Тематическое планирование для 5-го класса с учётом требований ФГОС
методическая разработка по теме
В данном планировании распределены Общеучебные навыки и учебные навыки, которые формируются на каждом этапе урока, а также предложены те ЗУН, которыми учащийся может овладеть на конкретном уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическое объединение с приложением тематическое планирования | 99.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по истории
в 5-х классах
в соответствии с требованиями ФГОС
Оглавление
Введение…………………………………………………………………… | |
Глава 1. …………………………………………….. | |
1.1. ……………………………………………………... | |
1.2. …………………………………………………………………………... | |
Глава 2. ……… | |
2.1. ……………………………………………………………………. | |
2.2. …………………………………………………… | |
2.3. …………………………………………………………………. | |
2.4. ……………………………………………..................................... | |
Заключение………………………………………………………………... | |
Список литературы……………………………………………………… | |
Приложения………………………………………………………………. | |
Приложение 1……………………………………………………………… |
Введение
Глава I Педагогические методики как условия реализации ФГОС ОООО
- Требования ФГОС в 5-х классах
- Методика работы с текстовой информации
- Критическое мышление
Глава 2. Тематическое планирование истории в 5-х классах
2.1. Выбор учебника в соответствии с требованиями ФГОС.
2.2. Тематическое планирование.
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Модернизация образования предусматривает введение по мере готовности федеральных государственных образовательных стандартов в основной школе. В условиях подготовки к введению ФГОС учителю необходимо определить, какие меры требуется осуществить для организации учебного процесса, удовлетворяющего требованиям стандарта. Для этого предстоит ознакомиться с планируемыми результатами освоения преподаваемого предмета, требованиями к формированию универсальных учебных действий, разобраться с концепцией системно-деятельностного подхода, понять, какие изменения необходимо внести в структуру тематического планирования. Актуальность проблемы, связанной с разработкой тематического планирования, становится очевидной, поскольку от того, насколько качественно разработан план, зависит и качество конечного результата.
Педагогическую деятельность каждого учителя сопровождают, как минимум, два вопроса: «чему учить?» и «как учить?». И если на первый вопрос можно дать однозначный ответ, поскольку планируемые результаты освоения всех учебных предметов определены стандартами, то дать однозначный ответ на второй вопрос практически невозможно. Объясняется это тем, что вопрос «как учить?» «тянет» за собой еще «цепь» вопросов: какие методики использовать; как организовать образовательную деятельность обучающихся; какие мотивационные приёмы использовать; как совместить формирование знаний и навыков; как проверить усвоение материала обучающимся. Каждый учитель на каждый из этих вопросов даст свой ответ, именно этим объясняется индивидуальность стиля преподавания, даже если в работе используется одна и та же образовательная технология.
В своей педагогической деятельности учитель постоянно решает дилемму: использовать традиционные приемы и формы обучения или инновационные образовательные технологии? При этом закономерно возникают проблемы: как совместить новое и старое, как обеспечить единую стратегию преподавания. Их решение может быть обеспечено за счёт количественного подхода (увеличение количества учебных часов, курсов, дополнительных занятий), но тогда возрастает учебная нагрузка. Более эффективным является качественный подход, направленный на использование внутреннего ресурса за счёт системы формирования общеучебных навыков. Еще одним эффективным подходом является обновление методов работы с текстовой информацией, что очень важно для формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся, особенно на предметах гуманитарной направленности. Так, задание части С ЕГЭ, ГИА по истории и обществознанию предполагает работу с текстом: его анализ, сравнение, обобщение и вычленение главной мысли. Именно эта часть задания является самой сложной и самой невыполняемой обучающимися.
По данным международного исследования PISA (Programmer for International Student Assessment) обучающиеся российских школ в своем большинстве:
- не умеют работать с информацией: сопоставлять соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;
- не умеют анализировать самостоятельно описанную ситуацию;
- не умеют составлять развёрнутый ответ в виде текста, выделять и анализировать детали;
- не умеют использовать разные типы чтения: просмотровый (ознакомительный), поисковый (с ориентацией на отбор нужной информации), аналитический;
- не могут ответить на вопросы, предполагающие многократное возращение к условию с целью получить из него дополнительную информацию;
- не могут учесть точку зрения или знания адресата;
- не могут определить замысел и цели автора текста.
Выявленные проблемы и трудности, возникающие у обучающихся при работе с текстом, обусловлены рядом причин, которые можно свести к нескольким позициям:
Не владеют навыками работы с текстом | Нет внутренней мотивации к чтению текста | |
Не умеют понять и осмыслить прочитанное | Нет желания обдумывать и анализировать прочитанное | |
Не могут грамотно работать с информацией |
Обозначенные причины, можно свести к следующему: обучающиеся не умеют понять прочитанное – мало думают сами.
Но для того, чтобы научиться понимать текст, обучающимся необходимо овладеть определёнными навыками и технологиями работы с информацией.
Федеральными государственными образовательными стандартами помимо достижения планируемых результатов по предмету предполагается достижение планируемых результатов в освоении учебных и междисциплинарных программ, одной из которых является «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом». Стандартами предполагается освоение этой программы на уроках всех учебных предметов, в том числе на уроках истории. Содержание планируемых результатов программы «Стратегия смыслового чтения послужило отправной точкой в поиске педагогической технологии, применимой к предмету история, и отвечающей требованиям ФГОС.
Обратившись к Интернет-ресурсам, изучила концепцию дистанционного курса М. Ю. Ярославцевой «Методика работы с текстовой информацией на уроках истории» Педагогического университета «1 сентября» (www.1september.ru), и в 2010 году прошла обучение на этом курсе. В процессе обучения пришла к выводу, что с методикой М. Ю. Ярославцевой хорошо интегрируется методики развития критического мышления. На мой взгляд, использование данных методик является продуктивным с позиции требований ФГОС к планируемым результатам – предметным и межпредметным.
В связи с этим считаю необходимым включить в тематическое планирование по истории в 5-х классах перечень требований ФГОС к планируемым результатам освоения междисциплинарной программы «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом», а также перечень приемов методики работы с текстовой информацией на уроках истории, обеспечивающих достижение обучающимися предметных и общеучебных навыков; методик развития критического мышления.
Целью данной работы является разработка тематического планирования по истории в 5-х классах с учетом требований ФГОС к планируемым предметным и межпредметным результатам.
Задачи:
- включить в тематическое планирование по истории в 5-х классах планируемые результаты освоения междисциплинарной программы ФГОС «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»;
- включить в тематическое планирование по истории в 5-х классах перечень предметных и общеучебных навыков на основе методики работы с текстовой информацией и методик развития критического мышления обучающихся.
Структура работы
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, одного приложения.
Глава I Педагогические методики как условия реализации ФГОС ОООО. 1.1 Требования ФГОС в 5-х классах. Рассматриваются требования ФГОС к работе с текстовой информации. Описываются навыки, которые должен приобрести ученик, после окончания школы в рамках ФГОС.
1.2. Методика работы с текстовой информации. Описываются ряд проблем, возникающих у учащихся при работе с текстовой информацией. Составлена таблица: Сопоставление планируемых результатов освоения междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» с предметными и общеучебными навыками, приобретаемыми обучающимися при использовании методики «Работа с текстовой информацией» М. Ю. Ярославцевой в 5-7 классах.
1.3. Дана характеристика критического мышления и некоторых его приёмов.
Глава 2. Тематическое планирование истории в 5-х классах
2.1. Выбор учебника в соответствии с требованиями ФГОС. Обосновывается выбор данного учебника.
2.2. Тематическое планирование. Разработка учебно-тематического планирования в соответствии ФГОС.
