniya_fgos.ppt964 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Перспективные образовательные технологии: требования Стандарта

Слайд 2

«Культура – приглашающая сила, а мы – свободны: можем принять этот вызов, а можем и не принять его» В.П.Зинченко

Слайд 3

Опрос ВЦИОМ 8 февраля 2011 г. Солнце вращается вокруг Земли (32%) Первые люди жили в ту же эпоху, что и динозавры (29%) Лазер работает, фокусируя звуковые волны (26%) Полный оборот Земля совершает вокруг Солнца за 1 месяц (20%) Вся радиоактивность – дело рук человеческих (55%)

Слайд 4

Результаты обучения: основные допущения (по К.Н.Поливановой) Мы точно знаем, чему необходимо учить (учебная программа) Мы знаем, как учить (методика) Результат = процесс (контроль точно того, чему учили) Все n -летние дети одинаковы ……

Слайд 5

Обучение vs развитие: основные допущения При «правильном» обучении развитие обязательно происходит То, чему мы научили, приводит к развитию: «математика мозги на место ставит» «Правильное» обучение учитывает возрастные особенности

Слайд 6

Результаты развития: сегодняшние реалии В современной социокультурной ситуации индивидуальные особенности «перекрывают» возрастные: Два ребенка одного возраста могут различаться больше, чем два ребенка разных возрастов

Слайд 7

Особенности современной ситуации изменчивость, мобильность и неопределенность жизнедеятельности – потребность в стабилизации; вариативность и противоречивость информационной среды – потребность с средствах «фильтрации»; система смысловых приоритетов и ценностных ориентиров – межпоколенных разрыв;

Слайд 8

Особенности современной ситуации открытость (незавершенность, нестабильность) знания – проблема принятия нового; доминанта визуальной культуры – опора на визуальные средства («клиповая культура»); высокие темпы технологического развития – префигуративный тип культур (по М. Мид); конкурентная среда и прагматизм – смена мотивации учения; диффузия профессиональной идентичности – проблема незавершенности

Слайд 9

Обучение vs развитие Естественное превращение результатов обучения в результаты развития не происходит Т.о., сегодня мы более не можем себе позволить «возлагать на развитие ответственность» за появление способностей, если не организовали образовательное пространство

Слайд 10

Также примем к сведению, что Разнообразие ситуаций, в которых приходится применять «способности», т.е. «действовать предметом» катастрофически растет; Т.е. исходно создать номенклатуру таких ситуаций - нонсенс Деление жизни на период подготовки (ориентировки) и реализации (исполнения) не валидно; Попытки сконструировать образовательное пространство как пространство обучения – не могут быть успешными

Слайд 11

Обучить способностям – не дождетесь! Структура акта обучения (учебная задача) Вводится понятие, относительно него строится поле возможных частных задач. понятие задача

Слайд 12

Исходно поле возможных задач было дано! Но сегодня требуется ИНОЕ! Задача, реальная ситуация Понятие/способ Понятие/способ ? ? ?

Слайд 13

Таким образом, для получения образовательного результата необходимо Специально конструировать образовательные пространства 2-х типов от понятия к его опробованию задачей (относительно известный тип образования и результата); от задачи (ситуации) к ее опробованию способом-понятием (новый тип образования и результата).

Слайд 14

НОВЫЙ СТАНДАРТ – ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

Слайд 15

Новые цели школьного обучения: формирование мышления, деятельности и форм общения

Слайд 16

Образовательная самостоятельность - умение школьника создавать средства для своего продвижения, развития Образовательная инициатива - умение строить свою образовательную траекторию Образовательная ответственность – умение принимать на себя решение о готовности действовать в нестандартных ситуациях Автономное действие в образовательной области

Слайд 17

учить человека думать, понимать тексты, выходить за рамки привычного, решая казалось бы, неразрешимые задачи, замысливать, реализовывать замысел, организовывать при этом свои действия, рефлексировать основания своих действий, самоопределяться в определенной ситуации. «Хорошая школа» должна:

