Требования ФГОС
презентация к уроку на тему
Перспективные образовательные технологии: требования Стандарта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_fgos.ppt | 964 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Результаты обучения: основные допущения (по К.Н.Поливановой) Мы точно знаем, чему необходимо учить (учебная программа) Мы знаем, как учить (методика) Результат = процесс (контроль точно того, чему учили) Все n -летние дети одинаковы ……
Обучение vs развитие: основные допущения При «правильном» обучении развитие обязательно происходит То, чему мы научили, приводит к развитию: «математика мозги на место ставит» «Правильное» обучение учитывает возрастные особенности
Результаты развития: сегодняшние реалии В современной социокультурной ситуации индивидуальные особенности «перекрывают» возрастные: Два ребенка одного возраста могут различаться больше, чем два ребенка разных возрастов
Особенности современной ситуации изменчивость, мобильность и неопределенность жизнедеятельности – потребность в стабилизации; вариативность и противоречивость информационной среды – потребность с средствах «фильтрации»; система смысловых приоритетов и ценностных ориентиров – межпоколенных разрыв;
Особенности современной ситуации открытость (незавершенность, нестабильность) знания – проблема принятия нового; доминанта визуальной культуры – опора на визуальные средства («клиповая культура»); высокие темпы технологического развития – префигуративный тип культур (по М. Мид); конкурентная среда и прагматизм – смена мотивации учения; диффузия профессиональной идентичности – проблема незавершенности
Обучение vs развитие Естественное превращение результатов обучения в результаты развития не происходит Т.о., сегодня мы более не можем себе позволить «возлагать на развитие ответственность» за появление способностей, если не организовали образовательное пространство
Также примем к сведению, что Разнообразие ситуаций, в которых приходится применять «способности», т.е. «действовать предметом» катастрофически растет; Т.е. исходно создать номенклатуру таких ситуаций - нонсенс Деление жизни на период подготовки (ориентировки) и реализации (исполнения) не валидно; Попытки сконструировать образовательное пространство как пространство обучения – не могут быть успешными
Обучить способностям – не дождетесь! Структура акта обучения (учебная задача) Вводится понятие, относительно него строится поле возможных частных задач. понятие задача
Исходно поле возможных задач было дано! Но сегодня требуется ИНОЕ! Задача, реальная ситуация Понятие/способ Понятие/способ ? ? ?
Таким образом, для получения образовательного результата необходимо Специально конструировать образовательные пространства 2-х типов от понятия к его опробованию задачей (относительно известный тип образования и результата); от задачи (ситуации) к ее опробованию способом-понятием (новый тип образования и результата).
НОВЫЙ СТАНДАРТ – ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ
Новые цели школьного обучения: формирование мышления, деятельности и форм общения
Образовательная самостоятельность - умение школьника создавать средства для своего продвижения, развития Образовательная инициатива - умение строить свою образовательную траекторию Образовательная ответственность – умение принимать на себя решение о готовности действовать в нестандартных ситуациях Автономное действие в образовательной области
учить человека думать, понимать тексты, выходить за рамки привычного, решая казалось бы, неразрешимые задачи, замысливать, реализовывать замысел, организовывать при этом свои действия, рефлексировать основания своих действий, самоопределяться в определенной ситуации. «Хорошая школа» должна:
УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Базовые образовательные технологии Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учащимися, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания . Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Базовые образовательные технологии Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространство информационных источников, инструменты «взрослой» информационной деятельности, среда информационной поддержки учебного процесса, гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп, современные системы управления учебным процессом
ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ « УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ » Базовые образовательные технологии Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие
Учебные ситуации: подходы структурная «единица» учебной деятельности: ее полный замкнутый цикл: дети – самостоятельно или с помощью учителя –обнаруживают и исследуют предмет деятельности, преобразуют его, частично – запоминают; содержательная основа – планируемые результаты; учет возрастных особенностей
Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры Учебные ситуации с элементами игровой деятельности : соревнования – командные и индивидуальные; сюжетные – «поиск сокровищ» … ролевые – «пишем инструкцию», «учитель» …
Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности : «Пишем книгу» ; «Готовим праздник» «Делаем подарки» «Сообщаем вам …» …
Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности : эксперименты с изучаемыми объектами (свойства объектов) маркировка, группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение , (подведение под понятие) проведение мини-исследований описание и оценка
Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры Ежедневно используемые учебные ситуации : Математика: счёт, вычисления, решение задач, обсуждение Русский язык и чтение: «чисто-» и скороговорки, чтение вслух и про себя, письмо, «Дневник читателя», повествование/описание, обсуждение Окружающий мир: Дневник наблюдений
Парадокс компетентности: Компетентность (умное и продуктивное умение) обнаруживает себя Вне школьного контекста, В задачах, не похожих на упражнения из школьных учебников, В личностно значимых задачах.