В приложении представлена разработка урока в соответствии с разработанным учебно-тематическим планированием.
Данная работа может быть полезна учителям истории.
- Планируемые результаты в контексте федеральных государственных образовательных стандартов
1.1. Место и роль исторического знания.
Федеральными государственными образовательными стандартами определены место и роль исторического знания в образовании молодого поколения как знания, обусловленные его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
В современной России историческое образование служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5-9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.
Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
1.2. Планируемые результаты освоения истории в 5-х классах
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.
В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.
В структуре планируемых результатов выделяются:
1) Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего образования.
2) Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ.
Эти результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу учебной программы. Они описывают примерный круг учебно-познавательных и учебно-практических задач, который предъявляется обучающимся в ходе изучения каждого раздела программы.
Планируемые результаты, отнесённые к блоку «Выпускник научится», ориентируют на то, достижение каких уровней освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидается от выпускников. В этот блок включается такой круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и которые в принципе могут быть освоены подавляющим большинством обучающихся при условии специальной целенаправленной работы учителя.
Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность учащихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития большинства обучающихся, - с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.
В блоке «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные обучающиеся.
Планируемые результаты освоения предмета истории в 5-х классах.
Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
1.3. Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»
Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» разделены на три блока. Блоки следуют в порядке усложнения приемов работы с текстом: от поиска информации – к ее преобразованию и интерпретации – и оценке информации.
I блок. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
Выпускник научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
- определять назначение разных видов текстов;
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- различать темы и подтемы специального текста;
- выделять не только главную, но и избыточную информацию;
- прогнозировать последовательность изложения идей текста;
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
- выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
II блок. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.
Выпускник научится:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
- сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
- делать выводы из сформулированных посылок;
- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
III блок. Работа с текстом: оценка информации.
Выпускник научится:
• откликаться на содержание текста:
- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
- находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Достижение планируемых результатов освоения предмета и междисциплинарной программы «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом» возможно при условии методической переработки содержания учебного материала и структуры урока. Средством достижения планируемых результатов может стать использование на уроках истории в 5-х классах методики работы с текстовой информацией и методик развития критического мышления.
2. Методики работы с информацией как средство достижения планируемых образовательных результатов
2.1. Методика работы с текстовой информацией М. Ю. Ярославцевой
Для современных учеников не возникает сложностей с поиском необходимой информации – благодаря Интернету учащиеся находят ее быстро и много. Но значительные трудности возникают из-за недостатка владения необходимыми навыками и умениями в обработке информации: понимать текст, извлекать, интерпретировать и оценивать информацию. Но чтобы научиться мыслить, пользоваться своими знаниями, ученику необходимо уметь анализировать текст, выбирать главное, уметь делать выводы.
Как один из вариантов решения этой проблемы можно рассматривать использование на уроках методических приемов по развитию у учащихся общеучебных навыков, необходимых, прежде всего для преобразования текстовой информации. Недаром одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является формирование общеучебных навыков у обучающихся. Так, в «Проекте федерального компонента государственного стандарта общего образования», принятом 23 декабря 2003 г., общеучебные навыки были впервые выделены для каждой ступени обучения и названы «необходимыми условиями развития и социализации учащихся».
Реализация данной установки возможна на практике при условии серьёзной методической подготовки, определённого переосмысления имеющегося опыта. И здесь возникают следующие проблемы. Во-первых, учащихся необходимо обеспечить «инструментом» для успешной образовательной деятельности. При этом возникает вопрос, с помощью каких приёмов и методов это можно сделать. Во-вторых, формирование общеучебных навыков придётся совмещать с изучением программного материала. При этом возникает еще один вопрос: как это можно сделать при условии сохранения прежнего количества часов. Для обеспечения качественного результата необходима организация системной работы, но опять возникает вопрос, из каких элементов должна состоять такая система и как её выстроить. На мой взгляд, ответить на эти вопросы можно, обратившись к методике работы с текстовой информацией на уроках истории, предложенной Мариной Юрьевной Ярославцевой.
М. Ю. Ярославцева предлагает систематизацию предметных общеучебных навыков, формируемых при работе с текстовой информацией на уроках истории, с 5-го по 9-ый класс с учетом возрастных особенностей обучающихся и требований к содержанию образования. При этом значительная часть навыков, примерно ¾ от общего количества отнесена к 5-7 классам и лишь ¼ часть к 8-9 классам. Такой подход объясняется необходимостью формирования основных общеучебных навыков в среднем звене, чтобы в предпрофильных классах обучающиеся могли самостоятельно использовать их, а у учителя была возможность работать над закреплением и развитием навыков.
Для того чтобы определить наиболее значимые, приоритетные общеучебные навыки, была разработана сводная таблица предметных и общеучебных навыков. Благодаря такой таблице учитель видит, когда и какие навыки ему необходимо формировать, на что опираться в своей деятельности на уроке и в каком направлении осуществлять дальнейшее целенаправленное развитие обучающихся. Таким образом, систематизация и распределение общеучебных навыков представляет собой теоретический этап решения проблемы.
На практическом этапе учителю необходимо выполнить следующий алгоритм:
- Определить темы учебного предмета, которые наилучшим образом подходят для формирования того или иного навыка.
- Осуществить подбор дополнительной информации, позволяющей закреплять и развивать формируемые навыки.
- Создать алгоритм и рекомендации для обучающихся по осуществлению различных видов учебной деятельности.
- Разработать методические приёмы для учителя по формированию навыков у обучающихся.
- Разработать единые требования для выполнения определённых видов работ учащимся.
Анализ теоретических посылок методики М. Ю. Ярославцевой и содержания требований ФГОС позволил установить соответствие между предметными и общеучебными навыками, развиваемыми в процессе использования методики работы с текстовой информацией и планируемыми результатами освоения междисциплинарной программы «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом». В результате проведенного анализа авторская таблица была дополнена информацией
« Сопоставление планируемых результатов освоения междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» с предметными и общеучебными навыками, приобретаемыми обучающимися при использовании методики «Работа с текстовой информацией» М. Ю. Ярославцевой в 5-7 классах».
В таблице цветом выделены формируемые общеучебные навыки.