Слайд 18

Подходы к отбору базовых образовательных технологий Основа – планируемые результаты и их проекция на различные этапы учебного процесса Дифференциация требований к освоению содержания образования: базовый и повышенные Целенаправленная организация учебной деятельности на основе учебных задач и ситуаций «Встроенность» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс

Слайд 19

Базовые образовательные технологии УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Слайд 20

УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Базовые образовательные технологии Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учащимися, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания . Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней

Слайд 21

Проектная деятельность Этап 1 . Принятие решения о выполнении проекта. Этап 2 . Определение цели деятельности. Этап 3 . Задачи деятельности Этап 4 . 1) Составление плана действий 2) Составление программы Этап 5 . Поверка на « реализуемость » Этап 6 . Выполнение программы Этап 7 . Предварительный контроль Этап 8 . Презентация продукта

Слайд 22

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Базовые образовательные технологии Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространство информационных источников, инструменты «взрослой» информационной деятельности, среда информационной поддержки учебного процесса, гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп, современные системы управления учебным процессом

Слайд 23

ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ « УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ » Базовые образовательные технологии Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие

Слайд 24

Учебные ситуации: подходы структурная «единица» учебной деятельности: ее полный замкнутый цикл: дети – самостоятельно или с помощью учителя –обнаруживают и исследуют предмет деятельности, преобразуют его, частично – запоминают; содержательная основа – планируемые результаты; учет возрастных особенностей

Слайд 25

Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры Учебные ситуации с элементами игровой деятельности : соревнования – командные и индивидуальные; сюжетные – «поиск сокровищ» … ролевые – «пишем инструкцию», «учитель» …

Слайд 26

Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности : «Пишем книгу» ; «Готовим праздник» «Делаем подарки» «Сообщаем вам …» …

Слайд 27

Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности : эксперименты с изучаемыми объектами (свойства объектов) маркировка, группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение , (подведение под понятие) проведение мини-исследований описание и оценка

Слайд 28

Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры Ежедневно используемые учебные ситуации : Математика: счёт, вычисления, решение задач, обсуждение Русский язык и чтение: «чисто-» и скороговорки, чтение вслух и про себя, письмо, «Дневник читателя», повествование/описание, обсуждение Окружающий мир: Дневник наблюдений

Слайд 29

Парадокс компетентности: Компетентность (умное и продуктивное умение) обнаруживает себя Вне школьного контекста, В задачах, не похожих на упражнения из школьных учебников, В личностно значимых задачах.

Слайд 30

Как же по-другому можно учить школьников, если: не рассказывать то, что они должны узнать? не показывать, как делать то, чему они должны научиться?

Слайд 31

Как же по-другому можно учить школьников? Помещать детей в такие условия, где они вынуждены впервые осуществлять то, чего никогда не делали, в том числе строить знание

Слайд 32

Как же по-другому можно учить школьников? Создавать ситуацию учения-обучения (Г.П.Щедровицкий) учебную ситуацию (Т.М.Губанова) ситуацию дефицита способа (Г.А.Цукерман) ставить учебную задачу (В.В.Давыдов)

Слайд 33

В ситуации человек вынужден: активизировать свои силы поставить цель найти нестандартный способ достижения цели реализовать его

Слайд 34

В ситуации человек вынужден: перевести себя из режима поведения в режим действия

Слайд 35

Работа учителя с ситуацией: создание замысла ситуации, организация ситуации и управление ею, анализ завершившейся ситуации.

Слайд 36

УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ- ситуация, специально конструируемая для систематического освоения конкретного учебного предмета.