Как же по-другому можно учить школьников, если: не рассказывать то, что они должны узнать? не показывать, как делать то, чему они должны научиться?
Как же по-другому можно учить школьников? Помещать детей в такие условия, где они вынуждены впервые осуществлять то, чего никогда не делали, в том числе строить знание
Как же по-другому можно учить школьников? Создавать ситуацию учения-обучения (Г.П.Щедровицкий) учебную ситуацию (Т.М.Губанова) ситуацию дефицита способа (Г.А.Цукерман) ставить учебную задачу (В.В.Давыдов)
В ситуации человек вынужден: активизировать свои силы поставить цель найти нестандартный способ достижения цели реализовать его
В ситуации человек вынужден: перевести себя из режима поведения в режим действия
Работа учителя с ситуацией: создание замысла ситуации, организация ситуации и управление ею, анализ завершившейся ситуации.
УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ- ситуация, специально конструируемая для систематического освоения конкретного учебного предмета.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ учебной ситуации: условия, в которые помещаются дети, диктуют необходимость действия
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ учебной ситуации: задание для детей обязательно должно содержать трудность
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ учебной ситуации: задание для детей должно включать знания и способности, сформированные ранее
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ учебной ситуации: знание, вырабатываемое детьми, служит им средством разрешения ситуации
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ учебной ситуации: условия, в которые помещаются дети, диктуют необходимость действия задание для детей обязательно должно содержать трудность задание для детей должно включать знания и способности, сформированные ранее знание, вырабатываемое детьми, служит им средством разрешения ситуации
Пример организации учебной ситуации: Предъявление детям нового языкового явления (русский язык), задачи нового типа (математика). Предложение испытать старый способ действия. Попытки неудачны. Обнаружение нового способа действия. Сопоставления старого и нового способа действия, фиксация открытия и нового понятия.
Что делает учитель, работающий по новому стандарту на уроке и чего он не делает? не повторяет за детьми не задает лишних вопросов не формулирует вопросы 10 раз точно формулирует задание не говорит больше, чем дети выдерживает «деловую» (пытаясь вместе с учениками разобраться в проблеме) интонацию, а не «дидактическую» (назидательную, обучающую)
Что делает учитель, работающий по новому стандарту на уроке и чего он не делает? не выделяет интонационно правильные и неправильные высказывания выдерживает паузу разрешает ученику сомневаться и не знать разворачивает ребенка спиной к себе, лицом к классу ( - Кому ты говоришь? С кем общаешься? С кем споришь?). Если дети друг с другом не общаются, а общаются только с учителем или через него – это не урок деятельностного типа. предлагает детям отнестись к высказываемым предположениям
Что делает учитель, работающий по новому стандарту на уроке и чего он не делает? требует обоснования детских предположений организовывает фиксацию детских предложений, решений, результатов обсуждения на доске понимает во время дискуссии, что есть вопросы, ответы на которые ему неизвестны занимает равноправную позицию с классом перед предметом: уверенно ориентируется в содержании, которое освоили 80% класса, постоянно путается в материале, которое твердо усвоили 20%, не знает того, чего еще не проходили не «выбивает» из ребенка требуемый ответ пытается гибко перестроиться по ходу урока, идя от ответа ребенка идет от класса к учебнику (методичке), а не от учебника к классу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование для 5-го класса с учётом требований ФГОС
В данном планировании распределены Общеучебные навыки и учебные навыки, которые формируются на каждом этапе урока, а также предложены те ЗУН, которыми учащийся может овладеть на конкретном уроке....
Методические рекомендации по составлению и оформлению рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС для колледжа МГКБИТ
Методические рекомендации по составлению рабочей программы дисциплины в соответствии с ФГОС содержать шаблон и пошаговую инструкцию с поснениями по формированию и оформлению рабочей программы дисципли...
Методические рекомендации по формированию и оформлению рабочей программы дисциплины в соотвествии с требованиями ФГОС
Представленнный материал содержить методические рекомендации, шаблон и пошаговую инструкцию для преподавателей колледжей по созданию и оформлению рабочей программы дисциплины в соответствии с требован...
Современный урок в условиях реализации требований ФГОС общего образования
В статье рассматриваются особенности подготовки и проведения урока начальной школы в рамках Федерального государственного образовательного стандарта ....
Виды и формы контроля учебных достижений обучающихся ОУ НПО/СПО, освоивших образовательные программы по дисциплинам гуманитарного цикла в пределах ОПОП НПО/СПО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.
Виды и формы контроля освоения программ среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП НПО/СПО согласно требованиям ФГОС нового поколения представлены в виде таблицы....
Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Методические рекомендации посвящены специфике современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...
Формирование творческой личности на уроках физики в системе СПО с учетом требований ФГОС по физике
В работе подробно анализируются основные требования действующего ФГОС по физике, которые имеют целью максимальное развитие творческих способностей обучающихся на уроках физики. Рассмотрены также особе...