Таблица …
Сопоставление планируемых результатов освоения междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» с предметными и общеучебными навыками, приобретаемыми обучающимися при использовании методики «Работа с текстовой информацией» М. Ю. Ярославцевой в 5-7 классах
Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» | Предметные и общеучебные навыки, приобретаемые обучающимися при использовании методики «Работа с текстовой информацией» М. Ю. Ярославцевой | Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» | Предметные и общеучебные навыки, приобретаемые обучающимися при использовании методики «Работа с текстовой информацией» М. Ю. Ярославцевой | Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» | Предметные и общеучебные навыки, приобретаемые обучающимися при использовании методики «Работа с текстовой информацией» М. Ю. Ярославцевой |
5 класс | 6 класс | 7 класс | |||
Поиск информации и понимание прочитанного | Извлечение необходимой информации из источника | преобразование и интерпретация информации | Умение «разговорить» источник через постановку вопросов | оценка информации | Критическое чтение источников, их самостоятельный анализ |
Поиск информации и понимание прочитанного | Составление текста с опорой на основные понятия темы | преобразование и интерпретация информации | Составление словаря исторического периода, подбор понятий к теме | оценка информации | Составление характеристики социально-экономических и политических явлений жизни общества |
Поиск информации и понимание прочитанного | Навык чтения исторической карты; Навык работы с контурной картой. | Преобразование и интерпретация информации | Использование карты для объяснения исторических событий и их сравнение | оценка информации | Использование карты для реконструкции исторического события |
Преобразование и интерпретация информации | Навык составление схем различного вида для преобразования текста | преобразование и интерпретация информации | Самостоятельный выбор схем для преобразования текстовой информации | оценка информации | Освоение новых видов преобразования текста план-схема, кластер, досье |
Поиск информации и понимание прочитанного | Постановка продуктивных и репродуктивных вопросов | оценка информации | Постановка вопросов оценочного и критического характера | оценка информации | Формулирование проблемных вопросов разного вида |
Поиск информации и понимание прочитанного | Построение полного ответа: мысль – её пояснение на конкретных примерах – итог | преобразование и интерпретация информации | Формулирование аргументированного ответа на вопрос с обобщением или выводом | оценка информации | Формулирование оценочного суждения с чей-либо точки зрения или с определённой позиции |
Преобразование и интерпретация информации | Сравнение фактов и явлений одного порядка | преобразование и интерпретация информации | Сравнение явлений разного порядка в рамках предмета | оценка информации | Сопоставление событий и явлений |
поиск информации и понимание прочитанного | Воспроизведение исторического события по заданным фактам | преобразование и интерпретация информации | Объяснение исторического события, явления с разных позиций | оценка информации | Реконструкция исторического события, явления |
поиск информации и понимание прочитанного | Выявление структуры исторического события: причины – развитие-результат | преобразование и интерпретация информации | Навык выявления причинно-следственных связей, исторических событий, явлений | оценка информации | Характеристика исторического события; выявление исторических закономерностей |
поиск информации и понимание прочитанного | Составление краткого информационного сообщения | преобразование и интерпретация информации | Составление информационного сообщения с элементами анализа | оценка информации источников | Составление проблемного доклада на основе различных источников |
1.3 Технология критического мышления
Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Изучая данную технологию, выбрала несколько приёмов работы на уроках истории, которые помогают решить ранее обозначенные проблемы. В своей деятельности использую следующие приёмы: пять вопросов сюжетной таблица «Если кто-то кое-где у нас порой…», толстые и тонкие вопросы, сводная таблица, «Ромашка вопросов», таблица Донны Огл.
- Пять вопросов сюжетной таблицы, «Если кто-то кое-где у нас порой»: данный приём рекомендуется использовать при работе с историческими текстами. Речь идёт о любых отрывках, где содержится описание какого-то события, явления. Читая, учащийся делает пометки: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Почему?», создавая скелет текста. Учащийся овладевает сюжетным мышлением.
Кто? | Что? | Когда? | Где? | Почему? |
- Толстые и тонкие вопросы: По данной методике, считается, что для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (их мы называем «тонкими»), и те, на которые ответить столь определённо не представляется возможным (их мы называем «толстыми»).
? тонкие | ? толстые |
Кто… | Дайте объяснение, почему… |
Что… | Почему вы думаете… |
Когда… | Почему вы считаете… |
Может… | В чём разница… |
Будет… | Предположите, что будет, если… |
Мог ли… | Что… |
Как звали… | |
Было ли… | |
Согласны ли вы… | |
Верно… |
- Сводная таблица. Чем старше становятся дети, тем больше информации им приходится усваивать на уроках. Приём «Сводная таблица», помогает учащимся систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица предельно просто. Средняя колонка называется «Линия сравнения». В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнить какие-то явления или события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от «Линии сравнения», заносится информация, которую, собственно, и предстоит сравнивать.
- «Ромашка вопросов» Лучший способ задать интересный вопрос – перепробовать все типы вопросов: простой вопрос, уточняющий вопрос, оценочный вопрос, творческий вопрос, вопрос интерпретация, практический вопрос.
- Таблица Донны Огл ЗХУ (Знаю-Хочу знать-Узнал). Для того, чтобы помочь учащимся научиться собирать воедино уже имеющиеся по данной теме знания, строить некоторые относительно получения новых сведений, обосновывать их и систематизировать поступающие данные.
Данные приёмы хорошо интегрируются с методикой текстовой информацией, поэтому именно их я выбрала при составлении учебно-тематического планирования для 5-х классов в соответствии ФГОС.
Глава 2. Тематическое планирование истории в 5-х классах
2.1. Выбор учебника в соответствии с требованиями ФГОС.
Учебно-тематическое планирование разработанное мною, составлено на основе рабочей программы для 5-х классов «История Древнего мира», авторы: Т.П. Андреевская, О.Н. Журавлёва, А.Н. Майков, Издательский центр «Вентана-Граф», 2012.
Современная модель исторического образования предполагает качественно новые подходы к перспективному планированию учебного процесса, к отбору содержания, к разработке форм и методов обучения. Учебный процесс проектируется как систем совместной деятельности учителя и учеников.
Рабочая программа линии УМК «История» (5-9 классы) для основной школы Издательского центра «Вентана-Граф» составлена на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010г.);
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- фундаментального ядра содержания общего образования;
- примерной программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданственной идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности;
- идей и положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Изучая учебник «Вентана -Граф» «История Древнего мира» убедилась в том, что текст учебника ориентирован на системно-деятельностную организацию процесса формирования знаний, универсальных и специальных умений учащихся с опорой на использование современных технологий обучения.
Такие технологии, как работа с текстовой информацией и критическое мышление являются неотъемлемой частью реализации ФГОС. В следующей главе я представляю учебно-тематическое планирование для 5-х классов в соответствии ФГОС. В данной таблицей, мною были распределены ОУН и ПН, приобретаемые учащимися на конкретном уроке, распределены требования ФГОС, предложены формы работы для получения лучшего понимания текста.
Заключение
В известной детской песне: «Буквы разные писать, вычитать и умножать учат в школе, учат в школе, учат в школе!» Так получается и в жизни: школа чаще всего именно учит, а не создаёт условия для самостоятельного обучения. Школьник должен научиться читать, писать, слушать, говорить, а точнее – отвечать. Количественная оценка этих действий показывает, что слушает и пишет ученик больше, чем говорит и читает, а качественная позволяет выявить ещё и ряд связанных с ней серьёзных недостатков современного образования:
- Неумение и /или нежелание слушать и понимать услышанное;
- Узкие возможности для практики «говорения»;
- Низкий уровень читательской деятельности.
Суть затронутых проблем сводится не только к отсутствию у учащихся определённых умений и навыков, сколько к тому, что они практически лишены инициативы и самостоятельности в ходе уроков. При таких условиях уменьшение интереса к учебному процессу – закономерное явление. И главной причиной является не то, что у школьников пресловутые учебные затруднения, а отсутствие реальных трудностей (познавательно-поисковых), которые ученики готовы и способны преодолевать.
Поэтому учителю, по моему мнению, необходимо менять стратегию своей деятельности, выстраивать урок, применять такие технологии, которые позволят учащимся не просто быть слушателем, а быть участником. А самое важное должна прослеживаться система и тогда будет результат.
Изучив требования ФГОС, методику работы с текстовой информацией, а также технологию развития критического мышления, увидела логическую связь между собой, то есть ФГОС предполагают внедрение данных методик в деятельность учителей. Я бы даже сказала не просто внедрение, а внедрение системной работы данных технологий в деятельность учителя. Именно они позволяют достичь желаемых результатов. Для этого я распределила ОУН и ПН, приобретаемые учащимися на конкретном уроке, распределила требования ФГОС, предложила формы работы для получения лучшего понимания текста. Другими словами я выстроила каждый урок в соответствии с требованием ФГОС. Создала структуру каждого урока, тем самым выстроила ежедневную стратегию учителя и ученика.
Мы с вами живём в XXI веке, веке инноваций, новых технологий и поэтому мы должны быть конкурентоспособными (востребованными). А для этого надо осваивать и применять технологии, которые помогают развивать творческие способности, как у учителя, так и у ученика. Вспомним о тех миллиардах клеток мозга, которые обязаны трудиться, а при традиционном подходе они спят, и нет никакой гарантии, что проснутся. Нагружать надо не память, а мысль!