Слайд 37

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ учебной ситуации: условия, в которые помещаются дети, диктуют необходимость действия

Слайд 38

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ учебной ситуации: задание для детей обязательно должно содержать трудность

Слайд 39

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ учебной ситуации: задание для детей должно включать знания и способности, сформированные ранее

Слайд 40

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ учебной ситуации: знание, вырабатываемое детьми, служит им средством разрешения ситуации

Слайд 41

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ учебной ситуации: условия, в которые помещаются дети, диктуют необходимость действия задание для детей обязательно должно содержать трудность задание для детей должно включать знания и способности, сформированные ранее знание, вырабатываемое детьми, служит им средством разрешения ситуации

Слайд 42

Пример организации учебной ситуации: Предъявление детям нового языкового явления (русский язык), задачи нового типа (математика). Предложение испытать старый способ действия. Попытки неудачны. Обнаружение нового способа действия. Сопоставления старого и нового способа действия, фиксация открытия и нового понятия.

Слайд 43

Что делает учитель, работающий по новому стандарту на уроке и чего он не делает? не повторяет за детьми не задает лишних вопросов не формулирует вопросы 10 раз точно формулирует задание не говорит больше, чем дети выдерживает «деловую» (пытаясь вместе с учениками разобраться в проблеме) интонацию, а не «дидактическую» (назидательную, обучающую)

Слайд 44

Что делает учитель, работающий по новому стандарту на уроке и чего он не делает? не выделяет интонационно правильные и неправильные высказывания выдерживает паузу разрешает ученику сомневаться и не знать разворачивает ребенка спиной к себе, лицом к классу ( - Кому ты говоришь? С кем общаешься? С кем споришь?). Если дети друг с другом не общаются, а общаются только с учителем или через него – это не урок деятельностного типа. предлагает детям отнестись к высказываемым предположениям

Слайд 45

Что делает учитель, работающий по новому стандарту на уроке и чего он не делает? требует обоснования детских предположений организовывает фиксацию детских предложений, решений, результатов обсуждения на доске понимает во время дискуссии, что есть вопросы, ответы на которые ему неизвестны занимает равноправную позицию с классом перед предметом: уверенно ориентируется в содержании, которое освоили 80% класса, постоянно путается в материале, которое твердо усвоили 20%, не знает того, чего еще не проходили не «выбивает» из ребенка требуемый ответ пытается гибко перестроиться по ходу урока, идя от ответа ребенка идет от класса к учебнику (методичке), а не от учебника к классу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование для 5-го класса с учётом требований ФГОС

В данном планировании распределены Общеучебные навыки и учебные навыки, которые формируются на каждом этапе урока, а также предложены те ЗУН, которыми учащийся может овладеть на конкретном уроке....

Методические рекомендации по составлению и оформлению рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС для колледжа МГКБИТ

Методические рекомендации по составлению рабочей программы дисциплины в соответствии с ФГОС содержать шаблон и пошаговую инструкцию с поснениями по формированию и оформлению рабочей программы дисципли...

Методические рекомендации по формированию и оформлению рабочей программы дисциплины в соотвествии с требованиями ФГОС

Представленнный материал содержить методические рекомендации, шаблон и пошаговую инструкцию для преподавателей колледжей по созданию и оформлению рабочей программы дисциплины в соответствии с требован...

Современный урок в условиях реализации требований ФГОС общего образования

В статье рассматриваются особенности подготовки и проведения урока начальной школы в рамках Федерального государственного образовательного стандарта ....

Виды и формы контроля учебных достижений обучающихся ОУ НПО/СПО, освоивших образовательные программы по дисциплинам гуманитарного цикла в пределах ОПОП НПО/СПО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.

Виды и формы контроля освоения программ среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП НПО/СПО согласно требованиям ФГОС нового поколения представлены в виде таблицы....

Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Методические рекомендации посвящены специфике современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Формирование творческой личности на уроках физики в системе СПО с учетом требований ФГОС по физике

В работе подробно анализируются основные требования действующего ФГОС по физике, которые имеют целью максимальное развитие творческих способностей обучающихся на уроках физики. Рассмотрены также особе...