2.2. Учебно-тематическое планирование для 5-х классов в условиях ФГОС.
Тема урока и основные вопросы содержания | Средства обучения | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | Требования ФГОС к работе с текстовой информацией | Предметные и общеучебные навыки, приобретаемые учащимися по «Методике работы с текстовой информацией» М. Ю. Ярославцевой |
Урок 1. Что изучает история.1. История — наука о прошлом. 2. Как работают историки | § 1 Иллюстрации учебника, отражающие историческое прошлое. Схема «История».Схема «Что даёт человеку история».Схема «Главные вопросы историка». Словарь иностранных слов | Усвоить понятие «история», понять, для чего она необходима людям. Иметь первоначальные представления о работе историков. Знать важнейшие вопросы, с которых начинается историческое познание: что произошло, где произошло, когда произошло. Уметь пользоваться текстом учебника для подтверждения своих суждений. Усвоить, что целью работы историка является поиск правды, истины | ||
Урок 2. Источники знаний о прошлом.1. Как гибнут памятники старины.2. Исторические источники.3. Группы источников. 4. Архивы, музеи, библиотеки | § 2Иллюстрации, показывающие, как гибнут памятники старины. Иллюстрации, изображающие архивы, библиотеки, музеи мира. Схема «Остатки прошлого».Таблица «Основные группы исторических источников». Пример любого исторического документа | Развивать способности оценивать действия и поступки людей. Понимать, что история воспитывает уважение к традициям народа. Развивать умение классифицировать информацию, давать описание вещественных исторических источников. Формировать представление о систематизации в исторической науке на примере деления исторических источников на группы | поиск информации и понимание прочитанного | ОУН Постановка продуктивных и репродуктивных вопросов Построение полного ответа: мысль – её пояснение на конкретных примерах - итог |
Урок 3. Измерение времени.1. Хронология — порядок событий.2. Что называется датой.3. Мера времени — год.4. Точка отсчёта времени. 5. Историческая хронология | § 3Иллюстрации, отображающие хронологический порядок в истории.Иллюстрации, отображающие порядок смены времён года.Таблица, отображающая хронологический порядок в истории.Задачи на определение хронологии событий: в каком тысячелетии, каком веке, году произошло событие. Словарь иностранных слов | Понимать сущность порядка в исторической хронологии: все события выстраиваются по годам. Начать овладевать навыками работы с единицами измерения времени: определять век, тысячелетие, если известен, год, когда произошло событие. Понимать методы современного летосчисления: счёт лет нашей эры и до нашей эры. Ознакомление с особенностями измерения времени у разных народов | ||
Урок 4. Историческая карта.1. Прошлое на карте. 2. История на плане | § 5Различные виды исторических карт. Различные варианты планов городов, мест сражения | Понимать, что историческая карта — важный источник информации. Понимать, какую информацию может предоставить карта. Уметь приводить примеры использования карты при изучении истории | поиск информации и понимание прочитанного | ПН Навык чтения исторической карты; Навык работы с контурной картой. |
Урок 5. Археология — помощница историков.1. Что изучает археология. 2. Как работают археологи | § 4Иллюстрации, отображающие работу археологов, археологические находки. Словарь иностранных слов | Сформировать общее представление о работе археолога. Объяснять необходимость труда археологов для познания исторического прошлого. Понять, в чём вред раскопок, проводимых случайными людьми. Уметь использовать ранее полученные знания при изучении нового материала (например, как гибнут памятники старины). Включать в ответы на поставленные учителем вопросы новые термины и понятия. Учиться использовать текст и иллюстрации учебника во время беседы | поиск информации и понимание прочитанного | ПН Постановка продуктивных и репродуктивных вопросов Составление текста с опорой на основные понятия темы |
Урок 6. Наука о народах — наука о прошлом.1. Что изучает этнография.2. Преданья старины глубокой. 3. История в песне | § 6Иллюстрации, изображающие одежду, жилища, предметы быта.Примеры мифа, былины, исторической песни. Словарь иностранных слов | Понимать, как этнография помогает историкам в изучении прошлого; понимать особенности работы этнографов; развивать умение анализировать сказания, мифы, песни с целью извлечения исторической информации | поиск информации и понимание прочитанного | ОУН Извлечение необходимой информации из источника Постановка продуктивных и репродуктивных вопросов Д/з: Составление краткого информационного сообщения |
Урок 7. Знать своих предков — знать историю.1. Что значит родословие.2. Из истории имён.3. Отчество. 4. История в фамилиях | § 7*Генеалогическая таблица. Любые сборники, разъясняющие значение имён. Словарь иностранных слов | Понимать, что «история — вокруг нас». Приблизиться к пониманию, что история семьи, происхождения имени, географических названий — всё это важные составляющие, из которых складывается историческая память человека | Преобразование и интерпретация информации | ОУН Навык составление схем (генеалогическое древо) |
Урок 8. Географические названия — свидетели прошлого.1. Всё имеет название.2. Как возникают названия. 3. Названия стран мира | § 8*Названия городов, сёл, улиц в родном крае. История их возникновения. Целесообразно использовать краеведческий материал при изучении происхождения географических названий | Усвоить, что географические названия заключают в себе информацию, необходимую для изучения исторического прошлого. Учебные материалы на доступном уровне подводят школьников к осмыслению необходимости бережного отношения к географическим названиям | поиск информации и понимание прочитанного | ОУН Извлечение необходимой информации из источника |
Урок 9. О чём могут поведать герб, флаг и гимн.1. О прошлом рассказывают гербы.2. Знамя и флаг сопровождают историю.3. Песнь во славу Отечества. 4. Государственные символы и гимн Российской Федерации | § 9*, 10*, 11*Таблица «Формы гербовых щитов».Иллюстрации, изображающие различные гербы, флаги и знамёна. Тексты и музыка гимнов Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации. Словарь иностранных слов | Понимать значение символики в жизни людей, а также какую информацию она может скрывать. Понимать, что уважение к государственным символам — одна из нравственных и социальных установок любого общества. Уметь объяснять, что такое герб, флаг, знамя и гимн. Видеть взаимосвязь между изменением государственного строя и появлением новых государственных символов. Использовать текст учебника как источник исторической информации. Овладевать навыком сравнения, умением самостоятельно делать описания | поиск информации и понимание прочитанного | ПН Составление текста с опорой на основные понятия темы Д/з: Составление краткого информационного сообщения |
Урок 10. Как работать с учебными материалами по истории.1. Порядок изучения истории.2. Как работать с учебником. 3. Работа с иллюстрациями учебника | § 12Репродукции картин, изображающих историческое прошлое. Фотографии, изображающие историческое прошлое. Таблица «Периоды в истории». Различные варианты памяток: как работать с текстом учебника, как работать с иллюстрацией и др. | Усвоить, что означают понятия «периоды истории», «курсы истории». Понять особенность работы с иллюстрациями в учебнике | поиск информации и понимание прочитанного | ОУН Постановка продуктивных и репродуктивных вопросов |
Тема урока и основные вопросы содержания | Средства обучения | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | Требования ФГОС «Работа с текстовой информацией» | Предметные и общеучебные навыки, приобретаемые учащимися по «Методике работы с текстовой информацией» М. Ю. Ярославцевой |
Первобытный мир (4 часа) | ||||
Урок 1. Возникновение человека.1. Древнейшие предки человека.2. Орудия труда.3. Занятия и жилища. 4. Овладение огнём | § 1 Карта «Расселение людей в Восточном полушарии в 10–4-м тысячелетиях до н. э.». Иллюстрации из учебника | Устанавливать отличие человека от животных. Определять по карте места расселения древнейших людей. Используя памятку, составлять рассказ на основе материала учебника | поиск информации и понимание прочитанного | ПН - навык чтения исторической карты ОУН Извлечение необходимой информации из источника |
Урок 2. Появление современного человека.1. Неандертальцы.2. Современный человек.3. Изобретение лука и стрел. 4. Род и племя | § 2 Иллюстрации из учебника | Раскрывать роль орудий труда и коллективной деятельности в развитии человека. Объяснять понятия «род», «родовая община», «племя».Давать описание иллюстрации. Сравнивать по иллюстрации предметы материальной культуры (орудия труда) | Преобразование и интерпретация информации | ОУН Сравнение фактов и явлений одного порядка |
Урок 3. Зарождение искусства и религиозных верований.1. Знания первобытных людей.2. Представления об окружающем мире.3. Зарождение примитивных религиозных верований. 4. Первобытное искусство | § 3 Иллюстрации из учебника | Определять предпосылки зарождения примитивных религиозных верований. Раскрывать взаимосвязь первобытного искусства и религиозных верований. Объяснять значение терминов «скульптура», «обряд», «магия», «миф» | поиск информации и понимание прочитанного | ОУН Построение полного ответа: мысль – её пояснение на конкретных примерах - итог |
Урок 4. Человечество на пути к новому обществу. 1. Первые земледельцы и скотоводы.2. Изобретение ткацкого станка и керамики.3. Соседская община.4. Наступление века металлов. 5. Появление нового общества | § 4 Схема «Родовая и соседская община» | Характеризовать основные занятия древнейших людей. С помощью схемы определять, в чём заключалось отличие родовой общины от соседской. Уметь находить в них общие черты | Преобразование и интерпретация информации | ОУН Сравнение фактов и явлений одного порядка |
Древний Восток (16 часов) | ||||
Древний Египет (6 часов) | ||||
Урок 5. Образование государства в долине Нила.1. Природа Древнего Египта.2. Хозяйственная деятельность древних египтян. 3. Образование государства Древний Египет | § 5Карта «Древний Египет». Иллюстрации из учебника | Выявлять особенности природных условий Древнего Египта. Устанавливать связь между природными условиями и занятиями людей. Определять по исторической карте местоположение страны и виды деятельности населения. Извлекать информацию из источника | поиск информации и понимание прочитанного | ОУН - извлечение необходимой информации из источника -Навыки чтения исторической карты |
Урок 6. Религиозные верования в Древнем Египте.1. Боги Древнего Египта.2. Миф об Осирисе.3. Представления о загробном мире. 4. Почитание животных | § 6 Иллюстрации из учебника | Раскрывать роль религиозных верований в жизни древних египтян. Составлять, используя памятку, простой план раздела параграфа. Извлекать информацию из фрагмента источника | поиск информации и понимание прочитанного | ОУН Извлечение необходимой информации из источника |
Урок 7. Правитель Древнего Египта.1. Фараон — правитель Древнего Египта. 2. Пирамиды Древнего Египта | § 7 Иллюстрации из учебника | Характеризовать систему власти в Египте. Давать типологический портрет (фараона). Используя памятку, составлять рассказ на основе материала учебника | поиск информации и понимание прочитанного | ПН Составления текста с опорой на основные понятия темы |
Урок. 8. Подданные фараона.1. Вельможи и чиновники.2. Жрецы.3. Воины.4. Земледельцы и ремесленники. 5. Самые бесправные люди в Древнем Египте | § 8 Иллюстрации из учебника | Определять роль различных групп населения в древнеегипетском обществе. Создавать собирательные портреты представителей различных социальных групп Древнего Египта. Извлекать информацию из фрагмента источника: поучения. Используя памятку, составлять рассказ на основе материала и иллюстраций учебника о жителях Древнего Египта | поиск информации и понимание прочитанного; | ОУН извлечение необходимой информации из источника ПН - Составление текста с опорой на основные понятия темы |
Урок 9. Повседневная жизнь древних египтян.1. Жилище.2. Одежда.3. Еда.4. Семья. 5. Праздники и развлечения древних египтян | § 9 Иллюстрации из учебника | Раскрывать особенности повседневной жизни древних египтян. Составлять рассказ по тексту раздела параграфа и иллюстрациям из учебника | поиск информации и понимание прочитанного | ПН составления текста с опорой на основные понятия темы |
Урок 10. Культура Древнего Египта.1. Письменность.2. Научные знания.3. Образование. 4. Искусство Древнего Египта | § 10 Иллюстрации из учебника | Раскрывать достижения письменности и науки в Древнем Египте. Описывать по иллюстрациям знаменитые памятники культуры Древнего Египта. Составлять простой план по тексту раздела параграфа | поиск информации и понимание прочитанного | ПН составления текста с опорой на основные понятия темы ОУН извлечение необходимой информации из источника |
Древняя Азия (10 часов) | ||||
Урок 11. Шумер и Аккад.1. Природные условия и занятия населения.2. Шумеры.3. Шумерская культура.4. Аккад. 5. Поэма о Гильгамеше | § 11Карта «Древнейшие государства Месопотамии». Иллюстрации из учебника | Сравнивать природные условия древних цивилизаций. Устанавливать связь между природными условиями и занятиями людей. Извлекать информацию из источника литературного характера | Прогнозирование и интерпретация информации | ОУН Сравнение фактов и явлений одного порядка -постановка продуктивных и репродуктивных вопросов |
Урок 12. Древний Вавилон.1. Вавилонское царство при царе Хаммурапи.2. Религиозные верования вавилонян. 3. Чудеса Вавилона | § 12 Иллюстрации из учебника | Характеризовать Вавилонское царство при царе Хаммурапи. Выявлять особенности религиозных верований вавилонян. Извлекать информацию из источника государственного характера. Раскрывать особенности памятников культуры Вавилона, используя иллюстрации из учебника | поиск информации и понимание прочитанного | ОУН Построение полного ответа: основная мысль – её пояснение на конкретных примерах - итог |
Урок 13. Ассирийская держава.1. Местоположение и природные условия.2. Ассирийское войско.3. Отношение ассирийцев к населению покорённых областей и стран. 4. Падение Ассирии | § 13 Карта «Ассирийская держава». Иллюстрации из учебника | Устанавливать связь между природными условиями и занятиями людей. Раскрывать причины военных успехов Ассирии и распада Ассирийской державы | поиск информации и понимание прочитанного | ПН Выявление структуры исторического события: причины – развитие-результат |
Урок 14. Финикия.1. Природные условия и хозяйственная деятельность.2. Первые мореплаватели. 3. Изобретения финикийцев | § 14Карта «Древняя Финикия». Иллюстрации из учебника | Рассказывать на основе исторической карты о хозяйственной жизни страны. Характеризовать изобретения финикийцев. Извлекать информацию из источника литературного характера (миф) | поиск информации и понимание прочитанного | ОУН Извлечение необходимой информации из источника ПН -Навык чтения исторической карты; Навык работы с контурной картой. |
Урок 15. Древняя Палестина.1. Природные условия.2. Ветхий Завет.3. Борьба с филистимлянами. 4. Древнееврейское царство | § 15Карта «Древнееврейское царство». Иллюстрации из учебника | Определять по карте границы древних государств. Раскрывать особенности природных условий Палестины. Составлять простой план по разделу параграфа. Извлекать информацию из источника литературного характера (миф) | поиск информации и понимание прочитанного | ПН - развитие навыка чтения исторической карты |
Урок 16. Древняя Персия.1. Создание Персидской державы.2. Персидская держава при Дарии I.3. Персидская армия. 4. Религиозные верования персов | § 16 Карта «Персидская держава». Схема «Управление сатрапией» | Раскрывать причины военных успехов Персии. Давать пояснения к схеме «Управление сатрапией». Сравнивать ассирийскую и персидскую армию. Извлекать информацию из фрагмента сочинения историка | Преобразование и интерпретация информации | ОУН Навык составления схем различного вида для преобразования текста; Выявление структуры исторического события: причины - развитие-результат |
Урок 17. Древняя Индия.1. Местоположение и природа.2. Древнейший период в истории Индии.3. Арии.4. Возникновение варн. 5. Знаменитые поэмы Древней Индии | § 17 Карта «Древняя Индия». Иллюстрации из учебника | Сравнивать природные условия древних цивилизаций. Выявлять особенности хозяйственной жизни Древней Индии. Раскрывать суть варного и кастового деления общества в Индии | Преобразование и интерпретация информации | ОУН Сравнение фактов и явлений одного порядка; Таблица Д. О. |
Урок 18. Религиозные верования и повседневная жизнь в Древней Индии.1. Индуизм.2. Учение Будды. 3. Повседневная жизнь в Древней Индии | § 18 Иллюстрации из учебника | Выявлять особенности образа жизни в Древней Индии. Определять общие черты в религиозных верованиях древних народов и указывать особенности индуизма. Извлекать информацию из изречений религиозного деятеля | Преобразование и интерпретация информации | ОУН Сравнение фактов и явлений одного порядка; |
Урок 19. Древний Китай.1. Местоположение и природные условия.2. Образование единого Китайского царства.3. Правление династии Цинь.4. Конфуций — самый знаменитый мудрец Древнего Китая. 5. Открытия и изобретения древних китайцев | § 19Карта «Древний Китай». Иллюстрации из учебника | Сравнивать природные условия древних цивилизаций. Раскрывать особенности хозяйственной жизни и образа жизни в Древнем Китае. Характеризовать открытия и изобретения древних китайцев | Преобразование и интерпретация информации | ОУН Сравнение фактов и явлений одного порядка; |
Урок 20. Итоговое обобщение по разделу «Древний Восток» | Карта «Древний Восток». Иллюстрации из учебника | Определять общее и особенное в развитии государств Древнего Востока. Извлекать информацию из фрагментов письменных источников разных типов: древние законы, мифы, летописи, труды древних историков. Показывать по карте территории древних государств и как они изменялись | Преобразование и интерпретация информации | Сравнение фактов и явлений одного порядка Д/З: Составление краткого информативного сообщения |
Древняя Греция (20 часов) | ||||
Урок 21. Природа Греции и занятия древних греков.1. Балканский полуостров, его природа.2. Занятия древних греков. 3. Древние греки и море | § 20Карта «Древняя Греция». Иллюстрации из учебника | Раскрывать особенности природы Балканского полуострова. Характеризовать занятия древних греков. Показывать по карте местоположение древнейших государств. Извлекать информацию из адаптированных текстов «Илиады» и «Одиссеи» | поиск информации и понимание прочитанного | ОУН Извлечение необходимой информации из источника ПР - Составление текста с опорой на основные понятия темы |
Урок 22. Древнейшие государства Греции: Крит и Микены.1. Критское государство — древнейшее государство в Европе.2. Греческие мифы как исторический источник, повествующий о жизни людей на Крите и в Микенах. 3. Древние Микены | § 21 Иллюстрации из учебника | Различать мифологическую и историческую информацию о древнейших государствах Греции. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков | поиск информации и понимание прочитанного | - Постановка репродуктивных и продуктивных вопросов |
Урок 23. Верования древних греков.1. Греческие боги.2. Религиозные церемонии. 3. Боги и люди | § 22 Иллюстрации из учебника | Сравнивать по заданным параметрам верования народов Древнего Востока и древних греков. Извлекать информацию из фрагмента мифа | Преобразование и интерпретация информации | ОУН Сравнение фактов и явлений одного порядка |
Урок 24. «Илиада» и «Одиссея»: правда и вымысел.1. Древние певцы и сказители.2. Гомер.3. Основное содержание поэм «Илиада» и «Одиссея». 4. Генрих Шлиман и его открытия | § 23 Иллюстрации из учебника | Объяснять значение крылатых выражений: «ахиллесова пята», «троянский конь», «яблоко раздора». Извлекать информацию из адаптированных текстов «Илиады» и «Одиссеи» | поиск информации и понимание прочитанного | ОУН Извлечение необходимой информации из источника |
Урок 25. Греческий полис — город-государство. Великая греческая колонизация.1. Полис и его жители.2. Развитие ремесла и земледелия. 3. Великая греческая колонизация и её значение | § 24 Карта «Великая греческая колонизация VIII–VI вв. до н. э.». Иллюстрации из учебника | Объяснять понятия «аристократия», «демос», «метрополия», «колония». Раскрывать причины колонизации и её роль в жизни греческих полисов. Показывать по карте территории, колонизированные греками | поиск информации и понимание прочитанного | ПН Выявление структуры исторического события: причины - развитие-результат |
Урок 26. Законодатели в жизни Афин.1. Первый законодатель Афин — Драконт.2. Реформы Солона.3. Значение реформ для жизни Афинского полиса. 4. Тирания в Афинах | § 25 Иллюстрации из учебника | Раскрывать причины и последствия реформ Солона. Объяснять понятия «реформа», «Народное собрание», «демократия», «тирания». Используя памятку, составлять рассказ об исторической личности | поиск информации и понимание прочитанного | ПН Выявление структуры исторического события: причины - развитие-результат |
Урок 27. Спарта. 1. Спарта и её жители.2. Ликург и его законы. 3. Воспитание спартанцев | § 26 Иллюстрации из учебника | Сравнивать по заданным параметрам государственное устройство Афин и Спарты. Определять особенность спартанских законов | Преобразование и интерпретация информации Оценка информации | ОУН сравнение фактов и явлений одного порядка |
Уроки 28–29. Греко-персидские войны.1. Причины войн и их начало.2. Марафонское сражение.3. Строительство греческого флота.4. Вторжение армии Ксеркса.5. Фермопильская битва.6. Саламинское сражение. 7. Причины победы греков | § 27–28Карта «Греко-персидские войны». Схемы: «Битва в Фермопильском ущелье», «Саламинское сражение» | Раскрывать причины греко-персидских войн и победы в них греков. Составлять хронологическую таблицу. Извлекать информацию из источника литературного характера. Рассказывать о ходе битвы, используя схему | поиск информации и понимание прочитанного | ПР Выявление структуры исторического события: причины - развитие-результат |
Урок 30. Греческий полис и его жители.1. Права граждан.2. Воспитание гражданина. 3. Рабство | § 29 Иллюстрации из учебника | Раскрывать значение понятия «гражданин» в греческом полисе. Характеризовать положение рабов в Древней Греции | поиск информации и понимание прочитанного | ОУН Извлечение необходимой информации из источника |
Урок 31. Развитие демократии при Перикле.1. Хозяйственная жизнь Афин после греко-персидских войн.2. Управление в Афинах. 3. Деятельность Перикла | § 30Схема «Управление в Афинах». Иллюстрации из учебника | Раскрывать изменения в жизни греков при Перикле. Под руководством учителя составлять схему «Управление в Афинах». Используя памятку, составлять рассказ об исторической личности | Преобразование и интерпретация информации | Навык составление схем различного вида для преобразования текста |
Урок 32. Олимпийские игры.1. Место Олимпийских игр в жизни греков.2. Основные виды состязаний. 3. Награждение победителей | § 31 Иллюстрации из учебника | Раскрывать роль Олимпийских игр в жизни древних греков. Давать оценку олимпийского движения в античном мире. Используя памятку, составлять простой план раздела параграфа | поиск информации и понимание прочитанного оценка информации | ОУН Извлечение необходимой информации из источника Формулирование оценочного суждения с чей-либо точки зрения или с определённой позиции Д//З: Составление краткого информационного сообщения |
Урок 33. Повседневная жизнь древних греков.1. Одежда.2. Жилище.3. Еда. 4. Семья | § 32 Иллюстрации из учебника | Характеризовать особенности повседневной жизни древних греков. Самостоятельно создавать типологические портреты жителей древнегреческих полисов. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков | поиск информации и понимание прочитанного | ОУН Извлечение необходимой информации из источника ПН - Составление текста с опорой на основные понятия темы |
Урок 34. Греческая наука.1. Любовь к мудрости — по-гречески «философия».2. Геродот. 3. Медицина в Древней Греции | § 33 Иллюстрации из учебника | Раскрывать основные достижения греческой науки. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков | Преобразование и интерпретация информации оценка информации | -оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире |
Урок 35. Архитектура и скульптура Греции.1. Особенности греческой архитектуры.2. Афинский Акрополь. 3. Греческая скульптура | § 34Схема «Афинский Акрополь».План Афин. Иллюстрации из учебника | Раскрывать особенности греческой архитектуры. Сравнивать памятники архитектуры и скульптуры Древней Греции и Древнего Египта. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков. Рассказывать об афинском Акрополе, используя схему | Преобразование и интерпретация информации | ОУН Сравнение фактов и явлений одного порядка |
Урок 36. Рождение театра.1. Театральные представления.2. Происхождение театра и его устройство.3. Как проходили театральные представления? 4. Великие поэты Греции | § 35 Иллюстрации из учебника | Раскрывать роль театральных представлений в жизни древних греков. Сравнивать современный театр с театральными постановками в Древней Греции по заданным параметрам. Извлекать информацию из источника литературного характера | Преобразование и интерпретация информации | ОУН Сравнение фактов и явлений одного порядка Д//З: Составление краткого информационного сообщения |
Урок 37. Греция и Македония в IV в. до н. э.1. Пелопоннесская война и ослабление греческих полисов.2. Возвышение Македонии при царе Филиппе II.3. Македонская армия. 4. Установление власти Македонии над Грецией | § 36 Иллюстрации из учебника | Раскрывать значение Пелопоннесской войны для греческих полисов. Выявлять особенности македонского войска. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков | поиск информации и понимание прочитанного | ПН Выявление структуры исторического события: причины – развитие-результат |
Урок 38. Завоевания Александра Македонского и их последствия.1. Начало правления Александра Македонского.2. Начало Восточного похода. 3. Поход вглубь Азии | § 37Карта «Поход Александра Македонского на Восток» | Раскрывать значение похода Александра Македонского на Восток для греков и для жителей Индии. Показывать по карте завоевания Александра Македонского. Оценивать результаты правления Александра Македонского | поиск информации и понимание прочитанного | ОУН Построение полного ответа: мысль – её пояснение на конкретных примерах – итог Формулирование оценочного суждения с чей-либо точки зрения или с определённой позиции |
Урок 39. Основание Александрии.1. Александрия Египетская.2. Фаросский маяк. 3. Великие учёные Александрии | § 38Карта «Распад державы Александра Македонского». Иллюстрации из учебника | Раскрывать особенности планировки Александрии Египетской. Определять территориальные изменения и показывать границы государств. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков | поиск информации и понимание прочитанного | ПН Навык чтения исторической карты; Навык работы с контурной картой. |
Урок 40. Итоговое обобщение по разделу «Древняя Греция» | Карта «Древняя Греция». Иллюстрации из учебника | Указывать особенности развития Древней Греции по сравнению с государствами Древнего Востока. Давать, опираясь на памятку, характеристику знаменитых деятелей Древней Греции. Использовать карту как источник информации о жизни Древней Греции | поиск информации и понимание прочитанного | ОУН Построение полного ответа: мысль – её пояснение на конкретных примерах - итог |
Древний Рим (20 часов) | ||||
Урок 41. Древняя Италия и начало города Рима.1. Местоположение и природа Апеннинского полуострова.2. Италики.3. Основание Рима.4. Легенда о Ромуле и Реме.5. Ромул — первый римский царь. 6. Похищение сабинянок | § 39Карта «Древняя Италия». Иллюстрации из учебника | Выявлять влияние природных условий на хозяйственную жизнь людей. Находить общие черты в природных условиях Италии и Греции и их различия | Преобразование и интерпретация информации | ОУН Сравнение фактов и явлений одного порядка |
Урок 42. Рим в эпоху царей.1. Цари Рима.2. Этруски.3. Рим и этруски. 4. Сервий Туллий | § 40 Иллюстрации из учебника | Указывать, чем отличалась царская власть в Риме от древневосточной деспотии. Определять значение реформ Сервия Туллия | Преобразование и интерпретация информации | ОУН Сравнение фактов и явлений одного порядка |
Урок 43. Рождение Римской республики.1. Падение царской власти и образование республики.2. Происхождение патрициев и плебеев.3. Причины борьбы между ними.4. Ход борьбы.5. Успехи плебеев.6. Итоги борьбы | § 41 Иллюстрации из учебника | Объяснять понятия «патриции», «плебеи». Раскрывать причины борьбы между патрициями и плебеями и знать её итоги. Извлекать информацию из адаптированного древнего закона | поиск информации и понимание прочитанного | ПН Выявление структуры исторического события: причины – развитие-результат |
Урок 44. Завоевание Римом Италии.1. Война с галлами.2. «Разделяй и властвуй». 3. Война с Пирром и её итоги | § 42 Иллюстрации из учебника | Раскрывать причины, способствовавшие установлению власти Рима в Италии. Составлять, используя памятку, простой план раздела параграфа | поиск информации и понимание прочитанного | ОУН Извлечение необходимой информации из источника Выявление структуры исторического события: причины – развитие-результат |
Урок 45. Армия Древнего Рима.1. Вооружение римского легионера.2. Боевое построение легиона.3. Устройство римского лагеря.4. Осада крепости римским войском. 5. Триумф | § 43Схема «Построение римского войска».План римского лагеря. Иллюстрации из учебника | Раскрывать роль армии в истории Рима. Характеризовать, используя схему, организацию римской армии. Составлять, используя памятку, план раздела параграфа | поиск информации и понимание прочитанного | ОУН Извлечение необходимой информации из источника |
Урок 46. Пунические войны.1. Рим и Карфаген.2. Первая Пуническая война (264–241 гг. до н. э.).3. Начало Ганнибаловой войны.4. Битва при Каннах.5. Завершение Ганнибаловой войны. 6. Третья Пуническая война (149–146 гг. до н. э.) | § 44Карта «Вторая Пуническая война».Схемы: «Битва при Каннах», «Расположение войск в битве при Заме». Иллюстрации из учебника | Раскрывать причины Пунических войн. Выявлять причины победы Рима над Карфагеном. Составлять рассказ о сражении по карте-схеме. Подготавливать рассказ об исторической личности по памятке. Составлять хронологическую таблицу. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков. Давать описание битвы, используя схему | Преобразование и интерпретация информации | ОУН Выявление структуры исторического события: причины – развитие-результат Навык составление схем различного вида для преобразования текста |
Урок 47. Завоевания Рима на Востоке.1. Рим и Македония.2. «Свобода Греции».3. Антиох III.4. Римляне в Азии.5. Покорение Греции. 6. Римские провинции | § 45 Иллюстрации из учебника | Раскрывать систему управления римскими провинциями. Определять место провинций в римской общественной и хозяйственной жизни. Составлять хронологическую таблицу | Преобразование и интерпретация информации | ОУН Навык составление схем различного вида для преобразования текста (структура управления государством) |
Урок 48. Государственное устройство Римской республики.1. Народное собрание.2. Магистраты. 3. Сенат | § 46Схема «Управление Римской республикой». Иллюстрации из учебника | Сравнивать, используя схему, государственное устройство Римской республики и Афин. Раскрывать роль сената в жизни Римской республики. Сравнивать Народное собрание в Риме и Афинах. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков | Преобразование и интерпретация информации | ОУН Сравнение фактов и явлений одного порядка Таблица Д. О. |
Урок 49. Римское общество: его нравы и обычаи.1. Нобилитет.2. Плебеи.3. Римская семья. 4. Идеал гражданина | § 47 Иллюстрации из учебника | Характеризовать группы населения в Риме. Составлять типологический портрет типичных представителей различных групп римского общества | поиск информации и понимание прочитанного | ПР Составление текста с опорой на основные понятия Таблица Д. О. |
Урок 50. Повседневная жизнь римского общества.1. Римский дом.2. Одежда.3. Развлечения римлян. 4. Верования римлян | § 48 Иллюстрации из учебника | Находить общие черты в религии и одежде римлян и греков. Рассказывать о повседневной жизни римлян, используя иллюстрации из учебника | Преобразование и интерпретация информации | ОУН Таблица Д. О. |
Урок 51. Рабство в Риме.1. Положение рабов. 2. Восстание Спартака: причины восстания, основные события, причины поражения восставших | § 49Карта «Восстание Спартака». Иллюстрации из учебника | Выделять особенности рабовладения в Риме. Выявлять причины поражения восстания рабов в Риме. Рассказывать о ходе событий, используя карту | поиск информации и понимание прочитанного | ПН Выявление структуры исторического события: причины – развитие-результат |
Урок 52. Начало гражданских войн в Риме.1. Причины гражданских войн.2. Законы братьев Гракхов.3. Марий и Сулла. 4. Диктатура Суллы | § 50 Иллюстрации из учебника | Устанавливать причины гражданских войн в Риме. Раскрывать суть реформ братьев Гракхов. Характеризовать диктатуру Суллы | поиск информации и понимание прочитанного | - ПН Выявление структуры исторического события: причины – развитие-результат |
Урок 53. Гай Юлий Цезарь.1. Первый триумвират.2. Завоевание Галлии.3. «Жребий брошен».4. Диктатура Цезаря. 5. Заговор против Цезаря и его гибель | § 51 Иллюстрации из учебника | Характеризовать реформы Цезаря. Выявлять особенности единоличной власти в Риме. Составлять рассказ об исторической личности, используя дополнительную литературу. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков | поиск информации и понимание прочитанного | ОУН Построение полного ответа: мысль – её пояснение на конкретных примерах – итог Извлечение необходимой информации из источника |
Урок 54. Октавиан Август и рождение Римской империи.1. Второй триумвират.2. Октавиан и Антоний. 3. Рождение Римской империи | § 52Карта «Римское государство в III в. до н. э. — II в. н. э.». Иллюстрации из учебника | Раскрывать причины победы Октавиана Августа в гражданской войне. Составлять хронологическую таблицу. Составлять рассказ об исторической личности, используя дополнительную литературу. Определять по карте границы государства. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков | поиск информации и понимание прочитанного | ОУН Выявление структуры исторического события: причины – развитие-результат Табл Что? Где? Когда? – с. 123 Навык составление схем различного вида для преобразования текста |
Урок 55. Императоры Рима I–II вв.1. Расцвет империи.2. Нерон — император-актёр.3. Веспасиан — император-шутник.4. Траян — «лучший принцепс».5. Марк Аврелий — император-философ. 6. Комод — император-гладиатор | § 53 Иллюстрации из учебника | Составлять рассказ об исторической личности, используя дополнительную литературу | поиск информации и понимание прочитанного | ПН Составление текста с опорой на основные понятия темы Составление информационного сообщения с элементами анализа |
Урок 56. Вечный город.1. На улицах Рима.2. На Форуме.3. В Колизее.4. В Пантеоне. 5. В термах | § 54План Древнего Рима. Иллюстрации из учебника | Оценивать значение изобретений, сделанных в Древнем Риме, для современной жизни. Составлять рассказ о достопримечательностях Древнего Рима, используя план города в учебнике | поиск информации и понимание прочитанного оценка информации | ОУН Формулирование оценочного суждения с чей-либо точки зрения или с определённой позиции Построение полного ответа: мысль – её пояснение на конкретных примерах - итог |
Урок 57. Культура Римской империи.1. Римляне-строители.2. Закон — единственный «царь» в государстве. 3. Римская поэзия | § 55 Иллюстрации из учебника | Определять важнейшие достижения в области культуры (архитектуры, литературы). Характеризовать достижения римлян в области культуры, используя иллюстрации из учебника | поиск информации и понимание прочитанного | ОУН Навык составление схем различного вида для преобразования текста (таблица «Достижения культуры древних римлян) Построение полного ответа: мысль – её пояснение на конкретных примерах - итог |
Урок 58. Возникновение христианства.1. Предпосылки возникновения христианства.2. Иисус Христос.3. Христианская церковь.4. Гонения на христиан. 5. Император Константин и победа христианства | § 56 Иллюстрации из учебника | Раскрывать предпосылки возникновения христианства. Извлекать информацию из фрагмента законодательного акта | поиск информации и понимание прочитанного | ОУН Извлечение необходимой информации из источника |
Урок 59. Римская империя в III–V вв.1. Кризис рабовладельческих отношений.2. Императорская власть.3. Великое переселение народов. 4. Падение Западной Римской империи | § 57Карта «Римская империя в III–V вв. н. э.». Иллюстрации из учебника | Раскрывать причины хозяйственного кризиса в Риме в III в. Выявлять новые явление в хозяйственной жизни Рима IV–V вв. Извлекать информацию из фрагмента законодательного акта. Показывать, как изменился характер императорской власти в IV–V вв. | поиск информации и понимание прочитанного | ОУН Извлечение необходимой информации из источника Выявление структуры исторического события: причины – развитие-результат |
Урок 60. Итоговое обобщение по разделу «Древний Рим» | Карта «Древний Рим». Иллюстрации из учебника | Называть основные этапы и события в истории Древнего Рима. Давать, опираясь на памятку, характеристику знаменитых деятелей Древнего Рима. Показывать и комментировать по карте рост территории римского государства | оценка информации | ОУН Формулирование оценочного суждения с чей-либо точки зрения или с определённой позиции |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование для 10-11 классов по программе СПО
Данное планирование предназначено для работы с детьми по базовому английскому языку. Программа расчитана на два года обучения, 158 часов....
тематическое планирование для 10-11 классов по программе СПО
Данное планирование предназначено для работы с детьми по базовому английскому языку. Программа расчитана на два года обучения, 158 часов....
Календарно-тематическое планирование для 5-7 классов, в основной школе.
Календарно-тематическое планирование для 5-7 классов, в основной школе разработанно в помощь учителям физической культуры....
Календарно-тематическое планирование по сольфеджио 1 класс
Календарно-тематическое планирование по сольфеджио для 1 класса...
Календарно-тематическое планирование по сольфеджио 2 класс
Календарно-тематическое планирование по сольфеджио для 2 класса по 7-летней программе обучения...
Рабочая программа по русскому языку 11 класс, составленная по требованиям ФГОС
Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для...
Календарно-тематическое планирование по химии 8 класса (ФГОС) по учебнику авторов Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.
Данное календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с ФГОС, позволит вам опереться в своей работе...